БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 5\19 18 июля 2020 - ДУМ РФ

Печать

allaham 

Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична.

 

БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 5\19

 

Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) в ходе очередного расширенного заседания, состоявшегося 22-го числа месяца Раби’ аль-авваль 1441 года по лунному календарю, что соответствует 19-му ноября 2019 г. по григорианскому календарю, и проходившего в Культурном центре «Дар» по адресу ул. Ленинская слобода, д. 9,

постановил: межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая.

 

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ

 

Согласно Кораническому Откровению, супружеский союз между мужчиной и женщиной является одной из важных заповедей Божьих, выполнение которой позволяет человеку обрести милость и благодать Всевышнего, познать радости и достоинства семейной жизни, исполнить замысел Г оспода о продолжении рода человеческого.

Исламское право, основывающееся на Божественном Откровении Священного Корана и пророческом Предании (Сунне), определяет брак как духовную ценность и особый договор пред Творцом, именем Которого освящается супружеский союз между мужчиной и женщиной, их совместный жизненный путь.

В современном мире, в условиях межнациональных переплетений и ассимиляции у многих возникает вопрос: каковы рамки дозволенности? какие из смешанных браков разрешены, а какие запрещены?

Коранический аят накладывает неоспоримый запрет на замужество или женитьбу с язычниками и всеми теми, кто подпадает под эту категорию: “Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Лучше рабыня[i], но верующая, чем [свободная] язычница, пусть даже очень привлекательная и вызывающая у вас симпатию. И не выдавайте замуж [мусульманок] за язычников, пока те не уверуют. Лучше [в вопросе замужества] раб, но верующий, чем [свободный] язычник, пусть даже приглянувшийся вам.

Они [язычники] приглашают (зовут) вас в Ад. Всевышний же приглашает (зовет) вас в Рай и [призывает к благим делам, посредством которых вы можете получить] прощение с Его позволения. Он раскрывает (показывает) людям знамения, возможно, они вспомнят (призадумаются, будут помнить важное для них и необходимое)” (Св. Коран, 2:221).

Также недопустим брак мусульманки с тем, кто не относит себя к мусульманскому сообществу, вне зависимости от того, каких взглядов и убеждений он придерживается. Одним из главных аргументов в вопросе недопустимости брака мусульманки с немусульманином являются строки Священного Корана: “Если вы убедитесь [из общения с ними], что они уверовали, тогда не возвращайте их неверующим. [Теперь, после становления этих женщин верующими] ни они (женщины) не дозволены им, ни они (мужчины) не дозволены им [их бывшим женам]...” (Св. Коран, 60:10). Ведь по природе взаимоотношений главным в семье является муж. Жена следует или старается следовать ему во всем. Если муж немусульманин, то жене-мусульманке постепенно придется отказываться от своих религиозных устоев, ценностей. В воспитании детей акценты проставляет также именно муж. Следуя шариатскому правилу о запрете путей, ведущих к запретному, все мусульманские ученые единодушны в канонической недопустимости такого брака[ii] [iii].

Возникает вопрос: может ли мусульманин взять в жены представительницу людей Писания (христианку или иудейку)? Ведь Коран разграничивает эти две категории людей: язычников и людей Писания, отмечая для каждой из них свои особенности.

Основой в вопросе женитьбы мусульманина на представительнице людей Писания (христианками и иудейками) согласно исламскому каноническому законодательству является дозволенность. Главным аргументом в этом вопросе является следующий аят: “[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена для вас пища людей Писания, а ваша пища разрешена для них. Разрешено вам жениться на благочестивых из числа мусульманок и благочестивых из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках), если вы передали им [ценный] свадебный подарок [в качестве безвозмездного дара], желая жениться на них [ощущая ответственность перед созданием семьи на всю оставшуюся жизнь], а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг. Кто отвергает веру, отказывается от нее [от ее основ, постулатов, от Божьих установлений], а до этого был ее носителем, благие дела того [в итоге] теряют всю свою значимость (они тщетны). В Судный День он будет из числа проигравших (потерпевших крах) [если до смерти так и не успеет раскаяться и исправиться]”. (Св. Коран, 5:5).

Со времен сподвижников Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) и по сей день было немалое число тех, кто высказывал далеко неоднозначное суждение по данному вопросу. К примеру, в своде хадисов имама аль-Бухари приводится ответ известного сподвижника Пророка Абдуллы ибн „Умара на вопрос: “Можно ли жениться на христианках или иудейках?” “Воистину, Всевышний сделал язычниц запретными для мусульман, и я не знаю более страшного язычества, чем утверждение, что Господом является Иисус. Тогда как он — всего лишь один из Его рабов и творений” .

Из Священного Писания следует, что потенциальная супруга должна быть на самом деле представительницей людей Писания, верующей в небесную религию, признающей Всевышнего Творца, Его Писания, пророков, жизнь после смерти. Интересен исторический факт времен пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) касательно племени Бану таглиб. Это племя, хотя и относило себя к христианам, было совершенно незнакомо с христианским учением и не соблюдало никаких религиозных заповедей. Имам „Али ибн Абу Талиб говорил о запрете на употребление приготовленного представителями этого племени мяса и женитьбы на женщинах из этого племени, аргументируя свое мнение тем, что, по сути, это племя продолжает пребывать в язычестве: не выполняет того, что обязательно у христиан, и не сторонится того, что запретно у них.[iv] Некоторые мусульманские ученые проводят аналогию между племенем Бану таглиб и сегодняшними христианами, которые, к сожалению, зачастую ничего о Христианстве не знают и его не практикуют, что служит поводом рассмотреть вопрос о недопустимости заключения брака с женщинами людей Писания в современных реалиях.

Следует отметить, что подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди которых богословы всех четырех мазхабов, высказали мнение о нежелательности бракосочетания мусульманина с женщиной из людей Писания[v]. В качестве аргумента приводится пример второго праведного халифа „Умара, который в бытность свою правителем правоверных в повелительной форме призвал мусульман развестись с женами-христианками и женами-иудейками. Все, кроме Хузейфы, развелись. Он же развелся с супругой через некоторое время, показав тем самым, что явного запрета на такого рода брак в Исламе нет, однако веления халифа нельзя ослушаться[vi].

Приказ „Умара не был безоснователен. Ввиду канонической дозволенности браков мусульман с женщинами из людей Писания, многие мусульмане стали жениться на христианках и иудейках, однако не проявляли в последующем стремления приобщить своих жен к Истине коранического благовестия, укрепить их в исламской добродетели. Приказ халифа касался лишь тех мусульман, чьи жены за период супружеской жизни так и не приняли Ислам, не стали мусульманками. Возникает вопрос: насколько мужчина- мусульманин готов развестись со своей супругой спустя некоторое время, если она так и не примет Ислам. И насколько это будет справедливо по отношению к ней и возможно уже родившимся детям.

Действия праведных халифов являются для мусульман, наряду с Кораном и Сунной, обязательным для применения в жизни. Подтверждением тому служат слова пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): “Кто будет жить после моей смерти [во все последующие века вплоть до Конца Света], тот станет свидетелем многих разногласий. Обязанность ваша — это моя Сунна и Сунна [четырех] праведных халифов, которые будут после меня. Следуйте этому [направлению, этим наставлениям и образцам], насколько возможно [в меру ваших сил и возможностей; держитесь и не отпускайте]”[vii] [viii]. Также Аль-„Ирбад ибн Сария (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увенчание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: “Я завещаю вам бояться Всемогущего и Великого Аллаха, слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!”

Нужно учесть, что запрет либо нежелательность, о которых мы говорим, рекомендовались учеными для тех периодов, когда еще существовало такое понятие, как мусульманское общество, где все способствовало приобщению людей иных культур и взглядов к Истине коранического благовестия, пробуждению в них веры в Единого Бога и следованию Его последнему Посланнику.

Современная ситуация кардинально изменилась. Тот, кто открывает для себя суть веры, стараясь привносить ее частички в повседневную жизнь, зачастую не находит должного понимания у окружающих. Общество, в котором на фоне укоренившейся, процветающей вседозволенности и безнравственности практически утерян институт семьи, пошатнулись многие общечеловеческие устои, не приемлет выходящих за рамки его “морали” норм и порядков.

В связи с этим, некоторые теологи, а также ряд мировых советов мусульманских ученых[ix] заявляют о крайней нежелательности такого рода браков в условиях неисламского государства, где мусульмане составляют меньшинство, так как в таких условиях, в основном, был да так и остался неурегулированным вопрос о личном религиозном статусе верующего — праве жить согласно канонам своего вероучения, что предполагает свободное отправление религиозных нужд (в том числе возможность своевременного совершения пятикратной молитвы), регулирование своей жизни в соответствии с шариатским законодательством (в вопросах семьи, брака, наследования и т. д.).

В вопросе женитьбы на людях Писания часть ученых устанавливали различие между теми, кто живет на территории мусульман и находится под их покровительством и теми, кто живет вне мусульманского сообщества, ссылаясь на великого ученого и сподвижник Пророка, Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): “Не все представительницы людей Писания дозволены нам”[x].

Немаловажным фактором для установления такого запрета являются имеющие место в некоторых регионах националистические, антиисламские настроения и соответствующая пропаганда в средствах массовой информации, что влечет за собой стремление супруги- немусульманки воспитывать детей в иной (неисламской) религиозной традиции. Тем самым ослабляются духовно-религиозные основы семьи, затрудняется семейная ритуальная практика, нарушается среда воспроизводства исламской духовной традиции, утрачиваются будущие поколения, чередой выстраиваются внутрисемейные проблемы.

Каноны Ислама гласят: устранение, предотвращение дурного, вредного, опасного первостепеннее, нежели извлечение, приобретение пользы[xi]. Любое разрешенное не должно нести собой вред явный или предполагаемый. И если в использовании разрешенного можно найти общий вред, то запрет на него должен быть общим. Если — частный, то и запрет должен быть таковым. Чем больше и очевиднее вред, тем строже запрет и недопустимость[xii].

Для большинства межконфессиональных браков характерно появление ряда проблем. К примеру, возникают сложности с воспитанием детей в духе исламского вероучения или с привитием им исламского мировоззрения. Ведь в основном именно супруга, хранительница домашнего очага, мать и воспитательница детей, оказывает решающее влияние на свое чадо, прививая ему свои принципы и взгляды. Да, быть может, ребенок именем и внешностью будет походить на отца, но сутью и действиями — скорее на мать. Будущие поколения таковых вряд ли станут приверженцами религии своих отцов, что и приводит к исчезновению, вымиранию мусульманских корней.

Одним из нежелательных последствий смешанных браков является и то, что союз мусульман-мужчин с представительницами людей Писания в определенной степени уменьшает шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выходить замуж за немусульман, что канонически запрещено.

Некоторые ученые в качестве важного условия брака называют равенство между потенциальными супругами в социальном и материальном плане. Но разве можно между представителями абсолютно разных мировоззрений, культур, образований поставить знак равенства? Вряд ли.

Если же говорить о духовной атмосфере мусульманского общества, где у людей есть возможность непредвзято осмыслить суть Ислама, то где оно? Общества, построенного на принципах Ислама в обычаях, нравах, культуре, на сегодня просто нет. Если подобного общества нет, то хотя бы семье следует остаться мусульманской, чтобы она частично возместила его отсутствие. Проявляя же нерадивость, допуская упущения в вопросах семьи, формируя ее из матери-немусульманки и отца-мусульманина, не думающем ответственно о духовно-нравственном фундаменте, можно запросто распрощаться с Исламом и его приверженцами. Нам нечего будет оставить в наследство будущим поколениям!

Также Коран гласит: “Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них” (Св. Коран, 2:187). Это означает, что муж и жена являются друг для друга тем, что, как и одежда, оберегает и украшает.

Однако нельзя забывать, что для двух столь близких людей, как муж и жена, для прочности их союза важно наличие общих жизненных ценностей. Когда пылкая юношеская влюбленность начинает уступать место зрелым отношениям, важно, чтобы между супругами было взаимопонимание в основополагающих вопросах, определяемых духовно-нравственной позицией каждого.

Единство, схожесть супругов в вопросах религии и духовности является наиважнейшим условием их совместной счастливой жизни. Более того, Ислам призывает не только к женитьбе мусульман на мусульманках, но и подчеркивает важность наличия набожности и богобоязненности в них. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Выбирайте супругу по четырем критериям: по материальной обеспеченности, воспитанности [в первую очередь — в отношении супруга и его родственников], красоте и религиозности. Но особое внимание обратите на религиозность”[xiii]. В другом хадисе пророк Мухаммад предостерегает: “Не женитесь на девушке [только] из-за ее красоты, ибо это может погубить ее; и не женитесь [только] из-за ее богатства, ибо это сделает ее непокорной. Женитесь на девушке из-за ее религиозности!”[xiv] То есть главным фактором, побуждающим совершить столь ответственный шаг, каким является женитьба, должно быть не богатство или красота, а именно религиозность будущей супруги, выраженной в соблюдении основных норм религиозной практики.

С учетом перечисленного Совет Улемов ДУМ РФ постановил, что межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая. Если же девушка признает существование Одного Единого Бога, принимает Иисуса и Мухаммада, как Божьих посланников и выражает готовность следовать предписаниям Священного Корана, то она вправе вступить в брак с мусульманином.

 

Истина ведома Аллаху

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

[i]   Следует учесть, что эти строки имеют историю более четырнадцати веков, а в некоторых современных цивилизованных странах законное рабство исчезло лишь на протяжении последних двух столетий.

[ii] См.: Аль-Куртуби М. Аль-Джами„ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-„ильмийя, 1988. Т. 3. С. 48, 49; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6652, а также т. 7. С. 5108.

[iii] См.: Аль-„Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 13 т. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т.9. С.417.

[iv] См.: аль-„Айни Б. „Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль- Бухари]. В. 25 т. Бейрут: Турас аль-арабий. Т. 21. С. 119.

[v] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6654.

[vi] См.: Там же. Т. 9. С. 6654; Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-каллият аль-муслима. Каир: аш-Шурук, 2001. С.101.

[vii]  См.: Абдулла Аджурий А. Аш-шари’а [Шариат]. В 5 т. Рияд: аль-Ватан, 1999. Т.4. С.1767. Хадис № 1123.

[viii]   См.: Ад-Дарими А. Сунан ад-Дарими [Свод хадисов имама ад-Дарими]. В 4 т. Саудовская Аравия: аль-Мугни, 2000. Т.1. С. 228. Хадис № 96.

[ix] См.: https://www.e-cfr.org; https://fatwa.islamweb.net/ar/fatwa/; https://kurul.diyanet.gov.tr/.

[x]   См.: Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-каллият аль-муслима. С. 98.

[xi]  См.: аз-Зухайли. М. Аль-кава‘ид аль-фикхийя ‘аля мазхаб аль-Ханафи и аш-Шафии. Кувейт: Ан-нашр аль- ‘ильмий, 1999. С. 218.

[xii] См.: Аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-каллият аль-муслима. С.100.

3 Хадис от Абу Хурайры; приведен во всех шести сводах достоверных хадисов, а также в св. х. Ахмада. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 202, хадис № 3372, “сахих”.

[xiv] См.: Ибд Маджа А. Сунан ибн Маджа [Свод хадисов имама ибн Маджа]. В 5 т. [б. м.]: ар-Рисаля ‘аламия, 2009. Т.3. С. 63. Хадис № 1859.

 

Источник - http://dumrf.ru/sulem/sufatwa/17388