Не так давно в Санкт-Петербургском издательском доме "Древо жизни" вышла в свет новая книга известного российского религиоведа, доктора философских наук С.И. Иваненко. При этом, если научное исследование религии большинством наших соотечественников воспринимается чем-то экзотичным, то научный вклад Сергея Иваненко в эту сферу знания, справедливо считать одним из наиболее заметных.
Дело в том, что объектом внимания специалиста, посвятившего изучению религии более 38 лет, становится то, что можно считать для России "экзотикой в квадрате". Речь идет о малоизвестных в нашей стране и новых религиозных движениях (НРД), представляющих, во-первых, религиозные меньшинства, а потому, чаще всего, не мелькающие у всех на виду. А во-вторых, довольно часто не укладывающихся в стереотипы представлений нашего малосведущего в этом соотечественника о том, что есть религия.
В данном случае, новая книга Иваненко под названием "30 лет служения людям: к юбилею саентологической церкви Санкт-Петербурга", посвящена истории и становлению религиозной организации саентологов Санкт- Петербурга. Поводом для того, как нетрудно догадаться, послужило наступившее в 2014 году тридцатилетие присутствия нового религиозного движения в нашей стране.
Увы, но в силу известных обстоятельств, автор с первых же строк юбилейного издания вынужден оговориться, что "Неизбежным спутником религиозной жизни являются искажённые представления о незнакомых, «чужих» верованиях. Принцип свободы совести, включающий фактическое признание равенства разных религий, потеснил некоторые предрассудки. Однако, религиозное разнообразие во многих современных нам обществах по-прежнему воспринимается с опаской. Особенно достаётся так называемым новым религиям. Вместе с модой политической элиты разных стран на консерватизм и традиционализм давление на них даже возросло". Быть может, кто-то иной опустил бы это печальное обстоятельство, но не серьезный ученый, одним из главных критериев взгляда на мир которого является реалистичность, а проще говоря, достоверность.
Тем более, что автор издания не ограничивается констатацией факта, а приглашает читателя вспомнить о том, что "Россия – одна из самых многонациональных и многоконфессиональных стран, на её территории живут последователи всех мировых религий (христиане, мусульмане, буддисты), а также множества других религиозных течений".Что в нашей стране "всего официально зарегистрированы около 23,5 тысяч религиозных общин (местных религиозных организаций) и 450 религиозных центров и управлений, принадлежащих к 61 разным религиям и религиозным течениям (конфессиям)".
"В целом можно констатировать, - продолжает Иваненко, - что в современной России зарегистрированы религиозные центры и общины около ста конфессий. Помимо этого, есть несколько десятков различных религиозных течений, последователи которых не захотели или не смогли зарегистрироваться в качестве религиозных объединений и действуют, образовав религиозные группы, общественные организации или различные фонды". При этом, "в России не ведётся официальной статистики членства в религиозных организациях, причём закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. О религиозности россиян и об их принадлежности к тем или иным религиозным организациям можно судить по социологическим опросам населения и экспертным оценкам".
После такого напоминания, внимательному читателю было бы трудно не вспомнить по ассоциации о меткой народной сентенции: "Что имеем – не храним, потерявши – плачем". Потому что это напоминание соотечественникам о их невероятном культурном богатстве, потенциал которого, в контексте издания, состоит в той степени религиозного многообразия, которая недоступна ни одной из иных стран мира. Но особо доказывать, что такое обстоятельство вызывает у многих россиян досаду, вместо вполне очевидного повода для ощущения национального достоинства, нет никакого смысла. К абсолютному большинству вероисповеданий – и "новых", и насчитывающих сотни или тысячи лет истории, - отношение соотечественников в лучшем случае скептично. Хотя автор напоминает и этому большинству, что "Каждый разумный человек, знакомый с историей нашей страны и осведомлённый о её национальном и конфессиональном многообразии, согласится с Президентом России В.В. Путиным, отметившим, что «…конфессиональный мир, межэтническое, межрелигиозное согласие является основой для существования и дальнейшего развития Российского государства»".
Все опубликованные труды Сергея Иваненко, как уже доводилось подчеркивать в нескольких предыдущих на них реакциях, отличаются высокой фактологичностью и ясностью текстов для любого, даже совершенно неподготовленного читателя. Поэтому, при описании колоритов религиозной жизни Санкт-Петербурга, и сама новая религия, и Саентологическая церковь, выросшая из первой в России группы ее последователей, ложатся в канву "религиозного пейзажа" совершенно органично.
Разумеется, помогает тому и введение читателя в курс того, что являет собой саентология, каковы представления саентологов о мире, о человеке, о Боге. В книге одинаково аккуратно прослеживаются процесс возникновения новой религии, эволюция религиозной этики и культовой составляющей, формирования и постоянного совершенствования религиозного сообщества саентологов и его организаций. Для полноты представлений о саентологии в нашей стране немаловажным выглядит и изложение обстоятельств и подробностей и появления в России первых саентологов, и начального этапа развития Санкт-Петербургской религиозной группы. Признаки принципиальной новизны этой быстроразвивающейся в мире религии – заведомое восприятие человека как "позитивной личности", бессмертие его "истинной сущности", стремление к созданию "идеальной религиозной организации" или прогнозирование "Золотого века технологии" и др., - все это оказывается для автора материалом к размышлению о том, что может стать очевидным любому. А именно, "что они за люди?", эти непонятные многим саентологи, "делают ли они что-то полезное для общества, своей страны, своего города?".
Здесь для привыкших к конкретности, наглядности или, так сказать, "вещном проявлении" признаков любого явления, автор прибегает к нескольким личным историям самих саентологов. Они, как бывает практически у всех, осознанно приходящих к вере в разных религиях, конечно тоже индивидуальны. Но объединяет их, в результате, одно простое и понятное любому обывателю обстоятельство – по словам автора то, что "каждому из них удалось одержать победу над теми семенами зла, жадности, эгоизма, которые в том или ином виде, есть в каждом человеке".
Понимание саентологами, что они не только "физические люди", но и, в первую очередь, "духовные существа, призванные творить добро другим людям", делает легко объяснимой и, пожалуй, даже неизбежной высокую социальную активность саентологического сообщества. Не "бумажные, а самые что ни на есть активно осуществляемые Саентологической церковью проекты, направлены на просвещение в сфере прав, достоинства человека и их защиты; на помощь алко- и наркозависимым и защиту душевнобольных сограждан от глумливых злоупотреблений со стороны бездушных казенных структур. Этическая основа новой религии не позволяет ее последователям ограничиваться одним лишь противостоянием социальным проблемам. Исходя из своего мировосприятия, они предлагают позитивную альтернативу: это способы преодоления и профилактики личностных и социальных трагедий, которые изложены в пропагандируемой саентологами книге основателя религии Л.Рона Хаббарда "Дорога к счастью". Предлагают, разумеется, опираясь на ценности, на которые ориентирована сама саентология – межнациональный и межрелигиозный мир, взаимоуважение между людьми и многое другое, что направлено к достижению гармонии духовного и земного благополучия и придает понятию "благо человека" более глубокий в своей реальности смысл.
Предыдущие отзывы автора на книги Сергея Иваненко неизменно содержали в себе ставший уже банальным лейтмотив: "читать его книги несравнимо интересней и увлекательней, чем прочитывать что-то "о них". Но применительно к просветительским заслугам ученого на фоне острого дефицита в России достоверных знаний о религии, эта "банальность" все больше ассоциируется, к примеру, с вещью, которую случается искать до потери пульса, тогда как она лежит на самом видном месте...
ReligioPolis
Комментарии
с необоснованностью п.7.. указа №914 Президента РФ
://cloud.mail.ru/public/5WvF/vn81cqU9q
Да, уважаемый Полесов, могу понять и Вас, и Михаила Николаевича. И отношусь к Михаилу Николаевичу очень хорошо. И на сайте у меня есть несколько его публикаций в журнале "Здравый смысл". Но не могу я принять, когда образованные люди пишут о религиях с какой-то (пусть самой минимальной) долей восторженности. Почему - в общем уже написал в предыдущем комментарии.
Но лейтмотив уважения к любой вере (не религиозной структуре, а убеждениям людей), точно есть. Только, когда и у кого это считалось дурным тоном?
То, что Вы не скрываете своего отрицательного отношения к религии как таковой, это честно: Вы атеист. Но статья не о существе религии, а о целях и делах людей, отличных от Вас по своим убеждениям. То, что они могут казаться в своих надеждах наивными, это другой вопрос. Повинуясь своему религиозному или нерелигиозному императиву стараться делать действительность лучше - что тут плохого? Одни люди помогают другим избавляться от зависимости или защищать свое достоинство и права, и в кого или во что они верят или не верят - это их личное дело. Как Вы знаете, бывают и другие "верующие", но и там довлеющее воздействие на их цели и поступки оказывает не религия, а идеология религиозных организаций.
Надо не "Невидимое очевидное", а "Невидимое мочевидное".