Регистрация / Вход



СЛЕДЫ МИНУВШИХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

Печать

 

Забияко А.П., Ван Цзяньлинь, Наскальные изображения Северо-Восточного Китая, Благовещенск, Амурский государственный университет, 2015, Забияко А.П., Ван Цзяньлинь, Наскальные изображения Северо-Восточного Китая, Благовещенск, Амурский государственный университет, 2015, с 310., илл.

 

Новое иллюстрированное издание Амурского государственного университета (АмГУ) посвящено одному из наиболее экзотичных и наименее известных широкой публике регионов культурной истории человечества – Китаю.

 

В силу различных политических и идеологических причин, в минувшем столетии эта страна оказалась одним из самых закрытых для научных исследований регионов планеты. Сегодня, когда наблюдается стремительная профессор А. Забияко в процессе исследований в Северо-Восточном Китаеэкономическая интеграция Китая в международное сообщество, большинство сторон истории и культуры этой страны – в том числе, неизвестных цивилизации памятников, остаются по большей части недоступными представителям развитых научных институций за пределами этого государства.

Тем более ценной представляется книга, созданная российским ученым – профессором АмГУ, доктором философских наук, религиоведом Андреем Забияко в соавторстве со специалистом в области истории и теории религии, научным сотрудником АмГУ Ван Цзяньлинем.

Издание знакомит читателя с описанием результатов исследования учеными восемнадцати практически неизвестных ранее россиянам памятников ранних этапов формирования цивилизации на Северо-Востоке современного Китая. Описание объектов древних культур иллюстрировано авторами множеством цветных фотографий. Особо ценным, при этом, можно считать не только немалое количество археологических находок предметов быта и иных следов исчезнувших культур, но и наскальные изображения – доисторические граффити, включающие в себя рисунки и петроглифы, которые позволяют современным исследователям с существенной долей достоверности реконструировать особенности духовной культуры оставивших их пращуров.

 

цитата из Введения в книгу:

«Этногенез и религиогенез

Этнический состав Дунбэя развивался, с одной стороны, на уходящей палеолитическую древность автохтонной основе, а с другой стороны - под влиянием периодических внешних экспансий или миграций местных групп на новые территории.

Этнический субстрат ранних культур Северо-Восточного Китая был монголоидным в целом, но, при этом, достаточно неоднородным в разные эпохи и на разных территориях. «Об этноязыковой принадлежности позднепалеолитических охотников, собирателей и рыболовов территории современного Китая мы не имеем никаких прямых сведений, хотя к тому периоду некоторые исследователи относят формирование первоначальных этнических общностей», - полагал Н.Н. Чебоксаров. Большинство антропологов согласны, что Северный и Северо-Восточный Китай в древнейшие времена стал территорией сосуществования континентальной и тихоокеанской групп восточно-азиатских монголоидов. Эта ситуация сохранялась до'поздней древности.

Изучение костных останков, обнаруженных в провинции Цзилинь в ходе раскопок памятника Ситуанынань и датированных началом I тыс. до н.э., показало, что они обладают выраженными чертами континентальных монголоидов. «Более поздним периодом датируются (серединой I тыс. н.э.) черепа и скелеты из Чжэнцзявацзы (около Шэньяна), сочетающие характер-ные признаки континентальных и тихоокеанских монголоидов»13. Сопоставление этих полученных китайскими учёными антропологических данных позволило Н.Н. Чебоксарову высказать предположение, «что в I тысячелетии до н.э. (эпоха Чжоу) на территории Маньчжурии имело место взаимодействие двух групп монголоидов - тихоокеанской и континентальной; первая была, возможно, представлена протокитайцами, а вторая - предками этносов, говоривших на палеоазиатских или алтайских языках». Конкретизация палеоазиатской языковой общности, которая предположительно существовала в Дунбэе, крайне затруднительна по ряду причин, прежде всего, из-за дискуссионности генезиса и степеней родства этой языковой семьи. Известно, что к алтайской языковой макросемье относятся в описываемом регионе монгольские и тунгусо-маньчжурские языки, а также, вероятно, обособленно развивавшийся корейский язык.

На всём протяжении дальнейшей истории тихоокеанские монголоиды тесно соприкасались в Северо-Восточном Китае с континентальными монголоидами, представленными здесь такими группами, как хэчжэ, орочоны, эвенки, а также монголами Внутренней Монголии. «Граница между ареалами преобладания тихоокеанских и континентальных монголоидов проходит через Китай по Большому Хингану и южному краю Монгольского плато». Заметим, что антропологические данные о пограничном положении Большого Хингана согласуютсяс археологическими свидетельствами, в частности, с материалами изучения наскальных изображений.

Населению Дунбэя были свойственны заметные общие этнокультурные особенности, отличавшие его от соседей, например, от носителей культуры яншао. Они, несомненно, были следствием развивавшегося на протяжении тысячелетий процесса смешения, гибридизации проживавших здесь этнических групп. Эта гибридизация привела, с одной стороны, к появлению особого типа северных китайцев — «корейско-маньчжурского», а с другой стороны - к заметному присутствию ханьских антропологических признаков среди маньчжуров, дунбэйских монголов, сибо и корейцев. Одним из важнейших итогов этногенеза в Северо-Восточном Китае стало доминирование здесь с I тысячелетия н.э. тунгусо-маньчжурской общности.

Важно, что с середины II тыс. до н.э. на западных рубежах той области, которую мы сейчас называем Северо-Восточным Китаем, начинают появляться европеоидные, индоевропейские этнические общности иранского происхождения. Они оказали заметное воздействие на протомонгольские и протокитайские группы населения пограничных районов. Археологические коллекции бронзового и раннего железного века демонстрируют «скифское» влияние в культуре Дунбэя.

Духовной жизни представителей неолитических культур Северо-Восточного Китая были знакомы религиозно-мифологические представления, материализованные, например, в погребальных сооружениях и инвентаре, орнаментах керамических сосудов, атрибутике для гадательных практик, скульптурных керамических и резных из камня изображениях зооморфного, антропоморфного и фантастического облика. Они свидетельствуют о зарождении и развитии основанной на идее инобытия религиозной культуры, которая на данной стадии включал в свой состав ранние формы анимизма, зоолатрию, солярный культ (шире - астролатрию), магию, мантику, обряды жизненного цикла. В памятниках культуры хакэ археологами обнаружены нефритовые кольца, топоры, мотыги, которые имели ритуальное предназначение. Нефритовые мотыги выступали важным атрибутом аграрного культа - магических обрядов, направленных на обеспечение плодородия земли и богатого урожая. Большое значение в религиозной жизни народов Дунбэя уже на ранней ступени развития имел шаманизм, история которого в этом регионе насчитывает, по мнению Ван Юйлана, около 5 тыс. лет. В дальнейшем религиозная культура Маньчжурии эволюционировала - в неё начали включаться разные школы буддизма, а также собственно китайские (ханьские) религиозные верования и учения.

Таким образом, на протяжении десятков тысяч лет Северо-Восток Китая был одним из важнейших очагов антропогенеза, ареалом формирования культур и народов, сыгравших крупную роль в истории Восточной и Центральной Азии».

 

***

«Эта книга могла состояться благодаря тому, что в российской и китайской науке накоплен большой опыт изучения петроглифов северо-восточной части Евразии, истории и культуры этого огромного региона. Трудно выразить поименную благодарность сотням подвижников, уже ушедшим или ныне здравствующим, внесшим свой вклад в эту область научных знаний» - отмечается, также, во введении к основному тексту книги.

 

Фото: обложка издания; проф. А.П.Забияко в Северо-Восточном Китае.

 

ReligioPolis

 

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал