Регистрация / Вход



ИСКАТЕЛИ ПОСВЯЩЕНИЙ

Печать

 

 

Мария БАШМАКОВА

 

chram masonЛюдям в сложных ситуациях всегда было свойственно искать тех, кто виноват в том, что все сложилось именно так. Из тех, кого назначали виноватыми, можно составить хит-парад, и определенно на место в топ-3 во всей мировой истории претендовали бы масоны.

— Карл III станет редким примером британского короля, о ком публично и достоверно не известно, имеет ли он масонское посвящение. До сих пор, начиная с 1820 года, британскими монархами-мужчинами были почти исключительно масоны: Георг IV, Вильгельм IV, Эдуард VII, Эдуард VIII и Георг VI,— написали в Telegram-канале «Масоны в России» после смерти английской королевы Елизаветы II.

Мифы о масонах так ярки и живучи, что столетиями смущают умы обывателей, которые ассоциируют их с тайным обществом, претендующим на мировое господство, коварными врагами, шпионами и инопланетными монстрами. С масонами мы сталкиваемся в школе. В «Войне и мире» описано посвящение в масонство Пьера Безухова. Лев Толстой не единственный литератор, присмотревшийся к масонству. Но если имена писателей Алексея Писемского или Михаила Осоргина не на слуху (а они о тайном братстве писали), то о Викторе Пелевине не знать как-то неудобно. Его роман 2016 года «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами» масоны-соотечественники прочитали, посмеялись или обиделись — кто как.

 

Философы из бытовки

Королевская масонская энциклопедия Англии предлагает 12 теорий происхождения масонства. Его родословную ведут от библейских патриархов и языческих мистерий, от времен строительства храма Соломона и крестовых походов, от ремесленников-строителей Средневековья и розенкрейцеров XIV века.

Слово «масон», или «франкмасон» (от франц. «franc macon»), означает «вольный каменщик» и отсылает к средневековым ремесленным братствам строителей. Некоторые работы производились ими в закрытых помещениях — ложах, по сути — бытовках. В ложах каменщики жили, хранили инструменты и передавали секреты мастерства, поэтому ложи оберегали от посторонних. За ходом работ каменщиков следили старшие мастера. Вступая в артель, принимали присягу. Строители переходили с места на место — у них выработалась система паролей, позволяющих определить своих. Каменщики могли рассчитывать на поддержку собратьев по ремеслу. Постепенно ремесленное масонство сошло на нет, трансформировавшись в интеллектуальное. Из профсоюза ремесленников вызрело тайное общество.

— Аристократам XVII–XVIII веков нравились символика, ритуалистика, легенды о происхождении масонского братства,— объясняет Сергей Пахомов, кандидат философских наук, доцент Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, председатель Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма.— Это была эпоха интереса к тайным обществам, стремлений к новой культуре, философии, науке, религиозности. Тянулось к масонству креативное аристократическое меньшинство, отклонявшееся от ортодоксальных консервативных элементов, особенно интенсивно это происходило в Англии. Поскольку доступ в масонские ложи был открыт для всех сословий, туда могли попадать и простолюдины. У них могли быть и меркантильные мотивы: поднятие по социальным лифтам, знакомство с влиятельными людьми.

Масонство не религия, не политическая партия и не корпорация, это закрытое эзотерическое братство, члены которого разделяют общие идеалы и стремятся к созданию идеального общества, весьма свободны в личных религиозных взглядах.

«Братья» и «сестры»

— Идеальное общество в понимании масонов — это общество, в котором все свободны, равны, все друг другу братья,— говорит Сергей Пахомов.— Неслучайно масонство как этико-философское движение возникло именно в XVIII веке — в эпоху Просвещения, когда людей привлекала идея избавления от «предрассудков» и возможность рационального познания действительности. Другой вопрос — насколько это получилось. В мире примерно 3,5 млн масонов. Большая часть принадлежит к регулярному масонству — традиционному. Остальная часть — к нерегулярному: оно допускает женские ложи и смешанные. Единого центра в масонстве нет. Во многом масоны действуют как клуб — неслучайно Великая лондонская ложа появилась в Англии в 1717 году, во время расцвета клубного движения.

Вольные каменщики попытались создать рафинированную среду для выращивания членов «идеального общества». У масонов нет образовательных программ, есть степени (ученик, подмастерье и мастер), по достижении которых дается определенный блок информации.

Ритуалы вольных каменщиков напоминают мистерию и игру: шпаги, цепи, белые перчатки, запоны (фартуки). Поскольку масонство — братство, члены общества — «братья» и «сестры» — обращаются друг к другу на «ты», хотя субординация в обществе есть, как и тайны. Масон может открыто заявить о своем масонстве, но не должен раскрывать членство другого. В братстве есть система взаимопомощи, они платят членские взносы.

Сегодня в России несколько лож, четыре из которых называют себя «великими». Российские масоны чрезвычайно закрыты: «профан» (так они называют непосвященных) попасть на ритуал не может. Вольные каменщики, как правило, не афишируют себя и адреса храмов (место проведения ритуальных встреч, которые называют «работами»). Однако ведут группы в соцсетях, где публикуют протоколы работ. Например, в группе «Египетское масонство в России» сообщается, что 3 сентября Достойная ложа «Имхотеп» №125 г. Москвы обсуждала «символизм оперы Моцарта "Волшебная флейта"». Помимо ритуалов масоны занимаются «зодческими работами» — это доклады или лекции, связанные с масонством. Заканчивается встреча агапой (от греческого «агапэ» — «жертвенная любовь») — собранием для молитвы и трапезы. Собрания проходят минимум раз в месяц.

 

Христианин Новиков

Первые масоны стали появляться в России в елизаветинское время. А первые ложи, в которые входили российские подданные, возникли в 1730-х годах. Известно о существовании в XVIII веке в Москве 27 масонских лож. Говоря о российском масонстве той эпохи, невозможно обойтись без упоминания издателя-просветителя Николая Новикова. Дружеские связи, обретенные в масонской среде, позволили ему совместить журналистику с благотворительностью. Доходы от ежемесячника «Утренний свет», к изданию которого Николай Новиков приступил в 1777 году, шли на поддержание Екатерининского и Александровского училищ для детей из бедных семей и сирот. Основателями этих заведений были Новиков и его друзья-масоны. Масонские связи давали и другие возможности. В 1779 году Новиков отправился в Москву реанимировать убыточную типографию Московского университета. Типография прогорала. Положение нужно было исправлять. Новиков справился, приняв предложение куратора университета поэта и масона Михаила Хераскова.

При этом Николай Иванович не был коммерсантом-прагматиком. Он мечтал о воспитании просвещенных сограждан, которые в будущем могли бы преобразить страну. Говоря об просвещении, Новиков имел в виду философию с налетом мистицизма.

Неофициальной причиной монаршей немилости к Новикову было подозрение, что масоны завлекают в свое общество наследника престола великого князя Александра Павловича. Новиков не преследовал политических целей, старался соблюдать законы. Екатерина и сама плохо понимала, где именно Новиков преступил закон. Его на предмет христианской благонадежности допросил московский митрополит Платон. После чего восторженно писал государыне: «Молю всещедрого Бога, чтобы… во всем мире были христиане такие, как Новиков». В обеих столицах в ложи вступали аристократы. Князь Петр Татищев, князья Щербатов, Долгоруков, Волконский и так далее. Историк Николай Карамзин, полководцы Александр Суворов и Михаил Кутузов. Были вольные каменщики и среди духовенства, артистов, купцов… Масонские ложи в России были запрещены после Великой французской революции, потом снова открыты при Александре I и снова запрещены за три года до восстания декабристов. В 1905 году Николай II издал «Манифест о гражданских свободах» — и масоны вновь появились в России. Но с приходом к власти большевиков исчезли.

 

«Я всю жизнь люблю пафосное и барокко»

— Нас называют ряжеными,— рассказывает москвич Евгений.— Взрослые мужики переодеваются в фартуки, говорят высоким штилем. А надо «делом заниматься», а не пустопорожними философствованиями. Масонский дресс-код везде разный. В России — как в офис. В Штатах можно и в шортах с футболкой. В скандинавских странах и Германии — фрак и цилиндр, в Англии — клубный костюм.

Евгению 50 лет, стал масоном 30 лет назад. Он кандидат исторических наук, руководит архивом на одном из федеральных каналов. Пока Евгений не обнаружил, что на работе его масонство воспринимают равнодушно, опасался и в сети использовал никнеймы.

— У Пелевина в «Лампе Мафусаила» свое собственное масонство, и оно описано довольно изобретательно. Современные русские масоны распространяют слухи, что он это написал под интернет-впечатлением от нашей организации и моего сетевого псевдонима Mefuselah, но это не проверишь,— говорит Евгений.

Он убежден: масонство повлияло на его становление, и не видит себя вне его. Говорит, «погрузился в это из-за пары факторов, смешных и оскорбительных для масона». В 12 лет он заинтересовался графом Калиостро через фильм «Формула любви». Увлекся фокусами, прочитал книжку про магов и иллюзионистов, начал читать книги про «тайную власть». Поразился роскошными облачениями масонов, очаровался эстетикой ритуала. Вольные каменщики настолько обаяли пионера, что он, став комсомольским активистом, читал о них одноклассникам. Евгений поступил в Московский педагогический университет на иняз. Знание языков позволило углубить представление о масонстве, потому как литература на русском была сплошь пропагандистской. Евгения отправили учиться в Америку по обмену студентами. В Висконсине он увидел масонский храм. В ложу принимают с 21 года, а русский студент был моложе, к тому же иностранец. Тем не менее американские масоны приняли россиянина. Помог случай.

В Москве Евгений принялся искать единомышленников, не имея интернета. Высматривал тайные знаки в газетных объявлениях: нет ли там зашифрованных посланий своим. В итоге через цепочку писем в несколько стран москвичу удалось обнаружить в столице ложу и вступить в нее. К идее строительства нового прекрасного мира масонами Евгений относится скептически.

— Я всю жизнь люблю все красивое и пафосное, барокко,— признается Евгений.— Увлекся красивыми ритуалами масонов. Мне стала близка идеология масонов. И религиозные мои взгляды сформировались под влиянием идей эпохи Просвещения, созданных масонами. Я очень люблю просветителей XVIII века, но в современном мире масонские идеалистические конструкции не применимы. Когда реализовалась идея «всеобщего просвещения», это привело не к всеобщему нравственному совершенству, а наоборот.

Сегодня я вижу функции масонства в продвижении и поддержке интеллигенции. Масонство может стать резервацией для уцелевшей интеллигенции и инкубатором для нее. Уникальная сущность масонства складывается из игры-ритуала, клуба для своих. Мы занимаемся общением. Лично. А это вымирающая практика, необходимая людям.

Масонство учит абстрактно мыслить и толковать символы. А правила запрещают грубить и перебивать. Да и говорим мы на духовные темы. Это многим интересно, но не все могут найти собеседника и признаются, что устали от вала информации, потому нуждаются в проводнике, который объяснит, что читать.

Современные россияне, выбирая масонство, руководствуются разными мотивами: духовные поиски, мечта о социальном лифте, эскапизм и очарование ритуальными мистериями, бегство от одиночества. А найти своих мечтают и врачи, и учителя, и военные. Евгений говорит: постоянно приходят на собрания 35–40 человек.

 

«Ты нам нужен»

В пятницу 51-летний петербургский фотограф Сергей спешит с шестерыми братьями-масонами в рюмочную недалеко от Сенной площади — на агапу. Сегодня «работы» были долгими: «приняли нового бойца» — устали. В четверг в заведении был стендап — запасы алкоголя истощились, к досаде пришедших. Выручил принесенный резерв. Разобравшись за липким столом с пельменями и выпивкой, пьют за президента. Стоя. У вольных каменщиков есть тост: «За нашу страну и ее законно избранную власть!»

Сергей называет себя «открытым масоном» и досточтимым мастером ложи «Инженерный замок», в которую входят 12 человек. Вот и брелок на его ключах соответствующий — с всевидящим оком и циркулем (это символы братства). Сергей провоцирует окружающих оговорками о том, как «бухал с масонами»: говорит, проверяет реакцию. Сами они нередкие гости на его кухне. Родные по-разному относятся к воззрениям Сергея: родители жены — со скепсисом и иронией, старший сын — с интересом. В приветственном слове на сайте ложи Сергей говорит, что «весь свет петербургского дворянства эпохи Александра состоял в масонстве», а само масонство сформировало современную цивилизацию как цивилизацию успеха».

— Меня пригласили люди, которым доверяю,— вспоминает Сергей.— Несколько лет назад меня позвал в ложу знакомый, сказав: «Ты нам нужен». Сам я весьма туманно представлял, что это. Зашло. Сегодня в России масонство в первую очередь социальный клуб. Социальный лифт — одна из функций масонства. В нашем случае это мужчины без галстуков. Горизонтальные связи в обществе очень важны. Я могу переговорить с властными структурами в МВД. У нас есть братья в погонах и лампасах. Одна из добродетелей братства — помогать друг другу. Я потерял фотоаппарат, и меня выручили братья: купили фотоаппарат.

 

«Сознательный сотрудник Бога»

Другого петербуржца — 53-летнего офтальмолога Вячеслава — в братство вольных каменщиков привела не теплая компания, а духовные поиски, но он тоже не понимал, его ли это путь.

— Масон в естественной среде обитания,— улыбнулся Вячеслав, открывая дверь в салон оптики в спальном районе Петербурга. Вячеслав «всегда стремился к тому, чтобы проживать жизнь осмысленно». Поиски ответов на вопросы привели к христианству. В детстве по праздникам ходил в церковь с бабушкой. Рассматривал роспись потолка, а потом возвращался к серой жизни, которая контрастировала с тем, что он видел в церкви. Но в православии не на все вопросы нашлись ответы, и в 2018-м духовный поиск привел в ложу. Так, по субботам Вячеслав занят в ложе, а по воскресеньям бывает на службе в православной церкви.

Пришел к масонству через кризис: распалась семья, начались проблемы с работой. Близкие не вникают в суть взглядов Вячеслава. Свое масонство не афиширует. Написал прошение, прошел собеседование. Теперь сам задает вопросы неофитам. Обычно — об отношении к Богу и людям. Большая часть просителей получает отказ.

— Одной веры недостаточно, нужно знание Бога. Бог непознаваем. А человек движется к обожению, то есть к тому, чтобы быть неразличимым с Богом. Я сознательный сотрудник Бога. Святых в ложе нет, но масоны движутся к свету, то есть к святости. А святость — точное исполнение воли Божьей,— размышляет Вячеслав.

 

«Моя цель — соединение с Абсолютом»

— Мне всегда хотелось понять, что такое человек, какова цель жизни, есть ли Бог. Я досточтимый мастер ложи «Граф Феникс» №2,— говорит 40-летний адвокат Артем из Петербурга.

Он начал читать книги по философии и религии. Что находил, то и читал. Узнал о Тантре, эзотерике, заинтересовался Каббалой и историями тайных обществ.

— Прежде чем замахиваться на создание идеального общества, надо внутри себя навести порядок и самим соответствовать тем целям, которые декларируются. Моя цель — соединение с Абсолютом,— объясняет Артем.

Он был крещен в детстве. Но православным не стал. В религии ищет сложное понимание Бога и отсутствие спекуляций на чувстве вины. Масонство привлекает духовными знаниями, а не прагматической выгодой. Он стал искать единомышленников. Попал в «парамасонскую группу», в которой состоял около шести лет. Решил перейти в масонство, потому что «оно универсально, больше по численности и более респектабельно». Написал в соцсети прошение. Его пригласили на собеседование в кафе. Собеседований может быть несколько. Если прошло успешно, кандидата приглашают на опрос под повязкой в храм. Он не должен видеть состава братства и убранство храма. После опроса под повязкой проходит голосование и решается, принимать кандидата в братство или нет. Человек должен вступать в ложу добровольно, иметь «добрый нрав», понимать суть масонства, быть материально независимым.

Масон должен верить в Бога (его называют «Великий Архитектор Вселенной») и бессмертие души. Если человек мусульманин или православный, им и останется. Артем убежден, что женщины в ложе нужны: во-первых, присутствие дам сдерживает братьев от грубостей. Во-вторых, есть кому о реквизите и чистоте позаботиться.

Артем состоял в московской ложе, а потом возглавил филиал этой ложи в Питере, став одним из «офицеров» (так называют старших по рангу братьев, выполняющих ритуальные функции). Ложа Артема арендует полуподвал в центре Петербурга. Среди вольных каменщиков, принадлежащих к разным ложам, существует конкуренция: они спорят, кто из них более «правильный» масон. Так, например, ложи Евгения и Артема не дружат.

 

Маркетинг по-масонски

Храм Великой ложи России (ВЛР) находится в Москве на Полтавской улице. На сайте указан адрес — можно записаться на экскурсию, которая названа «лекцией». Стоит 3 тыс. руб. Желающие могут приобрести масонский значок ВЛР или масонский серебряный перстень за 21 тыс. руб. По желанию клиента украшение может быть исполнено в платине с драгоценными камнями. Великий мастер России Андрей Богданов — политтехнолог и политик, кандидат на должность президента на выборах 2008 года. Господин Богданов помимо политики и масонства интересуется садоводством и гастрономией. Год назад он устроил продажу опят собственного посола, о чем объявил в соцсети. Вместе с пол-литровой банкой грибов покупатель за 5 тыс. руб. получал книгу по истории мирового масонства, написанную Богдановым в соавторстве с историком Виктором Белявским (заместителем Великого мастера). Как позже признавался в интервью Андрей Богданов, акция принесла 82 тыс. руб. А деньги собирались на благотворительность.

Великая ложа России поздравила Владимира Путина с днем рождения. В соцсетях господин Богданов рассказывает не только о делах ложи, но и о вакцинации, семейных событиях, грибах и урожае на приусадебном участке. Он не раз пояснял журналистам, это делается для того, чтобы «люди понимали: масоны — это обычные люди, которым присуще все земное, а не сверхчеловеки».

 

«Нечто скорее смешное, нежели страшное»

— Масонство исторически всегда находилось под пристальным вниманием властей. И в зависимости от того, кто стоял у власти и как он относился к масонству, положение вольных каменщиков то улучшалось, то ухудшалось,— говорит Сергей Пахомов.

— Русская православная церковь плохо относится ко всем организациям эзотерического характера, в которых истинное знание доступно только руководству,— заявил “Ъ” Роман Силантьев, глава Центра географии религий при синодальном отделе по взаимоотношениям церкви и общества, глава Правозащитного центра Всемирного русского народного собора.— Потому что всегда есть подозрение, что истинные цели этих организаций очень сильно отличаются от декларируемых. Что это за знание, которое надо скрывать? Между РПЦ и масонами существуют конфликты, один из самых громких — дело бывшего схиигумена Сергия Романова. В Челябинскую масонскую ложу входил пресс-секретарь Романова Всеволод Могучев. Могучев, который писал отцу Сергию тексты выступлений, оказался масоном третьего градуса — привратником Челябинской масонской ложи. Есть подозрения, что именно Могучев раздул конфликт и подвел под статью Романова. Русская православная церковь крайне не приветствует, если православный христианин станет масоном.

Масонство в России власти то запрещали, то проявляли терпимость. Тем не менее никаких официальных запретов, регулирующих деятельность масонских лож, не вводилось. Среди масонов всегда было и остается по сей день много православных.

Как сообщает сайт «Великая ложа России», «10-го июня 2019 года в Елоховском Богоявленском соборе состоялась молитва для братьев-масонов. Были освящены две православных иконы для храма Великой Ложи России в Москве. Закрытую службу посетил Андрей Богданов с братьями-масонами. По словам настоятеля собора протоиерея Александра Агейкина, он "не интересовался вероисповеданием тех, кто попросил освятить образа"».

— Масоны сейчас очень сильно деградировали и выродились в нечто более смешное, нежели страшное,— заявил господин Силантьев.— Они были серьезной силой в XIX веке — начале XX века, но в последние десятилетия серьезной силой не являются. Если сейчас человек называет себя масоном, это признак того, что с ним не надо иметь дел, поскольку он, видимо, неадекватен. Масонство сегодня рассчитано на наивных людей, которые хотят быстро выбиться в высший свет и обрасти полезными знакомствами. Тот же Могучев стал масоном, чтобы получить известность. Масонство — мошенническая схема, в которой люди никак свою жизнь не улучшают, но тешат себя тем, что принадлежат к тайному обществу. Если выяснится, что крупный чиновник — масон, его карьера закончится. Участие в тайном обществе — диагноз.

 

Раскол в ложе

— В 1995 году образовалась Великая ложа России, и я там работал,— вспоминает москвич Евгений.— А потом начались расколы, начиная с 2001 года. По масонским правилам лицо, занимающее пост Великого мастера, должно сменяться каждые три года. Не всегда масоны спешат расставаться с властью — это одна из причин раскола. Начались межличностные проблемы, упреки в финансовой нечистоплотности. Сначала образовалась Русская великая регулярная ложа в 2001-м. В 2006-м Великая ложа России раскололась на две части. Обе они отказались признавать себя самозванцами. По международным масонским стандартам обе они имели право на существование. Масоны призвали международное сообщество купировать раскол. Однако вышло так, что объединить две русские ложи решили под фигурой Андрея Богданова, которого утвердили наверху в обход правил. Международная комиссия приняла кандидатуру Богданова. Он возглавил Великую ложу России. Сначала большая группа отсоединилась от ВЛР, потом ее основная масса сформировала Объединенную великую ложу России (ОВЛР), а маленькая группа, то есть мы, не стала участвовать в формировании ОВЛР и создала свою отдельную ложу. Мы получили разрешение из Франции на работу по уставу Мемфиса—Мицраима — это один из уставов масонства. Наш отличался от всех прочих на 2007 год тем, что был обоеполым, и тем, что, в отличие от других, ставил эзотерику, оккультизм на первое место. Я возглавляю Великую символическую ложу. Мой статус — руководитель Святилища. Это выборная должность. Срок пребывания на ней — семь лет.

Взносы в ложах российских великих лож составляют от 2 тыс. до 15 тыс. руб. в год. Великая ложа учреждается другой великой ложей либо создается просто объединившимися отдельными ложами и должна иметь соответствующий патент. Сегодня в России несколько лож, четыре из которых называют себя великими, в каждой из них несколько отделений, помимо этого есть отдельные ложи, к великим не принадлежащие. В России около 50 действующих масонских лож.

— Масонству онлайн-вариант вообще противопоказан: там ключевое — ритуал и общение,— вспоминает пандемию Евгений.— После начала событий на Украине официальные двусторонние договоры о взаимном признании между всеми регулярными великими ложами мира пока не рвут, за одним исключением: временной приостановкой отношений между ВЛР и Объединенными великими ложами Германии. После нескольких патриотических постов Богданова с ним приостановили взаимное признание Объединенные великие ложи Германии. Все послушания (объединения лож) мира активно поддерживают Украину, шлют деньги через Великую ложу Украины, но не демонстрируют агрессии к российским послушаниям.

На сайте ВЛР сказано: «Масоны всегда были патриотичными людьми, верными своей стране». Масоны призваны избегать распрей, потому не обсуждают политику и религию, сексуальная ориентация не может стать препятствием для вступления в братство, кроме случаев, когда человек замешан в скандалах.

 

«Наследие глубинных страхов»

— В любом обществе, от древности до наших дней, всегда есть образ врага,— говорит Сергей Пахомов.— Это наследие архаичных племенных страхов. К таким врагам относятся и «жидомасоны». «Жидомасон» — жупел, который вкладывается в широкий образ врага. Почему возникла связка «еврея» и «масона»? Потому что если брать территорию России, где, собственно, это понятие и сформировалось, то там испокон веков был известен антисемитизм. А в XVIII–XIX веках добавился и страх перед масонами. Все это усиливается к концу XIX века — началу XX веков и порождает мифы и стереотипы, включая «жидомасонство».

Антимасонская пропаганда обвиняет вольных каменщиков в различных отступлениях от христианской веры, а также породила оскорбительный жупел «жидомасон», связывая масонство с мифом о «всемирном еврейском заговоре».

В России имелась своя давняя традиция антимасонской конспирологии, не умиравшая и в советские годы. Едва ли не самым ранним ее примером была кампания, развернутая в 1820-е — начале 1830-х годы архимандритом Фотием вкупе с Михаилом Магницким, попечителем Казанского учебного округа. Он предлагал строить народное образование на православии и следовании духовным традициям России, выступил против масонства.

Всплеск конспирологии был вызван поражением в Крымской войне и польским мятежом 1864 года. В начале XX века масла в огонь подливали такие люди, как публицист Сергей Нилус, один из предполагаемых авторов книги «Протоколы сионских мудрецов». «Конспирологическая версия истории человечества, заимствованная у французских борцов с масонами, неутомимо искавших истоки и побудительные мотивы деятельности тайных обществ в иудейской традиции, была в те годы популярна у русских ультраконсерваторов. Один из них доказывал, что евреи потому не утратили в диаспоре своего национального лица, что ими руководили из единого центра "князья изгнания". Якобы они-то и создавали всевозможные тайные общества, чтобы разрушить все государства, искоренить христианство и подчинить человечество власти иудеев»,— пишет антрополог, доктор исторических наук Виктор Шнирельман в книге «Удерживающий. От Апокалипсиса к конспирологии». Теории заговора, масоны и антимасонство описаны в романе Умберто Эко «Пражское кладбище».

Не будь масонов, их стоило бы выдумать как прекрасных идеалистов-гуманистов, которые делают мир лучше, или «коварных врагов», на плечи которых можно возложить бремя ответственности за несовершенство мира. Каждый получает в закрытом обществе свое: духовные поиски и сложные ответы, клуб по интересам и поддержку единомышленников. Ну а кто-то мечтает о философском камне, клубе миллиардеров и власти над миром. Сами масоны говорят, что к чужим заблуждениям призваны относиться с пониманием: они свой камень тесать должны — что бы это ни значило.

 

Илл: Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

 

Источник

 

 

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал