"...и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую".
Мтф,25:32-33
Массовые манифестации протеста против обмана властями населения страны, или собравшее большое количество разнообразной публики в канун выборов поклонение православной культовой святыне, или небывалое количество мнений, высказываемых самыми разными людьми в отношении многих нежелательных явлений – все это имеет между собой много общего.
В тот же ряд можно добавить и странности поведения знаковых персонажей светского и религиозного бомонда, где все ярче наблюдается тенденция крайностей. Одни, невзирая ни на что, по инерции продолжают деятельность в однажды выбранном направлении и поражают очевидными нелепостями деклараций или практических инициатив. Другие, ранее молчавшие и скромно плывшие по течению всеобщего равнодушия, внезапно возвышают голос по поводу ставших им очевидными традиционных безобразий. То же самое происходит и в обывательской среде, где внешне никак не изменившиеся люди либо обретают большую внутреннюю уверенность, либо, напротив, утрачивают и ту, что оставалась, компенсируя состояние тревожности лихорадочной и, как правило, им же вредящей неуместной активностью.
Таких наблюдений состояния нашего общества, наверное, было бы достаточно, чтобы понять только, что процесс поляризации в нем не остановился. Но заметное распространение тех же признаков на поведение целых общественных и государственных институций заставляет предполагать иное. Можно допустить, что все эти видимые признаки говорят о некоем более глобальном процессе, который по отношению к его зримым проявлениям стоило бы считать объективным.
В народной традиции, отображенной в фольклоре, такие явления, как правило, не анализируются, а лаконично определяются. В нашем случае, о подобном начале катарсиса общественного сознания мудрые люди отзываются коротко: "значит, время пришло…". В двух словах здесь, как видим, содержится все - и "сколько веревочке ни виться", и "человек предполагает – Бог располагает", и "свинья везде грязь найдет", и "вольному – воля, а спасенному – рай". Но, что бы там ни было, нас интересует сейчас не столько "почему" это происходит, сколько "что именно?"
Так, например, вполне оправданно привлекает внимание недавнее выступление известного журналиста, ведущего Первого канала Максима Шевченко, отличавшегося фундаменталистской категоричностью в вопросах религии. Коллеги, имея для того немало фактических оснований именовали его "фанатиком" и даже "неофициальным послом Хамас в России" за позицию, в которой между идеологией этого людоедского режима и идеями христианской демократии проводилась прямая аналогия. Однако, в упомянутом выступлении Шевченко нашел немало аргументов в обоснование того, насколько бессмысленной и лицемерной является так называемая "антисектантская", а по существу, антирелигиозная кампания, развязанная Московской патриархией и подхваченная коррумпированным чиновничеством. То есть, выступил с откровенно человечной позиции против тоталитарной политики клерикализации как минимум в отношении дискриминации по вероисповедному признаку.
И что произошло ранее с высокопрофессиональным журналистом и руководителем одного из известных православных сетевых изданий, который, однажды придя в ужас от своей квалифицированной работы в интересах РПЦ МП, выступил в своем блоге с раскаянием и перестал писать?
Есть и кардинально противоположные по смыслу и позиции, выступления известных персон. Это, например, жесткие и далеко не христианские идеи с обвинениями и угрозами, высказанные известным иерархом РПЦ МП архиепископом Павлом. Несмотря на склонность к местническому произволу и бумажное интриганство, вызванное нуждой проводить "приватизационную политику" в отношении культурного достояния, ранее этот архиерей не отличался необдуманностью высказываний, которые могли бы иметь далеко идущие последствия. Однако, нате вам – в оправдание шельмования населения с "выборами", он изрек теперь и такое: "В России сейчас существует огромное кол-во средств массового уничтожения. У нас есть и атомное, и бактериологическое оружие. И должен сказать, что в отличие от американцев, нашим русским людям ... у нас, знаете, я скажу - огромное количество людей, которые нуждаются в нормальном образе жизни. И для большинства русских людей жизнь, как говорят в народе, ломаной копейки не стоит. Будут нас допекать - в отчаянном состоянии, когда народ загнан в угол, нам ничего не останется, как открыть краник Чернобыльский, типа такого, да? - и в этом случае пострадают все - и американцы, и европейцы зажиточные. А им есть что терять...". Вот так рассуждает архиепископ Рязанский и Касимовский. Поэтому, не стоит воротить нос от неподобной лексики в исполненных омерзения отзывах наших соотечественников на это "слово святителя".
Приблизительно в том же ключе реагировали участники обсуждений на заявление премьер-министра, призвавшего "поддерживать и сохранять светский характер государства" посредством его нарушения за счет клерикалиации светских сфер жизни, пообещав, что это "будет только приветствоваться". Те же эмоции недоумения смешанного с возмущением вызвал парой месяцев раньше сюжет Токменева о модернизации РПЦ МП, прошедший на канале НТВ. Но нынешнее восприятие людьми происходящего в России, явно острее и, что самое интересное, становится все более реалистичным.
Сложно предположить, конечно, что могло сподвигнуть главу Московской патриархии заговорить о протестных настроениях россиян, вызванных демонстративной фальсификацией выборов. Казалось бы, очень многие уже понимают, что по вине политиканствующих клерикальных функционеров всех рангов церковь стала заложницей политических манипуляций, а почти две недели молчания патриарха на эту тему, значительно снизили тонус ожиданий его мнения. Быть может, разумнее было бы промолчать "по-ватикански", а с позиции христианской церкви, уж, ни в коем разе не присоединяться к режимному осуждению "алчущих и жаждущих правды", чего за словесами о единстве укрыть не удалось. Ведь, люди и сами горячо желают единства – но в правде, а не во лжи. Однако, что-то, да заставило главу крупнейшей религиозной организации напомнить всем, что она традиционно с сильными мира сего…
Когда-то больше года назад мы говорили уже о начале заключительной фазы процесса, который сегодня становится видимым для всех. Поэтому и заключительную фразу той публикации "сегодня, когда процесс понуждения Христа служить кесарю вошел в свою окончательную фазу, похоже, Ему снова подошло время отправиться "в народ"…", вероятно пора дополнить словами "...так Он и сделал".
ReligioPolis