Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 378 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ОБРАЗОВАНИЕ И РЕЛИГИЯ В КОНТЕКСТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СВОБОДЕ СОВЕСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Печать

Виктор СТАРОСТЕНКО

В.В.СтаростенкоРазвитие в условиях постсоветской Беларуси свободы вероисповедания, сотрудничества государства и религиозных организаций актуализировали проблему взаимоотношения образования и религии. Несомненно, что знания о религии являются неотъемлемым компонентом общей и профессиональной культуры специалиста, образованности современного человека. Без знаний в области религии невозможно адекватно представить не только историю древних и средневековых цивилизаций, где религия выступала господствующей формой общественного сознания и одним из основных социальных институтов, но и цивилизационные процессы в современном мультикультурном, глобализирующемся и в значительной мере секуляризованном мире.

Однако знания о религии существуют и преподавание их может осуществляться в различных формах, в том числе светской, религиозной, антирелигиозной (атеистической). Наиболее актуален вопрос о месте и форме преподавания знаний о религии в учреждениях государственной системы образования, в которых могут иметь место тенденции подмены светского образования религиозным, а религиоведческого, научного знания – теологическим. Проблема взаимоотношения образования и религии рассматривается в данной статье с религиоведческо-правовой точки зрения. Основу современного национального законодательства в области свободы совести применительно к сфере образования и религии образуют Законы Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях" 2002 г. (далее – Закон 2002 г.), "Об образовании" 1991 г. (в редакции от 11 июля 2007 г.) и «О правах ребенка» 1993 г. (в редакции от 25 октября 2000 г.) [1; 2].

 

Прежде всего необходимо определиться с понятиями светского и религиозного образования.

 

Светское (государственное) образование.

Реализуя конституционный принцип свободы совести о праве каждого «самостоятельно определять свое отношение к религии» (ст. 31), законодательство Республики Беларусь закрепляет светский характер государственной системы образования.

В соответствие со ст. 4.1 Конституции Республики Беларусь Закон 2002 г. запрещает устанавливать в качестве обязательной для граждан идеологию религиозных организаций (ст. 6.1). В статье 9 Закона акцентируется внимание на принципах взаимоотношений образования и религии. Устанавливается, что "национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии". Подтверждается право граждан на равные возможности доступа к национальной системе образования независимо от их отношения к религии. При этом в учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций. Идея «светского характера образования» заложена также в ст. 1 "Государственная политика в сфере образования" Закона "Об образовании". На необходимость соблюдения принципа светскости образования неоднократно обращалось внимание в адресованных учреждениям образования инструктивных документах Министерства образования.

Каким должно быть образование, чтобы соответствовать принципу светскости? Само понятие «светский» определяется в современном языкознании как «не церковный, мирской, гражданский» и противопоставляется «относящемуся к религии, к церкви» или «церковному, относящемуся к духовенству» (Толковый словарь русского литературного языка С. И. Ожегова; Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова). К терминологическому ряду понятия «светское образование» нами относятся такие определения, как «ознакомление с религиозными традициями», «изучение религии (истории религии)», «религиоведческое образование» и т.п., к формам выражения несветского образования – «обучение религии», «религиозное образование», «конфессиональное образование», «теологическое (богословское) образование», «атеистическое образование» и т.п.

Чтобы удовлетворять требованиям национального белорусского законодательства о государственном образовании как светском, не преследующем цели формирования того или иного отношения к религии, оно, на наш взгляд, должно соответствовать определенным критериям:

  • процесс обучения и воспитания носит в отношении религии мировоззренчески нейтральный и безоценочный характер, не отдает предпочтение какой-либо атеистической или религиозной идеологии;
  • государственные учреждения образования не осуществляют обучения учащихся и студентов религии;
  • образовательный процесс не ориентирован на приобщение молодежи к какому-либо религиозному вероучению или атеистической идеологии, вовлечение ее в религиозные или атеистические организации;
  • религиозные объединения, их органы, учреждения или представители не руководят и не вмешиваются в деятельность государственных образовательных учреждений и органов управления образованием, в содержание и организацию учебного процесса, не осуществляют цензуры программ, учебной и учебно-методической литературы;
  • в учебных заведениях не осуществляется религиозная или атеистическая пропаганда, не размещаются религиозная символика и предметы культа, не проводятся мероприятия религиозного и миссионерского характера, богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии;
  • образовательная деятельность не направлена на профессиональную подготовку священнослужителей, теологов и церковного персонала.

Таким образом, светское образование как не преследующее цели формирования того или иного отношения к религии может быть определено как образование, которое не предполагает обучение какой-либо религии или атеистической идеологии, не направлено на катехизацию, "воцерковление" или другие формы вовлечения учащихся в религиозные организации, подготовку богословских кадров и служителей культа, не включает в себя культовые практики и исключает вмешательство религиозных организаций в деятельность государственных образовательных учреждений и содержание учебного процесса.

Светское образование не должно иметь ни атеистического, ни религиозного содержания. Вместе с тем светский характер государственного образования не исключает возможности и даже необходимости ознакомления учащихся и студентов с многообразием феноменов религии и свободомыслия, их ролью в истории и культуре человечества. Несомненное значение имеет знание религиозных традиций как части социокультурного опыта своего народа, прав и свобод граждан применительно к области религиозной жизни. Религиоведческие знания имеют не только познавательное, но и практическое социальное значение, поскольку способствуют межкультурному диалогу, упрочению толерантности, выступают препятствием для развития религиозного фанатизма и обскурантизма.

Адекватной светской формой преподавания знаний о религии в государственных высших учебных заведениях является религиоведение. Главный урок изучения собственно религиоведческой традиции состоит в том, что религиоведение «должно развиваться путем постоянного размежевания с теологией и атеизмом», абстрагироваться как от цели апологии верований, культовых и организационных форм той или иной конфессии, так и от задачи критики религии [3, с. 7]. Данный учебный курс ориентирован на приобретение студентами научных, не ангажированных религиозным либо атеистическим мировоззрением, объективных и беспристрастных знаний по теории и истории религии, свободомыслия и свободы совести, в том числе применительно к прошлому и настоящему Беларуси. Наряду с вузовским «Религиоведением» религиоведческие курсы с учетом возрастных особенностей обучаемых могут преподаваться и в учреждениях, обеспечивающих получение базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования – в виде занятий по «Основам религиоведения», «Истории религии», «Истории мировых религий» и т.п. В средней школе оптимальными видятся факультативные курсы по данным предметам [см.: 4].

Светскость государственного образование не исключает сотрудничества государственных и религиозных учреждений. В частности, то, что религиозные организации не вправе определять содержание и осуществлять цензуру учебного процесса в национальной системе образования, не может препятствовать привлечению их органов или представителей в качестве консультантов при разработке соответствующих программ, учебной и учебно-методической литературы.

Утверждая светский характер образования, законодательство Республики Беларусь допускает возможность взаимодействия учреждений образования с зарегистрированными религиозными организациями, с учетом их влияния «на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Но сфера такого взаимодействия законодательно не включает процесс обучения, оно допустимо лишь «в вопросах воспитательной деятельности» и «во внеучебное время». Основанием для этого служат письменные заявления родителей или лиц, их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся) (ст. 9.4 Закона 2002 г.). Законодательные ограничения деятельности религиозных организаций в государственных учебных учреждениях обусловлены определяющим правом родителей в воспитании своих детей. Согласно ст. 5 Закона 2002 г., родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих. Схожая норма содержится и в ст. 10.2 "Право на определение отношения к религии" Закона «О правах ребенка». Там же фиксируется и право каждого ребенка "самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой" (ст. 10.1). Данные законодательные нормы, по нашему мнению, не могут быть реализованы без строгого соблюдения светскости государственного образования.

