Регистрация / Вход



РАЗДЕЛЕНИЕ В ЕДИНСТВЕ

Печать

 

 

Елена ФИЛИМОНОВА

 

sunna shiaКак появилось разделение на шиитов и суннитов?

Суннизм и шиизм — такие же два течения в исламе, как православие и католицизм в христианстве. Оба истово верят в Аллаха, они даже могут вместе совершать хадж и молиться. Но различий между догматами их веры никто не отменял, и появились они не спустя несколько веков, как у христиан, а практически сразу после смерти пророка Мухаммеда

 

Разделился на два

Арабы — люди горячие, свои претензии на право руководить мусульманами они отстаивали не словом, а мечом. Точнее, при первых четырёх халифах, которых мусульмане называют Праведными, община верующих (иначе — умма) была ещё относительно единой. Но даже первого после Мухаммеда халифа Абу Бакра некоторые племена в Аравии отказались наотрез признавать.

Два года, пока Абу Бакр пребывал в должности халифа, он систематически воевал с инакомыслящими, во время войны в Сирии и Ираке он заболел и умер. Назначенный им второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб был немного успешнее, своим непокорным народом он управлял около десяти лет. Огнём и мечом он прошёлся по Сасанидской Персии, Египту, Византии, Месопотамии, Сирии и Палестине. И мятежи подавил. Однако умер Умар насильственной смертью — его убил обращённый в рабство перс. Третий халиф был выбран из нескольких претендентов, согласно воле Умара. И это был один из вождей курайшитов Усман ибн Аффан. Он правил арабами около 12 лет, создал могучее государство — при нем пала империя Сасанидов, воины Аллаха дошли до Инда, вторглись в Пиренеи и полностью захватили всю Северную Африку. Но и третий халиф умер не своей смертью — он погиб в междоусобной борьбе, успев, правда, собрать из разрозненных рассказов и изречений главную книгу мусульман Коран.

Четвёрым халифом был избран кузен Мухаммеда, женатый на его дочери Фатиме, Али ибн Абу Талиб. Однако не все были согласны с таким избранием предводителя арабов. Али, как водится, приблизил к себе верных сторонников и перенёс столицу из Медины в Куфу. Многие бывшие сановники оказались не у дел, они организовали мятеж, и, что самое неприятное, к мятежникам присоединилась вдова Мухаммеда Аиша. Армия мятежников ворвалась в Басру и без суда казнила шесть сотен человек, которые считались убийцами Усмана. Четвёртому халифу пришлось сражаться со своими соплеменниками и единоверцами. В сражении, известном как «Битва верблюдов», победило войско Али. И вот с этим часть мусульман примириться никак не могла.

Они стали считать четвёртого халифа незаконным. Против Али выступил сирийский наместник Муавия. Часть мусульман отделилась от Али и поклялась покончить с ним, что и произошло в 661 году. Такую же судьбу последние прочили и Муавии, и ещё двум лидерам — Амру ибн аль-Асу и Хасану ибн Али. Но Муавия был хитрым и дальновидным, ему удалось удержать власть, создать в 661 году Омейядский халифат, перенести столицу в Дамаск и завещать престол своему сыну.

 

Спор об Али

Все последователи Пророка исповедовали ислам, но единства среди верующих не было. В мусульманской умме царил страшный раскол. Хариджиты объявили себя единственно верными делу Пророка, а всех остальных, в том числе и Али, войско которого они покинули, и Муавию, — извратителями истины. Доказывали верность Пророку они специфически — стремились физически устранить всех влиятельных противников. Мало того, что они зарезали Али, они покушались и на Амру, и на Муавию. Впоследствии в недрах хариджитов сформировалось несколько десятков более мелких диссидентских течений. Но погоды на религиозном горизонте в халифате они не делали. Основная борьба велась между двумя более крупными группировками — суннитами и шиитами.

Первоначально спор шёл только о правомерности передачи власти над мусульманами. Сунниты считали, что власть должна передаваться наиболее уважаемому вождю из среды курайшитов и признавали только трёх Праведных халифов — Абу Бакра, Умара и Усмана. Они были избраны руководить остальными не по причине близкого родства с Пророком, а по причине праведности. Этой точки зрения придерживалась большая часть мусульман.

Мистически настроенная часть единоверцев полагала, что власть должна переходить по принципу родства, и считала Праведных халифов узурпаторами, поскольку первым халифом после смерти Мухаммеда должен был стать его зять Али. Себя эти последователи Пророка называли просто — шииты, то есть приверженцы. Их было чуть не втрое меньше, чем суннитов. Главой мусульманской уммы сунниты признавали правителей, халифов, а шииты — имамов, то есть духовных вождей. Али был не просто четвёртым халифом, он был ещё и имамом. Государство, которое должен был построить на Земле Али, было не халифатом, а имаматом. Только имамы обладали непогрешимостью, как римские папы, только они стояли выше всех известных пророков, кроме, разумеется, Мухаммеда. И, после смерти Мухаммеда, они были назначены духовными лидерами самим Аллахом. Сунниты были, конечно, благочестивы, но некоторые из них над верой в непогрешимость имамов посмеивались: имамы тоже люди, а люди грешны по своей природе. На имамов суннитам было наплевать, их вера предполагала, что между Аллахом и человеком никаких посредников быть не может.

Для шиитов это звучало не иначе как кощунство.

Особое расхождение между суннитами и шиитами касалось веры в особенного потомка Мухаммеда — Скрытого Имама, или Махди. Таковым они считали последнего, двенадцатого имама — Мухаммеда аль-Махди, личность вполне историческую. Жил этот имам в IX-X веке, происходил из потомков Али и в 941 году внезапно пропал или, как они говорят, «скрылся». Поскольку в 941 году имаму было уже 72 года, «скрыться» он мог по самой простой причине — умер. Но шииты предпочитают верить, что он ушёл, но в конце времён обязательно вернётся. Пока же на Земле этого Махди замещают особо уважаемые духовные лидеры вроде иранских аятолл.

К другим потомкам Али они тоже относятся с благоговением. В день Ашура, когда сунниты держат пост в знак памяти об исходе евреев из Египта, шииты соблюдают траур по убитому сыну Али Хусейну, и все обрядовые действия посвящены этому событию. В то время, как сунниты совершают хадж с обязательным посещением мечетей аль-Харам в Мекке, аль-Масджид Ан-Набави в Медине и аль-Акса в Иерусалиме, шииты не забывают помянуть Хусейна в одноимённом мавзолее в Кербеле. Ибо все, что связано с Али и его потомками для настоящего шиита, — свято.

 

Различия в деталях

Само название «сунниты» связано с «сунной», то есть путём Пророка Мухаммеда. Сунниты признают единственным священным текстом только Коран, поскольку все его слова продиктованы ангелом, который — в свою очередь — получил их прямо от Аллаха. Шииты очень уважают Коран, но единственным и непогрешимым его не считают, поскольку о многих важных понятиях в Коране нет ни слова. Например, там вовсе не упоминаются имамы, но это — если читать его, не расшифровывая, а если Коран правильно толковать, то он преподнесёт немало скрытых истин. В том числе и о потомках Пророка.

К потомкам или его родственникам они не относят его младшую жену Аишу, которая желала Али убить. Более того, шииты приписали ей и вовсе неблаговидный поступок, настоящий грех — некоторые из них верят, что Аиша отравила Мухаммеда, поскольку хотела получить всю полноту его власти. Сунниты же почитают Аишу практически святой. Обвинение Аиши в таком непотребстве приводит их в ужас. Аиша им видится как идеал мусульманки — верная, любящая и скромная. Брак у суннитов рассматривается как таинство, жениться можно лишь однажды и навсегда (пусть на нескольких женах одновременно), а у шиитов разрешены временные браки, по согласию или расчёту, и никакого греха в этом они не видят.

За века у шиитов сложилась практика утаивать личные отношения с Аллахом, они предпочитают в обществе, где суннитов гораздо больше, о вере не говорить. Это имеет даже своё название — такия, то есть намеренное сокрытие веры, чтобы обезопасить общину от преследований. В историческом плане это даже совсем недавно имело особый смысл. За неправильное отправление культа можно было лишиться жизни. Даже символ веры у суннитов и шиитов имеет отличия. Сунниты говорят: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его», а шииты обязательно добавляют «и Али — наместник Аллаха».

 

Загадки истории

 

 

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал