Регистрация / Вход



НИЧЕГО СВЯТОГО

Печать

 

 

Татьяна БРИЦКАЯ

 

maket murmanМурманский митрополит собрался строить кафедральный собор. И место присмотрел лучшее в городе — сопку в самом центре, откуда Мурманск как на ладони. Правда, место это РПЦ не принадлежит, и собственник ни сном, ни духом о будущей стройке. Но разве такие мелочи имеют значение, если впереди серьезные инвестиции? Вот и патриарха Кирилла, к которому владыка Митрофан с губернатором Чибисом собрались ехать за благословением, вряд ли будут утомлять такими деталями. Главное — есть концепция.

 

«Финансирование со стороны великих олигархов»

О том, что место на склоне близ улицы Буркова, где раньше был городской парк аттракционов с колесом обозрения, приглянулось РПЦ, митрополит Митрофан сообщил на пресс-конференции, уточнив, что «конкретные шаги по строительству собора» начнутся уже в этом году:

Существует концепция, она приготовлена, чтобы быть доложена Святейшему Патриарху, — сообщил митрополит. — Любое финансирование со стороны всех наших великих олигархов, которые участвуют здесь, на Севере, в различных стройках и добычах [полезных ископаемых], начинается только по благословению Святейшего. Они так договорились: не местный архиерей к ним обращается, выпрашивает, а это решается на государственном уровне с благословения Его Святейшества. У нас есть что доложить. Мы подготовили уже компьютерную видеопанораму сверху, вокруг, на фоне города. Просто нас задерживает внешняя ситуация.

Мы об этом говорили с губернатором Андреем Владимировичем — о том, что мы должны выехать. Но вы видите, что творится, нам мешает зараза, которая поселилась в мире и продолжает нас мучить. Как только станет обстановка поспокойней, мы выедем для получения этого благословения, это благословение будет дано тем, кто берется, а уже есть те, которые подают сигналы, что могли бы взяться.

Участие губернатора в походе за благословением, да и ситуация в целом весьма напоминает сюжет трехлетней давности. Экс-глава региона Марина Ковтун, находясь в крайне непростой политической ситуации на фоне затяжного конфликта с мурманской мэрией и местным истеблишментом, также добилась благословения Святейшего на строительство кафедрального собора, правда, в другом месте — на стадионе напротив областной администрации.

Это оказалось сюрпризом как для тогдашнего митрополита Симона, планировавшего стройку в другом месте, так и для собственника стадиона — облсовпрофа. В итоге, правда, вообще никакой стройки предсказуемо не случилось, а интрига стоила должностей как Ковтун, так и Симону. Новый митрополит и новый губернатор шагают по старым граблям. Все под копирку: у Чибиса конфликт с местными элитами, а роскошная земля — в собственности как раз у города, губернатор к ней отношения не имеет.

Предложить патриарху чужое под видом своего — так себе идея для получения политического заступничества.

Возможно, впрочем, что в среде чиновных интриганов созрела «остроумная» мысль: использовать влияние патриарха как таран, чтобы торпедировать непокорную мэрию, которая-де будет иметь бледный вид, сопротивляясь святому делу, одобренному на самом верху. И либо смирится и покорится, либо вызовет на себя гнев властей церковных и светских. Но использовать Святейшего втемную для разрешения местных конфликтов весьма рискованно и грозит патриаршим гневом всем участникам схемы.

А обстоятельства позволяют предположить именно такое развитие событий: на вопрос «Новой» в мэрии Мурманска ответили, что о проекте узнали из новостей, а земля на ул. Буркова не просто городская, за нее еще и деньги плачены: во время банкротства парка аттракционов участок был выкуплен администрацией города по балансовой стоимости, за него казна заплатила около 40 млн. И выкупали как раз для того, чтобы частные структуры не водрузили на видовой площадке свои объекты, не предусмотренные городским генпланом. Никаких переговоров по поводу строительства на ней храма с собственником никто не вел.

 

«Хороший Сталин» и «троцкисты-экстремисты»

Митрополит Митрофан не похож на своего скромного и не искушенного в дипломатических играх предшественника. Митрофан Баданин — политик, имеющий определенный вес как в РПЦ, так и во власти светской. Многие прихожане мурманских церквей считают, что именно этот вес помог бывшему подводнику возглавить кафедру, несмотря на второбрачие. Митрофан Баданин успешен: кандидат богословия, член Союза писателей России, член Высшего церковного совета. Обширные связи и умение себя подать помогают ему приобретать все большее влияние — или его видимость (в пиаре владыка также намного эффективней митрополита Симона, которого многие прихожане до сих пор вспоминают не как политика, а как молитвенника).

rpc mitrofan murmПредседатель патриаршей комиссии по вопросам физкультуры и спорта, автор несколько курьезных заявлений о вреде восточных единоборств для христиан и необходимости ввести должность духовника в сборной России по футболу, митрополит Митрофан ловко вырулил из конфликта вокруг мурманского стадиона, предложив употребить свои возможности на постройку — нет, не храма, а современного спорткомплекса, но… с небольшой церковью. А вопрос о строительстве кафедрального собора отложить на неопределенный срок. Срок оказался краток, причем на сей раз идея великой стройки подкреплена исключительно трендовым аргументом о восстановлении исторической памяти.

Владыка — автор целого ряда изданий на историческую тему. Правда, далеко не все выходят под грифом патриаршего благословения. Дело в том, что некоторые высказанные в них соображения шокируют. В двухлетней давности книжке «Тайна Великой войны», например, первопричиной Второй мировой объявляется либеральная идея эпохи Просвещения, «разложившая христианский мир Европы», а условием Победы — то, что «Сталин раскрылся не просто как состоявшийся лидер страны, но и как вождь, воспринявший Божье благословение». Вклад «либеральной Европы» в победу, конечно, остался за кадром этой апологии «вождя». Ниспровержение культа личности названо «иудиным грехом». Особенно благостно выглядит одобрительный пассаж о расправе с троцкистами, которые якобы предвозвестили идеи Третьего рейха: «Не случайно именно эту плеяду революционеров-экстремистов Сталин ликвидировал в первую очередь».

Стоит, наверное, напомнить, что под руководством бывшего семинариста только в 1937 году было закрыто более 8 тысяч церквей, ликвидировано 70 епархий и викариатств. К 1938-му не осталось ни одного действующего монастыря. К 1940-му в СССР было только 4 архиерея, к 1941-му из 66 тысяч священников и диаконов, служивших в храмах накануне Октябрьской революции, насчитывалось 6 тысяч. Любой «служитель религиозного культа» был поражен в избирательных правах и мог быть восстановлен в них только при условии публичного, через газету, отречения от сана. Поражение в правах распространялось и на всех членов семьи «лишенца».

Читая в издании Мурманской епархии о «величественных духовных замыслах Сталина», представляешь себе Бутовский или Левашовский расстрельные полигоны.

Кстати, в Мурманске тоже где-то есть захоронения жертв расстрелов, которые приводились в исполнение в городе с 1938-го до начала 50-х. Место это до сих пор не известно. Там нет ни креста, ни храма, ни памятника. Но эту историческую правду искать, наверное, неудобно — не вписывается в концепцию.

 

Как в парке «Патриот»

Между тем именно поисками исторической правды митрополит Митрофан Баданин объясняет свое стремление водрузить собор на мурманской сопке. В 20-х годах там было кладбище, где хоронили так называемых «интервентов» — британцев, которые оказались в поселке Романов-на Мурмане в рамках военной помощи Российской империи в Первую мировую (иностранное военное присутствие длилось с 1915 по 1919 год). Возможно, хоронили там и местных жителей, но точных сведений об этом, как и о судьбе этих предположительных захоронений, нет.

В конце 20-х годов сильный ливень размыл кладбище, и гробы, по свидетельствам очевидцев, поплыли вниз по сопке. Тогда по согласованию с британской Имперской комиссией по воинским захоронениям некрополь из 40 могил перенесли на Планерное поле, где он и находится по сей день.

На месте старого кладбища стоял кенотаф, который несколько лет назад сломали (местные СМИ подозревали, что связанные с городскими чиновниками фирмы хотели построить там элитное жилье), потом починили и тоже перенесли. История эта известна всем в Мурманске.

Натянутым выглядит тезис митрополита: «На этом месте было кладбище погибших в Первую мировую войну». Умирали квартировавшие на Мурмане во время войны от разных причин, в том числе от испанки, погибали в драке, от рук местных грабителей… Собственно военные потери увековечены, скорее, на кенотафах, на которые нанесены 38 имен военнослужащих и гражданских моряков, похороненных в разных точках Мурмана, или тех, чьи останки утрачены. Поэтому привязка к павшим на полях Первой мировой в попытке оправдать строительство храма кажется спекулятивной. Да даже если она оправданна (обстоятельства смерти каждого из похороненных на Планерном поле хранятся в архиве британской Комиссии содружества наций по воинским захоронением), не очевидна связь православного храма с местом былого упокоения принадлежавших англиканской церкви союзников-»интервентов».

Странно выглядит и следующий тезис: «Было принято решение еще перед революцией, начался сбор средств, был создан комитет по строительству, идея была одобрена императором, и Священный Синод объявил всем верующим, что мы приступаем к строительству храма-памятника, который будет посвящен всем погибшим в Первую мировую войну». Насколько достоверно выглядит эта история с учетом хронологии исторических событий, пусть читатель судит сам.

Однако именно это — главный аргумент митрополита. Больше того, он делает задачу крайне амбициозной:

— Мы избранники, — заявляет владыка Митрофан. — Потому что в Мурманске должен быть построен не просто кафедральный собор, как во всех городах областного значения, а храм-памятник. 20 млн погибло с обеих сторон, 55 млн были изувечены, мы забыли эту войну, это бессовестно, это было сделано сознательно, потому что большевики заставили Россию проиграть войну. Восстановить память о наших героях — наш долг. Это — избранничество.

Митрополит добавляет, что Мурманск, а ранее Романов-на-Мурмане, был основан благодаря войне: «Император понял, что Россия без такого города не может существовать». Высказывание — полуправда: поселок основали для доставки военных грузов с моря по строящейся железной дороге. Но Николай Второй был против этой идеи Витте, строительство дороги откладывалось, и лишь министру путей сообщения Трепову удалось продавить идею заложить населенный пункт на конечной станции.

Впрочем, свое отношение к исторической достоверности владыка Митрофан сформулировал на этой же пресс-конференции вполне отчетливо: «История России — это история православия. Другой истории-то нет. Чего еще? Коммунизма? Партии большевиков?»

Идея Митрофана амбициозна: он предлагает сделать собор третьим в череде «храмов-памятников»: храм Христа Спасителя посвящен героям 1812 года, камуфлированный собор в парке «Патриот» — Великой Отечественной, а мурманский аналогично увековечит павших в Первую мировую.

Не берусь судить, насколько идея собственного избранничества, равно как и концепции «храмов-памятников», гармонирует с христианским смирением. Дом Божий, как известно, нарекается домом молитвы, а не гордости, переосмысления истории или утверждения неких идей, патриотических или каких-то еще — не важно.

«Воплощение идеи храма-памятника жертвам Первой мировой войны отвечает задаче единения российского народа на фоне нашей великой истории. Хочу сказать, что предложение замечательное, новые храмы нужны и нашему любимому городу, и мурманчанам, это особые точки притяжения жителей!»вторит владыке вице-спикер облдумы Евгений Никора. То, что церковь это не памятник кому-либо или чему-либо (совершенно языческая по природе идея), не «точка притяжения», а место покаяния — ни церковным, ни светским чиновникам пока не вспомнилось.

Никора первым и опубликовал в соцсетях эскиз будущего собора, который пользователи тут же окрестили «Исаакием на минималках». Рядом с храмом — здание музея с куполом а-ля Бундестаг, обширная парковка. Сколько это будет стоить, пока не ясно. В начале 2000-х на кафедральный собор — тогда он должен был стать «Морским» — пытались собрать полтора миллиарда, за 7 лет собрали 70 млн.

 

Илл: Эскиз собора. Фото со страницы «ВКонтакте» Евгения Никоры; митрополит Митрофан (А.В. Баданин), Фото: Нина Зотина / РИА Новости

 

Источник

 

Дополнение RP: жители Мурманска начали сбор подписей под петицией против строительства кафедрального собора на месте бывшего парка аттракционов на улице Капитана Буркова. Противники строительства недовольны тем, что общественные слушания по вопросу выбора места для возведения собора проведены не были.

«Во всей этой истории забыли о самом главном, мнении горожан. Хотят ли мурманчане новый объект от РПЦ, когда в городе уже есть два десятка религиозных сооружений», - говорится в тексте петиции. Многие пользователи соцсетей отметили, что предпочли бы видеть на этом месте обновленный детский парк.

 

 

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал