Регистрация / Вход



МОЖЕТ ЛИ ЦЕРКОВЬ ВЛИЯТЬ НА ВЫБОРЫ

Печать

 

 

Андрей ВАСЕНЕВ

 

rpc politikЦерковь и политика – вечная тема, которая обостряется в период выборов. Как одно влияет на другое?

 

Официально церковь в России политикой не занимается. Архиерейский собор Русской православной церкви 1994 года всё решил по поводу «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин», что потом было ещё раз закреплено в Социальной концепции РПЦ. Это положение логично вытекало из сложной церковно-государственной истории ХХ века, когда сама церковь определила себя неотъемлемой частью единой державы, потом власть большевиков ржавым ножом отделила одно от другого. Но не для того, чтобы существовать параллельно и самодостаточно, а чтобы отделившееся растоптать сапогом, как нам теперь это хорошо видно с исторической дистанции.  

С распадом СССР православное духовенство набросило духовные скрепы на разлагающееся общество, протянуло руки к депутатским мандатам, ручкам агитационных мегафонов. Причём эти порывы во многом были искренни, а цели – благородны. 

После развязки 1993 года, когда Белый дом расстреляли танки, а демократия в РФ получила свои российские специфические черты, церковь стряхнула с себя дурман политической свободы. На первый взгляд, это может показаться тяжёлым компромиссом, но в нём есть существенное разумное ядро. Если церковь поддерживает какую-либо партию или политического лидера, то в случае победы своего партнёра она получит преференции, благополучие и государственный хомут. В случае же поражения патрона она будет опрокинута в бездну. 1917 год хорошо это продемонстрировал. 

Поэтому за последние 30 лет, которые по инерции называются эпохой церковного возрождения, хотя точнее было бы сказать про эпоху храмового строительства, кривая церковно-государственных отношений описывает нечто вроде графика косинуса, где вначале была большая активность, потом всё спало вниз, и сейчас снова показатели ползут наверх. Да, положения об аполитичности церкви никто не отменял, но имеющий глаза видит, что в нашей действительности всякое общественное действие называется политическим, а подобного рода инициатив со стороны церковных деятелей можно вспомнить много: от последовательной борьбы с абортами святейшего патриарха Кирилла и исторических парков митрополита Тихона (Шевкунова) до борьбы за влияние на Соловецком архипелаге и антигосударственного демарша бывшего священника Сергия Романова. Ещё есть очевидные попытки занять место в игре престолов со стороны банкира Константина Малофеева с его почти партией «Царьград» и движения «Сорок сороков», заявившего свою политическую программу. Подобные примеры без труда обнаружатся в любом регионе на всех уровнях взаимодействия властей. Здесь же стоит упомянуть явных благодетелей церкви из правительства вроде детского омбудсмена Анны Кузнецовой или экс-министра просвещения Ольги Васильевой и скрытых «тузов», которые курируют религиозную повестку по телефонному звонку и имён своих открывать не желают. 

Причём за скобками остаются принципиальные рассуждения о том, что на что больше влияет в тандеме «церковь и государство», а также что, собственно, следует понимать под церковью, когда мы говорим об этих высоких отношениях. Иерархию? Патриарха? Всех? Тут обобщения начинают стекать по стенке, так как «все» в России традиционно политикой не интересуются. Это родовая травма русского народа, которая в РПЦ проявляется в полный рост. 

Поэтому рассуждения на тему, влияет ли церковь на политику и на выборы, серьёзно ограничены пониманием этих вещей самим вопрошающим. 

Если говорить прямо, то – да, влияет! Коль скоро человек считает себя верующим и даже церковным, то он не может не соотноситься с братьями и сёстрами, советом духовника или мнением патриарха. Это естественно, но насколько это распространено? Согласно опросу ВЦИОМ, на начало 2020 года 69% прихожан «не советуются при принятии важных решений с представителями церкви». 

А если попробовать задать вопрос иначе: может ли церковь влиять на политические процессы? Отвечу: она должна контролировать качество работы изменчивого социального института под названием «государство». Это вопрос не власти, а сути вещей:  церковь – для вечности, государство – временно. Другое дело, что реально у РПЦ нет на сегодня совершенно никаких ресурсов и, соответственно, амбиций по этому поводу. 

Да и что мешает человеку распространять свои идеи или защищать свои убеждения безотносительно сана или вероисповедания? Пожалуй, только страх церковной иерархии и силовиков перед несистемными собраниями. Система всегда чурается разнообразия внутренних форм. Но разве было, чтобы этого не было? На худой конец, искусству совмещения можно поучиться у католиков, у них это более-менее получается последнюю тысячу лет.

 

Источник

 

 

Комментарии  

#2 .влияет, но успех сомнителенПолесов 01.10.2021 19:44
В идеале, если речь идет о Церкви Христовой, то никаких вмешательств Ее в политические процессы и выборы в том числе, быть не может: это не Ее сфера. Автор статьи имеет в виду другое - церковь как результат творчества людей, а еще точнее - политиков. Если отдельные люди могут быть членами Церкви, то далеко не все члены церкви могут быть Ее членами. В таком случае, церковь (клерикальная организация, которая ничем кроме антуража не отличается от партий или других объединений по социальному или политическому признаку) не могла бы влиять или не пытаться влиять на политику (выборы) только при условии ее соответствия морали основателя Церкви Христовой. Вполне очевидно, что ситуация с ней иная: пытается влиять и влияет, будучи согласна с требованиями своих распорядителей.
Цитировать
#1 А будет ли успех...?Артемий 27.09.2021 19:50
хорошо подметил автор этой заметки, церковь зачастую имеет непосредственное отношение к политике. И, кажется, такой союз должен быть очень крепким и даже нерушимым, ведь "вечное" сотрудничает с "временным". Но может ли на самом деле быть успех от такого сотрудничества? Вот что сказал тот, кто основал христианскую церковь - Иисус Христос, о своих последователях: "Они не от мира, как и Я не от мира". Поэтому, последователи Христа, подражая его примеру, должны хранить себя отделенными от политики, не вмешиваясь, и уж точно, не пытаясь влиять на принятие решений. Если люди называют себя христианами, но при этом не следуют словам Христа, будет ли у них успех?
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал