Андрей КОНДРАТЬЕВ
Оккультные тенденции
В оккультизме Западной Европы второй половины 19 в. присутствовало три тенденции, которые выступали в качестве движущих пружин всего оккультистского движения. Оккультизм, как известно, исходит из наличия потаенного (буквальное значение слова occultus) и сокровенного знания. Поскольку заведомо предполагается, что хранители его суть горстка избранных, первую тенденцию можно обозначить как тенденцию-сокровение. Таинственный символический язык, намеренно туманный слог, разработанная система недомолвок и кодировок – вот прямое следствие этой первой тенденции.
«Доступное только для элиты» потаенное знание может оказаться опасным оружием. Загадочность оккультистов наводит на многие подозрения. Так возникает мысль, что за стеной эзотеризма вынашиваются ужасающие планы, направленные против человечества. Наконец, одни оккультные группы в пылу полемики обращают такие же обвинения против других, не менее оккультных групп, занимающих ту же самую нишу и претендующих на владение той же самой великой тайной.
Хранители тайны видят ее исключительность относительно всех известных типов человеческого знания (в т.ч., магии, науки и религии), исходя из того, что сокровенное знание, которым они владеют, является всеобъемлющим и полученным в результате Божественного Откровения. При этом те оккультисты, для которых важна идея прогресса, говорят, что Откровение с ходом истории как бы нарастало. Возражающие им «оккультные пессимисты» на разные лады варьируют мысль Гете «Das Wahre war schon laengst erfunden»[ii] .
В этих таинственных гротах и пещерах, например, в знаменитой пещере Саптапарна (Саттапанни Махавансы) вблизи горы Байбхар, получили свое посвящение многие адепты сокровенного знания, познавшие мудрость КНИГИ ДЗИАН подобно Елене Петровне.
«Университетские архивы Парадезы»
Одним из таких адептов представлял себя знаменитый французский оккультист и проповедник Синархии маркиз Сент-Ив д’Альвейдр (1842-1909). В своей книге «Миссия Индии в Европе» этот мистик уверял[iv] , что правит ей лично Царь Мира (Верховный Понтиф по имени Брахатма с тремя соправителями – Махатмой и Махангой), причем число агарттийцев равно 20 миллионам человек, с некоторыми из которых д’Альвейдру довелось лично пообщаться.
Как рассказывает д’Альвейдр, Агартта расположена под землей, где-то в районе Афганистана[vi] .
Поскольку Священные Писания и научные труды богатейших агарттийских библиотек выгравированы в камне, ни один из посвященных (йогов, пророков и пророчиц) не может вынести их на поверхность. Элементы великой науки «Ом» приходится удерживать в памяти, а поскольку она даже у посвященных является ограниченной, все великие Откровения по-своему несовершенны.
Признание далай-ламы
«Благословенный Сакья-Муни нашел на вершине горы каменные плиты со словами, смысл которых он смог понять только в старости. После этого он пробрался в царство Агарты[viii] , – дополняет картину Агарты польский путешественник Антоний Фердинанд Оссендовский, которому довелось собирать в Монголии легенды об Агарте вместе с великим бароном Унгерном фон Штернбергом. В личной беседе Живой Будда (далай-лама) рассказывает Оссендовскому, что Агарта – это трансконтинентальное царство, расположенное под землей и живущее по законам космической справедливости. Миллионы людей живут в подземных пещерах, где «царит особенный свет, благодаря которому там произрастают хлеба и растения, а люди живут долго, никогда не болея. В этом царстве живут различные племена и народности»[x] .
Это описание, детально подтверждающее рассказ Сент-Ива д’Альвейдра, является историческим свидетельством необычайной важности. Благодаря книге Антония Фердинанда Оссендовского рассказы Сент-Ива про подземные архивы, где хранится совокупная мудрость всего человечества, перестали многими восприниматься как литературная мистификация или благочестивая утопия. Авторитет далай-ламы и множество вполне правдоподобных фактов превратили оккультную легенду о мудрости подземелий в один из ключевых сюжетов мистического поиска двадцатого века…
Агарта против Шамбалы
Совпадение описаний д’Альвейдра-Оссендовского с тем, что рассказала Блаватская совершенно очевидно. В обоих случаях сокрытая страна находится «где-то далеко на Востоке» и обладает огромной библиотекой Священных Писаний, прочесть которые еще никому из обычных религиоведов не удавалось.
Наконец, в обоих случаях информация о «счастливой стране» получена от тамошних жителей (великих махатм Мориа и Кут-Хуми – в случае Блаватской и брахманского гуру Бхагвандас-Раджи-Шрина, а также афганского принца Ходжи Шарифа – в случае Сент-Ива). Поэтому нет повода удивляться тому, что в последующей оккультистской традиции эти два описания смешивали, а две страны попросту отождествляли. Это мы видим и у Елены Рерих, и у Э.Р.Мулдашева, и у В.Н.Демина (добавляющего сюда же «Антарктиду-Гиперборею»), и даже у русского писателя А.В.Барченко, предпринимавшего в 1921 и 1925 годах поисковые экспедиции в Тибет и Афганистан.
Есть, правда, и такие авторы, для которых Шамбала не то что не тождественна Агартте, но даже находится с ней в крайне воинственных отношениях. Такую картину рисует в своем оккультном романе «Черное солнце Таши Лхунпо» известный неонацистский литератор Рассел МакКлауд[xii] , где также говорится об Агартте и той глубинной мудрости, которая сокрыта в подземном склепе. Популярные романы на мистическую (в том числе и оккультно-нацистскую) тему стремительно вошли в домашние библиотеки современных европейцев. Еще столетие тому назад петербургский религиовед Е.В.Аничков констатировал: «история литературы в самых важных проблемах, подлежащих ее разрешению, все более сближается с историей религии. Это новый факт методологии истории литературы»[xiv], а также те Священные Писания, которые некогда присутствовали, но потом таинственным образом куда-то исчезли. Причиной сокрытия чаще всего оказывается «грубое невежество профанов» (формулировка Блаватской), тогда как место сокрытия в большинстве случаев локализуется под землей. Мифология обитаемой подземной крипты имеет в европейском эзотеризме очень долгую и захватывающую судьбу, поэтому говорить об «изобретениях» д’Альвейдра или Е.П.Блаватской было бы грубой ошибкой. Они лишь оформили или проговорили тот архаический миф, который на протяжении многих столетий существовал в трех основных формах:
• В форме поверия о цвергах (карликах) или Духах Земли, которые ведут свою потаенную хтоническую жизнь, охраняя доступ к запрятанным сокровищам.
• В форме легенды о Царе Мира, который является подлинным духовным владыкой человечества, а потому скрыт от большинства людей (по известному в истории религии принципу: «чем священнее, тем более невидим»).
• В форме мифа о сокрытой книге, с которой сначала отождествляли Святой Грааль (в одной из этимологий «Грааль» означает «книга»), а потом отождествили «Потерянное Слово» мастера Хирама, утраченное для всего человечества, но хранящееся где-то в недрах Земли.
На пересечении этих трех мистических сюжетов в европейском эзотеризме рубежа 19-20 веков оформился миф о закрытом подземном книгохранилище, наполненном священными текстами и недоступном для непосвященных. Эта мифологема обретала постепенно политические черты (которые стали вполне очевидными уже в работах Сент-Ива д’Альвейдра). Во второй половине 20 века легенда о священных текстах подземной крипты сомкнулась с популярным мифом оккультного нацизма и стала достоянием многотиражных романов эзотерического направления.
[1] Издревле правда нам открылась (нем.).
[2] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Т.1. – М.: Эксмо, 2006. – 880 с., с. 29, 31, 41 сл
[3] Почти все они повествуют о чьей-нибудь миссии: «Миссия правителей» (1882), «Миссия рабочих» (1883), «Миссия евреев» (1884), «Миссия Индии в Европе» (1886), «Миссия французов» (1887), «Археометр» (1911).
[4] В толковании Сент-Ива – «недоступная для Анархии», в толковании Сержа Ютена – «неуловимая», «неприкосновенная». (Ютен, Серж. Люди и фантастические цивилизации. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998, с. 126).
[5] По версии Сержа Ютена, Агартта находится не на Земле, а в некотором «параллельном мире». В.Н.Демин ищет ее на Кольском полуострове (в Ловозерской тундре), а Эрнст Мулдашев – в юго-западной, наименее изученной части Тибета, вблизи Кайласа, священной горы индуистов и буддистов.
[6] Д’Альвейдр Сент-Ив, Миссия Индии в Европе. // Д’Альвейдр Сент-Ив, Генон Р. Оракулы Великой Тайны. Между Шамбалой и Агартой. – М.: Эксмо, Яуза, 2005, с. 48, 49, сл.
[7] Оссендовский предпочитает такое написание.
[8] Оссендовский А.Ф. Люди, боги звери. – М.: Яуза, Эксмо, 2005, с. 274.
[9] Оссендовский А.Ф. Люди, боги звери. с. 273
[10] Оссендовский А.Ф. Люди, боги звери.с. 280.
[11] McCloud, Russel. DieschwarzeSonnevonTashiLhunpo. Vilsbiburg, 1991, S. 156 ff.
[12] Поссе Абель. Путешествие в Агарту. – М.: Ультра. Культура. 2004. – 240 с
[13] Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. – М.: Индрик, 2003, с. VII
[14]Если, конечно, не принимать на веру пересказа Блаватской.
ReligioPolis