Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 165 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



"РОДНАЯ ВЕРА" ЧЕХИИ

Печать

 

chezh jarovitovy slavnosti1Чешская община «Родная Вера» — возвращение к духовности предков (Мачуда Йиржи)

 

К новым религиозным течениям неоязыческого толка в Чешской республике относятся группы, которые сосредоточились на восстановлении древних индоевропейских мифологических систем. В 1990-х годах в Чехии развивались прежде всего группы, ориентированные на германские (северные) или кельтские традиции [Lužný 1997: 98 – 100]. Удивительно, но интерес к славянской вере, «родноверию», приходит несколько позже. Под «родноверием» понимается изначальная, родная для славян вера. Впервые такое обозначение было предложено на заседании Всемирного конгресса этнических религий (World Congress of Ethnic Religions) в 1998 году В. С. Казаковым, одним из основателей самого сильного родноверческого движения в Российской Федерации – Союза славянских общин славянской родной веры [Шиженский 2010: 229; ЛПА 1: окт. 2012]. Современное родноверие учѐными обычно причисляется к новым религиозным движениям. Несмотря на то, что речь идѐт об одном из неоязыческих течений, чешское родноверие во многом отличается от подобных западных движений, на что повлияли, конечно, исторические и социальные обстоятельства [Шнирельман 2002: 197 – 211]. Это разнообразное и динамически развивающееся явление, именно поэтому многие исследователи стремятся его рассмотреть с точек зрения различных научных дисциплин.

Социологи подходят к нему как к субкультуре или мировоззрению, религиоведы в нѐм видят новое религиозное движение, политологи и историки, наоборот, характеризуют его как новое общественное движение национально-патриотического характера. К сожалению, этнология пока рассматривает родноверие только поверхностно [Гайдуков 1999], тогда как данное течение несѐт в себе черты, которые требуют рассмотрения именно с точки зрения этой научной дисциплины. Родноверие и его развитие важно рассмотреть глазами людей, которые его совместно формируют и активно в нѐм участвуют. Это сложное культурообразующее явление с самобытным фольклорным выражением, представляющим собой, главным образом, реконструкцию древнего обрядового комплекса. В то же время мы говорим о своеобразном явлении, сочетающем в себе патриотические, религиозные, экологические и также в немалой степени фольклорные идеи и черты, прообразом которых стала, прежде всего, народная культура и древняя религиозная традиция. Именно здесь современный родновер ищет идеализированный и утраченный «золотой век», который бы он хотел снова обрести, хотя бы внутри себя [Гайдуков 1999].

Под терминами родноверие, язычество, славянское неоязычество, традиция, природная или этническая религия или так называемая глубинная экология нужно понимать субстрат религиозных, парарелигиозных, социально-политических и историко-культурных явлений, связанных с общественным интересом к дохристианским духовным практикам, их воскрешению и реконструкции. Речь идѐт о продолжении древней традиции, которая в своѐм первоначальном виде исчезла после христианизации отдельных славянских государственных образований. Родноверческие идеологи должны были с этой реальностью смириться и, по сути, реконструировать новоявленное вероисповедание не столько на основании исторических источников, сколько основываясь на изначальных представлениях, сохранявшихся на протяжении веков в народной культуре. При этом использовались знания из других политеистических религиозных систем индоевропейских народов и разных философских направлений.

 

Сообщество «Родная вера» – общая характеристика

Первой попыткой возрождения веры древних славян на территории Чехии считается основание Братства верных новой религии славянской (Bratrstvo věrníků nového náboženství slávského) в 1839 году [Vojtíšek 2004: 247]. Его основателем был врач и педагог Карел Славой Амерлинг (1807 – 1884), который был одним из ярких представителей движения народного возрождения в чешских землях. У братства были амбициозные планы, но эта группа «сталцэв» (убежденных сторонников), как они себя любили называть, существовала недолго, так как в 1840 году была официально запрещена. При изучении религиозных убеждений Амерлинга становится, однако, очевидным, что речь шла скорее об определѐнном синкретизме христианского вероучения и пантеизма, нежели о неоязыческом религиозном направлении [Hoffmannová 2003].

Зарождение современного чешского родноверия следует связывать в первую очередь с неформальным сообществом «Родная вера», которое возникло в Праге в 2000 году[1] вследствие объединения двух ранее независимых течений, зародившихся в 1995 – 1996 годах. В его состав вошли два последних активных сторонника националистического движения Народный фронт кастистов (от латинского castis omnia casta, т. е. «чистым (людям) всѐ (кажется) чисто»), в недрах которого зародилось до сих пор существующее общество «Род Яровита», а также группа студентов филосовского факультета Карлова университета, интересовавшихся славянской мифологией и испытывавших сильное влияние идей панславизма. Она получила название «Радгошть» (Radhošť) после возвращения своего основателя Джузеппе Маиэлло (Дервана)[2] из поездки к горе Радгошть[3] в Моравских Бескидах, восхождение на которую он вместе со своими товарищами предпринял 1 мая 1998 года.[4] Ещѐ в 1995 году один из будущих основателей этой группы Радек Микула посетил Москву со стремлением установить связь с местными родноверами. Во время своей первой поездки он купил книгу В. С. Казакова «Именослов», автор которой известен своими реконструкциями славянских обрядов и народного календаря. После возвращения домой Микула отправил Казакову письмо, которое подписали ещѐ два члена Чешско-лужицкого общества, ныне известного как Общество друзей Лужицы (среди его членов и предводитель «Родной веры» Рихард Бигл, чьѐ имя ещѐ встретится в статье), объединяющего людей, интересующихся культурой и историей лужицких сербов. Фактически это было частное письмо, не отражающее позицию всего общества, поскольку общество состояло из людей, разделявших прежде всего панславистские, а не родноверческие взгляды. Таким образом, Микула желал продемонстрировать Казакову, что и в Чехии действует что-то похожее на родноверческую общину, хотя община («Радгошть») возникла позже, только в 1998 году. В 1996 году состоялась личная встреча Микулы c Казаковым. В 1999 и 2000 годах состоялись новые встречи, уже с участием Дервана (Дж. Маиелло), который был знаком с Казаковым после Всемирного языческого конгресса, состоявшегося в Вильнюсе в 1998 году. В ходе своего визита в Калугу в 2000 году Р. Микула принял новое имя – Ратко. С этого момента чешская община «Родная вера» стала считаться официальным членом Союза славянских общин славянской родной веры, что подтверждали и знаки с символикой ССО-СРВ и надписью «Чехи» [ЛПА 2: 09.06.2013]. Однако большое расстояние между Прагой и Калугой помешало более тесному сближению между чешскими и русскими родноверами. Несмотря на это, Рихард Бигл (Хотебуд) – один из основателей «Родной веры», а с 2007 года еѐ предводитель, доктор наук, учѐный-сорабист, в 2002 году посетил Москву, где встретился с членами местной общины «Родолюбие», входящей в состав «Велесова Круга», и 13 декабря на обряде, посвящѐнном встрече Марены, получил в подарок жертвенную братину. Штэфан Пилат (Витослав), один из важнейших лидеров «Родной веры», лингвист, славист, также встретился с В. С. Казаковым в польском Кракове, где они обсудили присоединение чешской общины к ССО-СРВ. Однако уже в самом скором времени – примерно с 2002 года – связи между чешскими родноверами и ССО-СРВ прервались, что было вызвано как нехваткой денег и времени на поддержание постоянных контактов, так и сосредоточенностью членов «Родной веры» на внутренних проблемах [ЛПА 3: 04.11.2013; Bígl 2013]. Дружественные отношения налаживались и с родноверами других стран – так, ещѐ в сентябре 1997 года пять участников группы «Радгошть» ездили в Польшу по приглашению местной общины «Родная вера» (Rodzima Wiara), где недалеко от Бискупина они совместно отпраздновали день осеннего равноденствия.[5]

«Родная вера» с момента своего зарождения старается способствовать возрождению славянского духовного наследия, в котором осмысляются не только люди и их культура, но и природа, божества, духи предков. По этой причине деятельность «Родной веры» касается, прежде всего, области религиозного, а во вторую очередь культурного и общественного пространства, и еѐ целью является объединение всех людей, которые солидарны с идеями славянского единства и желают по возможности этому способствовать. Некоторое время «Родная вера» существовала в качестве официально зарегистрированной организации, но в результате внутренних разногласий, приведших к тому, что еѐ покинули многие ранее состоявшие в ней члены, сейчас, согласно решению, принятому на вече в октябре 2010 года, «Родная вера» считается неформальным объединением. «Основной вид его деятельности заключается в организации ежегодных праздников и торжеств, посвящѐнных различным славянским божествам. Кроме этих ежегодных коллективных обрядов, нельзя не упомянуть и обряды индивидуальные, которые сопровождают человека на протяжении жизни от рождения до смерти (т. н. переходные или семейные обряды). В настоящее время сообщество старается восстановить священные места, связанные с дохристианскими божествами, например, Мокошьино обрядовое место в Мокошине у Пржелоуче, и распространять в чешском обществе знания о славянском духовном мире» [Pilát 2010].

Согласно информации, размещѐнной на сайте сообщества: «Родная вера» основана на добровольном сотрудничестве участвующих лиц без формального членства, управления и организационной структуры. В сообщество может вступить любой, кто соглашается с идеей этого объединения, достаточно продолжительное время принимает участие в его деятельности, и пользуется уважением других членов сообщества. Участие в других объединениях или религиозных обществах не является препятствием для членства в «Родной вере». Из сообщества выходит тот, кто по своему решению перестаѐт себя с ним идентифицировать, не участвует в его деятельности или уже не воспринимается как участник объединения другими его членами. Различные вопросы, касающиеся сообщества, решаются на собраниях, которые проводятся по необходимости во время больших праздников. В настоящее время главными праздниками являются чествование Яровита весной и Мокоши осенью. «Родная вера» – это свободное и открытое сообщество, основанное на добровольном объединении людей как свободных, дееспособных и полноценных личностей. Каждый член «Родной веры» отвечает сам за свои речи. «Родная вера» никаким образом не ограничивает в свободе мнений, мыслей и убеждений своих участников, в том числе и в плане их личного понимания веры. Вместе с этим требуется уважать идейные позиции остальных и не навязывать другим членам объединения свои взгляды. «Родная вера» работает по принципу свободного и демократического соглашения своих участников, не приемля религиозного догматизма или тезиса о непогрешимости вождя. «Родная вера» является обществом неполитическим, не отдающим предпочтения и не пропагандирующим никаких политических взглядов, но не запрещает своим участникам за пределами объединения заниматься политической деятельностью» [Pilát 2010].

Но вернѐмся в 2000 – 2010 годы, когда «Родную веру» юридически представляло гражданское объединение с таким же названием и с амбициозными планами, примером которых может послужить намерение регистрации в качестве религиозной организации. Эта идея была впервые предложена на собрании, прошедшем 14 октября 2003 года, но осуществлена в итоге не была. Внутреннее устройство «Родной веры» представляло собой совокупность общин, возникающих на региональной основе. Каждая община была автономна и сама определяла нормы своей религиозной, культурной и общественной жизни, используя местные традиции и обычаи. Другими составляющими сообщества были т. н. дружины. Различные дружины принимали новых членов по своим внутренним законам. Характер такой дружины мог быть разным – это могли быть представители определѐнного специализированного культа, род или семья, воинская дружина или, например, музыкальный или танцевальный коллектив [Pilát 2004].

«Родной верой» управляло Вече, которое обычно сходилось один раз в год, а в случае необходимости и чаще. Участвовать в нѐм могли все совершеннолетние члены сообщества, причем каждый без исключения имел одинаковое право говорить и голосовать. Вече как единственный орган имело право решать все важные вопросы, касающиеся «Родной веры» и еѐ деятельности. В период между проведением собраний «Родную веру» законно представлял выбранный предводитель» [Pilát 2004]. Лидеры сообщества изначально планировали создать и другие органы управления, но в итоге идея не была реализована.[6] Участником объединения мог стать любой житель Чешской республики вне зависимости от пола, национальности или политических убеждений. Несовершеннолетний, однако, не мог участвовать полноценно в правовой жизни сообщества. До 2005 года с участников не взимались членские взносы.[7] Процедура вступления в сообщество не была строго формализована, однако кандидат обязан был переждать установленный для этого срок продолжительностью в один год.

Со вступлением в сообщество обычно связывают два ритуала. Первым из них является избавление от прошлой духовной зависимости, главным образом от крещения. Во время этого обряда вступающему в сообщество символически отсекается топором маленькая прядь волос, которая представляет его предыдущее состояние бытия. «Следующий ритуал – принятие славянского имени, если вступающий не имел его уже от рождения. В этом случае кандидат может имя, например, дополнить. Имя себе каждый выбирает по своему усмотрению, запрещается, однако, выбирать себе имена некоторых отдельных божеств» [Pilát 2004]. Для обряда «пострижин» (пострига) ранее (до 2010 года) желающий вступить в сообщество должен был выбрать трех кумов (покровителей), которые проводили обряд. Главным кумом был жрец, вторым – представитель общины, в которую желающий вступал, а третьего кандидат выбирал на своѐ усмотрение. Всѐ заканчивалось пригублением медовины[8] и еѐ возлиянием во время обрядовой клятвы верности богам, предкам и родине, произносимой кандидатом. Каждый пил во имя бога или богов, которых наиболее почитал. Эти ритуалы не были обязательными, и человек не должен был в них участвовать, если по какой-либо причине не мог или не хотел. Упомянутые обряды проводились во время официальных праздников, организованных «Родной верой», по желанию родноверов они проводятся и сейчас, несмотря на то, что «Родная вера» стала объединением неформального характера.[9]

 

Общины – носители возникающей традиции

В древности у славян общины были частью административной структуры и никак не связывались с религиозной жизнью, которая не имела ещѐ, если не принимать в расчѐт прибалтийских и полабских славян, формы развитого организованного культа [Profantová, Profant 2004: 25, 37]. Для современных родноверов община является самой привлекательной формой организации [Гайдуков 1999]. В 2008 году в рамках родноверческого движения существовали две общины: Среднечешская и Южноморавская.[10] Среднечешская (ранее Пражская) община возникла в 2000 году одновременно с основанием сообщества «Родная вера» и благодаря самому большому числу участников стала самой организованной.[11] Встречи Среднечешской общины проходили каждый первый четверг месяца. Южноморавская община, входящая в состав объединения «Родная вера», была основана 21 июня 2008 года во время празднования Купалы недалеко от Йиглавы. Другая община существовала до 2005 года в северо-чешском Штети и его окрестностях. Штетская община присоединилась к объединению «Родная вера» в 2002 году и привнесла в его обрядовый календарь свой праздник Радостин, который отмечается в период летнего солнцестояния. Однако вскоре эта община перестала существовать. «Родная вера» в 2009 году пыталась организовать общины и в других районах чешского государства.[12] В реальности, однако, почитатели родноверия как раньше, так и сейчас рассеяны по всей территории Чешской Республики. На сегодняшний день у «Родной веры» есть только одна функционирующая дружина – «Род Яровита». Ранее существовавший «Род Мокоши», в который входили члены бывшей «Радгошть», распался естественным образом.

Понятно, что каждое общество складывается из отдельных личностей. Несмотря на то что у «Родной веры» нет официального представителя, для еѐ правильной работы и развития желательно, чтобы вече каждый год поддерживало того, кто вносит идеи, отражающие концепцию развития и функционирования всего сообщества в будущем. Собранием, прошедшим во время празднования Мокоши в 2007 году, предводителем сообщества был определѐн пражанин Хотебуд[13], который посвятил себя сорабистике, изучению славянской мифологии и филологии. Другим известным участником сообщества уже несколько лет считается Витослав (ранее известный как Витезслав, гражданское имя Штэфан Пилат), работник Славянского института АН ЧР, уроженец Йиглавы. Интерес к истории, народной культуре и патриотические воззрения объединяют не только восемь постоянных членов сообщества,[14] но и всех их приверженцев, число которых по всей республике варьируется от десяти до тридцати.[15] Невозможно точно определить их количество, поскольку участие в обрядах не является обязательным условием, а те, кто приезжают на акции «Родной веры», не обязательно принадлежат к поклонникам славянской традиции. Здесь идѐт речь о группе сторонников из разных уголков земли с похожими взглядами, в числе которых не только студенты или научные работники, но и юристы, педагоги и рабочие. Вероятно, благодаря «академической базе» в чешской «Родной вере» победил научный подход к верификации и реконструкции пантеона и обрядов. Представляется однако, что эта научность не всегда является преимуществом, поскольку строгий, а часто практически позитивистский подход некоторых главных представителей движения препятствует достаточной реконструкции славянского пантеона и календарных обрядов, от которых напрямую зависит функционирование родноверческих общин. Примечательным фактом является бескомпромиссный отказ от так называемой «Велесовой книги».[16] Мировоззрение большинства, которое сложилось в общине, наилучшим образом характеризует так называемый «Кодекс родной веры», который был принят собранием в 2006 году.[17] Члены объединения «Родная вера» свободны в отношении выбора своих политических и религиозных принципов. В личной жизни в основном соблюдаются неписаные принципы морали[18] и института семьи [ПМА 1 – 3].

 

Пантеон славянских божеств

Реконструкция современного пантеона, признанная участниками «Родной веры», основана на использовании исключительно достоверных исторических источников, литературы и фольклора, и разработал еѐ в начале 2006 года Витослав. В пантеоне чешских родноверов 29 имѐн богов и богинь, которые разделены на три группы: главные боги, остальные боги и местные боги. В реальности «Родная вера» почитает во время своих обрядов намного меньше богов, обычно около десяти. Это число, однако, меняется от последователя к последователю [ЛПА 3: 04.11.2013]. К главным богам относятся Сварог (бог неба и отец богов), Дажбог (бог солнца), Мокошь (богиня земли), Перун (громовержец), Сварожич) (бог огня), Велес (бог подземного мира, земледельцев и материальных благ) и Ярило (бог новой вегетации). Имя последнего бога, однако, с подачи Витослава, скрывается под корнем Яр (в «Родной вере» знают больше померанского Яровита, с которым и соотносят Ярило). Между другими богами найдѐм Белбога (бога света и добра), Чернобога (бога тьмы и зла), Ладу и Лелю (солнечную богиню и покровительницу брака), Марену (богиню смерти), Рода (бога зарождения) и Трояна, названного богом загадочным. К местным богам относят пятнадцать имѐн, самые известные из которых Хорс (обычно понимаемый как бог месяца), уже упомянутый Яровит, Симаргл (покровитель растительности), Стрибог (бог ветра) и Святовит (локальная форма Прабога). Несмотря на то что это относительно удачная интерпретация современных научных теорий, пантеону «Родной веры» не хватает логической организации, конкретности, а также в большинстве случаев разъяснения родственных отношений между отдельными божествами [Pilát 2009]. Это его отличает от ясной идеологической концепции В. С. Казакова (Союз славянских общин славянской родной веры), обнародованной впервые в публикации «Мир славянских богов» ещѐ в 1997 году, или разработанной позже идеологии главных представителей другого известного русского объединения «Велесов круг» Д. А. Гасанова и И. Г. Черкасова.[19] Как было уже отмечено, этот категорично научный подход, используемый «Родной верой», не всегда может быть плодотворным. Размытые и неопределѐнные функции отдельных божеств не позволяют лучше организовать новоявленный пантеон. С другой стороны, «Родная вера» и не пытается создать комплексную религиозную и обрядовую систему. Витослав, один из ведущих представителей сообщества, объяснил причину этого так: «Любые попытки внесения твѐрдого религиозного или организационного распорядка принесли в прошлом только конфликты и серьѐзную угрозу прекращения существования всего сообщества» [ЛПА 3: 04.11.2013].

 

Обрядовый календарь «Родной веры»

Достоверных исторических источников информации, касающихся мифологии и обрядового календаря древних славян, на сегодняшний день очень мало [Váňa 1990: 10; Profantová, Profant 2004: 6]. В связи с этим перед организаторами обрядов из «Родной веры» встала непростая задача. В целях как можно более достоверной реконструкции отдельных праздников используются не только источники по истории славян, но и подходящий материал, найденный в мифологических системах других индоевропейских народов. Однако подавляющее большинство праздников основывается на этнографическом наследии, сохранившемся в рамках традиционной культуры, и в первую очередь той еѐ части, которая характерна для западнославянского ареала. Конечно, влияют на зарождающуюся обрядность и личные представления и убеждения самих участников. Основные этапы прохождения отдельных праздников были сформулированы несколько лет назад членами «Родной веры», как и тексты большинства молитв и хвалебных песен [ПМА 3: Pilát; ЛПА 3: 10.05.2013].

В 2006 году один из главных представителей сообщества Витослав создал проект обрядового календаря чешского родноверия. Праздники в нѐм он разделил на две группы. В первую из них вошли обряды, которые в общих чертах сохранились в чешской традиции, в другую вошли праздники, которые для неѐ не характерны, но, по аналогии с другими славянскими народами, могли быть знакомы чехам в прошлом. Далее Витослав разделил праздники на четыре цикла по временам года: весна (Велесов день, Вынесение Марены и Праздник Яровита); лето (Купала и Перунов день), осень (Дожинки или Празднование Святовита и Праздник Мокоши) и зима (Коляда/Корочун). Прежде всего многолетнюю традицию имеет праздник в честь Яровита, который проводится с 1996 года и сопровождается богатой программой и развѐрнутым идеологическим подтекстом [ПМА 1: Pilát; Pilát 2008]. Объѐм данной статьи не предполагает детального описания названных выше празднеств, но, поскольку материал собран, можно надеяться, что это будет сделано в отдельной работе. Здесь же ограничимся лишь отдельными замечаниями.

Внимательное рассмотрение современных родноверческих обрядов обнаруживает, что их структура состоит из трѐх, следующих, как правило, друг за другом, фаз: чествование божеств, праздничное застолье и обрядовые игры. Эту последовательность ввѐл в обиход в 1993–1994 годах представитель русского «Велесова круга» (а в то время обнинской общины «Триглав») Д. А. Гасанов (Богумил Мурин), который развитие родноверческого обряда объяснил так: «Обряды всех общин появлялись изначально независимо и обособленно. Раньше мы не могли между собой даже общаться, поскольку о существовании друг друга вообще не знали. Мой обряд, который зародился в 1993 году в Обнинске, переняли Калужане во время нашего сотрудничества (также совместно мы основали и ССО). Далее этот обряд взял за основу Велеслав и, благодаря его заслугам и авторитету, программа изначально моего обряда расширилась. Основная структура обряда построена на логическом суждении; на опыте, заработанном по методу проб и ошибок + вдохновении, которое я получил от божеств. Этнографии в ходе обряда нет как таковой, еѐ не сохранилось в этом плане. Этнографические записи однако помогают при создании отдельных частей обряда, т. е. мы реконструируем праздник, а не богомолье, которое складывается из славления Богов и жертвоприношений. Именно богомолье является основой обряда, однако оно практически идентично в любых обрядных событиях» [ЛПА 1: 09.03.2013].

Само по себе приветствие божеств в начале всего празднования является заботой отдельных родноверческих идеологов, и практически одинаково на всех праздниках. Этнографические материалы XIX и начала XX веков, однако, значительно помогают сформировать окончательно отдельные составляющие обряда, которые на всех ежегодных праздниках существенно отличаются. В Чехии новаторский подход начинает работать только в 1996 году. Его современные создатели, главным образом, Витослав и Хотебуд, при организации обрядового представления опирались прежде всего на чешскую литературу: работу Ч. Зибрта «Старочешские годовые обычаи, суеверия, праздники и развлечения простонародные» (1889 г.) и переиздание его же восьмитомного сочинения 1909 – 1911 годов «Весѐлые моменты из жизни народа чешского» (2006 г.), книги З. Вани «Мир славянских богов и демонов» (1990 г.), М. Питра и П. Вокача «Боги древних славян» (2002 г.) и Н. и М. Профантовых «Энциклопедия славянских богов и мифов» (2004 г.); из иностранных публикаций использована в основном работа Б. А. Рыбакова «Язычество древних славян» (1981 г.). Кажется однако, что обрядам чешской «Родной веры» пока ещѐ не хватает сильного идеологического заряда мистерии, свойственного, например, русским родноверам. Еѐ организаторы, главным образом исходя из строгой концепции современной чешской науки, в большинстве обрядов только наметили мифологический сюжет, проявляющий смысл обряда. Более бедная (по сравнению с российскими родноверческими празднествами) сопровождающая программа отдельных праздников объясняется, скорее, скромными организационными возможностями, определяющимися небольшим числом участников. Однако ясно: чешские родноверы основываются, прежде всего, на реликтах, сохранившихся в народной культуре славян, намеренно используют архаический язык, а в представлении обрядов, конечно, импровизируют. В связи с этим не существует одинаковых обрядов, даже несмотря на то, что они проводятся годами одним и тем же жрецом, а их программа постоянно совершенствуется одновременно с тем, как обогащаются опыт и знания их организаторов.

В заключение остается сказать, что чешское родноверие можно воспринимать как современный религиозный феномен, но также и как патриотически направленное течение внутри чешского общества, исходящее из традиционной культуры, идеология которого основана на национальных ценностях. И именно заинтересованность жизнью древних славян культурой, сохранившейся в народной традиции, привела в немалой степени к возникновению этого нового течения, которое, таким образом, стало продолжением древнего наследия предков.

 

1. В качестве даты возникновения «Родной веры» Р. Бигл указывает 6 и 9 сентября 2000 года [Bígl 2013].

2. Джузеппе Маиэлло – итальянец, родом из Неаполя, в описываемое время был студентом-славистом, а ныне доктор славистики, антрополог. Живѐт и работает в Чехии. Дерван – неофициальное славянское имя, используемое в родноверческой среде, принятое им в 1998 г. в честь сорбского князя VII века.

3. Эта гора примечательна тем, что, согласно легенде, некогда на еѐ вершине чехи почитали бога Радегаста. В 1930 г. уроженец тех мест, американский скульптор Албин Полашек, сделал для своих земляков подарок – большую каменную статую, изображающую этого бога. Установленная на вершине горы, она с тех пор служит предметом паломничества людей, просящих древнего бога исполнить их желания. Когда в 2002 году в Моравии случилось сильнейшее наводнение, среди местного населения распространилось мнение, что причиной стихийного бедствия стало отсутствие статуи на своѐм месте (еѐ увозили на реставрацию).

4. Из группы «Радгошть» далее возник уже несуществующий ныне «Род Мокоши» [ЛПА 2: 09.06.2013; ПМА 2: Bígl; Pilát 2010].

5. В чешской группе были и Дж. Маиэлло, Радек Микула и Рихард Бигл [Bígl 2013].

6. Речь велась о создании таких органов, как Совет Родной веры (орган, в который входят представители общин), Совет старейшин и Вече жрецов. Совет старейшин должен был быть независимым органом, следящим за деятельностью органов общества и его членов, входить в него должно было десять самых старых участников «Родной веры». Вече жрецов должно было представлять собой независимую научно-исследовательскую конференцию, занимающуюся самыми важными вопросами славянского родноверия [Pilát 2004].

7. 30.04.2005 вече установило ежегодный членский взнос в размере 365 чешских крон, т. е. символически одна крона в день. Позже взнос стал добровольным и зависел от финансового положения отдельных участников. Собранные средства использовались как финансовый резерв «Родной веры», например, с их помощью финансировались проекты, поддерживающие родноверие в Чешской Республике [ПМА 2: Bígl].

8. Чешский аналог напитка, известного в России как медовуха, крепостью от 13 до 15%.

9. Постриг означает отрыв от предыдущего состояния бытия, например, крещения в детстве. Поэтому некоторые участники выбирают себе новое имя славянского происхождения, которым и пользуются далее в родноверческой среде. Обряды принятия нового имени и избавления от предыдущей духовной зависимости всегда очень впечатляющи. Самыми показательными автор считает те, которые проходят под кронами деревьев при свете одной лучины уже после заката солнца, например, такие, которые проходят во время осенних праздников почитания Мокоши. В ходе обряда автор участвовал в собственном постриге и принял славянское имя Святослав [ПМА 1: Pilát].

10. Несмотря на существование потенциальных участников, Восточно-чешская община тем не менее никогда не была учреждена [Pilát 2004].

11. Во время праздника Велеса (2007 год) Пражская община была переименована в Среднечешскую, что более соответствовало еѐ сущности [Pilát 2007].

12. Предполагалось создание следующих общин: Восточночешская, Северочешская, Западночешская, Южночешская, Североморавская и Слезская. Для создания общины необходимо было хотя бы три участника «Родной веры», которые в данном регионе жили и работали. До тех пор, пока создание общины не было возможным, определялся хотя бы еѐ представитель от данного региона [Pilát 2007].

13. Рихард Бигл принял это имя 21 июля 2001 года от признанного словацкого родновера Жиарислава Швицкого во время собрания местной родноверческой общины «Pôvodný kruh» – по-русски «Исходный круг» (сейчас «Родной круг», на словацком Rodný kruh) в горах Детва [Bígl 2013].

14. Это количество – 8 человек, в своей пока не изданной статье, подготовленной в 2013 году для сайта сербских родноверов, указала автор под именем Весна (некоторое время она считалась членом общины) [ЛПА 4: 03.10.2013].

15. Предположение автора основано на опыте, полученном за время участия в 2006 – 2009 годах в обрядах и встречах «Родной веры», а также на данных, опубликованных на официальном, до сих пор существующем интернет-форуме сообщества, который был открыт в ноябре 2005 года. Перед этим существовала электронная переписка членов на сайте «Yahoo!», которую осенью 2005 года из-за личных разногласий с Витославом
отменил старейшина «Родной веры» Дерван, вышедший впоследствии из сообщества [Bígl 2013].

16. Так в своѐ время объяснял в разговоре один из главных представителей «Родной веры» Витослав [ЛПА 3: 2006 – 2007 гг.]. К сведению, некоторые общины, действующие в Российской Федерации, некритично восприняли текст «Велесовой книги», другим она помогла в реализации их идей, например, они использовали определѐнные отрывки текста при проведении обрядов. Д. А. Гасанов из «Велесова круга» воспринимает эту книгу как творение Я. П. Миролюбова, хотя не отрицает, что на Миролюбова при написании текста могло снизойти определѐнное божественное вдохновение [ЛПА 1: апр. 2009].

17. Кодекс выступал против использования психотропных веществ. При участии в мероприятиях не рекомендовалось курить и распивать крепкие алкогольные напитки. «Родная вера» была против распространения таких мыслей, идеологий и политических взглядов, которые бы расходились с законами, действующими на территории Чешской Республики. Отсюда исходило и мнение о недопустимости злоупотребления в политических или идеологических целях символами славянской религии, к которым, например, относится свастика. На организованных «Родной верой» акциях было запрещено любое проявление физического и вербального насилия. Те, кто нарушили кодекс, могли быть изгнаны из места проведения акции. В случае хранения и употребления наркотических средств, распространения экстремистской идеологии и т. п., осведомляются соответствующие карательные органы. Если запреты нарушил член «Родной веры», возможность его исключения должен был решать «Славянский суд Родной веры» – другой запланированный к созданию внутренний орган сообщества, который должен был заниматься преступлениями, совершѐнными против принципов «чешского родноверия». Его конкретный принцип работы, однако, так и не был определѐн [Pilát 2006].

18. Русские родноверы эти неписанные моральные принципы обозначают термином «Законы Сварога» [Прокофьев и др. 2006: 155 – 207].

19. К самым известным представителям «Велесова круга» принадлежат И. Г. Черкасов (Велеслав) и Д. А. Гасанов (Богумил Мурин). Гасанов участвовал в написании книги Казакова «Мир славянских богов». Реконструкция пантеона у Гасанова также основана главным образом на исторических источниках. Поскольку большинство русских родноверов исходит из публикации историка Б. А. Рыбакова, пантеон выглядит более полным, а функции божеств более раскрытыми, также как и их родственные связи между собой [Казаков 2002: 6 – 27; Черкасов 2009 а: 3 – 11].

 

Список источников и литературы

1) ЛПА 1 – Личная переписка автора с Гасановым Донатом Ашумовичем (Богумил Мурин), 1975 г. р., местожительство – г. Рязань.

2) ЛПА 2 – Личная переписка автора с Радеком Микулой (Ратко), 1967 г. р., местожительство – г. Прага.

3) ЛПА 3 – Личная переписка автора со Штэфаном Пилатом (Витослав), 1982 г. р., местожительство – г. Прага.

4) ЛПА 4 – Личная переписка автора с Миланом Петровичем, представителем информационного центра сербских родноверов «Свевлад».

5) ПМА 1 – Полевые материалы автора, праздник Макоши, Мокошин в районе Пардубице,
27.10.2006 (информанты: Pilát Š., 1982 г. р.; Mitáš Z., 1976 г. р.; и т. д.).

6) ПМА 2 – Полевые материалы автора, праздник Яровита, Долни Бржежаны в районе Прага-
запад, 25.04. 2009 (информанты: Bígl R., 1973 г. р.; Janovec J., 1973 г. р.; и т. д.).

7) ПМА 3 – Полевые материалы автора, праздник Купала, Йевишовице в районе Зноймо,
20.06.2009 (информанты: Pilát Š., 1982 г. р.; Mitáš Z., 1976 г. р.; и т. д.).

8) Гайдуков 1999 – Гайдуков А. В. Молодѐжная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодѐжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). – СПб: Норма, 1999. – С. 24–50.

9) Казаков 2002 – Казаков В. С. Мир славянских богов. M. – Калуга: Русская правда, 2002.

10) Прокофьев и др. 2006 – Прокофьев А. В., Филатов С. Б., Коскелло А. С. Славянское и скандинавское язычества. Викканство // Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания. Т. IV. – M.: Университетская книга, Логос, 2006. – С. 155–207.

11) Черкасов 2009 а – Черкасов И. Г. Великий Велес. – M. – Обнинск – Рязань: Велесов Круг, 2009.

12) Шиженский 2010 – Indigenous Religions. «Русь Языческая»: этническая религиозность в России и Украине ХХ – ХХI вв. / Сост. и общ. ред. Р. В. Шиженский. – Нижний Новгород: НГПУ, 2010.

13) Шнирельман 2002 – Шнирельман В. А. «Christians! Go home»: A Revival of Neo-Paganism between the Baltic Sea and Transcaucasia (An Overview) // Journal of Contemporary Religion. – 2002. – № 2. – P. 197–211.

14) Bígl 2013 – Bígl R. Zápisky z našich dějin // Diskusní služba Pandora (http://pandora.idnes.cz/part/2013/9/408/) [03.09. 2013].

15) Hoffmannová 2003 – Hoffmannová E. Karel Slavoj Amerling. – Brandýs nad Orlicí: Knihkupectví «U Podléšky», 2003.

16) Lužný 1997 – Lužný D. Nová náboženská hnutí. – Brno: Masarykova univerzita, 1997.

17) Pilát 2004 – Pilát Š. Kdo jsme // Rodná víra (http://rodna-vira.wz.cz/kdojsme.htm/) [28.01.2007].

18) Pilát 2006 – Pilát Š. Kodex Rodné víry // Diskusní služba Pandora (http://pandora.idnes.cz/part/2006/9/30361/) [28.09.2006].

19) Pilát 2007 – Pilát Š. Sněm Rodné víry únor 2007 // Diskusní služba Pandora (http://pandora.idnes.cz/part/2007/2/11369/) [11.02.2007].

20) Pilát 2008 – Pilát Š. Činnost // Rodná víra (http://rodnavira.cz/cinnost/) [17.05.2013].

21) Pilát 2009 – Pilát Š. Slovanští bohové // Rodná víra (http://rodnavira.cz/bohove/) [10.10.2013].

22) Pilát 2010 – Pilát Š. O nás// Rodná víra (http://rodnavira.cz/o-nas/) [17.05. 2013].

23) Profantová, Profant 2004 – Profantová N., Profant M. Encyklopedie slovanských bohů a mýtů. – Praha: Libri, 2004.

24) Váňa 1990 – Váňa Z. Svět slovanských bohů a démonů. – Praha: Panorama, 1990.

25) Vojtíšek 2004 – Vojtíšek Z. Encyklopedie náboženských směrů a hnutí v České republice. – Praha: Portál, 2004.

 

Публикация: Мачуда Йиржи. ЧЕШСКАЯ ОБЩИНА «РОДНАЯ ВЕРА» – ВОЗВРАЩЕНИЕ К ДУХОВНОСТИ ПРЕДКОВ // Colloquium heptaplomeres. 2014. №1. — C. 101-109

 

Источник: НРД-эксперт

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100