Регистрация / Вход



ВЕРСИЯ

Печать

 

 

Дмитрий МИТЮРИН

 

novgor suzdalciДискуссии о «татаро-монгольском (иногда просто монгольском) иге» всегда выходят за пределы собственно научных дискуссий в сферу политики. В этом пресловутом «иге» находят истоки якобы характерной для российского менталитета покорности перед властью, нелогично увязывая её со стремлением к господству над другими народами. Но было ли оно, это «иго»?

 

Какие были отношения Руси и Золотой Орды?

Взглянем на историю Европы. Британцы, например, любят позиционировать себя образцами свободолюбия, но их предки находились в гораздо более подчиненном положении по отношению к викингам. Потом они все же смогли сбросить «скандинавское иго», но в 1066 году были покорены норманнами.

Через разные стадии подчиненности по отношению к соседям (да ещё и с периодами полной потери государственности) прошли буквально все народы современной Европы — от потомков викингов на севере до итальянцев, испанцев и греков на юге. И ничего — в наличии «рабской психологии» их никто не упрекает.

Отношения Руси и Орды в понятие «иго» не вписываются совсем, представляя собой отношения вассала и сюзерена, поменявшихся, в конце концов, местами. Но рассмотрим конкретные факты.

 

Сарай и Владимир против Киева и Каракорума

Чингисхан, объединяя монгольские племена, приказал полностью вырезать мужчин из неприятного лично ему племени татар за исключением мальчиков, не выросших выше оси телеги. Позже, когда Бату создал входившее в Монгольскую империю государство Золотая Орда со столицей в Сарае, его монголы смешались с местными народами, включая известных с раннего Средневековья волжских булгар. Так появился знакомый нам новый этнос — татары.

Монгольское завоевание вообще изменило этническую карту Восточной Европы, приведя, в том числе, к разделению ранее единой древнерусской общности на собственно русских, украинцев и белорусов. В домонгольский период все русские земли управлялись представителями династии Рюриковичей, что хотя и не пресекало междоусобицы, но позволяло сохранять культурно-политическое единство. Удельные князья южной Руси признавали старшим великого князя киевского, а Русь северная считала таковым великого князя владимирского.

После походов монголов затронутые ими по касательной княжества нынешней Белоруссии ушли под руку Литвы. Южная Русь была разорена, став ареной для борьбы других игроков, пока в 1362 году князь Ольгерд не зафиксировал эти земли за Литвой. Местные православные жители интегрироваться с литовцами и пришедшими им на смену поляками не смогли.

Русские же оказались под таким «игом», что стали империей.

Владимирское княжество было разорено монголами в 1237-1238 годах, но сами княжества существовать не перестали. И более того, получив символ власти — ярлык — от Бату-хана, новым великим князем владимирским в точном соответствии с домонгольскими правилами преемственности стал в 1243 году Ярослав Всеволодович — брат предыдущего великого князя Юрия… погибшего в битве с монголами на реке Сити.

Уже сам этот факт показывает, что подчинение Владимирской Руси Бату-хану не было полным и безусловным — в противном случае, наплевав на всякую легитимность, он дал бы ярлык какому-нибудь своему темнику или кому-нибудь из мелких князей, который во всём бы его слушал.

 

В поисках «младшего» партнёра

Но и положение самого Бату-хана в 1243 году было таково, что он нуждался не столько в вассале, сколько в младшем партнёре, способном обеспечить стабильность в русских землях. Золотая Орда являлась лишь одним из «улусов» Монгольской империи, простиравшейся от восточных отрогов Карпат до Бирмы. Формальным владыкой этого государства был великий хан, сидевший в Каракоруме (современная Монголия). Бату-хан не горел желанием ему подчиняться и хотел располагать ресурсами, достаточными для возможного противостоянии с улусами, в которых сидели другие внуки Чингисхана.

В Каракоруме, в свою очередь, понимали, что Ярослав Всеволодович — человек Бату-хана.

В 1246 году его вызвали в монгольскую столицу, где он был отравлен по приказу Туракины — матери великого хана Гуюка. Показательно, что практически одновременно в Сарае за отказ склонить голову перед идолами монголы учинили зверскую расправу над противником Ярослава Михаилом Черниговским, который мог бы получить ярлык на великое княжение киевское. Но Батыю явно не глянулся.

Как видим, в борьбе между монгольскими императорами и их вассалами золотоордынскими ханами от позиции Ярослава действительно кое-что зависело. В противном случае Ярослава не стали бы травить, а просто бы убили.

Между тем отношения Гуюка и Батый осложнились до предела, так что монгольский император отправился в поход против непокорного золотоордынского вассала и по дороге очень своевременно скончался. С новым же императором Мунке у Бату было полное взаимопонимание.

Из уважения к их отцу золотоордынский владыка выдал сыновьям Ярослава Александру Невскому и Андрею, соответственно, ярлыки на великие княжения киевское и владимирское. При этом Александр, амбиций в отношении «матери городов русских» никогда не питавший, поневоле оказался соперником положившего глаз на Киев Даниила Галицкого.

 

И никаких баскаков!

Анализируя дальнейшие события, можно прийти к выводу, что, обещая помощь Запада, папский престол сколотил антимонгольский альянс с участием Андрея Ярославича, его тестя Даниила Галицкого, и литовского князя Миндовга.

Но когда в 1252 году грянул час выступления, меч против язычников поднял только Андрей: Миндовг укрылся от монгольского гнева в лесах, Даниил — в карпатских горах, Андрею же пришлось искать политического убежища в Швеции, откуда он вернулся через несколько лет благодаря заступничеству своего брата Александра (и даже получил солидный утешительный удел — Городец и Нижний Новгород). Александр договорился с Бату-ханом, минимизировав ущерб от обрушившейся на Русь после Андреева демарша карательной экспедиции (Неврюевой рати).

На сладкие речи папских легатов Невский не вёлся, что было правильно и в тактическом и в стратегическом плане. Монголы ко всем религиям относились лояльно, а вот Запад в обмен на свою эфемерную помощь, и в католичество бы Русь начал крестить, и весь культурный уклад переиначил бы, и в чисто экономическом плане выдавил бы местные элиты куда-нибудь на задворки хозяйственной жизни.

В 1262 году во многих городах Руси восставшие жители перебили монгольских сборщиков дани (баскаков), что по идее должно было спровоцировать карательный поход. Но ничего подобного не произошло, Александр отправился в Орду улаживать конфликт и, как утверждают его критики, «лебезить перед ханом».

На самом деле, судя по результатам поездки, князь вряд ли должен был проходить через какие-либо унижения. А если и проходил, то овчинка, что называется, стоила выделки.

Резню баскаков решили предать забвению — вероятно, потому, что прибыли они не из Сарая, а из Каракорума. Более того, сбор дани для Орды возлагался теперь на великого князя, получавшего дополнительный рычаг влияния и на князей удельных. Так что баскаки, отбирающие у забитых русских последнее добро и даже красных девиц, — это все до 1262 года.

Об участии сколь-нибудь значительных русских контингентов в завоевательных походах монголов сведений практически не сохранилось. Непонравившихся русских князей в Орде убивать перестали, а ярлык на великое княжение продолжал передаваться в строгом соответствии с древним русским «лествичным правом», а не по ханским капризам.

Правда, в 1281-1282 и 1293-1294 годах Владимирское княжество подвергалась набегам монгольского войска, но причиной этих набегов становились интриги третьего сына Александра Невского Андрея, пытавшегося любой ценой сковырнуть старшего брата Дмитрия. В самой Орде в указанные периоды творилась междоусобица и в наличии имелось два хана. Один из них сидел в Сарае, а другой бродил по степям в качестве креатуры амбициозного военачальника (беклярбека) Ногая. Андрей поначалу поставил не на того хана, но потом сделал правильный выбор и выиграл.

Следующий раз нормальный порядок передачи великого княжения нарушился только в 1318 году, когда принявший мусульманство и восстановивший единство Орды хан Узбек, вопреки традиции, передал ярлык от тверского князя Михаила Ярославовича его противнику Юрию Даниловичу Московскому. Но Юрий, во-первых, женился на сестре хана Кончаке, а во-вторых, представил лживые сведения, будто Михаил часть полагающейся монголам дани присваивает. Этот конфликт стоил жизни Михаилу, а затем и Юрию, который в отместку был прямо в Орде зарублен сыном Михаила Дмитрием Грозные Очи. Дмитрия, что вполне объяснимо казнили, но, что не менее показательно, ярлык теперь уже строго по правилам передали его брату Александру.

Именно с Александром и связан последний крупный ордынский поход на Русь, поводом для которого стало истребление в Твери монгольского «посольства», которое возглавлял кузен Узбека Щелкан. Что это было за «посольство» и зачем оно прибыло в Тверь, не ясно, но вели себя монголы нагло. Поводом для конфликта стала попытка кого-то из приближённых Щелкана отобрать кобылу у дьякона Дудко. В результате, все монголы были перебиты. Узбек в отместку наслал на Тверь так называемую рать, возглавляемую темником с «немонгольским» именем Федорчук. К карательной экспедиции присоединилось и московское войско Ивана Калиты, получившего в награду ярлык на великое княжение владимирское.

Конечно, вся эта история показывает сохраняющуюся зависимость от монголов, но тоже не очень вписывается в понятие «иго». Ведь при «иге» тверичам и в голову не пришло бы так реагировать на реквизицию кобылы.

 

Ордынский закат

Дальше сосуществование Владимирского княжества и Орды продолжалось по нормам, сложившимся ещё при Александре Невском. В Сарай отправлялась дань, а ханы не вмешивались во внутрирусские разборки.

Перелом произошёл в 1359 году, когда в Орде после смерти хана Бердибека началась «великая замятия». Считается, что за 21 год сменилось 25 ханов, что не совсем точно, поскольку определить, какой именно из ханских престолов следует считать настоящим, затруднительно. Появились Белая и Синяя Орда, охватывавшие, соответственно запад и восток Золотой Орды.

В Москве же правивший в качестве регента от имени малолетнего князя Дмитрия Ивановича митрополит Алексей усилил работу по сплачиванию русских земель, которую затем продолжил его воспитанник.

Дань ханам уже выплачивалась нерегулярно, а от случая к случаю, благо кому платить было неясно. И вообще, схема «Орда — сюзерен, Русь — вассал» стала рушиться.

Посмотрим хронику событий предшествовавших Куликовской битве.

  • 1365 год. Князь Олег Рязанский разбивает у Шишевского леса ордынского князя Тагая.
  • 1366 год. Новгородские «лихие люди» (ушкуйники) грабят на Волге ордынские торговые караваны. Очередной хан требует у Москвы разъяснений. Москва запрашивает новгородцев. Те отвечают: «Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но гостей (купцов) твоих не грабили, били только басурман». Всё нормально — грабим дальше.
  • 1374 год. Новгородские ушкуйники разоряют Сарай.
  • 1375 год. В Нижний Новгород за данью нагрянул некий ордынский царевич Сарайака (Сарайка) и захватил со своими людьми в заложники епископа Дионисия. Ордынцев перебили, епископа освободили.
  • 1377 год. На реке Пьяне другой ордынский царевич Арапша разбивает войско нижегородских князей.
  • 1378 год. Московская рать разбивает на реке Воже войско мирзы Бегича.

 

Куликовская битва

1380 года выделяется на этом фоне только масштабом и тем, что в случае победы беклярбеку (ханом он не был) Мамаю, вероятно, удалось бы восстановить некое подобие Золотой Орды и, ограбив Владимирское княжество, на некоторое время возобновить регулярное поступление дани.

После успешной для русских Куликовской битвы было ещё сожжение Москвы ханом Тохтамышем (1382). Но, во всяком случае, начиная с Дмитрия Донского передача великого княжения осуществлялась уже без запрашивания ярлыков и реверансов в адрес ордынских ханов. То есть не только с фактической, но и с формальной точки зрения бывшее Владимирское княжество, а ныне Северная Русь с центром в Москве стала независимой.

Другое дело, что борьба русских правителей с теми, кто именовал себя чингизидами (потомками Чингисхана), продолжалась ещё на протяжении столетий, а её эпилогом стала ликвидация в 1783 году Крымского ханства.

Резюмируя, можно сказать, что отношения Орды и Руси развивались примерно по же схеме, по какой в Средние века развивались отношения между французами и англичанами, чехами и немцами, датчанами и шведами, шведами и норвежцами и т.д. Разница заключается лишь в что перечисленные наци и не смогли интегрироваться друг с другом. Осколки Орды, иногда поглощаются, а иногда вливаясь добровольно, растворились в новой имперской общности.

И это была не Орда, а Россия.

 

Илл: битва Новгородцев с Суздальцами в 1170 году, фрагмент иконы.

 

Загадки истории

 

 

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал