Андрей СВЕТЛОВ
Лидер буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев после небольшой паузы вновь пошел в атаку на Площадь Советов. 31 октября сангха выпустила официальное заявление Хамбо ламы о том, что власти Бурятии врут о масштабной финансовой поддержке буддистов.
Пресс-служба правительства Бурятии опубликовала свой комментарий еще 3 октября – тогда стычка между сангхой и чиновниками только началась после нескольких резких высказываний и выходок Дамбы Аюшеева. Тот обвинил главу республики и зампреда Вячеслава Цыбикжапова в нарушении обещания: до 1 сентября они якобы обязались перечислить сангхе 30 миллионов рублей на развитие традиционной породы овец и создание инфраструктуры для выделки шерсти.
Тогда правительство Бурятии напомнило Хамбо ламе, что с начала 2019 года сангхе были перечислены 100 миллионов рублей из республиканского бюджета – из них 70 на развитие бурятской породы коров, 20 на строительство дацанов, 9,6 – на обряд «Посвящение Калачакре». И еще несколько траншей поменьше на другие проекты буддистов. В целом тот комментарий был максимально корректным и большую часть его занимали заверения в том, что лично Алексей Цыденов и правительство Бурятии в целом высоко оценивают работу Дамбы Аюшеева и сангхи.
Официальный ответ Хамбо ламы на это заявление состоялся спустя почти месяц, 31 октября. И он тоже нарочито сдержан, хотя не нужно читать между строк, чтобы уловить сквозящие в нем недоверие, скепсис и осуждение.
Так, Дамба Аюшеев прошелся по всем субсидиям из бюджета Бурятии в пользу сангхи и пришел к выводу, что заслуги республиканского правительстве в них почти нет. Так, большую часть этих денег по версии Хамбо ламы выбил лично полпред президента в ДФО Юрий Трутнев:
- Сумма в сто миллионов рублей складывается из следующих составляющих: 70 миллионов были выделены по личному распоряжению полпреда президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Юрий Петрович в первый же свой приезд в Бурятию после того, как наша республика вошла в состав ДФО, посетил Иволгинский дацан, во время нашей с ним встречи 30 ноября 2018 года он с большим вниманием и поразившим меня пониманием отнесся к проблеме сохранения аборигенного скота, в частности, коров. Данные средства были выделены на закупку коров и бычков, и они будут потрачены весной 2020 года, когда откроется возможность приобрести монгольских коров.
Еще 20 миллионов сангха получила благодаря Кремлю и – внезапно – РПЦ:
- 20 миллионов рублей – это федеральные деньги, которые – спасибо Русской православной церкви – мы получаем теперь ежегодно. Данная сумма равна тем средствам, которые Бурятская епархия РПЦ получает на строительство кафедрального собора в Улан-Удэ.
И только по оставшимся 9,6 миллионам рублей у Хамбо ламы нет вопросов к правительству Бурятии. Правда, финансирование было целевое, а значит – в понимании Дамбы Аюшеева – обязательное и не существенное.
- Почти 10 миллионов, а если точнее 9 миллионов 600 тысяч, – деньги, действительно выделенные правительством Бурятии, но это было целевое финансирование на «Посвящение Калачакры» в июле, и в комментарии правительства совершенно верно указано, что средства пошли на «организационно-технические мероприятия, связанные с проведением посвящения». То есть деньги были потрачены на аренду оборудования, оплату различных служб, которые обеспечивали безопасность и бесперебойную работу вспомогательных организаций, питание лам и переводчиков в течение всех дней учений, перевод и трансляцию.
Таким образом, я считаю, из почти ста миллионов рублей – 90 миллионов были выделены не по инициативе и без активного участия правительства Бурятии, а, скорее, вынужденно.
Ранее Дамба Аюшеев обвинил власти Бурятии в союзе с оппонентами сангхи из буддийского дацана «Ринпоче Багша». Тогда Бабр констатировал переход конфликта в новую фазу – окровенной вражды. Итог этого противостояния может быть для Хамбо ламы печальным, поскольку власти республики не идут на уступки, и, по данным Бабра, могут подключить Кремль для силового разрешения вопроса.