В отношении избирательной антирелигиозной кампании, ведущейся в стране посредством всевозможных "инструментов" - от экстремистски настроенных маргиналов до судебной системы, - возникает все больше вопросов. При этом, касающихся не столько источников и причин деструктивной активности, которые достаточно очевидны, сколько ее вероятных последствий для населения. Тем не менее, "образ врага", создаваемый из российских последователей разных религиозных направлений, поддерживаемый большинством СМИ, нуждается в проверке на достоверность в первую очередь.
В данном случае, своим взглядом на происходящее делится представитель сообщества российских саентологов - ответственная за связи с общественностью Церкви саентологии в СНГ Нина ДЕ КАСТРО
Портал-CREDO.Ru: Похоже, вторым кандидатом на «ликвидацию» и «запрет» среди религиозных организаций России (после Свидетелей Иеговы) власти избрали Вашу Саентологическую церковь. Как Вы можете прокомментировать происходящее в Санкт-Петербурге – обыски в офисе церкви, суды и аресты ее руководства?
Нина ДЕ КАСТРО: Я думаю, это происходит из-за непонимания текстов, которые лежат в основе наших учений. Я считаю происходящее ошибкой, потому что моя вера состоит в том, что хороших людей гораздо больше.
Могут ли Вашу церковь полностью ликвидировать и запретить, как Свидетелей Иеговы?
Решение о Свидетелях Иеговы обжаловано в следующую инстанцию. Конституция гарантирует гражданам России свободу исповедовать ту религию, что они выбрали. И мы надеемся, что вопрос об их запрете все-таки изучается с точки зрения нашей Конституции и принципов свободы совести. Так же нужно изучать любые новые религиозные движения, которые появляются в каждой стране и поначалу не слишком широко известны, и стараться понять их. Есть определенная настороженность в обществе в отношении чего-то нового, требуется время, чтобы с этим свыкнуться, перестать пугаться, если нет никакого вреда. Тогда наступает какой-то момент, когда такие движения признают. Хотя на самом деле Конституция гарантирует свободу религии каждому. Считаю, это важно помнить.
Наша социальная работа известна широко. Наши антинаркотические лекции помогают огромному количеству молодежи. Поэтому я думаю, что отношение к нам изменится, и все смогут по достоинству оценить наш вклад в жизнь нашего общества.
Что инкриминируется арестованным в Санкт-Петербурге саентологам?
Говорят о какой-то незаконной предпринимательской деятельности. Как я понимаю, обвиняют в действиях без регистрации, и это в то время как отказ в регистрации юридического лица саентологами в Санкт-Петербурге был оспорен в Европейском суде. Там признали нарушение прав людей, которые пытались зарегистрировать религиозную организацию. Но это не привело к регистрации. Зато теперь есть вот это дело.
Еще выдвигают обвинения в «экстремизме», которые пока совершенно непонятны и не могут вызвать ничего, кроме недоумения. Выглядит пока так, что это обвинение за обычную религиозную деятельность, такую же, как в большинстве других религий. И совершенно не укладываются в голове жесткие меры - содержание под стражей мирных людей за действия по исповеданию ими своей религии.
Можно еще обратить внимание на то, что трое из пяти человек, задержанных в Петербурге, были теми, кто подавал заявление в Европейский суд по правам человека, который, в конце концов, установил нарушение их прав на свободу исповедования.
Тем не менее, такие обвинения привели к закрытию Вашей церкви в Москве…
На самом деле, ликвидация судом московской церкви основана на весьма спорных аргументах - например, было якобы не исполненное предупреждение Управления юстиции, которое на самом деле было исполнено, и суду были представлены доказательства. Но он сделал вид, что этого не было. Суд вышел за рамки иска и применил для ликвидации то, чего даже не было в иске Управления юстиции. Там довольно много серьезных нарушений, и я не сомневаюсь, что решение будет отменено. Но я по-прежнему думаю, что это произошло в результате непонимания наших религиозных текстов. Потому что невозможно, руководствуясь здравым смыслом, закрывать такие религиозные организации, которые реально помогают обществу, вкладывают свой труд в улучшение общества, где люди, приходящие в церковь, меняются, улучшают отношения с другими, восстанавливают семьи, обретают взаимопонимание с детьми и родителями, сослуживцами, проникаются действительным патриотизмом, осознанным. Разрушать все это – значит подрывать само государство.
Я уверена, что кто-то рассылает ложные «доклады» со своей корыстной целью в разные структуры, и мало кто проверяет, что на самом деле происходит. Например, известен гражданин Дворкин, про которого пишут, что он имеет гражданство США. Я не понимаю, чего он пытается достичь, пороча добрые дела саентологов, и почему к нему прислушиваются. Также я думаю, кто-то очень настойчиво управляет СМИ и сбрасывает им порочащие данные.
Против Вашей церкви выступает не один человек, а вся система власти – возбуждаются дела, выносятся судебные решения…
Мы не думаем, что это система, это всегда отдельные личности, имеющие свои частные интересы. А не государственные интересы. Со своей стороны мы делаем все возможное, чтобы система увидела свои ошибки и исправила их. Мы верим, что большинство людей хочет улучшения общества. И мы не отчаиваемся в том, что правда побеждает и что мы можем изменить сложившуюся ситуацию.
Чем закончилось преследование Вашей церкви в Москве, отобрали ли у Вас помещение церкви на Таганской улице?
Саентологическая церковь Москвы проходит стадии ликвидации в соответствии с решением суда. В Москве на Таганской улице сейчас действует Центр саентологии, есть выставка о духовной природе человека и о его возможностях, о помощи обществу и о решении многих тревожащих наших сограждан проблем. Саентологи поддерживают усилия правительства по чистоте в городе, выступают против наркотиков и алкоголя, они за хорошее образование и здравомыслие. Они верят в лучшее, знают, как помочь, и могут помогать каждому отдельному человеку и обществу в целом.
Беседовал Владимир Ойвин
Источник: Портал-Credo