Как любое сообщество, церковь, как религиозная организация имени Бога, имеет в своей основе набор характеристик, свойственных любой социальной структуре: правила участия, требования для вступающих, менеджмент, финансовые потоки и идеологическое ядро, в коммерческих предприятиях называемое корпоративностью. Но уже в самом начале становления религиозных групп возникла понятная проблема идентификации участников: как понять, достоин человек примкнуть к клубу или он не выполнил всех требований?
В качестве базовых условий была взята устная декларация согласия с кратким перечнем постулатов выбранной версии христианства (проще говоря, символ веры), в зависимости от ее конфессиональной принадлежности. Но как проверить, а правду ли говорит человек? Даже добавив в крещальные формулы эти устные декларации согласия, церковь не могла эти намерения проверить.
И тут пришла на помощь благодатеметрия.
Сей таинственный прибор - благодатеметр – по слухам, имелся в распоряжении всех церковных соборов, всех епископов и патриархов, но в глаза его никто не видел. Только одна формулировка, с которой начинался список решений собора, звучала как "изволилось нам и Духу Святому", следовательно, они как-то эти свои решения с ним согласовывали. И поскольку в свидетельствах отсутствуют упоминания, как именно это реализовывалось, имеет смысл предположить наличие сего тайного инструмента в реальности.
Благодаря благодатеметру, соборы решали, кто из епископов является ортодоксальным и лояльным императору, который эти соборы традиционно возглавлял, а каких следует предать суду со всеми орг.выводами за ересь. Поскольку принципы ортодоксии формировались в соавторстве и с величайшего благословления правящего императора, можно сделать предположение, что именно он и был воплощенным Логосом, божественностью которого освящались эти постановления.
Но минуточку, из истории мы знаем, что тот же император Константин, пробивавший ортодоксию как гос.религию, всю жизнь был язычником, затем ловко "переобулся в воздухе" и только в конце жизни стал христианином, причем арианином. Тут что-то не сходится с его божественностью, сколь бы ни величали его святым, равным апостолу.
Так что версия с волшебным прибором, измеряющим качество веры, остается в силе. Мы видим результат действия благодатеметра во всех церковных решениях, которые декларируют качество веры и принадлежность к партии персон, групп или целых организаций.
Есть только одна проблема с этим замечательным устройством: что делать с церковной публикой, по 30 лет участвующей в обрядах, но даже не способной назвать имя Бога, которому они молятся? Более того, существуют неверующие или исповедующие иную религию священнослужители и даже епископы, но их веру никто не измеряет, и чудесный прибор в их отношении не задействуют. И закономерно, что его применяют только в каких-то публичных, шумных случаях, да и то, за этим почему-то всегда угадывается шкурный интерес.
Словом, церковные бабушки, у которых Троица это "Иисус, Богородица да поди Никола", являются членами мистического Тела Христова, что бы под этим ни подразумевалось, а магистр богословия, рассуждающий о Боге за рамками узкого догматического коридора - уже нет. Вот где он, этот момент включения благодатеметра? Как он выдает результат - СМС, распечаткой как фискальный чек или цветной диод-индикатор загорается?
И самое интересное - как ему удается работать через интернет?