Регистрация / Вход



МОНГОЛЬСКИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

Печать

 

 

Егор ЩВАРЦ

 

mong muslИстория освобождения Гроба Господня рыцарями-крестоносцами немыслима без рассказов о коварстве и вероломстве мусульман и жителей ближневосточных стран. Но при этом историки молчат о вероломстве самих крестоносцев. Ведь если бы они в 1260 году не предали монголо-татарское войско, прибывшее на Святую землю для освобождения главной христианской святыни, многое сложилось бы по другому…

 

Первый крестовый поход, целью которого было освобождение Святой земли и Гроба Господня, произошёл ещё в 1096 году. Но успехи крестоносцев были краткосрочны — арабы-мусульмане, переживающие расцвет, с лёгкостью возвращали себе земли, хранящие в себе тепло босых ног Иисуса и его сподвижников. В 1187 году султан Салах ад-Дин покорил Иерусалим и основал гигантскую империю, простирающуюся от Багдада до Египта. Крестоносцы ничего не могли поделать — Святая земля стала неотъемлемой частью мусульманского мира.

 

Желтолицые христиане

Однако перед наступлением 1260 года жители Палестины узнали, что у них появились союзники. В этой роли неожиданно выступили монголы, одно имя которых в то время наводило ужас на народы Азии и Европы.

Но каким образом орда, подавляющее большинство воинов которой верило в местных божков, вдруг стремительно уверовала в Христа и решила освободить Святую землю от мусульман-завоевателей?

У непобедимой армии Монгольской империи, созданной Чингисханом чуть более 50 лет тому назад, были для этого свои причины.

Оказывается, в середине XIII века значительное количество ордынцев и в самом деле исповедовало христианство. Правда, это было не родное нам православие, а несторианство — одна из разновидностей еретических учений. Оно возникло в начале V века. Основателем был монах Несторий, ставший в 428-431 годах константинопольским патриархом.

Его учение вобрало в себя некоторые элементы ереси Ария, отрицавшего Божественную природу Христа. Несторий учил, что Христос был не Бог, а человек, в котором жил Бог. В 431 году Эфесский собор признал учение ересью и сослал Нестория в монастырь, где тот и умер. Несторианская церковь в период своего расцвета насчитывала более 300 епархий по всему Востоку. На сегодняшний день несторианцев, чьи церкви расположены в Ираке, Сирии, Индии, Иране, насчитывается не более 200 тысяч. После запрета этой религии, случившейся в Византии в 431 году, несторианцев изгнали из Византии в Персию, и они обосновались в Китае и даже в Японии, то есть на территориях, которые частично входили в состав Монгольской империи.

Правда, правитель великой империи, хан Мункэ, вступивший на трон в 1251 году, был приверженцем буддизма, но, следуя принципу религиозной терпимости, смотрел сквозь пальцы на то, что многие военачальники и жены первых лиц являются приверженцами несторианства. Они-то, многочисленная и влиятельная партия христиан, и убедили Мункэ, внука Чингисхана, отправиться в Иерусалим на освобождение Гроба Господня. А заодно попутно пограбить страны, лежащие на пути в Святую землю, — Персию и Сирию.

 

За веру, хана и Отечество!

И в 1256 году монгольское войско, численность которого насчитывала от 70 до 120 тысяч всадников, выступила в поход. Это нашествие, получившее в истории наименование «Жёлтого крестового похода» (Лев Гумилёв считал, что монголы шли в Иерусалим по идеологическим соображениям и ни за чем иным!), особенно на первом этапе, оказалось успешным.

Хорошо обученное и вооружённое войско, руководимое талантливым полководцем ханом Хулагу (жена хана тоже была несторианкой) форсировало Амударью и вторглось в Иран.

Мусульманские города сдавались один за другим. Вначале рухнул Багдадский халифат — средоточие военной и религиозной мощи арабов! Халифа Аль-Мустасима монголы казнили, дворец халифа отдали православному патриарху-несторианцу. Европа, узнав о доблести монголов, отправляла в честь хана Хулагу торжественные мессы. Его сравнивали с Константином Великим, который сделал христианство официальной религией Римской империи, а само нашествие называли «христианским джихадом».

Следом за Багдадом пали и другие крепости мусульман — Алеппо, Дамаск, Хама, Хомс, Банияс. Победители убивали мусульманских правителей, сжигали мечети и украшали христианские храмы. Казалось, ещё чуть-чуть — и монгольские низкорослые лошадки покажутся на улицах Иерусалима.

И тут рыцарские ордена тамплиеров и иоаннитов ощутили, что под ними зашаталась земля. Причины подобной боязни лежат на поверхности — рыцарские ордена, обосновавшиеся на Святой земле, извлекали из своего положения немало выгод: вся Европа поддерживала их морально и материально, сюда полноводной рекой стекались паломники, богатые христиане жертвовали кучу денег на то, чтобы рыцари боролись с проклятыми мусульманами. А тут придут монголы, всех разгонят, Гроб отнимут, и весь поток материальных благ потечёт в их бездонные торбы.

Следовательно, надо что-то делать. И рыцари нашли выход — решили сколотить военный союз с египетскими мамлюками (правителями), которые были единственной силой, способной противостоять монголам. Подобного предательства в истории ещё не случалось: христиане решили сговориться с мусульманами, чтобы не дать другим христианам отвоевать их главную святыню!

Подобному сговору помешал магистр тевтонского ордена — он наотрез отказался сотрудничать с египетскими мусульманами. Но крестоносцы всё же решили, что оказать помощь мамлюкам надо. И оказали — накануне решающего сражения при Айн-Джалуте они дали египетскому войску свежих лошадей, подбросили фуража и позволили пройти через их территорию в Галилею — туда, где отдыхало после изнурительного похода недавно прибывшее монгольское войско.

В решающем сражении войско египетских мусульман под началом султана Кутуза нанесло монголам поражение. А чуть раньше в Каракоруме умер хан Мункэ, и предводителю войска хану Хулагу пришлось срочно скакать на курултай, чтобы поспеть к «дележу пирога». Он оставил часть войска (около 10-20 тысяч) на своего начальника штаба Китбуку-нойона и, прихватив другую часть войска, умчался.

В сражении при Айн-Джалуте мамлюки победили. Китбуке-нойону отрубили голову, египетские мамлюки под рукоплескания предателей-крестоносцев вернулись к себе домой. «Жёлтая» христианская рать откатилась на восток. Мусульмане окончательно подмяли под себя Ближний Восток: Иран, Сирию, Палестину. А дальше пришла и очередь самих монголов — спустя несколько десятилетий их тоже ислами-зировали. Великая христианская мечта, до осуществления которой был один шаг, оказалась забытой навсегда.

 

Ближний Восток без мусульман

«Жёлтый крестовый поход» был последней реальной попыткой сделать христианство не только ведущей, но и главной мировой религией. И всего лишь нужно было, чтобы крестоносцы выступили на стороне монголов.

Если бы они это сделали. Ближний Восток стал бы центром христианского мира. При тех возможностях, которые имелись у христиан, мусульманские страны — Иран, Палестина, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия и прочие — поклонялись бы Христу, а не Магомету. А учитывая то, что монголы завоевали Китай и частично Индию, возможно, и в этих странах (покорили же мусульмане Пакистан!) сияли бы купола христианских церквей.

Правда, не следует забывать, что те же монголы исповедовали несторианство. А это, по мнению православных иерархов, ересь, которая страшнее враждебной веры. Так что без конфликтов бы не обошлось. И вместо Великих крестовых походов, возможно, в истории бы остались Великие христианские войны.

И особенно незавидной была бы судьба православной Руси (конечно, если бы православие осталось доминирующей религией русских). Стиснутой с двух сторон — католической Европой и несторианской Азией — России пришлось бы из кожи вон вылезти, чтобы и религию сохранить, и территорию сберечь.

И как бы это нам удалось, одному Богу известно. Но без больших жертв не обошлось бы — религиозные войны всегда более кровопролитны, чем территориальные. Вспомните, конфликты между гугенотами и протестантами. Или мусульманские распри — между шиитами и суннитами.

 

Загадки истории

 

 

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал