ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИИ В 2019 - доклад ИАУ "Сова", 4 марта 2020

Печать

 

Информационно-аналитический центр «Сова» представляет очередной ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации [1].

 

Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит наш Центр. Собранная информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте. По событиям предшествующего года, описанным в предыдущем докладе[2], здесь даны только необходимые обновления. Нашей задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.

Проблемы и сюжеты, связанные со злоупотреблением антиэкстремистским законодательством, в основном представлены в отдельном докладе, посвященном этой теме[3].

 


В 2019 году тенденция к ужесточению политики в отношении протестантов и новых религиозных движений, отмечаемая нами на протяжении уже многих лет, не только сохранилась, но и усилилась.

Репрессии в отношении Свидетелей Иеговы стали еще масштабнее и жестче. Уголовное преследование за продолжение деятельности экстремистской организации, а де-факто за продолжение коллективного исповедания своей религии, коснулось уже более 300 человек. 18 верующим были вынесены приговоры, половине из них в качестве наказания назначено реальное лишение свободы, в том числе трое получили по шесть лет колонии. Впервые с момента решения о запрете организаций Свидетелей Иеговы верующие в ходе расследования уголовных дел подверглись пыткам. Продолжались также многочисленные и грубые обыски и задержания, у общин продолжили изымать имущество.

События начала 2020 года позволяют предполагать, что смягчения государственной политики по отношению к Свидетелям Иеговы в ближайшее время не произойдет: уже вынесены новые приговоры верующим, в том числе с реальным сроком, а обвинение как минимум в двух рассматриваемых делах запросило для обвиняемых сроки свыше шести лет.

Продолжается использование антиэкстремистского законодательства и против других религиозных групп и течений, в первую очередь – мусульманских[4].

Масштаб преследования верующих с использованием «антимиссионерских» поправок из пакета «Яровой – Озерова» немного уменьшился. Основной мишенью «антимиссионерского» законодательства по-прежнему остаются протестантские церкви и НРД, однако эти поправки стали чаще, чем годом ранее, применяться к верующим «традиционных» религиозных организаций.

Протестанты и НРД не реже, а возможно, и чаще, чем год назад, сталкивались с проблемами при использовании имеющихся у них зданий – вплоть до запрета их использования и требования о сносе.

Масс-медиа не отказались от диффамационных публикаций о религиозных меньшинствах, формирующих в обществе негативное отношение к верующим протестантских церквей и НРД. Таких материалов, пожалуй, не стало больше по сравнению с предыдущими годами, но то, что эти публикации почти никогда не влекут за собой критической реакции со стороны властей и общественных организаций, лишь подтверждают убежденность значительной части населения, что восприятие части их сограждан как опасных «сектантов» нормально.

Все эти проблемы вынудили протестантских лидеров публично признать факт систематического давления со стороны государства. Церковь евангельских христиан-баптистов поселка Верхнебаканский под Новороссийском, где в течение месяца было сорвано богослужение, здание опечатано, а пастор оштрафован за «незаконное» миссионерство, в июле заявила о «планомерной работе по подавлению свободы вероисповедания в городе», «прямом нарушении Конституции и Федерального законодательства» и угрозе для других протестантских церквей[5]. В октябре председатель РОСХВЕ епископ Сергей Ряховский на заседании в президентском Совете по правам человека говорил: «У меня сейчас запах Советского Союза... Ощущение такое, что государство намекает: вам здесь не место»[6]. В ноябре председатель Ассоциации христиан веры евангельской «Церковь Божья» епископ Павел Абашин прямо назвал происходящее с российскими протестантами «спланированной войной против евангельских церквей России» и «частью плана оказания давления на неправославные конфессии»[7].

Строительство новых храмов, прежде всего православных, все еще остается источником напряженности в обществе, но эта напряженность в целом не выросла по сравнению с 2018 годом. Большинство конфликтов, как и год назад, происходило в регионах, а причиной их, как и прежде, становились неудачный выбор участка для строительства, нарушения при проведении общественных слушаний или отказ от их проведения. Отмеченная нами год назад тенденция к поиску мирных способов разрешения таких конфликтов и к учету позиции местных жителей сохранилась: результатом протестов все чаще становится перенос строительства со спорного участка. А ситуация в Екатеринбурге, где конфликт вокруг возведения храма св. Екатерины в мае обострился до силового противостояния, вынудившего отреагировать даже президента Путина, дает надежду, что в ближайшем будущем эта тенденция сохранится: повторения екатеринбургской ситуации в других регионах явно не желают ни власти, ни остальные участники конфликтов.

Преследование за «оскорбление религиозных чувств», как уголовное, так и административное, оставалось не очень активным. Низкой оставалась активность и общественных защитников этих чувств. Их протесты удерживались в мирных формах, хотя отмечены единичные факты угроз в адрес оскорбителей. В тех случаях, когда защитникам чувств верующих шли на уступки, эти уступки, как правило, не были безоговорочными: конфликты чаще разрешались путем компромисса.

Таким образом, хотя некоторые тенденции 2019 года обнадеживают, в целом ситуация со свободой совести вызывает тревогу, особенно в том, что касается положения религиозных меньшинств.

Правовое регулирование

 

В течение года было принято несколько законодательных актов, затронувших деятельность религиозных организаций. Часть из них была направлена на упрощение сопровождающих ее бюрократических затруднений.

1 мая президентом Путиным были подписаны поправки в ст. 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и ст. 87 закона «Об образовании в Российской Федерации». Эти поправки дали духовным учебным заведениям возможность реализовывать образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, а также дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В случае реализации таких программ духовные учебные заведения наделяются правом выдавать прошедшим итоговую аттестацию документы об образовании и о квалификации в соответствии с требованиями закона «Об образовании».

Другие поправки в закон о свободе совести и закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», подписанные президентом 3 июля, наделили религиозные организации исключительным правом на ведение паломнической деятельности – как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Некоторые законодательные акты, напротив, существенно усложнили жизнь религиозных организаций, как, например, подписанное премьер-министром Медведевым 11 сентября постановление, утверждающее требования к антитеррористической защите религиозных организаций и форме паспорта безопасности их объектов недвижимости.

В соответствии с этим постановлением объекты недвижимости религиозных организаций разделены на три категории в зависимости от количества человек, на одновременное пребывание которых рассчитано помещение. Все объекты должны быть оснащены освещением, системами пожаротушения, охраной в период проведения богослужений из числа членов общественных организаций. Объекты, рассчитанные на пребывание от 500 до 1000 человек, помимо этого, должны быть оснащены «тревожными кнопками» и системами видеонаблюдения. А объекты, вмещающие свыше этого количества, должны охраняться сотрудниками ЧОПов или подразделений Росгвардии. Обеспечение этих требований возложено на руководителей религиозных организаций.

Очевидно, что далеко не все религиозные организации имеют финансовую возможность выполнить такие требования, а за невыполнение предусмотрены высокие штрафы – до 100 тысяч рублей. Даже руководитель Правового управления РПЦ игумения Ксения (Чернега), комментируя в октябре это постановление, отметила ряд сложностей, которые его выполнение принесет религиозным организациям. Помимо уже упомянутых финансовых, она обратила внимание на то, что профессиональные охранники могут быть неверующими или не исповедовать ту религию, здания которой они охраняют, что неприемлемо для нанимающих их религиозных организаций. Кроме того, в постановлении не прописаны ограничения по месту установки камер наблюдения.

Негативно повлияет на жизнь религиозных организаций и подписанный президентом 2 декабря закон о расширении перечня лиц, которым запрещено быть учредителями, участниками и членами некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных объединений. В соответствии с ним в федеральные законы «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях» и «О свободе совести и о религиозных объединениях» была внесена поправка, запрещающая организациям и физическим лицам, счета которых заморозила Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма, становиться учредителями, а также членами или участниками некоммерческих организаций. Применительно к религиозным организациям ограничение даже на участие можно рассматривать как ущемление права на свободу совести.

Два важных определения, касающихся деятельности религиозных организаций, вынес Конституционный суд. 10 октября он вынес определение по жалобе церкви евангельских христиан-баптистов «Примирение» в Йошкар-Оле, в 2018 году оштрафованных за «незаконное» миссионерство в связи с распространением своих печатных изданий в 100 км от места регистрации общины. Суд не усмотрел нарушений конституционных прав заявителя, оспаривавшего некоторые положения ст. 5.26 КоАП РФ («Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»), но постановил, что сфера миссионерской деятельности религиозных объединений шире, чем территориальная сфера их основной религиозной деятельности. Рассмотрев ряд положений упомянутой статьи и закона «О свободе совести и религиозных объединениях», Конституционный суд пришел к выводу, что ограничение миссионерской деятельности религиозных организаций по территориальному признаку противоречит конституционным принципам.

Другое определение, от 14 ноября, Конституционный суд вынес по жалобе прихожанки церкви христиан-адвентистов седьмого дня в поселке Веселый Ростовской области Ольги Гламоздиновой, в 2017 году оштрафованной на 10 тысяч рублей за нецелевое использование земельного участка. Нецелевым использованием был сочтен тот факт, что Гламоздинова по договору безвозмездного пользования предоставила свой частный дом религиозной организации на четыре часа в неделю для проведения богослужений и дала согласие на использование ее адреса в качестве адреса религиозной организации. Заявительница оспаривала ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ («Нецелевое использование земельного участка») и ст. 42 Земельного кодекса РФ («Обязанности собственников земельных участков»), усмотрев в них противоречие положениям Конституции, обеспечивающим право на свободу совести и право свободно владеть и распоряжаться своим имуществом.

Суд пояснил, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции и не предполагают привлечения к административной ответственности собственника жилого помещения «в случаях предоставления религиозной организации возможности совершать в этом помещении богослужения, религиозные обряды и церемонии, а также использовать адрес этого жилого помещения в качестве адреса религиозной организации и не допускают такого использования этого жилого помещения, когда оно, фактически утратив признаки жилого, приобретает характеристики культового либо служебного помещения религиозной организации» [8].

Таким образом, Конституционный суд РФ поддержал право граждан на проведение богослужений, религиозных обрядов и церемоний в жилых помещениях.

 

Не получившие (пока) развития проекты

 

В октябре группа депутатов от разных фракций внесла в Госдуму проект очередных поправок в законы «О свободе совести» и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Авторы законопроекта предложили закрепить норму, позволяющую организаторам спортивных мероприятий предоставлять верующим спортсменам возможность для участия в религиозных обрядах и соответствующие помещения, но распространили ее только на зарегистрированные религиозные организации. Возможно, эти поправки направлены на ограничение влияния родноверов, которых, по данным некоторых представителей РПЦ, много среди российских борцов. Однако если эти поправки и будут приняты, вряд ли они серьезно на что-то повлияют: и без них, если во время спортивных соревнований проводятся организованные религиозные церемонии, то они, как правило, проводятся представителями централизованных религиозных организаций. Ограничения на проведение религиозных обрядов в индивидуальном порядке эти поправки не предполагают. Их рассмотрение было отложено на 2020 год.

В октябре же Госдума отклонила внесенный еще в 2017 году депутатами Ярославом Ниловым и Игорем Лебедевым законопроект о дополнительном выходном в Светлый понедельник (первый понедельник после Пасхи). Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовал отклонить законопроект, мотивируя это тем, что работа в выходной день должна оплачиваться не менее чем в двойном размере, следовательно, введение нового нерабочего праздничного дня увеличит финансовую нагрузку на работодателей. Комитет Совета Федерации по социальной политике тоже не поддержал законопроект, отметив, что «внесение предлагаемых законопроектом изменений может повлечь возникновение напряженности в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений граждан».

Кроме того, председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов анонсировал еще две инициативы, касающиеся религиозных организаций. Обе они направлены на ужесточение политики в отношении религиозных организаций с центрами за рубежом и религиозных групп. В феврале он заявил о необходимости «серьезно ограничить правоспособность» религиозных организаций, имеющих административные и финансовые центры за рубежом, «вплоть до их правовой ликвидации». В декабре – о возможности введения обязательной регистрации религиозных групп численностью от трех человек «для усиления надзора за такими религиозными и псевдорелигиозными группами». К счастью, пока ни одна из этих инициатив не была реализована даже на уровне внесения в Госдуму.

 

 

 

Проблемы, связанные со строительством храмов

Напряженность вокруг реализации программы строительства православных модульных храмов в Москве, немного снизившаяся годом ранее, не усилилась, хотя несколько конфликтов, продолжающихся и новых, все-таки имели место.

Например, акции протеста против строительства храмов в Зюзинском парке и в Афганском сквере в Новогирееве собрали по несколько сотен участников, а протесты в Новогирееве к тому же стали предметом обсуждения в Мосгордуме. В районе Бескудниково на митинг, задумывавшийся как протестный, де-факто собралось больше сторонников строительства храма в парке им. Святослава Федорова. В целом же, можно констатировать, что тема строительства храмов «шаговой доступности» в Москве утратила былую остроту, хотя реализация программы идет намного медленнее, чем задумывали ее инициаторы.

В других регионах конфликты по поводу строительства продолжались, и, как и ранее, причиной в большинстве случаев оставался неудачный выбор места строительства и процедурные нарушения при принятии решения о строительстве.

Прежде всего, протесты местных жителей вызывали попытки строительства в зеленых зонах. Так, в Нижнем Новгороде вновь обострился конфликт вокруг строительства храма в сквере Погибших милиционеров: православная епархия, несмотря на желание местных жителей перенести строительство, поддержанное региональной общественной палатой, стала настаивать на переводе территории сквера в зону «культурно-просветительского назначения и культовых объектов». На общественные слушания по этому вопросу пришли представители православного движения «Сорок сороков», но силового противостояния не произошло. Уже в январе 2020 года, по итогам очередных общественных слушаний, администрация города объявила о готовности подыскать другие участки для строительства храма.

Против строительства храма в Южно-Приморском парке выступали жители Петербурга, в течение года организовавшие несколько акций протеста. Желание сохранить недавно благоустроенный сквер послужило причиной выступлений против возможного строительства православного храма и на Первомайской площади Тамбова.

Пожалуй, даже чаще, чем защита парков, поводом для протеста против строительства становилось желание местных жителей видеть на предназначенном для храма месте другой объект. Например, жители томского микрорайона «Южные ворота» предпочли бы вместо церкви организовать парк или спортивную площадку. Участники публичных слушаний в Сочи не одобрили строительства храма на улице Чайковского, поскольку считали более уместным строительства на этом месте спортивной площадки.

В Севастополе и Соль-Илецке протесты жителей вызвала перспектива переноса памятников из-за строительства храмов: в первом случае – памятника героям парохода «Веста», во втором – павшим революционерам. В обоих случаях пришлось бы потревожить и братские могилы, поэтому горожане требовали перенести строительство на другой участок.

Сам факт наличия нарушений при принятии решения о месте строительства храма тоже часто служит причиной недовольства. Противники строительства храма на территории краснодарского садоводческого товарищества «Строитель» напомнили властям, что протокол при решении о передаче земли епархии в 2014 годубыл составлен с нарушениями. Жители поселка Мехзавод в Самаре, обнаружив, что строительство православного храма ведется без соответствующего разрешения, обратились в Стройнадзор с жалобой на самовольную постройку.

Как и в предыдущие годы, к протестам против строительства храмов нередко присоединялись представители политических движений. Например, в Астрахани одиночные пикеты в знак протеста против строительства православного храма поблизости от школы-интерната им. Степана Здоровцева проходили при участии представителей партии ПАРНАС, а в Ульяновске протестующих против строительства храма в парке «Семья» поддержал депутат областного Законодательного собрания от КПРФ.

Наиболее резонансным стало обострение продолжавшегося несколько лет конфликта, связанного со строительством храма св. Екатерины в сквере у Театра драмы в Екатеринбурге. Акции протеста здесь проходили на протяжении первой половины года, а в мае, когда место строительства оказалось огорожено забором, защитники сквера организовали круглосуточное дежурство и повалили забор. Для охраны участка впервые были использованы бойцы Росгвардии и ОМОНа. К ним присоединилась организованная группа мужчин крепкого телосложения (предположительно, участники «Академии единоборств Русской медной компании»), которые применили к протестующим силу.

В результате столкновения около 100 защитников сквера было задержано, на них составлено более 100 протоколов об административном нарушении. Многие из задержанных затем были оштрафованы по ст. 20.2.2 КоАП РФ («Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка») и ст. 20.2 КоАП («Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания»), приговорены к административному аресту или исправительным работам. Кроме того, один из протестующих был привлечен к ответственности по ст. 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»). В отношении одного из участников майской акции протеста было также возбуждено уголовное дело по ст. 212 УК РФ («Массовые беспорядки»). В декабре этот человек признал свою вину, ему был назначен штраф, а дело прекращено.

Учитывая масштаб протестов, городская администрация была вынуждена приостановить строительство. Реагируя на комментарий В. Путина, заявившего о желательности опроса местных жителей, власти Екатеринбурга провели такой опрос силами ВЦИОМ и официально признали, что три четверти горожан выбранное место строительства не устраивает.

В октябре прошло общегородское голосование, в результате которого храм было решено возводить на территории бывшего Приборостроительного завода. В ноябре городская дума вновь перевела территорию сквера у Театра драмы из категории земель «под объекты религиозного назначения» в территории общего пользования, сделав строительство храма там невозможным.

После столкновения в Екатеринбурге власти сразу нескольких регионов, где имелись подобные конфликты, немедленно пошли на уступки протестующим. Мэр Красноярска отказал в выдаче разрешения на строительство храма в парке «Троя», против которого выступали горожане. Мэр Челябинска приостановил строительство часовни в сквере у Южно-Уральского государственного университета, конфликт вокруг строительства которой продолжался несколько лет, и объявил о проведении опроса. Власти Ульяновска начали подготовку опроса горожан о строительстве храма против строительства храма Александра Невского на территории парка «Семья», а ульяновская прокуратура – проверку законности выдачи разрешения на строительство этого храма.

Но и до обострения екатеринбургского конфликта власти некоторых регионов шли навстречу протестующим. В целом, случаев, когда противникам строительства храмов удавалось отстоять свою позицию, стало известно заметно больше, чем годом ранее. Например, власти Петербурга под давлением жителей Канонерского острова отказались от идеи строительства на острове храма св. равноап. Кирилла и Мефодия, объявив, что жертвовать сквером ради храма нецелесообразно и следует подобрать другой участок. Администрация Твери, сославшись на итоги общественных слушаний, отказала городскому департаменту управления имуществом в выделении участка для строительства храма на берегу искусственного пруда в микрорайоне «Мамулино», протесты против которого длились полтора года.

Кроме того, жителям Нижневартовска по результатам публичных слушаний удалось добиться переноса строительства храма из парка на пересечении улиц Ленина и Чапаева в другое место. В Омске Комиссия городской администрации по правилам землепользования и застройки после протестов горожан и проведения интернет-опроса отказалась изменить вид разрешенного использования территории Ленинского сквера ради строительства Ильинского храма инициатору строительства Ильинского храма, несмотря на то что инициаторы строительства (фонд «Духовное наследие» и казаки) обращались за поддержкой к губернатору и В. Путину.

А в Рыбинске Ярославской области после протестов местных жителей от идеи строительства на территории березовой рощи отказалась сама епархия. «Желая, чтобы новый храм – место служения Богу “едиными устами и единым сердцем”, стал подлинным домом для всех христиан города Рыбинска, мы принимаем решение отменить его строительство на данном месте, дабы еще раз рассмотреть позицию жителей и избрать наиболее удобное для всех место его расположения», – было сказано в обращении епископа [9].

Тем не менее отмечены случаи, когда чиновники игнорировали мнение протестующих. Так, власти Петербурга вопреки мнению жителей, с 2018 года выступавших против строительства, дали разрешение на строительство храма на проспекте Науки, где местные жители хотели бы видеть поликлинику.

А власти Тамбова нашли оригинальный способ отреагировать на недовольство горожан, выступивших против строительства храма-часовни в честь свт. Николая Чудотворца рядом со стадионом «Динамо». По данным протестующих, строительство велось без необходимых разрешительных документов. После обращения руководителя фракции КПРФ в Тамбовской городской думе Артема Александрова в прокуратуру с просьбой провести проверку законности строительства, региональный Стройнадзор объявил, что рядом со стадионом возводится вовсе не храм, а «сборно-разборная деревянная беседка (некапитальное, временное строение), выполненная в традиционных формах древнерусского зодчества». При этом у сборно-разборной «беседки» имеется фундамент, а митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий в сентябре освятил ее купол.

Следует добавить, что, похоже, и власти, и общественность не желают повторения екатеринбургской ситуации и готовы искать способы не доводить связанные с возведением храмов потенциально спорные случаи до открытого конфликта. Например, выяснять позицию местных жителей заранее посредством соцсетей, как это было в Ханты-Мансийске, где против строительства храма возле университета высказалось 75 % участников интернет-голосования, в Петрозаводске, где 80 % не одобрили Онежскую набережную в качестве места строительства, или в Кургане, где большинство высказалось против храма на улице Мостостроителей.

Отметим, что конфликты возникали из-за строительства не только православных храмов. Протесты против строительства мечетей по-прежнему чаще всего связаны с опасением возможных неудобств от соседства с мусульманской общиной. В Самаре на основании итогов публичных слушаний власти отклонили проект строительства мечети в поселке Мехзавод, жители которого выступали против этого строительства с 2016 года.

Жители Авиастроительного района Казани, уверенные, что возведение мечети «Рахматулла» рядом с жилыми домами и школой нарушает санитарные нормы, обратились в суд, а также добились прокурорской проверки законности строительства. С требованием проверить законность строительства мечети на принадлежащей директору магазина территории в прокуратуру обратились и жители поселка Ува в Удмуртии. Жители двух сел Ульяновской области протестовали против продажи мусульманской общине бывшего здания школы и устройства в ней мусульманского кафе с молельным залом.

С трудностями при строительстве сталкивались и представители других религиозных организаций. Например, администрация Пскова отказала церкви евангельских христиан-баптистов в выдаче разрешения на строительства храма на Шоссейной улице, хотя участники общественных слушаний 2018 года одобрили возведение церкви на этом месте. Жители Читы организовали сбор подписей против строительства храма церкви полного Евангелия «Жизнь» возле Площади труда.

В Перми продолжались протесты против строительства еврейского центра и синагоги. На месте строительства в марте появился баннер «Здесь хотят построить синагогу фашистской секты ХАБАД», а в ноябре прошел православный молебен «против сатанинской мерзости жидовской», в котором приняли участие около 40 человек.

Старообрядцы были вынуждены обращаться к светским властям и священноначалию РПЦ в связи с проблемами при строительстве храмов в двух регионах. В связи с тем, что администрация Тверской области до сих пор не согласовала проектную документацию для строительства храма на выделенном еще в 2013 году участке, в октябре глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов обратился к губернатору Тверской области с просьбой помочь получить разрешение. А в ноябре он обратился к патриарху Кириллу с просьбой о содействии в получении исторически принадлежавшего староверам участка в Сергиевом Посаде, где они планируют восстановить разрушенный в советское время храм.

 

Проблемы с использованием уже имеющихся зданий

Как и годом ранее, религиозные организации часто сталкивались с трудностями при использовании уже имеющихся у них зданий.

Продолжился отъем имущества у общин Свидетелей Иеговы на основании решения 2017 года о запрете централизованной и местных организаций как экстремистских. Договоры о пожертвовании имущества зарубежным организациям суды серийно признавали мнимыми сделками и на этом основании изымали его в пользу государства. Такие решения были приняты, в частности, в Горно-Алтайске, Алтайском крае (Бийск), Бурятии (Улан-Удэ и Гусиноозерск), Кабардино-Балкарии (Нарткала), Сыктывкаре, Туле, Костромской области (Шарья).

В ряде случаев, например, в Петербурге или станице Ханская в Адыгее, местные власти выставляли изъятые у Свидетелей Иеговы здания на торги. Примечательно, что в Белореченске Краснодарского края выставленное на торги имущество религиозной организации дважды не удалось продать: обе попытки аукциона были признаны несостоявшимися, поскольку на имущество – жилой дом и участок – не поступило ни одной заявки.

Так же часто, как годом ранее, проблемы с использованием зданий возникали у протестантов: в большинстве случаев эти трудности были обусловлены различными претензиями со стороны чиновников.

Например, в Нижнем Новгороде суд за несоответствие требованиям пожарной безопасности закрыл здание церкви христиан веры евангельской «Посольство Божие». С 2018 года в церкви прошло несколько проверок, в результате которых было выявлено 78 нарушений, что неудивительно: здание было построено в 1949 году в соответствии с тогдашними требованиями. В мае по результатам этих проверок районный суд постановил закрыть здание, но церкви удалось оспорить это решение и в течение нескольких месяцев устранить все выявленные нарушения. Тем не менее апелляционный суд оставил решение о закрытии в силе.

В Калуге суд по иску прокуратуры запретил евангельской церкви «Слово жизни» использовать их храм Христа Спасителя до приведения здания в соответствие с техпаспортом 2000 года, хотя в наличии у организации имеется более поздний действующий техпаспорт. В противном случае было предписано «снести весь храм».

Церковь адвентистов седьмого дня в Новосибирске была признана незаконной постройкой и снесена несмотря на существование принятых в 2018 году поправок, позволяющих религиозным организациям легализовать подобные строения.

Баптистам Ухты не удалось оспорить отказ городских властей выдать разрешение на ввод в эксплуатацию здания дома молитвы, посколькуразрешение на строительство было выдано в 2006 году, само строительство было завершено в 2012 году, после чего правила застройки были изменены. Отказ на этом основании сочли законным три суда.

Кроме того, в Воронеже арбитражный суд расторг договор между территориальным управлением Росимущества и евангелическо-лютеранским приходом св. Марии Магдалины о безвозмездном пользовании кирхой на улице Карла Маркса, которой община пользовалась 12 лет. Причиной послужил выход общины из состава Евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания. Здание является объектом культурного наследия федерального значения, а такими памятниками по закону могут пользоваться только централизованные организации. Примечательно, что инициатором иска Росимущества к приходу и стала Евангелическо-лютеранская церковь Аугсбургского исповедания.

В течение года известно также немало случаев, когда верующие протестантских церквей были оштрафованы по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ («Использование земельного участка не по целевому назначению») за проведение богослужений в частном доме. Например, в Омске по этой статье были оштрафованы областное Объединение церквей евангельских христиан-баптистов и верующий села Славянка Нововаршавского района, а в Козьмодемьянске (Марий Эл) – член церкви евангельских христиан-баптистов. Можно надеяться, что после упомянутого выше решения Конституционного суда по этому вопросу такая практика прекратится.

Проблемы с использованием помещений для богослужения возникали не только у протестантов. В Екатеринбурге в связи со строительством ледовой арены была снесена мечеть «Нур-Усман». По договоренности с администрацией города община должна была переехать на новое место, но долго не могла это сделать, поскольку предоставленное ей временное помещение к моменту выселения было не готово. Когда община все-таки переехала, выяснилось, что жители поселка Сортировка, где власти выделили участок для строительства нового здания, недовольны соседством с мечетью и требуют перенести строительство в другое место. Протесты местных жителей продолжились в 2020 году.

После антимигрантских волнений в марте жители Якутска потребовали перенести соборную мечеть из центра города на окраину, однако администрация не пошла им навстречу: глава Якутска Сардана Авксентьева назвала это требование неприемлемым и призвала протестующих оставаться «в рамках правового поля».

В станице Кущевская Краснодарского края районная прокуратура внесла предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях управляющему придорожного сервиса «Транспарк» из-за того, что одно из помещений сервиса без уведомления Министерства юстиции использовалось пассажирами-мусульманами как моленная.

В Имеретинской долине под Сочи по требованию городской администрации был арестован старообрядческий храм Успения Богородицы, который община начала строить, так и не дождавшись обещанного губернатором нового храма взамен снесенного перед Олимпиадой 2014 года. Зарегистрировать здание верующие не смогли, поскольку после начала строительства администрация города изменила правила землепользования. Стороны конфликта договорились об отмене ареста, но зарегистрировать и использовать храм общине так и не удалось.

В Новосибирске на 75 тысяч рублей за повторное невыполнение правил пожарной безопасности был оштрафован православный кафедральный Вознесенский собор.

Под Малоярославцем Калужской области по предписанию прокуратуры было срыто языческое капище «Пятибожие» на Красном лугу. Прокуратура сочла, что капище незаконно построено без согласия собственника участка.

 

Положительные решения

Как и годом ранее, нам известно немного случаев, когда религиозным организациям удалось бы отстоять свое имущество в судебном порядке, однако такие случаи были.

Например, церковь евангельских христиан-баптистов Таганрога смогла узаконить молельный дом, считавшийся незаконной постройкой. Арбитражный суд Ростовской области признал право собственности религиозной организации на это здание. Самарской первоапостольской христианской миссии милосердия «Благовестие» удалось отстоять свой молельный дом, который городская администрация в течение года требовала снести как незаконную постройку.Уже в январе 2020 года Арбитражный суд Самарской области отказал в удовлетворении этого иска, сославшись на принятые в 2018 году поправки, позволяющие религиозным организациям легализовывать такие постройки.

А католическая община Ростова-на-Дону избежала выплаты более пяти миллионов рублей, которые городские власти пытались взыскать с нее в качестве долга за пользование земельным участком. По мнению городского департамента имущественно-земельных отношений, приход должен был погасить задолженность и проценты за фактическое использование земельным участком за три года, поскольку расположенные на этом участке здания были переданы в собственность религиозной организации. Суды двух инстанций отказали департаменту в удовлетворении иска.

Кроме того, Московский городской суд отменил решение суда первой инстанции, запретившего деятельность религиозной группы христиан веры евангельской (пятидесятников) на основании жалобы соседей по коммунальной квартире.

 

Конфликты вокруг передачи имущества религиозным организациям

Как и раньше, религиозным организациям передавалось имущество религиозного назначения. Чаще всего объекты недвижимости передавались Русской православной церкви, как, например, в Алтайском крае, где власти не только передали православной епархии Знаменский храм села Курья, в котором крестился конструктор-оружейник Михаил Калашников, но и отреставрировали его на бюджетные средства перед передачей.

Однако и другие организации в течение года получали имущество в собственность.

В Сызрани иудейской общине было передано историческое здание синагоги.

Объекты недвижимости удалось получить католическим общинам Петрозаводска и Барнаула. Власти Карелии передали в собственность прихода Божией Матери Неустанной здание храма, являющееся памятником культурного наследия регионального значения. А католикам Барнаула, чтобы получить в собственность здание бывшего храма, где долгое время действовала городская аптека, пришлось пройти длительное судебное разбирательство с городской администрацией, которое закончилось в июне подписанием мирового соглашения. Чиновникам было предписано подобрать аптеке новое помещение.

Однако некоторым религиозным организациям не удалось получить имущество, на которое они претендовали. Министерство имущественных и земельных отношений Крыма отказалось передать лютеранской общине Крыма историческое здание кирхи в Евпатории, занимаемое Министерством обороны. Община опасается, что здание будет продано частному владельцу.

Даже через суд не смогли добиться передачи занятых региональными филармониями храмовых зданий и католики Кирова и Красноярска. Тяжбы за имущество в обоих случаях продолжались с 2018 года. Красноярский католический приход пытался обжаловать решение 2018 года об отказе в передаче, но не преуспел. Кировский приход Пресвятого Сердца Иисуса, также пытающийся оспорить решение об отказе, в январе 2020 года потерял возможность даже проводить в бывшем костеле богослужения несколько раз в год: власти города настаивают на подписании договора о безвозмездном пользовании зданием, взамен требуя отказаться от притязаний на получения здания в собственность. Община считает такие условия неприемлемыми и отказывается подписывать документ.

Власти Саратовской области, ранее отказавшие старообрядческой общине в передаче бывшей старообрядческой Казанской (Горинской) церкви, передали это здание Русской православной гимназии. Руководство гимназии объявило о намерении открыть в здании «общеправославный» храм, что нашло поддержку и у представителей старообрядческой общины.

Конфликтов, вызванных ущемлением интересов других сторон при передаче имущества религиозным организациям, было немного, но они были. Так, по решению Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга православному Спасо-Парголовскому приходу было передано здание спортивной школы олимпийского резерва, обучающей детей лыжному двоеборью. Это решение вызвало недовольство сотрудников школы и родителей тренирующихся в школе спортсменов, поскольку предложенный школе этаж другого здания, по их мнению, не приспособлен для занятий спортом. К тому же предварительного обсуждения вопроса передачи с заинтересованными сторонами, как это предусмотрено законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», проведено не было. Архивных документов, подтверждающих принадлежность здания Русской православной церкви, ни родителям, ни сотрудникам школы никто не предоставил.

В течение года к губернатору Алексею Беглову с просьбой остановить процесс передачи обратилось несколько депутатов и комиссия Законодательного собрания Санкт-Петербурга по вопросам физкультуры и спорта, однако конфликт так и не был разрешен.

Кроме того, Русская православная церковь заявила новые претензии на имущество, занятое учреждениями культуры и образования. В частности, патриарх Кирилл подал главе Росимущества заявку на передачу комплекса зданий Спасо-Андроникова монастыря в Москве, в котором действует Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.Музейное сообщество, как и в других подобных конфликтах, выступило против передачи, расценив возможное переселение музея как угрозу его дальнейшей деятельности. По состоянию на конец года музей занимался ремонтом предоставленных правительством Москвы помещений, чтобы подготовить перевод туда части экспозиций. Однако в Министерстве культуры не исключают вариант совместного использования монастырского комплекса музеем и церковью.

Русская православная церковь претендовала и на здание бывшей Московской синодальной типографии на Никольской, 15, где с советского времени располагаются факультеты Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. Ректор РГГУ Александр Безбородов в письме министру науки и высшего образования отметил, что здание на Никольской «не отвечает предусмотренным законодательством критериям отнесения его к имуществу религиозного назначения, так как, на протяжении всей истории своего существования не использовалось для обеспечения указанных видов деятельности религиозных организаций» [10]. История пока не получила развития.

 

Уголовное преследование

Репрессии в отношении Свидетелей Иеговы, централизованная и местная организации которых в 2017 году были запрещены как экстремистские, многократно усилились по сравнению с 2018 годом. В течение года разных регионах в отношении Свидетелей Иеговы возбуждались новые уголовные дела по ст. 2822 («Организация и участие в деятельности экстремистской организации») и иногда – по ст. 2823 УК РФ («Финансирование экстремистской деятельности»). На практике поводом для возбуждения этих дел часто становились совместные молитвы и чтение религиозной литературы.

В течение года уголовные дела против Свидетелей Иеговы, по их данным, были возбуждены в 21 новом регионе (всего уголовное преследование ведется в 52). В статусе обвиняемых к концу года находились 313 человек, из них 213 оказались в этом статусе в 2019 году.

По этим уголовным делам в течение года было вынесено восемь приговоров, осуждено было 18 человек. Девять из них были приговорены к реальным срокам лишения свободы, трое, включая гражданина Дании Денниса Кристенсена, получили по шесть лет.

В течение года 84 фигуранта этих дел оказывались на разный период времени под стражей (всего с 2017 года под стражей побывало 149 человек, из них 22 женщины).

Впервые к задержанным Свидетелям Иеговы применялись пытки. В феврале о пытках в здании Следственного комитета по ХМАО-Югре после массовых задержаний заявили сургутские верующие. Они пожаловались, что сотрудники СК избивали их в течение нескольких часов, раздевали догола, связывали руки за спиной, обливали водой и применяли электрошокер. СК провел проверку этой информации и не нашел оснований для возбуждения уголовного дела, однако признал факт применения к Свидетелям Иеговы «боевых приемов» «в связи с оказанием активного сопротивления перед производством обыска». Арестованный в июне калужский Свидетель Иеговы Роман Махнёв также сообщил о пытках в здании УФСБ после того, как он заявил о подбросе ему во время обыска запрещенной литературы: на ночь его приковали наручниками к трубе и не кормили в течение трех дней. Добавим, что в первые месяцы 2020 года Свидетели Иеговы сообщили о применявшихся к их единоверцам пытках и в других регионах.

Отметим, что среди подвергшихся уголовному преследованию немало пожилых людей. Например, в Архангельске дело по ч. 2 ст. 2822 УК было возбуждено против 78-летней Калерии Мамыкиной, правда, затем ввиду отсутствия состава преступления дело было прекращено. Слежка за верующей велась в течение года. По этой же статье во Владивостоке обвинялись сразу шесть женщин 61–85 лет. Дело было возвращено в прокуратуру. 68-летнему верующему, содержавшемуся в армавирском СИЗО, отказывали в медицинской помощи. За полтора месяца там он потерял 24 килограммов.

По данным Свидетелей Иеговы, в течение года в рамках расследуемых уголовных дел у верующих было проведено 489 обысков – больше половины от 778 прошедших с момента запрета. В большинстве случаев эти обыски сопровождались какими-либо нарушениями: верующим и их близким угрожали, их запугивали, вламывались в жилища ранним утром, допрашивали ночью. В Смоленске одной из верующих угрожали изъятием из семьи ребенка. Там же следователь обманом вывез 81-летнюю женщину из санатория и допрашивал в течение шести часов. В Калуге проводившие обыск выгнали 15-летнюю дочь одного из верующих босиком под дождь.

По сообщениям верующих, проводившие обыск иногда изымали весьма экзотические «улики»: например, личный дневник и висевший на холодильнике магнит, как было в Карелии, или «салфетку с красивой иллюстрацией», как в Тынде.

Уголовное преследование – не единственная использовавшаяся форма давления на Свидетелей Иеговы. Например, администрация Кемеровской области разослала главам городов и районов письмо, предупреждающее об опасности Свидетелей Иеговы, и призвала принять меры «по противодействию популяризации экстремистского вероучения». В качестве таких мер администрация рекомендовала организацию против Свидетелей Иеговы кампании в СМИ с привлечением к ней «представителей традиционных конфессий».

Имела место и негосударственная дискриминация. В частности, жителя Сургута, более 20 лет проработавшего пожарным, руководство вынудило написать заявление об отставке. Причиной послужила его принадлежность к Свидетелям Иеговы.

 

Ограничение миссионерской деятельности

Преследование религиозных организаций за «незаконную» миссионерскую деятельность в соответствии с поправками из пакета законов «Яровой – Озерова» продолжилось, хотя его интенсивность, если судить по данным Верховного суда РФ за первое полугодие 2019 года (сведения о втором полугодии к моменту публикации доклада еще не были опубликованы), немного снизилась. За первые шесть месяцев года было рассмотрено 174 дела по ст. 5. 26 КоАП РФ («Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»), подавляющее большинство которых составляют дела о «незаконном» миссионерстве (в первой половине 2018 года – 234). Наказанию по ним подверглись 102 лица – 74 физических, 2 должностных и 26 юридических (в 2018 году – 147).

Штрафы по-прежнему остаются основным видом наказания по этой статье (99 случаев), но иногда выносились и письменные предупреждения (3). В некоторых случаях назначалось дополнительное наказание: в пяти случаях – выдворение из страны, в одном – конфискация. Общая сумма наложенных судами первой инстанции штрафов за первые шесть месяцев составила 1 899 100 рублей (некоторые из них могли быть оспорены в порядке апелляции), что также меньше, чем за тот же период 2018 года (2 471 000 рублей)[11].

По-прежнему чаще всего преследованию в рамках «антимиссионерских» поправок подвергаются протестантские церкви и представители новых религиозных движений. Однако, как мы предполагали год назад, эти поправки стали активно применяться и к верующим «традиционных» религиозных организаций.

Так, в Сочи в феврале за «незаконное» миссионерство на пять тысяч рублей был оштрафован буддист. Суд признал его виновным по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ за то, что он проповедовал, не имея разрешительных документов от Российской академии буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью. Проверку, выявившую это нарушение, проводили совместно прокуратура Сочи и УФСБ.

Известны несколько случаев привлечение к административной ответственности за «незаконное» миссионерство мусульман. В частности, в августе суд оштрафовал по ч. 3 ст. 5.26 КоАП («Распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой») муфтия Ильдара Аляутдинова и Духовное управление мусульман Москвы – каждого на 30 тысяч рублей.

По данным Forum 18, одна мусульманская и одна иудейская организация были оштрафованы по той же статье в Крыму[12].

Кроме того, незаконной миссионерской деятельностью правоохранительные органы сочли февральское выступление зарубежных двух лекторов проходившего в Новосибирске семинара для еврейской молодежи «Еврейский лайфхакер». Приехавшие по приглашению еврейского общинного культурного центра «Бейт Менахем» Велвел Белинский и Ашер Альтшуль оштрафованы на две тысячи рублей каждый по ст. 18.8 КоАП РФ («Нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию»): участие в семинаре было расценено как несоответствие указанной при оформлении визы цели визита – туризму.

Применение поправок «Яровой – Озерова» по-прежнему часто сопровождается нарушениями. Например, в Новороссийске пресвитер Юрий Корниенко был оштрафован по ст. 5.26 КоАП за ведение незаконной миссионерской деятельности, несмотря на то что он как пресвитер наделен полномочиями вести такую деятельность. При этом протокол был составлен через 11 дней после расцененного как правонарушение богослужения, хотя по закону его следовало составить не позже, чем через два дня после правонарушения. И хотя защита указала на это несоответствие, оспорить штраф не удалось.

Как и в прошлые годы, поводом для привлечения к ответственности за «незаконное» миссионерство» чаще всего становится отсутствие таблички с полным названием централизованной религиозной организации, отсутствие маркировки на религиозной литературе, неуведомление соответствующих органов о создании религиозной группы или отсутствие документов, подтверждающих полномочия на ведение миссионерской деятельности. Так было, например, в Магнитогорске, житель которого был оштрафован на пять тысяч рублей за создание молельной комнате без уведомления властей и за отсутствие в ней расписания богослужений и таблички названием. В Йошкар-Оле двух баптистов, членов незарегистрированной религиозной группы, оштрафовали на пять тысяч рублей каждого за распространение религиозной литературы без соответствующей маркировки. Участника той же религиозной группы, гражданина Украины, оштрафовали на 30 тысяч рублей по ч. 5 ст. 5.26 КоАП («Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, совершенное иностранным гражданином»).

Кроме того, в Калининграде за «незаконное» миссионерство на 50 тысяч рублей был оштрафован волонтер Межрегионального общественного центра помощи наркозависимым, алкоголикам и людям, попавшую в сложную жизненную ситуацию, «Инициатива». Как миссионерская деятельность было расценено наличие религиозной атрибутики и расписания дня, включающего в себя собрания для молитвы, духовных бесед и чтения религиозной литературы. Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Новое поколение» в Сатке Челябинской области была оштрафована на 50 тысяч рублей по той же статье за проведение богослужений в одном из городских кафе без документа, подтверждающего, что помещение предоставлено в их распоряжение. А в Севастополе два кришнаита были оштрафованы на пять тысяч рублей каждый за распевание мантр в городском парке.

 

Ликвидация организаций и отказы в регистрации

Нам неизвестны случаи ликвидации религиозных организаций в течение года. Однако в Москве была попытка запрета религиозной группы, собрания которой проводили супруги-пятидесятники в принадлежащей им комнате коммунальной квартиры. Решение о запрете в январе принял Останкинский районный суд Москвы по жалобе соседей, которым было «некомфортно, когда они там у себя молятся». Однако в апреле Московский городской суд отменил это решение.

Случай отказа в регистрации религиозной организации нам известен только один. В апреле в Астраханской области не смогла получить государственную регистрацию мусульманская организация, не входящая в состав Регионального духовного управления мусульман. Мы не располагаем информацией об официальной причине отказа, но попытку этой организации официально зарегистрироваться заместитель полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Анатолий Сафронов расценил как попытку «деструктивных сил извне» «подорвать национальное согласие» и «расколоть мусульманскую умму».

 

Другие формы дискриминации

Как и в предыдущие годы, имели место случаи высылки из страны зарубежных священнослужителей и миссионеров. В марте были высланы задержанные в Новороссийске граждане США, мормоны Кол Бродовски и Дэвид Гааг, находившиеся в России по волонтерской программе. Они были признаны виновными по ч. 2 ст. 18.8 КоАП («Нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда, фактически осуществляемой в период пребывания»). Оба волонтера прибыли в Россию по гуманитарным визам, в которых в качестве цели поездки была указана религиозная деятельность. Они не преподавали английский, но участвовали в проходившем на английском языке мероприятии, где их и задержали. Перед высылкой их более недели продержали в центре временного содержания иностранных граждан.

Из Свердловской области был выслан баптистский пастор Хельмут Герман Берингер, проживавший в России с 1995 года и имевший вид на жительство до марта 2021 года. Региональное управление МВД аннулировало вид на жительство из-за предоставленной ФСБ информации, что пастор «выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ» и «призывает граждан к отказу от исполнения установленных законом обязанностей и к противодействию Русской православной церкви».

В чем именно заключались эти деяния, не было разъяснено даже в ходе судебных заседаний – ни в Тавдинском районном суде ноябре, где было принято решение о депортации, ни в Свердловском областном суде в декабре, где это решение было подтверждено. Сам пастор полагает, что подобным образом могло быть интерпретировано распространение им во время Чемпионата мира по футболу 2018 года брошюр «Россия. Футбол: история, факты и свидетельства», изданных Российским союзом евангельских христиан-баптистов.

Следует упомянуть, что решение о высылке пастора разлучило семью: супруга священнослужителя является гражданкой РФ, их дети не владеют немецким языком.

Пастору Евгению Пересветову, гражданину Украины и руководителю христианского центра «Восстановление», высланному из России в 2018 году, также не удалось оспорить решение о депортации.

Несколько раз представители силовых структур срывали богослужения, проводимые различными религиозными организациями. Например, в апреле, на Благовещенье, было сорвано праздничное богослужение зарегистрированной группы евангельских христиан-баптистов в частном доме поселка Верхнебаканский в Новороссийске. Бойцы Росгвардии в сопровождении полицейских, сотрудников ФСБ, пожарных, казаков и представителей городской администрации ворвались в дом и потребовали прекратить службу. После этого использовавшийся для богослужений дом был запрещен к эксплуатации для религиозных целей и опечатан.

В Калужской области вооруженные сотрудники Центра по противодействию экстремизму и ОМОН сорвали проходившее в одном из пансионатов мероприятие Фалунь Дафа. Они окружили здание, заблокировали выходы и устроили проверку документов и допрос собравшихся. Свои действия они объяснили проверкой правомерности пребывания на территории России иностранных участников мероприятия.

Продолжилось давление на протестантские учебные заведения. С 2018 года многие из них подвергались многочисленным проверкам со стороны Рособрнадзора и других ведомств, в ходе которых были выявлены многочисленные нарушения. В большинстве случаев санкции к семинариям применялись, даже если нарушения удавалось устранить. Так, после многочисленных проверок мировой суд оштрафовал Московскую богословскую семинарию евангельских христиан баптистов и ее ректора Петра Мицкевича за неисполнение предписаний Рособрнадзора, которые семинария в действительности исполнила в срок. Оспорить это решение не удалось. Сначала деятельность семинарии была приостановлена на 60 суток, прием студентов запрещен. Затем была приостановлена лицензия семинарии на образовательную деятельность, после чего Рособрнадзор обратился в суд с иском об отзыве лицензии. В феврале 2020 года арбитражный суд Москвы удовлетворил этот иск.

Кроме того, Рособрнадзор объявил о прекращении приема в Теологическую семинарию Евангелическо-лютеранской церкви в Петербурге. Поводом для такого решения тоже послужило неисполнение предписаний Рособрнадзора в срок.

Отметим, что иногда Рособрнадзор находил поводы для претензий к учебным заведениям других религий: в конце года было прекращено действие лицензии Исламского университета имени Имама Ашъари в Хасавюрте.

Мусульмане по-прежнему время от времени подвергались полицейскому давлению. Например, в московском районе Люблино полиция задержала 27 мусульман, которые совершали намаз у двери Торгово-ярмарочного комплекса. Все задержанные были привлечены к административной ответственности: двое из них, граждане Таджикистана – по ч. 3 ст. 18.8 КоАП, остальные, граждане России, стран СНГ и Турции – по ч. 5 ст. 20.2 КоАП («Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»).

Кроме того, в некоторых регионах правоохранительные органы проявили интерес к внешнему виду школьников и использованию ими религиозной атрибутики. В Казани подразделение по делам несовершеннолетних местного МВД прислало в одну из школ письмо с просьбой сообщать о девочках, посещающих школу в платках, и об их семьях. Сообщение об этом вызвало общественный резонанс, вынудивший республиканское МВД начать проверку по факту сбора такой информации. По итогам проверки руководитель казанского подразделения полиции по делам несовершеннолетних Венера Сабирзянова, инициировавшая и подписавшая это письмо, была привлечена к дисциплинарной ответственности.

В Пензе по требованию прокуратуры Октябрьского района были внесены изменения в положения о школьной форме 20 школ города: был введен запрет на ношение в школе религиозной одежды, в том числе платков. Прокуратура, комментируя свое требование, пояснила, что данный запрет призван обеспечить соблюдение принципа светскости образования, а также «основополагающих принципов противодействия экстремистской деятельности».

А в Ямальском районе Ямало-Ненецкого АО администрация Новопортовской школы-интерната им. Л. В. Лапцуя организовали служебную проверку в связи с тем, что один из сотрудников оказался членом саентологической церкви. Таким образом администрация попыталась «обезопасить себя и детей».

 

Положительные решения

Иногда у верующих получалось отстоять свои права, в том числе в судебном порядке. В частности, в некоторых случаях удалось добиться отмены штрафов, наложенных за «незаконное» миссионерство.

Например, Верховный суд Республики Саха (Якутия) в мае признал незаконным и отменил решение мирового суда о наложении штрафа в размере 30 тысяч рублей пастору-пятидесятнику Александру Барахтенко, в феврале оштрафованному по ст. 5.26 КоАП.

Уже в январе 2020 года в Рязани в связи с недоказанностью обстоятельств было прекращено дело Олега К., в ноябре 2019 года оштрафованного по той же статье за раздачу Библий у радиотехнической академии.

Пастору майкопской церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни» Юрию Дачеву не удалось оспорить штраф, наложенный на него в мае по ч. 2 ст. 20.2 КоАП («Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия») за проведение богослужения в помещении ресторана без уведомления властей, но удалось вдвое уменьшить его сумму – с 20 до 10 тысяч рублей.

Нижегородская церковь пятидесятников «Посольство Иисуса», в 2018 году оштрафованная на 100 тысяч рублей за публикацию интервью студентки местной медицинской академии из Зимбабве Кудзай Нямаребву, в котором суд усмотрел «скрытый миссионерский характер», обратилась с жалобой на это судебное решение в Европейский суд по правам человека, и ЕСПЧ зарегистрировал эту жалобу.

Отметим также интересное решение прокуратуры Обнинска Калужской области, вставшей на защиту принципа равенства религиозных организаций. Она внесла предостережение городской администрации за невключение в состав Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям части зарегистрированных религиозных организаций. Игнорирование администрацией части организаций и неготовность сотрудничать с ними прокуратура сочла нарушением антиэкстремистского законодательства.

 

 

Защита сверху

Уголовное преследование за «оскорбление религиозных чувств», как и год назад, велось неактивно.

За год нам известен только один приговор, вынесенный по чч. 1 или 2 ст. 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»): в Иркутске анархист Дмитрий Литвин был приговорен к 100 часам обязательных работ за публикацию «ВКонтакте» антихристианских мемов. От наказания он был освобожден в связи с истечением срока давности.

Два дела по этой статье были прекращены – в отношении жителей Барнаула Марии Мотузной и Андрея Шашерина, обвинявшихся также и по декриминализованной ч. 1 ст. 282 УК («Возбуждение ненависти»). Еще один житель Барнаула, Даниил Маркин, за публикацию в соцсети антихристианских мемов обвинялся только по ст. 282, и дело против него также было прекращено.

В течение года было возбуждено как минимум три новых дела по ст. 148. Поводом для возбуждения во всех трех случаях стали публикации изображений в соцсетях: в двух случаях – оскорбительных для христиан, в третьем не уточнялось, о каких верующих идет речь.

Известно несколько случаев привлечения к административной ответственности за оскорбление религиозных чувств. Штраф в 15 тысяч рублей по ч. 2 ст. 5.26 КоАП («Умышленное публичное осквернение религиозной атрибутики») был наложен на жителя Северодвинска Анатолия Казиханова. Дело по этой же статье было возбуждено против жителя Ингушетии Ильнура Камалдинова. В обоих случаях речь шла о публикациях изображений, оскорбительных для православных.

А дело по той же статье в отношении архангельского журналиста Ярослава Вареника было прекращено: экспертиза не обнаружила в опубликованном им видеоклипе рок-группы Batushka признаков осквернения предметов религиозного почитания.

Как и раньше, большинство этих дел мы считаем неправомерными.

 

Защита снизу

В течение года верующие, в основном православные, время от времени заявляли об оскорблении своих религиозных чувств. Во многих случаях недовольные лишь сообщали, что считают оскорбительным то или иное событие, но не требовали никаких санкций.

В частности, выражением недовольства в соцсетях ограничились блогеры-мусульмане, возмущенный стихотворением Сергея Шнурова, в котором сочетаются мат и упоминание Аллаха. Некоторые православные объявили оскорбительным выступление хора Исаакиевского собора в Петербурге, исполнившего шуточную песню об атомной бомбардировке США. Представители хора, тоже в соцсетях, пояснили, что песня была написана во времена холодной войны и не следует менять документ эпохи «ради политкорректности или какой-то ещё конъюнктуры», а концерт в храме не подразумевает исполнения исключительно литургических произведений. На этом инцидент был исчерпан.

В некоторых случаях жалобы на оскорбление религиозных чувств верующие адресовали различным властным инстанциям, но не всегда получали желаемую реакцию.

Например, Красноярская епархия, недовольная выпуском водки «Енисей-батюшка», бутылка которой была оформлена в виде часовни, обратилась в прокуратуру за правовой оценкой этой продукции. По мнению верующих, «производитель склоняет потребителей к кощунству, ведь, чтобы открыть бутылку необходимо снять “крышу” с часовни, а там хрупкие крест и купол, которые можно сломать». Однако ни о каких санкциях, примененных к производителю, информации не было.

В Генеральную прокуратуру группа православных обратилась с просьбой не допустить выхода в прокат фильма Данилы Козловского «Карамора» – фэнтези, сюжет которого строится на связи династии Романовых с вампирами. Соединение образа канонизированных РПЦ Николая II и его семьи, то есть «сакрального», с «с низменно-вульгарным (обладающим семантикой религиозного сатанизма и признаками откровенно-издевательского балагана)», по мнению авторов обращения,«не может не вызвать грубейшего оскорбления религиозных чувств православных верующих и не может не вызвать сильнейшего унижения их человеческого достоинства». Результат обращения неизвестен:фильм в прокат еще не вышел, но только потому, что работа над ним пока не завершена.

В большинстве известных нам случаев, когда конфликт на почве оскорбления чувств верующих все-таки разгорался, сторонам удавалось достичь компромисса.

Например, в Екатеринбурге у группы православных верующих, выступившей против восстановления работы стрит-арт художника Покраса Лампаса (Арсения Пыженкова) «Супрематический крест», которую коммунальные службы случайно частично закатали в асфальт, не получилось настоять на отмене восстановления арт-объекта, но получилось добиться изменения его формы.

В знак протеста против восстановления православные провели акцию «Не растопчи любовь»: стояли, взявшись за руки, в футболках с надписями, из которых складывалась фраза: «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь». Во время этой акции звучали угрозы в адрес автора «Супрематического креста» и организаторов фестиваля «Стенограффия», в рамках которого и был создан арт-объект. Один из участников православной акции пообещал, если «Супрематический крест» не уберут, «устроить тоже один арт-объект»«Я измажу кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов. Здесь такой будет арт-объект, прозвенит на всю Россию. Я готов сесть в тюрьму»[ 13].

Покрас Лампас после этих угроз отказался приезжать в Екатеринбург, а полиция начала проверку. При посредничестве администрации Орджоникидзевского района Екатеринбурга состоялась встреча устроителей фестиваля «Стенограффия» и православных активистов, в ходе которой было решено арт-объект все-таки восстановить, но изменить его форму.

В Новосибирске участник движения «Сорок сороков» пожаловался полицейскому на стоявшего у метро молодого человека в футболке с «карикатурой на святого», которая оскорбила религиозные чувства жалобщика. При участии полицейского стороны договорились, что молодой человек снимет «оскорбительную» футболку, а оскорбленный не станет писать на него заявление.

А жители Калининграда смогли отстоять «хомлинов» – установленные при поддержке регионального министерства культуры мини-скульптуры домовых, против которых совместно выступили Калининградская епархия и представители КПРФ. Архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим расценил установку быстро ставших у горожан популярными скульптур как «тенденцию к популяризации идеи неоязычества», которая «перечеркивает тысячелетнее культурное наследие, сформировавшееся под влиянием христианства». Его поддержала и депутат областной думы коммунистка Екатерина Королева.

Авторы проекта по установке скульптур были готовы приостановить его реализацию, но калининградцы организовали в соцсетях масштабный флешмоб «Не трогайте хомлинов». Одна из авторов проекта, Наталья Шевченко, встретилась с архиепископом и сумела его переубедить, и вскоре была установлена новая скульптура – домового-морячка.

 

Борьба за «традиционные ценности»

Случаев самоцензуры для предотвращения возможных протестов со стороны оскорбленных верующих, по-видимому, стало меньше. Нам известен только один такой пример, и он касается не культурных мероприятий, как в предыдущие годы, а торговли. Весной глава управы московского района Хорошево Сергей Бахров разослал руководителям предприятий торговли и общественного питания письмо с рекомендацией приостановить продажу алкогольной продукции на время православных праздников – Вербного воскресенья, Пасхи, Красной горки и Троицы. По сообщениям покупателей, один из магазинов «Ашан», расположенный в торговом центре «Авиапарк», по случаю Вербного воскресенья действительно приостановил продажу алкоголя.

Это распоряжение вызвало массу негативных откликов: многие усмотрели в таком запрете противоречие законодательству и ограничение прав атеистов. После этого глава управы объявил произошедшее ошибкой и сообщил, что не давал такого распоряжения, а также напомнил, что употребление вина в упомянутые православные праздники не запрещено.

То, что в течение года не было отмечено случаев силовой защиты религиозных чувств, не значит, что защитники этих чувств полностью отказались от силовых методов борьбы. Упоминавшиеся выше угрозы в адрес создателей «Супрематического креста» – не единственный случай. В конце года депутат Госдумы и телеведущая Оксана Пушкина и адвокат Константин Добрынин сообщили об угрозах, поступивших от православных активистов в адрес авторов законопроекта о домашнем насилии. Кампанию против этого закона поддержали около ста православных организаций, включая «Сорок сороков». Инициаторы кампании обвинили авторов законопроекта в попытке «внедрения в российское законодательство принципов радикальных антисемейных идеологий, таких как феминизм и гендерная идеология».

Пушкина и Добрынин были вынуждены обратиться в правоохранительные органы с просьбой провести проверку по факту организации этой кампании и угроз авторам законопроекта. По их мнению, действия православных активистов подпадают под ряд уголовных статей, включая ст. 282 («Возбуждение ненависти») и ст. 277 УК РФ («Подстрекательство к посягательству на жизнь государственного или общественного деятеля»).

Это не единственный за год пример, когда православные активисты встали на защиту не религиозных чувств, а «традиционных ценностей» вообще. Так, жителю Новосибирска Ивану Квасницкому, ранее участвовавшему в акциях православных против рок-концертов, удалось добиться проверки текстов песен рэпера Элджея на предмет пропаганды алкоголя и наркотиков. В итоге региональное УФАС сочло музыку Элджея опасной для подростков, а указанное на афише ограничение «12+» – недостаточным, и против музыканта было заведено административное дело.

 

Насилие и вандализм

Уровень религиозно мотивированного насилия, как и годом ранее, оставался низким. Нападения по мотиву религиозной ненависти в течение года нам неизвестны.

Как мы отмечали в предыдущем докладе, резкое сокращение числа нападений в первую очередь объясняется отсутствием информации о нападениях на Свидетелей Иеговы, которые долгое время были основными жертвами таких нападений. Запрет организаций Свидетелей Иеговы и вытекающая из него невозможность проповедовать путем поквартирного обхода, по-видимому, действительно существенно сократила число нападений на приверженцев этой религии. Но следует учитывать, что в сложившихся условиях Свидетели Иеговы потеряли возможность вести регулярную статистику нападений, поэтому нельзя исключать, что такие нападения все же были. По крайней мере, известно об угрозах, поступавших в 2019 году семье Свидетеля Иеговы в селе Сухобузимское Красноярского края. Наверняка этот случай не был единственным.

Известно несколько насильственных преступлений, где религиозный мотив не исключен. В Екатеринбурге в ноябре был убит девятилетний мальчик, его отец обвиняется в совершении ритуального убийства, а руководитель религиозной группы «Ученики Христа», к которой он имел отношение, Земфира Гайнуллина – в соучастии.

Добавим, что в течение года были отмечены несколько попыток нападения на православное духовенство и церковнослужителей, но они не были совершены по мотиву религиозной ненависти и имели скорее криминальный характер. Например, в Нижнем Новгороде пьяный гражданин угрожал пистолетом сторожу Печерского монастыря и выкрикивал оскорбления в адрес духовенства.

Уровень религиозно мотивированного вандализма еще немного понизился по сравнению с 2018 годом. Из известных нам нападений больше всего пришлось на православные объекты – шесть, но это почти в два раза меньше, чем годом ранее (11). Два из них – поджоги: в Петербурге был подожжен храм на Васильевском острове, а в Зеленодольске (Татарстан) – часовня Казанского храма. Еще один опасный акт вандализма произошел в Москве после того, как в Екатеринбурге обострился конфликт вокруг строительства храма: активисты праворадикальной Ассоциации народного сопротивления вывесили баннер «Извинись за Екб» и забросали дымовыми шашками территорию Патриаршей резиденции в Чистом переулке.

Дважды были повалены кресты: на Ново-Ленинском кладбище Иркутска были осквернены могилы родственников местного священника, а на Татарском городище под Ставрополем – поклонный крест. В обоих случаях акт вандализма совершался не в первый раз. А в селе Костино Владимирской области вандалы нарисовали свастику на стене Троицкой церкви.

Минимум пять раз атаке вандалов подвергались иудейские объекты (в 2018 году – 4). В канун Песаха в Раменском районе Подмосковья было подожжено одно из зданий иешивы «Торат Хаим», а на его стене вандалы изобразили нацистские символы: свастику и цифры 88 и 130 (вероятно, означает 130-летие со дня рождения Гитлера).

Остальные акты вандализма представляли собой граффити: в селе Аксай Волгоградской области вандал нарисовал крест на памятном знаке жертвам Холокоста, в Москве рядом с хоральной синагогой дважды появлялись антисемитские надписи, а в Калининграде вандалы изобразили свастику на надгробии иудейского проповедника XIX века Исраэля Салантера на еврейском кладбище в районе Литовского вала. Калининградское кладбище подверглось нападению вандалов не в первый раз.

Два известных нам нападения на объекты новых религиозных движений касались имущества Свидетелей Иеговы (в 2018 году – ни одного). Оба эти инцидента следует отнести к опасным: в Прохладном (Кабардино-Балкария) было подожжено принадлежавшее общине здание, камера наблюдения при этом была повреждена. В селе Сухобузимское Красноярского края верующему разбили стекло автомобиля, а в салон подбросили записку с угрозами.

Отметим, что изъятие имущества у общин Свидетелей Иеговы, несомненно, способствовало сокращению количества актов вандализма в отношении их объектов, но нельзя исключать, что случаев нападения на них было больше: как говорилось выше, регулярный мониторинг насилия по отношению к Свидетелям Иеговы больше не ведется.

По одному акту вандализма было совершено по отношению к объектам мусульман (в 2018 году – тоже один) и католиков (в 2018-м – ни одного). В селе Осыпной бугор Астраханской области были повреждены 13 надгробий на мусульманском кладбище. В Петербурге женщина пыталась поджечь дверь костела.

Добавим, что в Москве волна телефонных «минирований» затронула и религиозные объекты. Несколько раз злоумышленники сообщали о минировании храма Христа Спасителя, один раз – о минировании кирхи Петра и Павла.

 

Диффамация религиозных меньшинств

Федеральные и региональные СМИ, как и раньше, продолжали время от времени публиковать диффамационные материалы о религиозных организациях, относящихся к протестантским церквям и новым религиозным движениям. Количество таких публикаций по сравнению с предыдущим годом, по-видимому, не возросло, но такие материалы появлялись, в том числе и на федеральных телеканалах. В частности, «антисектантскими» сюжетами, о которых будет сказано ниже, отметились «Россия-1» и «Звезда»: в первом случае речь шла о Свидетелях Иеговы, во втором – о саентологах.

Региональные издания публиковали «антисектантские» материалы регулярно. Например, петербургский телеканал «78» в апреле выпустил сюжет о последователях духовной практики «Фалуньгун», в котором обвинил их не только в экстремизме, но и в шпионаже.

Татарстанское интернет-издание «События» в октябре, анонсируя предстоящий суд над Свидетелями Иеговы из Набережных Челнов, допустило массу диффамационных и ксенофобных высказываний об этой религии. Одним из приглашенных для комментария специалистов стала бывшая заведующая кафедрой религиоведения Казанского федерального университета Лариса Астахова, которая заявила, что от Свидетелей Иеговы «нужно избавляться», раз государство приняло решение о запрете. Другой приглашенный эксперт, помощник благочинного Закамского округа по миссионерской работе Сергей Железняк, и вовсе предложил «выкинуть из страны всех миссионеров, которые к нам приехали»: «Я бы посадил их высшее руководство. Искоренить нужно именно верхушку, а не ловить рядовых последователей, которые сами как пострадавшие» [14].

По крайней мере одна из тех, кого цитировало издание, Астахова, позднее заявила, что журналисты исказили ее слова, однако «События», насколько нам известно, не давали опровержения. Более того, этот материал републиковало, как минимум, еще одно издание, «Татар-информ».

Новосибирский выпуск «Комсомольской правды» в мае, рассказывая о ситуации со сносом дома молитвы адвентистов в Новосибирске, назвал адвентистов «сектантами», а в качестве эксперта привлек православного «сектоведа» Олега Заева.

На диффамационные публикации в местных СМИ жаловались и баптисты Краснодарского края.

А самарское агентство «Засекин.ру», в декабре сообщившее о выделении самарским баптистам участка для строительства храма, сочло нужным добавить, что «православные и католики считают пятидесятников сектой, но законом их учение не запрещено».

В некоторых случаях религиозным организациям, ставшим героями подобных репортажей, удавалось привлечь внимание общественности к недостоверности опубликованной информации и добиться хотя бы общественного осуждения. Так, Общественная коллегия по жалобам на прессу вынесла решение по жалобе Московской саентологической церкви на выпуск «Ловцы душ» программы «Код доступа» телеканала «Звезда» от 31 января 2019 г. Коллегия сочла материал тенденциозным, нарушающим принципы журналистской этики и усмотрела в нем «многообразные признаки манипуляции». Члены коллегии пришли к выводу, что авторы выпуска «перешагнули грань, отделяющую информирование, пусть и критическое в основе, от шельмования».

Неожиданные последствия публикации подобного материала о Свидетелях Иеговы ощутили на себе журналисты ВГТРК Елена Ерофеева и Павел Костриков. Министерство внутренних дел Эстонии в апреле на пять лет запретило им въезд в страны Шенгенской зоны. По данным эстонской полиции, материал, который журналисты снимали скрытой камерой в одной из общин этой страны, направлен на дискриминацию верующих, «высмеивает деятельность религиозной организации и разжигает враждебное отношение к ней». Подчеркнем, что телеканал «Россия-1» нашел этот и похожий, снятый в Финляндии, материалы приемлемыми и использовал их в программе «Вести».

«Антисектантская» деятельность общественных активистов была практически незаметной: нам неизвестны какие-либо организованные ими акции. Зато в Брянске юрист Сергей Маслов и член КПРФ Александр Куприянов выступили против празднования Хануки на городской площади. В их обращении в правоохранительные органы и мэрию говорится, что установка меноры и исполнение песнопений на иврите является религиозным обрядом и «порождает в обществе антисемитские настроения». На этом основании они потребовали отменить празднование. Годом ранее эти же люди уже выступали с аналогичным призывом, но, как и тогда, власти города не отреагировали на их требование.

________________________

 

[1] Наша работа по этой тематике поддерживается Европейским союзом. 30 декабря 2016 г. РОО Центр «Сова» была принудительно внесена Минюстом в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Мы не согласны с этим решением и обжалуем его.

[2]Проблемы реализации свободы совести в России в 2018 году // Центр «Сова». 2019. 14 марта (https://www.sova-center.ru/religion/publications/2019/03/d40762/).

[3]Кравченко Мария. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2019 году // Центр «Сова». 2019. 27 февраля (https://www.sova-center.ru/misuse/publications/2020/02/d42137/).

[4]См. подробнее: Кравченко М. Неправомерное применение...

[5]Открытое информационное письмо // Сайт РС ЕХБ. 2019. 31 июля (https://baptist.org.ru/news/main/view/article/1512752?fbclid=IwAR0VjkZSCpHysHHfYNsDHQ7eTmhbxlBCBNqtiYkl-0Sl_OIu4PiAdNCfy2w).

[6]В Администрации президента обсудили вопросы реализации в России свободы совести и применение действующих законов в религиозной сфере // Центр «Сова». 2019. 16 октября (https://www.sova-center.ru/religion/news/authorities/legal-regulation/2019/10/d41578/).

[7]Специальное обращение Епископа Абашина Павла Сергеевича к христианам России // Youtube.com. 2019. 28 ноября (https://www.youtube.com/watch?v=PnX1Hwriuw8&feature=youtu.be&fbclid=IwAR05TMnH2r2Cd04m2psXKO1vX9r85mvnKVBa6CKmYnMEABGhu7drrQD2IyI).

[8]14 ноября 2019 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса РФ и части 1 статьи 8.8 КоАП РФ // Конституционный суд РФ. 2019. 14 ноября (http://www.ksrf.ru/ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=3506&fbclid=IwAR1Dd1dLnsrNsC9NS514PXmiB1j6aoaVGf6E2TKiI7gtmT2pLY5cf_dSa9o).

[9]Заявление епископа Рыбинского и Даниловского ВЕНИАМИНА о ситуации, связанной со строительством храма преподобного Серафима Вырицкого в районе Веретье г. Рыбинска // Блог Рыбинской епархии «ВКонтакте». 2019. 24 июля (https://vk.com/rybeparhia?w=wall-55847517_3306).

[10]«Крестовый поход» против науки: РПЦ намерена отобрать здание РГГУ // Гражданские силы. 2019. 27 марта (https://gr-sily.ru/obshestvo/krestovyj-pohod-protiv-nauki-rpc-namerena-otobrat-zdanie-rggu-28320.html).

[11]Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 полугодие 2019 года // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ. 2019. Октябрь (http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5083).

[12]CRIMEA: 35 "anti-missionary" prosecutions in 2019 // Forum 18. 19 February (http://www.forum18.org/archive.php?article_id=2544).

[13]Православные и «Стенограффия» поругались из-за креста на площади Первой Пятилетки. Их разнял глава района // 66.ru. 2019. 25 августа (https://66.ru/news/society/224354/).

[14]Отказ от переливания крови и призыв не признавать символы государства: дело секты «Свидетелей Иеговы» в Набережных Челнах дошло до суда // События. 2019. 31 октября (https://sntat.ru/kriminal/otkaz-ot-perelivaniya-krovi-i-prizyv-ne-priznavat-simvoly-gosudarstva-/).

 

Источник