Важно обратить внимание и на проблемность идеи осуществления воспитательного процесса в государственных учреждениях с позиции духовно-нравственных ценностей определенных конфессий, которая активно пропагандируется некоторыми современными религиозными «педагогами-новаторами». Данная «передовая педагогическая технология» не является светской, так как может быть реализована в целостном виде только в случае принятия воспитуемыми догматических основ определенной религии («нравственность через веру»). Нельзя не учитывать и многообразие нравственных ценностей религиозной идеологии, которые не ограничиваются идеями и образами гуманистического содержания («не убивай», но можно убивать ради веры и т.п.).

Нередко высказывается мнение о возможности и правомерности введения в государственных учебных заведениях Республики Беларусь теологии, известна практика открытия в них теологических образовательных учреждений и структурных подразделений. Однако теология (греч. theología, от theós – бог и lógos – слово, учение), или богословие – это учение или совокупность доктрин о сущности и бытии Бога. Теология признает единственную (эксклюзивную) истину, являющеюся частью канона определенного (собственного) вероучения, и задана рамками Божественного Откровения, выход за пределы которого ведет к «ереси». Теология по определению носит религиозный характер, неотделима от религиозной веры. Невозможно быть богословом, не являясь верующим определенной конфессии. Теологический подход, в отличие от религиоведческого, необходимо предполагает веру в Бога, конкретную конфессиональную принадлежность.

Теология ориентирована на обучение религии и воспитание в духе религиозного мировоззрения, на конфессиональную социализацию обучаемых. Она формирует вполне определенное (собственно религиозное) отношение к религии, и на этом основании не может быть отнесена к светскому знанию. Невозможно оспорить значение теологии как дисциплины религиозного образования, но ее  преподавание естественно для конфессиональных («духовных») учебных заведений, а не для светских государственных вузов.

Преподавание в государственных учебных заведения теологии имеет место главным образом в странах, где существует государственная религия или сохраняется давняя соответствующая традиция в образовательной деятельности. Известно, что с момента образования в эпоху Средневековья многих западноевропейских университетов в них действуют институты теологии. Однако в современном мире единение светского и теологического образования не является общепринятым (Франция, США, Япония, Китай и др.). Но более существенно то, что отечественная педагогика такой традиции не имеет вовсе. Даже в Российской империи, где православная церковь была официальной, в государственных (императорских) университетах не было теологических факультетов и не велось подготовки теологов.

Несмотря на отсутствие традиции и должного правового обоснования, в Республике Беларусь осуществляется уникальный для постсоветского пространства эксперимент по введению государственного теологического учебного заведения в состав ведущего университета страны – Белорусского государственного университета. «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белгосуниверситета функционирует с октября 2004 г. Несмотря на декларации о светском характере института, фактически он является религиозным учебным заведением. В явном противоречии с законодательно закрепленным в Республике Беларусь принципом светскости государственного образования находится целый ряд аспектов его деятельности. Данному принципу не соответствует, в частности, прием абитуриентов по характеристикам-рекомендациям настоятелей церковных приходов, существование в вузе должности духовника, обязательной катехизаторской практики и литургической учебной практики; функционирование собственного храма (часовни), участие обучаемых в богослужениях, начало и завершение всех занятий молитвой, предварение учебного года молебном и т.п. [5; 6]. Идее светскости не соответствует и та установка в работе Института теологии, что  «молитвенное начало является укрепляющей основой всей деятельности Института, дарует необходимые духовные и душевные силы» [6] Показательно также, что при Институте теологии функционирует воскресная школа для детей школьного возраста [7], тогда как по законодательству право создания воскресных школ принадлежит лишь религиозным организациям, причем без права использования помещений, принадлежащих государственным учреждениям образования (ст. 9. 5 Закона 2002 г.; см. также ст. 9. 3, ст. 39 Закона 2002 г.). Более того, если Институт теологии – государственное учреждение, то он нарушает ст. 9.3 Закона 2002 г., согласно которой в учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций. Ст. 39 Закона 2002 г. предусматривает ответственность за создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, включая образовательные. Конкретная юридическая ответственность за нарушения законодательства в данной области предусмотрена статьей 9.9. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Не может также не настораживать и определение сферы профессиональной деятельности выпускников-теологов Института теологии БГУ. Предполагается, что конфессионально ориентированные специалисты не ограничатся преподаванием богословских предметов, которые востребованы в религиозных учебных заведениях. Планируется, что их педагогическая деятельность может быть связана с преподаванием как богословских, так и религиоведческих и иных гуманитарных дисциплин в учебных заведениях всех видов и типов. Более того, сам Институт теологии БГУ на своем официальном сайте совершенно необоснованно, при игнорировании многолетней практики подготовки религиоведов в ряде университетов Республики, заявлялся «единственной в Беларуси образовательной структурой, которая подготавливает профессиональных теологов и религиоведов в сфере светского образования» [5; 8]. Наряду с системой образования и научной работой возможной сферой деятельности выпускников объявляются также органы государственного управления [9], где заведомо требуются не религиозно ориентированные специалисты, а критически мыслящие управленцы-правоведы, обладающие религиоведческими знаниями и ставящие во главу угла не конфессиональные или в целом религиозные, а государственные интересы.

При этом мы полагаем, что созданная вокруг Института теологии правовая коллизия имеет юридически корректное и взаимоуважительное, с соблюдением интересов сторон, разрешение. Оно возможно посредством преобразования  статуса Института из государственного в религиозное (духовное) учебное заведение и передачи его в исключительную юрисдикцию Белорусской православной церкви.

Следует обратить внимание и на то, что ситуацию с теологическими новациями в системе современного государственного образования не спасает и идея так называемого «светского теологического образования», причем уже в силу явной и сущностной алогичности последнего определения. Даже идеологи такого понятийного нововведения в Беларуси признают, что теология – это «система богопознания, которая опирается на свидетельство живого божественного откровения», и она «невозможна вне религиозного опыта»; «внеконфессиональной теологии не существует», а «университетский факультет или институт теологии должен …исповедовать догматические обязательства перед той церковью, от имени которой он обучает теологии». [10] Как «интеллектуальную составляющую церковной жизни» характеризует богословие Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Заметим, что сам предстоятель Русской православной церкви по существу не относит теологию к светским дисциплинам, когда рассуждает, что «для светской науки полезно иметь соприкосновение с богословием в рамках университетов» [11]. Глава Белорусской православной церкви считает, что "у нас в Беларуси, как и в России, идет процесс как бы оцерковления светского образования и наук путем устроения богословских факультетов" [12].

Более определенные суждения о взаимоотношении теологии и науки звучат на официальных мероприятиях РПЦ. Так, на Юбилейном Архиерейском соборе РПЦ 2000 г. формулировалась задача «воцерковления» науки, ее трансформации в духе теизма. В соборном докладе «Православное образование для мирян на пороге нового тысячелетия и его значение для возрождения Русской Православной Церкви» председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата игумена Иоанна (Экономцева) отмечалось: «Православные люди не должны пребывать только за церковной оградой, они призваны воцерковить науку, отделить в ней научные факты от ложных идеологических штампов и доктрин, стремиться построить подлинное научное знание на фундаменте Богопознания» [13]. Как откровенно выразился о церковном значении теологии ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей В. Воробьев, «преподавать теологию без Церкви – это абсурдно точно так же, как преподавать музыку без музыкантов», а «показать людям дорогу к Богу через теологию – это сегодня крайне важно…» [14].

Заслуживает также внимания формулирование сторонниками теологизации государственного образования в Республике Беларусь цели этого процесса: «перспективной целью светского теологического образования является коррекция безрелигиозного и псевдорелигиозного сознания» [10]. Подобные эксперименты в сфере государственного образования вступают в противоречие не только с законодательным принципом светскости, но и с нормами о свободе совести Конституции (ст. 31) и Закона 2002 г.: «каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой» (ст. 4). Кроме того, религиозное образование – это форма некультовой религиозной деятельности, а законодательство запрещает какое-либо принуждение при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций (ст. 5.2 Закона 2002 г.).

В настоящее время из учебного процесса в государственных вузах вытесняется светское изучение религии – религиоведение. Данная дисциплина (наряду с культурологией, этикой, эстетикой, логикой, основами права, правами человека и др.), была объявлена республиканским образовательным стандартом по циклу социально-гуманитарных дисциплин 2006 г. «курсом по выбору», причем «избрать» из этих семи дисциплин при, к примеру, 4-4,5 летнем обучении можно лишь два курса [15]. Одновременно заявлено о разработке государственного стандарта по специальности «Теология», учебной программы и методического обеспечения курса (по выбору) «Основы теологии» для студентов гуманитарных специальностей вузов, учебного плана и учебных программ по специальности «Теология» для вузов. Кроме того, планируется участие Белорусской православной церкви в доработке стандарта общего среднего образования, в проведении экспертизы действующих и разрабатываемых учебных программ, учебников и учебных пособий по предметам социально-гуманитарного цикла и т.п. [16]. Примеры такого рода, наряду с попытками уравнять ученые и богословские степени в системе государственной аттестации научных кадров, сложно рассматривать иначе, как свидетельства активизации процесса клерикализации государственного образования.

 

Религиозное (конфессиональное) образование.

Одновременно с утверждением светского характера государственной системы образования законодательство Республики Беларусь определяет широкие возможности получения религиозного образования в конфессиональных образовательных учреждениях.

Религиозное образование можно определить как образование на основе определенного религиозного вероучения с целью обучения какой-либо религии и культовой практики, направленное на привлечение обучаемых в религиозные организации, подготовку служителей культа и богословских кадров, осуществляемое под управлением или контролем религиозных организаций, допускающее совершение богослужений, религиозных обрядов, ритуалов и церемоний. Создание учреждений религиозного образования и непосредственное управление ими, определение содержания образовательных программ, методик и технологий преподавания находится в юрисдикции соответствующих религиозных объединений.

Согласно Закону 2002 г., зарегистрированные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют право создавать для религиозного просвещения детей и взрослых учебные группы и воскресные религиозные школы. Для этого могут использоваться принадлежащие и предоставляемые им в пользование помещения, кроме помещений, принадлежащих государственным учреждениям образования (ст. 9). Кроме того, за религиозными объединениями признается право создавать «духовные учебные заведения» для профессиональной подготовки священнослужителей, теологов и церковного персонала (ст. 27). Эти заведения подлежат государственной регистрации, ее условиями являются наличие необходимых учебных помещений, обеспеченность преподавательскими кадрами, имеющими соответствующее образование и владеющими государственными языками (ст. 19). Причем граждане, обучающиеся в высших и средних «духовных учебных заведениях», пользуются правами и льготами, установленными для студентов государственных учебных заведений (ст. 27 Закона 2002 г.).

В настоящее время в Беларуси действуют сотни воскресных школ различных конфессий, кадры теологов и священнослужителей готовят 14 религиозных учебных заведений, 5 из которых (Минская духовная академия и духовная семинария, духовные училища) принадлежат Белорусской православной церкви, а 9 (включая два Теологических института) – шести другим религиозным объединениям. Причем в учебных заведениях Православной и других церквей теологии обучаются не только граждане Республики Беларусь, но и иностранцы, имеет место и обратная практика – получение белорусами теологического образования в других странах. Действующее законодательство позволяет религиозным организациям устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 29 Закона 2002 г.).

 

Таким образом, реализация правовых норм, устанавливающих светский характер государственной системы образования в Республике Беларусь, подразумевает разведение понятий и практики религиоведческого и религиозного (теологического) образования. Первое подразумевает преподавание мировоззренчески нейтральных знаний о религии, второе ориентировано на обучение религии и соответствующую социализацию. Теология не является формой светского образования, попытки ее внедрения в государственную систему образования противоречат нормам правового поля Республики Беларусь. При этом конфессиональные организации имеют все необходимые правовые возможности для осуществления религиозной образовательной деятельности без вступления в конфликт с законодательством Беларуси о светском характере национальной системы образования. Естественным условием последовательного соблюдения конституционного принципа свободы совести выступает взаимное невмешательство религиозных организаций и государства в компетенции сторон, отделение государственной светской системы образования от церкви и от религиозного обучения и воспитания.

 

Литература 

1. Закон Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях". – Минск: Право и экономика, 2003. – 24 с.
2. Вопросы свободы совести и религиозных организаций в Республике Беларусь: Сборник документов и материалов / Авт.-сост. М.В.Цвилик; Под ред. В.И.Новицкого. – Минск: Четыре четверти, 2005. – 336 с.
3. Красников, А. Н. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие / А. Н. Красников. – М.: Академический Проект, 2007. – 239 с.
4. Основы религиоведения. Программа факультативных занятий для 11 класса общеобразовательных учреждений / Автор-сост. В.В. Старостенко; История вероисповеданий и религиозных движений Беларуси. Программа факультативных занятий для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Автор-сост. И.А.Авдеев // Адукацыйны партал. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://adu.by/modules.php?name=News&new_topic=142&pagenum=3. – Дата доступа 30.10.2009 г.
5. Официальный сайт Института теологии БГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.inst.by/basis/about-hist.html. – Дата доступа 30.04.2008 г.
6. Институт теологии // Сайт христианского образовательного центра святых Мефодия и Кирилла [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.christeducenter.by/old/christeducenter.by/russian/projects/faculty/11.html. – Дата доступа 3.02.2010 г.
7. Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белгосуниверситета // Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. – – Режим доступа:
http://www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/Page2451.html. – Дата доступа 25.09.2009 г.
8. Белорусский православный информационный портал Собор.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.sobor.by/idnews.php?id=2008-Mar-2-21:16:18. – Дата доступа 30.04.2008.
9. Историческая информация к визиту Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Беларусь 25–28 сентября 2009 года. Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белгосуниверситета // Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/Page2451.html. – Дата доступа 25.09.2009 г.
10. Довгялло Г. А. Система светского образования и теология // Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/Page0819.html. – Дата доступа 30.04.2008 г.
11. Святейший Патриарх Кирилл удостоен степени доктора богословия Института теологии Белорусского государственного университета // Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа:
http://www.mospat.ru/ru/2009/09/26/news1732. – Дата доступа: 26.09.2009.
12. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет считает введение «Закона Божия» в школах оптимальным для Белоруссии // Агентство религиозной информации «Благовест-Инфо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9174. – Дата доступа 29.09.2006 г.
13. Доклад игумена Иоанна (Экономцева), председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата на Юбилейном Архиерейском соборе РПЦ. Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года // Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.mospat.ru/archive/s2000r38.htm. – Дата доступа 10.04.2010 г.
14. Протоиерей Владимир Воробьев: Теология – древнейшая наука, с нее начинались все европейские университеты // Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.patriarchia.ru/db/text/1133908.html. – Дата доступа 10.04.2010 г.
15. Руководящий документ Республики Беларусь "Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин". – Минск: Министерство образования Республики Беларусь, 2006. – 4, 26 с.
16. Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2007-2010 гг. // Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.church.by/resource//prog_edu.rtf. – Дата доступа 30.04.2008 г.

Автор: Виктор Владимирович СТАРОСТЕНКО, кандидат философских наук, доцент. заведующий кафедрой Могилевского государственного университета им. А.А.Кулешова.

 

ReligioPolis

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100