В украинскую Верховную Раду внесен законопроект о запрете деятельности на территории страны Русской православной церкви, изъятии принадлежащей ей недвижимости и иного имущества, сообщают российские СМИ.
Соответствующие изменения предполагается внести в закон Украины «О свободе совести и религиозных организаций», поясняет РИА «Новости».
Украинскому правительству предстоит «реализовать требуемые меры по распоряжению объектами недвижимого имущества и движимых вещей, которые находятся в собственности, в аренде или на других основаниях в распоряжении у организаций (объединений), деятельность которых запрещена в соответствии с настоящим законом».
Кроме того, запрет может коснуться и Украинской православной церкви Московского патриархата. Это связано с формулировкой, запрещающей деятельность религиозных организаций, которые «как составные части» входят в структуры, управление которых находится в России.
Предполагаемая судьба имущества РПЦ на Украине, которому грозит принудительное изъятие или отчуждение, пока неизвестна, - уточняет СМИ.
По мнению ведущего научного сотрудника отделения религиоведения Института философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины Александра Сагана, шансов запретить в стране Московский патриархат мало, хотя они и есть. Ученый считает, что «пора решать вопросы Московского патриархата в Украине радикально. (…) Ведь закон принимается с целью защиты национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Украины, предотвращение коллаборационизма, прекращение разжигания межрелигиозной вражды и дестабилизации религиозной среды в Украине».
Московский патриархат отреагировал на это известие предупреждением депутатов парламента Украины о возможности в случае принятия закона «массового противостояния с непредсказуемыми последствиями». По словам заместителя председателя ОВЦС РПЦ протоиерея Николая Балашова, «если такой закон будет принят, он позволит оказывать сильнейшее давление на тысячи общин УПЦ, принуждая их к переходу в раскол, и «легализует» участившиеся в последние дни захваты храмов канонической Церкви на Украине, а также насилие по отношению к ее духовенству и верующим».
«Учитывая общую накаленность политической и социальной обстановки на Украине, принятие подобного крайне радикального закона может вылиться в масштабное межконфессиональное противостояние с непредсказуемыми последствиями», - считает представитель Московского патриархата.
Еще более резко высказался по этому поводу спикер РПЦ Владимир Легойда: «С принятием любого из законопроектов, запрещающих Украинскую православную церковь, следует ожидать еще более ожесточенных расправ с представителями духовенства и с верующими канонической Церкви. Надеюсь, депутаты ВРУ и представители украинских властей проявят благоразумие, осознают тот вред, который нанесет народу Украины возможное одобрение таких законопроектов».
По его мнению, упомянутый документ имеет целью «фактическую ликвидацию канонической Украинской православной церкви», и его принятие «приведет к обострению социального кризиса, спровоцирует новый виток гражданского противостояния и усугубит раскол, ранее спровоцированный антиканоническими действиями Константинопольского патриархата, который создал новую церковь Украины (ПЦУ) на базе неканонических религиозных организаций».
Заявляя, что «священнослужители и верующие Украинской православной церкви «на протяжении целого ряда лет подвергались нападками и преследованиям со стороны представителей раскольнических группировок и националистов», Легойда сообщает, что «в последнее время эти гонения стали еще более жестокими. На слуху целый ряд нападений, захватов храмов вооруженными людьми».
Напомним, что на территории Украины более месяца в ходе так называемой «спецоперации» обстреливаются города, гибнут, либо покидают страну массы людей. Руководство Украинской православной церкви Московского патриархата выступало с пожеланиями прекращения этой «спецоперации» и призывами к руководству РПЦ последовать этому примеру. Тем не менее, глава Московского патриархата в своих выступлениях неоднократно поддержал и одобрил идею проведения «спецоперации», фактически «благословляя» и оправдывая «метафизическим смыслом» происходящее на территории сопредельной страны.