Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 264 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ГЕРОИЧЕСКАЯ НЕРАЗБЕРИХА

Печать

Елена РЫЙГАС

 

митрополит Варсонофий на праздновании Дня Победы, 2014«ЦЕРКОВЬ ВОИНСТВУЮЩАЯ» В РЕЖИМЕ АНАХРОНИИ

РПЦ МП и победа советских войск над фашисткой Германией

 

События Второй мировой войны навсегда изменили интеллектуальный ландшафт Европы, способствовав аксиологическому повороту и  богословской мысли. Осмысление фактов бесчеловечных преступлений, многомиллионных жертв и, главным образом, Катастрофы европейского еврейства оказались возможны для теистической рефлексии лишь в рамках Теологии после Холокоста. Авраамические религии (иудаизм, христианство и ислам) столкнулись с проблемой пересмотра роли всеведущего, всемогущего и всеблагого Бога во Вселенной. Главный вопрос Теологии после Холокоста заключался в следующем: «Как возможна вера после Освенцима?»

При отсутствии однозначной оценки событий Второй мировой войны в обществе на уровне законодательства во многих странах предусмотрена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма[ii]. В России вслед за публикацией в 1990 году романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» историки, журналисты и деятели культуры пытаются обратить внимание общества на проблему неоправданных человеческих жертв со стороны советского командования и просчетов органов исполнительной власти, приведших к массовой гибели людей на первом этапе войны. Вместе с тем широкое распространение в последние годы получают акции «Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк», организаторы которых стремятся свести к минимуму трагический пафос этих мероприятий.

На протяжении десятилетий как в Европе, так и СССР вырабатывались символические практики, призванные служить напоминанием о бесчисленных человеческих жертвах войны и подвиге воинов. В советское время светские ритуалы (минута молчания, возложение цветов к монументам, зажжение Вечного огня, воинские парады, народные гуляния), проводимые в пространстве мемориальной топографии (захоронения воинов и гражданского населения, площади и парки городов, военные памятники), сопровождались религиозными обрядами факультативно, в основном, поминальными молитвами, которые, в свою очередь, в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК  РСФСР о религиозных объединениях от 1929 года, могли проводиться только в стенах культовых зданий.

За последние два десятилетия существования российских религиозных организаций в новых для них условиях идеологической свободы выявилась проблема пропорционального участия представителями основных российских конфессий в тех общенациональных мемориальных практиках, которые изначально подразумевали исключительно светскую маркировку.

Белорусская исследовательница С.М. Алейникова на примере текстов церковных деятелей Русской православной церкви Московского патриархата проследила смысловой сдвиг в религиозной риторике, когда рассмотрение событий войны через упрощенную оппозицию «добро-зло» позволяет РПЦ моделировать свое активное участие и едва ли не руководящую роль в победе над фашистской Германией. Анализируя тексты речей патриарха Московского и всея Руси Кирилла, исследовательница отметила два условия, которые, согласно официальным заявлениям, способствовали победе: это, с одной стороны, православная вера, обусловившая героизм и стойкость народа, с другой, Божие содействие[iv].

Рассматриваемые в рамках данной статьи устные и письменные тексты, воспроизводимые православными верующими Петербурга, служат основой для реконструкции механизма, в соответствии с которым происходит конфессионализация основных достижений Красной армии в период Великой Отечественной войны и, как следствие, вторжение религиозной риторики в мемориальную атрибутику и топографию, связанную с сохранением памяти о войне 1941-1945 гг.

Религиозные легенды и мемориальная топография

На протяжении последних нескольких лет бытовавшие локально легенды о чудотворных иконах, молитвенных подвигах праведников и заступничестве православных святых как одном из факторов, предопределявших исход военных операций или влиявших на индивидуальное спасение в трудных военных условиях, в последнее время переходят на уровень религиозно мотивированной идеологии, суть которой сводится к декларированию прямой зависимости победы СССР во Второй мировой войне от православной традиции в виде символического комплекса с определенными обрядами и церковными праздниками.

Распространенные в Петербурге и Ленинградской области религиозные легенды с военной тематикой сводятся к трем видам, где достижения советских войск объясняются: 1) влиянием крестных ходов с пронесением вдоль границ города или защитных рубежей иконы Божьей матери, 2) молитвами праведников, позже канонизированных Церковью, 3) календарными совпадениями значимых церковных праздников с датами важнейших военных операций советских войск.

Рассказ о спасении Ленинграда от вражеской оккупации благодаря Казанской иконе Божьей матери, пронесенной крестным ходом вокруг осажденного города (по одним данным, группой военных во главе с командованием, по другим, во время облета защитных рубежей на самолете) до сих пор присутствует в содержании экскурсий, проводимых сотрудниками Казанского собора. Эта версия периодически воспроизводится журналистами местных телеканалов в репортажах, посвященных почитанию Казанской иконы Богоматери прихожанами собора в дни церковных праздников.

Мотив решающего влияния икон на исход военных операций может развиваться в сторону гиперболизации, как это видно из текста, размещенного на сайте Управления социальной защиты населения города Арзамаса Министерства социальной политики Нижегородской области:

«Стояла зима 1941 года. Немцы рвались к Москве. Страна была на грани катастрофы. В те дни почти никто не верил в победу; не знали, что делать, видели только погибель, повсюду были паника, страх, уныние.

Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги.

Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда – город был спасен. Но многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. И тем не менее, город выстоял.  

После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой – это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери (так наз. "Малая земля").

Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Как умиленно и радостно многие принимали все это!

Божия Матерь по молитвам отгоняла врагов, вселяя в них ужас и защищала своих сынов[vi]».

Тихвинской иконе Божьей матери, во время военных действий под Тихвиным похищенной немецкими войсками, приписывается участие одновременно в двух событиях. Как следует из исторического описания на сайте Тихвинского Успенского монастыря, где хранится возвращенная в Россию икона: «По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной[viii]».

В числе святых, чьи молитвы обусловили победу советских войск в ходе Войны, присутствуют преподобный Серафим Вырицкий и блаженная Матрона Московская. В житии Серафима Вырицкого, канонизированного в 2000-м году, говорится о том, что он, будучи в преклонном возрасте, на протяжении нескольких лет стоял на камне, молясь о победе[x].

К религиозным легендам, где военные победы объясняются календарными совпадениями, относятся повествования, часто оформляемые в жанре свидетельства очевидцев, о прямой зависимости между церковным праздником иконы Божьей матери «Скоропослушница» и датой открытия Дороги жизни – 22 ноября 1941 года.

Экскурсоводы Александро-Невской лавры, где находится икона Божьем матери «Скоропослушница», рассказывают о том, что в годы войны чтимая с дореволюционных времен икона находилась в Князь-Владимирском соборе, добавляя к рассказу замечание о роли иконы в спасении блокадного Ленинграда. Долгое время на сайте Лавры находился текст, растиражированный другими информационными ресурсами, где историческое описание иконы дополнялось главой «Божья Матерь – блокадная заступница».

Все дни блокады «Скоропослушница» пребывала в пределах блокадного города и явила благую милость всем, притекавшим к ней. В то время икона «Скоропослушница», находившаяся в Князь-Владимирском соборе, обрела совершенно исключительное значение и смысл для страждущего града. Во-первых, наряду с Казанской иконой, также находившейся в этом соборе, она была одной из немногих доступных святынь страждущего града, пред которыми обретали утешение верующие люди. Во-вторых, в условиях блокадного города не было ни сил, ни времени на продолжительные молитвы. И взоры верующих людей устремились к той иконе Богоматери, которую Она Сама нарекла «Скоропослушница».

Вот выдержка из блокадного дневника Веры Владимировны Быстровой, хранящегося ныне в фондах Валдайского филиала новгородского государственного музея-заповедника. «14.03.42. Ничего нового, холодно. Скудно с продуктами... Схожу в церковь, помолюсь Серафиму Саровскому и «Скоропослушнице», как они мне укажут и помогут. По радио сегодня передавали, что фашистов «посадили в горшок и накрыли крышкой». Посмотрим, что из этого выйдет. Пока нам с каждым днем становится все хуже и хуже. Я чувствую нестерпимый голод, хлеба мне не хватает».

О помощи и чудесах Казанской Заступницы в годы войны написано много. О «Скоропослушнице» - меньше.

Однако достаточно вспомнить, что именно в день «Скоропослушницы» - 22 ноября 1941 года в блокадный город отправились первые машины с продуктами, и таким образом была открыта знаменитая "Дорога жизни", чтобы понять, что именно молитвами «Скоропослушницы» были спасены жизни тысяч жителей блокадного города.

Текст на сайте храма иконы Божьей матери «Скоропослушница» в поселке Кузьмоловском Ленинградской области дополнен следующим рассуждением[xii]».

Повествования, обосновывающие роль чуда в организации «Дороги жизни», строятся на подмене понятий и искажении исторических фактов. Представления о том, что «Дорога жизни» являет собой только ледовую трассу, действовавшую зимой 1941-1942 годов, инициированы, скорее, средствами массовой информации, когда в репортажах, приуроченных к памятным мероприятиям 8 сентября и 27 января, внимание обычно акцентируется только на функционировании ледовой дороги без учета того факта, что через акваторию Ладожского озера с самых первых дней войны совершались перевозки посредством водного и воздушного транспорта. Именно благодаря этому стала возможна масштабная эвакуация из города и доставка продовольствия, оборудования и боеприпасов в окружаемый немецкими войсками Ленинград. С началом блокады путь через Ладожское озеро получил стратегическое значение. Интенсивное использование водного транспорта на Ладоге началось уже 12 сентября 1941 г., хотя береговой ландшафт озера к тому времени еще не располагал необходимой инфраструктурой для принятия и отправки грузов. Навигация по Ладожскому озеру продолжалась вплоть до декабря, когда замерзший лед приходилось взрывать, чтобы обеспечить проход военных кораблей и маломерных судов речного флота. Подготовка к строительству ледовой трассы решением Военного совета Ленинградского фронта началась в октябре. Как пишет историк В.М. Ковальчук, «К работе были привлечены ленинградские научно-исследовательские институты — Гидрологический, Коммунального хозяйства, Дорожный и др. Были использованы материалы работ профессоров И. В. Молчанова, А. Н. Бутникова, С. А. Советова. Профессора С. А. Советов, Н. Н. Иванов и Д. А. Попов лично участвовали в разработке темы. Обобщение всех материалов 8 ноября 1941 г. было поручено 1-му управлению Уполномоченного Главного управления шоссейных дорог (Гушоссдор) НКВД СССР[xiv]». На следующий день батальон в составе трехсот пятидесяти лошадиных упряжек доставил в Ленинград 63 тонны муки. 22 ноября, таким образом, является началом регулярной работы автомобильного и гужевого транспорта по льду Ладожского озера вплоть до апреля 1942 года, когда, в соответствии с изменившимися погодными условиями, стала вновь возможной навигация речного флота.

Сопоставление научно-технических и стратегических достижений советского народа с действием локально почитаемой православной святыни стоит в ряду тех же фактов, что и пересмотр истории в сторону умаления подвига защитников Ленинграда. Подводя итог военной операции, В.М. Ковальчук пишет: «Таким образом, до подписания приказа об организации ледовой дороги через Ладожское озеро в сжатые сроки была проделана громадная подготовительная работа. Она состояла прежде всего в проведении большой научной работы по уяснению характера ледового режима Ладожского озера, определению возможности организации перевозок по его льду, разработке различных вариантов ледовых трасс и проектов необходимых инженерных сооружений. Для этого были привлечены не только отдельные ученые-специалисты, но и целые институты. Кроме того, подготовительная работа заключалась в осуществлении разведки льда и изыскательных работах с целью окончательного определения ледовых трасс, оборудования их различными указателями и заграждениями, строительства множества разных сооружений, и прежде всего — блиндажей-землянок для воинских частей[xvi]».

Обращает на себя внимание тот факт, что решение о строительстве храма предельно персонифицировано: выбор места и возведение храма обусловлены частной инициативой, без участия общественности, в том числе и представителей ветеранских организаций.

Десятилетием ранее в парке Воинов-интернационалистов на проспекте Славы был построен храм Георгия-победоносца. Его посвящение данному святому точно так же укладывается в логику сопоставления дат военных успехов и церковных праздников. Именно календарной близостью 9 мая с церковным празднованием памяти Георгия-победоносца (6 мая) объясняется на уровне религиозных текстов окончательная победа советских войск над Фашистской Германией. Но поскольку Георгий-победоносец считается покровителем воинов, сам храм представляет собой мемориальный комплекс с широкой военной тематикой, чем и объясняется его расположение рядом с памятником воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане в 1978-1988 гг. Характерно, что даже при широком участии общественности и представителей бизнес-сообщества в строительстве храма, собранных средств хватило только на возведение двухэтажной церкви. Как следует из описания храма на сайте, «К сожалению, идея строительства Георгиевского собора с часовнями, институтом, гостиницей и пространными подсобными помещениями сейчас практически невыполнима из-за отсутствия финансирования[xviii], как это следует из неофициальной церковной версии, было обусловлено желанием одного из жертвователей быть похороненным возле церковных стен. Лишь в дальнейшем храм получил ретроспективную привязку к военным событиям сороковых годов XX  века и стал именоваться «Блокадным» на том основании, что в период блокады жители города использовали территорию нынешнего храма, а в то время уничтоженного кладбища для стихийных захоронений умерших от голода людей.

Построенный в Парке Победы (на месте кирпичного завода, переоборудованного в блокаду в крематорий) храм-часовня Всех святых в земле русской просиявших, как следует из его месторасположения, тоже должен именоваться «блокадным». Его посвящение Всем русским святым, тем не менее, соотносится с датой начала Великой отечественной войны, когда, согласно церковному календарю, 22 июня 1941 года отмечался праздник Всех святых в земле российской просиявших. Его особенность заключается в том, что он выпадает на второе воскресенье после Пятидесятницы, т.е. относится к категории подвижных праздников. Очевидная привязка к дате, ассоциирующейся со всенародной трагедией, тем не менее не нашла никакого отражения в организации внутреннего пространства храма. Возникший благодаря инициативе патриарха Московского и всея Руси Кирилла и президента В. Путина[xx], что резко диссонирует с выработанными формами воспроизведения памяти о жертвах блокадного Ленинграда. Именно поэтому примечателен эпизод, когда в данном храме одной посетительнице, внучке блокадников, в свечной лавке было сделано грубое замечание относительно мятой купюры, которой она расплатилась за свечи.

Другой случай культивирования тематики захоронений относится к храму Успения Божьей матери в деревне Лезье Ленинградской области. На территории этого храма находится кладбище с могилами немецких солдат. Как следует из описания храма, «С 2005 года 6 мая в праздник св. вмч. Георгия Победоносца духовенство Кировского благочиния совершают Георгиевский крестный ход по местам воинской славы Кировского района: Синявинские высоты, Невский Пятачок, Успенский храм с. Лезье[xxii] видно, что на трибуне возле Зимнего дворца рядом с губернатором Г.С. Полтавченко находится митрополит Варсонофий, хотя, согласно отчету, «на трибунах присутствовали … представители религиозных и общественных организаций[xxiv]».

Для полноты картины интересно сравнить речь православного иерарха с посланием муфтия, председателя Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиля-Хазрата Панчеева:

«С Днем Великой Победы

Дорогие ветераны, жители блокадного Ленинграда, труженики тыла, братья и сестры!

От имени Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России сердечно поздравляем Вас с основным и важным праздником народов нашей Отчизны – Днем Победы в Великой Отечественной войне!

День Победы, 9 мая – это поистине всенародный праздник, который объединяет всех людей вне зависимости от их национальности и вероисповедания, возраста и политических убеждений, ибо, празднуя День Победы, мы вспоминаем несокрушимую силу духа, мужество и великие жертвы нашего народа. В эти дни наша страна – Великая Россия отмечает 69-ю годовщину Победы над гитлеровским фашизмом – праздник, соединенный со скорбью.

Мы радуемся потому, что нацизм был побеждён, а его преступления – остановлены, разоблачены и осуждены. Мы радуемся потому, что выросло уже несколько поколений, знающих об ужасах войны лишь из истории и воспоминаний. Без этой победы не было бы и независимой России и других республик бывшего СССР, ведь Гитлер и его соратники с самых первых дней оккупации нашей земли ясно дали понять, что она, как и советский народ, для них лишь ресурсы ради достижения мирового господства. Вместе с тем мы скорбим, вспоминая миллионные жертвы, вызванные войной. Мы молимся об упокоении тех, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость Родины – воинов Советской армии. Мы вспоминаем и замученных мирных жителей – всех, кто погиб от военных действий и других бед, которые несет с собой война. Мы с благодарностью чествуем всех наших соотечественников и граждан других государств, кто с оружием в руках защищал правду и свободу, всех, кто своим тяжелым трудом поддерживал воинов. Пусть подвиг каждого будет достойно отмечен!

Пусть Всевышний поможет нам открыть всю правду о войне, осудить преступления фашизма и нацизма, называя подвиг – подвигом, а зло – злом. Я хотел бы сердечно поздравить с Днем Победы в первую очередь наших ветеранов. Пока вы живы, дорогие ветераны, вы являетесь живыми носителями этой исторической памяти. Взирая на вас, каждый человек — и молодой, и средних лет, и даже пожилой, кому не довелось воевать, — в глубине души задает вопрос: а я бы смог сделать то, что сделал он? Даже сама постановка этого вопроса возвышает душу, направляет ум на размышления о самом главном. Поэтому ваше живое присутствие в жизни общества имеет огромное значение.

Да укрепит Всевышний Создатель силы и благословит добрые дела живых ветеранов борьбы с нацизмом. Да упокоит Он души умерших в селениях праведников[xxvi]».

Проповедь священника того же храма Андрея Панкова, произнесенная в День снятия блокады, представляет собой пример еще более категоричной абсолютизации:

«Мы всегда будем помнить день, который сегодня отмечаем, помнить как пример невероятного мужества и стойкости нашего народа. Мы знаем, что своими лучшими качествами наш народ обязан Православной Церкви. Православие сделало из разрозненных славянских племен единый народ, который способен совершать великие дела. Сегодня мы молились об усопших блокадниках, вспоминали их подвиг, молили Господа, чтобы Он сподобил и нас такого же мужества, чтобы отстоять свою историю, суть нашего народа - Православную Церковь. Дай Господи, чтобы в эти непростые дни, когда многим приходится делать выбор, мы нашли в себе мужество подражать нашим великим предкам. Дай Бог, чтобы мы всегда помнили, что стержень русского народа есть Православная Церковь. Дай Бог, чтобы мы обрели мужество в исполнении заповедей Христовых[xxviii], а с продолжавшимися на тот момент днями недели после православной Пасхи: «Конечно, это неслучайно, — подчеркнул Предстоятель. — 22 июня 1941 года, в неделю всех святых, в земле Российской просиявших, враг сунулся в наше Отечество, не заглянув в церковный календарь, и все это закончилось праздником Святой Пасхи, памятью Георгия Победоносца и полной победой нашего оружия[xxx].

На стихийный характер практик религиозного (со)участия в торжественных и траурных мемориальных мероприятий влияет позиция руководства страны, как это видно из недавней критики президентом В. Путиным инициативы зажечь 9 мая все лампады в церквях от Вечного огня. На заседании Российского оргкомитета «Победа» 17 марта 2015 года в Кремле полномочным представителем президента в Центральной федеральном округе А. Бегловым было предложено провести «всероссийскую эстафету вечного огня», Суть инициативы заключалась в том, чтобы «доставить вечный огонь от стен Кремля не только в города, но и в прямом смысле в каждый дом. В регионах от вечного огня будут зажжены лампады в местных храмах, чтобы жители могли поставить свечки или унести частичку вечного огня домой, чтобы помянуть своих близких». На что президент В. Путин высказал следующее замечание:

День Победы – это «не религиозный праздник – это общенациональный светский праздник. У нас кроме православия, к которому я и сам себя отношу, всё-таки есть ещё и ислам, есть буддизм, есть иудаизм. Нам только нельзя ни в коем случае нечто сделать такое, что одна конфессия будет делать что-то, что другая делать не сможет. Если уж и делать, то делать всем вместе. Я не знаю, у буддистов есть возможность зажечь огонь и перенести куда-то в храмы? Я просто не очень понимаю, иудеи точно могут свечи зажечь, а мусульмане могут или нет? Если нет, то тогда лучше не делать ничего, что не могли бы сделать другие.

Это должен быть единообразный подход абсолютно ко всем гражданам Российской Федерации. Все должны в едином порыве делать что-то общее. Не должно быть ничего, что нас разъединяет или чего-то кому-то не хватает. Я просто прошу вас. Это такая мелочь вроде бы, как казалось, но всё-таки надо над ней подумать как следует. И, безусловно, духовное начало в этом празднике присутствует. И каждый, когда шёл под пули, молился по-своему, это очевидная вещь. Но нужно найти такие формы, которые бы объединяли всех и каждого[xxxii]. При количественном доминировании православных среди других религиозных общин, основывавших свою деятельность в годы войны на религиозных мотивах, неоспоримым остается факт превосходства атеистической идеологии над религиозной в моделировании поведения и деятельности советских людей. Журналист Александр Невзоров в интервью авторам фильма «Развоцерковление» обратил внимание на ничтожно малый процент культовых предметов, находимых в ходе поисковых операций на месте бывших боев[xxxiv], в другом, «Сыновьям и дочерям еврейского народа – защитникам и жертвам блокадного Ленинграда[xxxvi] по уборке могил.

Как можно видеть из двух вышеперечисленных примеров, мемориальные практики мусульман и иудеев строятся по принципу избирательности в отношении тех, на кого они направлены: религиозно мотивированные действия совершаются по отношению к тем, кто являлся носителем религиозной традиции; в то время как православные служители стремятся к монополизации мемориальных локусов и мемориально-патриотического дискурса и абсолютизации вклада верующих РПЦ в военные победы СССР. Именно поэтому в качестве контрастного примера еврейским воскресникам по уходу за могилами следует привести попытку построить на Синявинских высотах полигон твердых бытовых отходов в 2009 году[xxxviii], представленный под сводами храма в электронном виде. Но общая риторика, присущая Русской православной церкви в целом, с непропорционально большим количеством религиозно-фольклорных мотивов и механизм ретроспекции изменяют мемориальную топографию, где светская гуманистическая стилистика разрушается вторжением элементов с сугубо православной маркировкой.

Оправданное, с точки зрения религиозного сознания, объяснение конкретных исторических событий вмешательством сакральных сущностей в случае технологически сложных военных операций 1941-1945гг. конструируется по определенной модели, содержание которой сводится к одностороннему взаимодействию потусторонних сил с социумом. Как следует из легенд, решающим фактором в открытии и успешном функционировании Дороги жизни были не коллективные молитвы верующих перед определенным образом Богоматери, а простая календарная взаимосвязь церковной памяти по случаю явления иконы «Скоропослушница» и пуском по льду Ладожского озера первых машин с продовольствием. Точно такой же мотив односторонних взаимодействий сакральных сущностей по принципу календарного совпадения прослеживается и в сопоставлении даты снятия блокады Ленинграда в день церковного почитания равноапостольной Нины, и окончательного разгрома советскими войсками фашистской Германии в «пасхальные дни» 1945-го года.

Изначальная этиологическая мотивировка религиозных легенд, предполагающая объяснение военных событий, с одной стороны, карой за грехи, с другой, как результат вмешательства высших сил, в последнее время сдвигается в сторону искусственно конструируемой идеологии, целью которой является претензия церковных иерархов на безусловное обладание как символическим, так и связанным с ним материальным капиталом, имеющим отношение к мемориальной традиции, сложившейся вокруг событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

При несомненном вкладе в общее дело Победы духовенства и верующих всех российских религиозных объединений, попытки конфессионализации элементов мемориальной традиции наблюдаются преимущественно со стороны представителей РПЦ МП. Здесь сказывается не только ограниченность набора ритуальных действий (в виде панихид) и жанрового разнообразия богословски обоснованных текстов, но также инертное следование представлениям о России (и тем самым, Советском Союзе) как о «канонической территории Православной церкви».

Подобное ретроспективное конструирование роли РПЦ в Великой Отечественной войне выявляет механизм произвольного оперирования основными категориями сознания, такими как время и пространство. Конфессионализация исторического наследия, относящегося к советскому периоду с его господством атеистической идеологии, представителями одной из религий обнаруживает проблему хронологических и пространственных границ самой этой религиозной общности. В рамках подобной когнитивной модели, когда объективные факторы событий оказываются взаимозаменяемы субъективными факторами, сами события легко становятся обратимыми в режиме «бывшее-небывшее». В этом случае подчеркивание особой роли православия в победе советских войск над фашистской Германией легко обходится не только без ревизии такого факта, как сотрудничество православного духовенства с фашистским командованием на оккупированных территориях, но и без решения неизбежных вопросов, связанных с теодицеей, т.е. с соотнесением всемогущества высших сил с конкретными в своей хронологической и топографической определенности военными событиями, повлекшими многомиллионные человеческие жертвы.

Ретроспективное моделирование Русской православной церковью значимости своего участия во время ВОВ, зачастую проходящее на уровне карикатурной фольклоризации всенародной трагедии, лишает современную религиозную общность мобильности в воспроизводстве новых мемориальных форм и практик, могущих объединять общество.

 

Список источников:

Администрации Санкт-Петербурга - http://gov.spb.ru/

Администрация президента Российской Федерации - http://www.kremlin.ru/

Алейникова, С.М. Конструирование образов Великой Отечественной войны в контексте информационной безопасности России и Беларуси / С.М. Алейникова // Идеологические аспекты военной безопасности. – 2013. – №2. – С. 47–50. - http://zdravomyslie.info/cat/5-news/259-constr-image-war.

Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник. Официальное издание Петербургской епархии РПЦ МП - http://aquaviva.ru/

Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России - http://dum-spb.ru/

Еврейские новости Петербурга - http://news.jeps.ru/

Живой журнал Аркадия Бабченко - http://starshinazapasa.livejournal.com/610491.html.

Информационное агентство «Вода живая». Проект «Глобус епархии. Карта православной активности Санкт-Петербурга и Ленобласти» - http://globus.aquaviva.ru/

Информационный портал http://www.newsru.com/

Князь-Владимирский собор Петербургской епархии РПЦ МП - http://www.vladimirskysobor.ru/

Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. Л., Наука, 1975. - http://militera.lib.ru/h/kovalchuk_vm/index.html.

Кравцова И. Мусорный полигон на месте поля битвы? - http://www.rosbalt.ru/piter/2009/01/23/612228.html.

Невзоров А. Приватизация военных побед РПЦ. Интервью Михаилу Баранову для фильма «Развоцерковление» - http://www.youtube.com/watch?v=roSlxg0gofs

Одинцов М.И. К истории Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны (комментарий в цифрах и фактах) - http://www.sedmitza.ru/text/413993.html.

Петербургская митрополия Русской православной церкви (Московский патриархат) - http://mitropolia.spb.ru/

Петербургское городское отделение Коммунистической партии Российской Федерации - http://cprfspb.ru/5538.html

Русская православная церковь. Московский патриархат - http://www.patriarchia.ru/

Русский православный информационный ресурс третьего тысячелетия. - http://days.pravoslavie.ru/

Свято-троицкая Александро-невская лавра Петербургской епархии РПЦ МП - http://lavra.spb.ru/

Тихвинский богородичный мужской монастырь Тихвинской епархии РПЦ МП - http://www.tihvinskii-monastyr.ru/holy/history/

Управление социальной защиты населения города Арзамаса Министерства социальной политики Нижегородской области - http://www.uszn40.ru/

Храм во имя иконы Божьей матери «Скоропослушница» в поселке Кузьмоловском Выборгской епархии РПЦ МП - http://zaozernaya.ru/ikona-qskoroposlushniczaq-v-sankt-peterburge-23.html

Храм Всех святых в земле русской просиявших в Парке победы Петербургской епархии РПЦ МП - http://hrampobeda.ru/

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. Петербургская епархия РПЦ МП - http://moyhram.org/

Церковно-научный центр «православная энциклопедия» - http://www.sedmitza.ru/

Церковь святого великомученика Георгия-победоносца Петербургской епархии РПЦ МП - http://hram-slava.ru/

Шкаровский М.В. Религиозная жизнь блокадного Ленинграда // Портал «Ленинград. Победа: http://www.leningradpobeda.ru/nesmotrja-ni-na-chto/tserkov-v-gody-blokady/



[ii] Выступление президента Владимира Путина на заседании Российского оргкомитета «Победа» 17 марта 2015 года: «Сегодня мы видим не только, к сожалению, попытки переиначить, исказить события той войны, но и циничную, ничем не прикрытую ложь, наглое очернительство целого поколения людей, отдавших практически всё этой Победе, отстоявших мир на земле. Я думаю, что вы сами об этом знаете, лишний раз повторять не нужно, но иногда, действительно, язык не поворачивается, чтобы пересказать все эти бесстыдные выводы, наблюдения так называемые, не имеющие ничего общего с правдой.

Их цель понятна: подточить силу и моральный авторитет современной России, лишить её статуса страны-победительницы – со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями, разделить и рассорить народы, использовать исторические спекуляции в геополитических играх. Порой звучит просто откровенный бред – просто удивительно, как люди доходят до этого. И на самом деле это не так безвредно, потому что происходит попытка заложить в голову миллионов людей, прежде всего молодёжи, совершенно опасные тенденции и извращённые представления об истории». - Администрация Президента РФ http://www.kremlin.ru/transcripts/47867.

[iv] Там же.

[vi] Шкаровский М.В. Религиозная жизнь блокадного Ленинграда. http://www.leningradpobeda.ru/nesmotrja-ni-na-chto/tserkov-v-gody-blokady/  Портал «Ленинград. Победа.

[x] Святая Матрона Московская сказала Сталину в 1941: Красный петух победит черного петуха. В храме рядом с Кремлем на иконе обнаружили изображение генералиссимуса. - http://cprfspb.ru/5538.html - Сайт Петербургского городского отделения Коммунистической партии Российской Федерации.

[xii] Икона  Божией Матери «Скоропослушница» в Санкт-Петербурге (Невская) - http://zaozernaya.ru/ikona-qskoroposlushniczaq-v-sankt-peterburge-23.html. Храм во имя иконы Божьей матери «Скоропослушница» в поселке Кузьмоловском Выборгской епархии РПЦ МП.

[xiv] Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. Л., Наука, 1975. - http://militera.lib.ru/h/kovalchuk_vm/index.html.

[xvi] Храм святой равноапостольной Нины. Вода Живая. № 1 (2013). Авторы: М. Сухова, А. Костров. - http://aquaviva.ru/journal/?jid=26561.

[xx] В чем можно убедиться благодаря панорамному обзору, представленному на сайте храма http://hrampobeda.ru.

[xxii] Фотоархив. Парад, посвященный 69-й годовщине победы в Великой Отечественной войне - http://gov.spb.ru/press/photo/4445/.

[xxiv] Митрополит Варсонофий побывал на параде в честь Дня Победы на Дворцовой площади

 - http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=52538&sphrase_id=25875.

[xxvi] Богослужение вдень начала блокадыЛенинграда прошло в храме Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. 8 сентября 2014 г. Проповедь иерея Илии Макарова - http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?id=58125.

[xxviii] «Народ наш встал на защиту своего Отечества. Святые угодники, в земле российской просиявшие, святой великомученик Георгий, Пресвятая Богородица, Господь, взиравший на безумства тех, кто посягнул на Святую Русь, - все были с нами», - сказал Патриарх // Патриарх Кирилл: победа над фашистами стала результатом самоотверженности людей и силы Божьей - http://www.newsru.com/arch/religy/06may2011/pobeda.html.

[xxx] Живой журнал Аркадия Бабченко: http://starshinazapasa.livejournal.com/610491.html.

[xxxii] М.И. Одинцов. К истории Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны (комментарий в цифрах и фактах) - http://www.sedmitza.ru/text/413993.html.

[xxxiv] Открытие памятной плиты на Пискаревском кладбище. 05.05.2014. - http://dum-spb.ru/news/otkrytie-pamyatnoj-plity-na-piskarevskom-kladbishhe.html.

[xxxvi] На Еврейском кладбище прошел воскресник. 12.05.2014. - http://news.jeps.ru/fotoreportazh/na-evrejskom-kladbishhe-proshel-voskresnik.html.

 

 

 Автор: Елена Владимировна РЫЙГАС, магистр филологии, аспирант Социологического института РАН (СанктПетербург)

 

Источник: сборник материалов Восьмых социологических чтений памяти В.Б. Голофаста «Наше прошлое: ностальгические воспоминания или угроза будущему?». 9-11 декабря 2014 года. Социологический институт Российской академии наук, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100