Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 152 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ САЕНТОЛОГИИ В СПБ

Печать

Михаил СМИРНОВ

 

религиозная группа саентологов в СПб, Религиозная идентичность последователей саентологии в Санкт-Петербурге


Среди религиозных новообразований, возникших во второй половине XX века и действующих по сей день, одним из наиболее известных является международное сообщество последователей саентологии — учения Л. Рона Хаббарда (1911–1986). Все шесть десятилетий своего организованного существования это сообщество пребывает в напряжённых взаимоотношениях как с некоторыми другими религиозными объединениями, так и с институтами государства и общества во многих странах мира. Вместе с тем, коллизии вокруг саентологических организаций в большинстве случаев завершаются признанием за ними того или иного юридически легитимного статуса, в том числе с указанием на их религиозный характер [23].

О саентологии и дианетике, об их создателе Хаббарде и о деятельности его последователей существует обширная литература — критическая, полемическая, исследовательская. Обозрение этой литературы могло бы стать само по себе отдельным занятием, что не входит в задачу данной публикации[i].

В описаниях саентологии встречаются существенные расхождения по поводу признания этого учения в качестве религии [18; 21; 25]. Заметное место занимают критические характеристики теории и практики саентологии [19], вплоть до таких, которые классифицируют объединения саентологов как «тоталитарную секту» и «деструктивный культ» [2; 8; 12].

Поскольку саентология выступает в ряду «новых религий» весьма заметным явлением, то понятен и интерес с религиоведческой точки зрения к конкретным объединениям саентологов в нашей стране.

В данной статье представлен обзор результатов авторского исследования одного из российских объединений саентологов, именующего себя религиозной группой «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга» (далее — РГ СЦ). Это второе после «Саентологической Церкви Москвы» по численности и масштабу деятельности объединение последователей саентологии в России.

Для религиоведческой характеристики этой группы использованы результаты личных исследовательских наблюдений автора и материалы РГ СЦ: «Книга учёта церемоний религиозной группы» (за период с 13.03.2008 по 19.02. 2013); «Журнал учёта: Церковные церемонии и воскресные службы. Статистика»; брошюра «Религиозная группа “Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга”. Обзор» (СПб., 2013); некоторые публикации участников РГ СЦ в светских изданиях. Привлекались и данные предшествовавших религиоведческих исследований РГ СЦ (проведены российскими религиоведами докторами философских наук Н. С. Гордиенко,   С. И. Иваненко, Е. С. Элбакян).

При рассмотрении деятельности РГ СЦ был избран подход, основанный на следующих принципиальных установках.

1. Для характеристики объединения граждан как религиозной группы, созданной и действующей в Российской Федерации, определяющим должно быть его (объединения) соответствие нормам российского законодательства, устанавливающим признаки принадлежности к религиозным объединениям в форме религиозных групп.

2. Религиоведческий смысл характеристики состоит в выяснении соответствия совокупности доктринальных, ритуальных и организационных аспектов деятельности религиозного объединения признакам, принятым в научном религиоведении для определения религиозной идентичности.


  • Исторический очерк

В Ленинграде группа приверженцев учения Л. Рона Хаббарда — основателя Международной Церкви Саентологии (создана в 1954 г. в США), образовалась в 1984 г. Первоначально происходило знакомство с зарубежными изданиями работ Хаббарда, их самостоятельный перевод на русский язык, изучение дианетики как «современной науки душевного здоровья». Тогда наибольший интерес вызывали рекомендации по психосоматической терапии, возможность овладеть «технологией» преодоления травматических переживаний, предполагаемое развитие умственных и физических способностей [11]. В советское время группа существовала без государственной регистрации. Нет информации о каких-либо преследованиях членов группы в то время за их занятия по освоению дианетики [24; 29].

На рубеже 1980–90-х годов внимание участников этого сообщества акцентируется на религиозной составляющей учения Хаббарда — саентологии. После вступления в силу Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» № 267-1 (от 25.10.1990) деятельность группы по изучению и распространению дианетики и саентологии в Ленинграде (с сентября 1991 г. — Санкт-Петербурге) осуществлялась как реализация права граждан исповедовать любую религию и «действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства». Сообразно ст. 4 указанного Закона последователи саентологии смогли воспользоваться правом на свободу вероисповедания совместно, путём создания соответствующего общественного объединения (во внутреннем обиходе использовалось название «миссия», принятое для групп начального изучения саентологии).

В 1992 г. это объединение разделилось. Часть последователей придерживалась первоначальных интересов к психотерапевтической стороне трудов Хаббарда. Другие создали общественную организацию «Саентологический центр», установив контакты с Международной Церковью Саентологии.

В 1994 г. из участников этой организации образовалась религиозная группа. Она действовала параллельно «Саентологическому центру» и вела разрешённые Законом № 267-1 (ст. 17) распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела благотворительности, религиозное обучение и воспитание своих приверженцев [5].

С принятием Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ (от 26.09.1997) религиозная группа добивалась установленной этим Законом государственной регистрации в качестве религиозной организации. В 1999 г. Муниципальным советом муниципального образования Владимирский округ Санкт-Петербурга было выдано свидетельство (№ ВО–000002 от 01.11.1999), подтверждающее существование в данном округе религиозной группы саентологов.

Возросшая активность сообщества последователей саентологии в Санкт-Петербурге, выход на публичный уровень и пропагандистская настойчивость в распространении своих взглядов вызвали к себе неоднозначную, зачастую отрицательную реакцию ряда религиозных организаций, некоторых общественных объединений, отдельных граждан. Деятельность саентологов неоднократно подвергается критике, с предъявлением им претензий и обвинений идеологической, административной и уголовной направленности.

В 2007 г. решением городского суда Санкт-Петербурга общественная организация «Саентологический центр» была ликвидирована. 21 ноября 2007 г. Верховный Суд Российской Федерации утвердил это решение и оно вступило в законную силу.

Тем не менее, в соответствии положениям закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», саентологи сохранили право на деятельность в качестве религиозной группы. Действуя с наименованием «Саентологическая Церковь Санкт-Петербурга», эта группа продолжает добиваться статуса религиозной организации. При возникновении спорных правовых ситуаций РГ СЦ признаётся правоохранительными органами как религиозная группа (это следует, например, из Ответа прокуратуры Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 14.08.2008 № 9-547 808 в адрес представителя РГ СЦ).

Внутреннее устройство религиозной группы «Саентологическая Церковь Санкт-Петербурга» аналогично тому, как это существует в единственном религиозном объединении российских последователей саентологии, имеющем государственную регистрацию в качестве религиозной организации, — «Саентологической Церкви Москвы».

По исследовательским данным С. И. Иваненко, в ноябре 2010 г. общая численность прихожан «Саентологической Церкви Санкт-Петербурга» насчитывала приблизительно 5 тыс. человек, из них постоянный состав группы — около 330 человек [13, c. 25, 26].

Понятие «прихожане», которое используется саентологами, следует считать условным, поскольку фиксации участников группы по территориальному признаку нет. Подразумеваются люди из любых мест проживания в Санкт-Петербурге, с разной регулярностью участвующие в саентологических практиках, добровольно занимающиеся изучением дианетики и саентологии, присутствующие на церемониях и служениях данной религиозной группы.

Согласно сведениям, полученным автором, на конец 2012 г. таковых насчитывалось совокупно примерно 4 тыс. человек, из которых еженедельно посещали мероприятия религиозной группы по 600–700 человек; около 380 человек участвуют в группе как постоянные служители (по внутренней терминологии — «активные члены группы»).

Судя по доступным учётным документам РГ СЦ и моим личным наблюдениям, количество членов группы, разом участвующих в основных коллективных религиозных практиках — воскресные службы, посвящение в духовный сан, венчание, признание и наречение, прощание с умершим — не превышает максимума в 200 человек, при этом варьируясь в диапазоне от нескольких участников (обычно, при прощании с умершим), до нескольких десятков человек на воскресных службах и посвящении в сан, наречение имени и венчание собирают наибольший контингент присутствующих. Следует заметить, что на церемониях могут находиться и не члены РГ СЦ (родственники и знакомые, не принадлежащие к последователям саентологии).

На момент проведения исследования (2013 г.) РГ СЦ располагается по адресу: Санкт-Петербург, улица Розенштейна, д. 21. Помещения площадью около 2,5 тыс. кв. метров, занимаемые религиозной группой, предоставлены ей частными лицами из состава этой группы, в статусе индивидуальных предпринимателей заключившими договор аренды с собственником помещений Компанией ЗАО «БИЦ». Аналогичным образом члены религиозной группы арендуют и помещение для проведения принятой в дианетике и саентологии процедуры тестирования (Невский проспект, д. 51-А).


  • Правовые основы религиоведческой характеристики

Гарантированное Конституцией Российской Федерации (ст. 28) право каждого человека в России исповедовать любую религию, распространять свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, не предполагает каких-либо исключений в отношении религий, выбираемых гражданами для вероисповедания. Ограничение этого права может быть установлено федеральным законом «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55).

Право на совместное вероисповедание реализуется гражданами путём создания религиозных объединений. По ст. 6 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Религиозным объединением в Российской Федерации признаётся добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».

При этом религиозные объединения могут создаваться только в форме религиозных групп и религиозных организаций. Каких-либо других установленных законодательством форм, например, — «традиционная религия», «секта», «культ» не существует [22, с. 7–8, 164–165].

В соответствии п. 1 ст. 7 указанного Закона, религиозной группой признаётся «добровольное объединении граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации». Религиозная группа — это религиозное объединение, ведущее свою деятельность без образования юридического лица.

Закон не устанавливает и не ограничивает численность религиозной группы. Это могут быть как два человека, так и несколько десятков, сотен или тысяч человек. Государственная регистрация религиозного объединения является правом, а не обязанностью такого объединения и связана исключительно с приобретением правоспособности юридического лица; её отсутствие нельзя рассматривать как основание запрета на деятельность религиозного объединения. Иначе это противоречило бы норме ст. 28 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на совместное исповедание любой религии, которое не связано с какой-либо регистрацией.

Религиозная группа имеет право совершать религиозные обряды и церемонии, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Для этого никакого уведомления не требуется. Будучи религиозным объединением, религиозная группа «создаётся и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям» (п. 5 ст. 4 Закона 125-ФЗ).

Поскольку религиозная группа не является юридическим лицом, она не имеет права от своего имени заключать какие-либо договоры; заключение договоров осуществляется от имени одного или нескольких участников этой группы. Религиозная группа не может иметь имущества, находящегося в её обособленной собственности. Согласно п. 1 ст. 7 Закона помещения и имущество, необходимое для деятельности религиозной группы, могут находиться в собственности одного либо нескольких её участников и предоставляются в пользование группы.

Религиозной группе «Саентологическая Церковь Санкт-Петербурга» присуще намерение действовать в рамках существующих правовых установлений Российской Федерации. Явные причины воспринимать её деятельность как противоречащую российскому законодательству не обнаруживаются.


  • Религиозная деятельность саентологов в Санкт-Петербурге

1. Как установлено Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», в качестве религиозной признаётся деятельность объединения граждан, направленная на совместное исповедание и распространение веры и обладающая соответствующими этой цели признаками: вероисповеданием; совершением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучением религии и религиозным воспитанием своих последователей.

РГ СЦ в своих открытых и доступных документах свидетельствует о саентологии как вероучении и предмете исповедания, указывает целью своего образования и деятельности «удовлетворение религиозных потребностей граждан, последователей саентологического вероучения».

Религиозный смысл саентологии определяется обязательным признанием трансцендентного Бога как Верховного Существа (описывается доктринальными понятиями Восьмой динамики или Бесконечности). Высшей целью человека считается единение с Богом («существование в качестве Бесконечности»). Эта цель обусловлена осознанием себя как духовного существа, для её достижения применяются основные практики саентологии (так называемые «технологии») — обучение и одитинг.

Обучение проводится по набору сочинений и зафиксированных выступлений Хаббарда, которые кодифицированы и совокупно считаются истинными Писаниями. Эти Писания объявлены единственным источником всех саентологических доктрин и практик, а Хаббард воспринимается как Основатель саентологии, имеющий исключительный сакральный статус.

Одитинг способствует закреплению доктринальных воззрений, развитию у последователей необходимых качеств, достижению описанного учением духовного состояния. Эта «технология» включает индивидуальный или групповой «процессинг» (комплекс специальных вербальных практик и моторики) и «ассисты» (терапевтические процедуры), описанные в работах Хаббарда.

Проведение индивидуального одитинга трактуется саентологами как эквивалент религиозной исповеди. Эта персональная процедура требует особых условий, длится примерно два часа, и в РГ СЦ такую практику еженедельно проходят около 70 человек.

Формой сочетания элементов обучения и одитинга являются воскресные службы (по внутренней терминологии — «церковные приходские службы»). Состав воскресных служб во всех объединениях саентологов идентичен, можно говорить о своего рода «каноне». В эти службы входят: коллективное произнесение «Кредо Церкви Саентологии», стандартные проповеди по тематике из Писаний Хаббарда (или прослушивание записей его лекций), групповой «процессинг» для последователей учения (каждой теме соответствует свой комплекс практик), объявления, коллективное произнесение «Молитвы о полной свободе». Службы носят открытый характер.

2. По материалам, предоставленным РГ СЦ, был проведён анализ некоторых форм деятельности этой группы, которые сами участники рассматривают как религиозные практики.

Основным документом стал журнал учёта «Церковные церемонии и воскресные службы. Статистика», который на момент его получения 21.02. 2013 содержал 1645 учётных записей за период с 13.03.2008 по 19.02.2013. Записи заносятся по графам: Дата; Наименование; Кто просит провести; Кто проводит; Количество присутствовавших. Учёту подлежат следующие церемонии: Воскресная служба; Церемония посвящения в духовный сан; Церемония венчания; Церемония наречения; Церемония прощания. Согласно учётным записям, церковных церемоний и воскресных служб совокупно было проведено в 2008 г. — 354, в 2009 г. — 446, в 2010 г. — 308, в 2011 г. — 243, в 2012 г. — 261, в 2013 г. до 19 февраля — 33.

Воскресные службы совершались по тематике, содержащейся в официальном издании Международной Церкви Саентологии: Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы / Пер. с англ. — Glostrup (Denmark): NEW ERA Publications International ApS, 1999. С. 151–507. (В этом издании приведены 96 тем с неизменными текстами проповедей и рекомендуемыми групповыми процессами).

Воскресные службы проводились как для всех желающих, так и отдельно для стажёров, которыми называются кандидаты в постоянный состав группы. В 2008 г. проведено 75 служб (из них 1 для стажёров) по 32 темам, в 2009 г. — 113 (из них 1 для стажёров) по 62 темам, в 2010 г. — 95 (из них 13 для стажёров) по 56 темам, в 2011 г. — 88 (из них 27 для стажёров) по 47 темам, в 2012 г. — 98 (из них 46 для стажёров) по 61 теме, в 2013 г. (до 19 февраля) — 14 (из них 5 для стажёров) по 9 темам.

Общее ежегодное количество воскресных служб превышает число календарных воскресений в году, поскольку службы под названием воскресных проводятся и в некоторые другие дни недели. Это объясняется стремлением РГ СЦ обеспечить участие в службах всех желающих, при недостатке помещений для массового присутствия.

В целом воскресные службы совершались максимум по ⅔ (не больше 62 тем) из официально установленной тематики. Ежегодно шли службы, посвящённые Верховному Существу, духовной свободе, влиянию религии в обществе. Количественно преобладающими в использованном тематическом диапазоне были проповеди о практической ценности, миссии и будущем саентологии, об этике и выживании (общие установки и прикладные аспекты), о семье и супружестве.

Церемонии посвящения в духовный сан проводились по стандартной процедуре, в помещении с символами и атрибутами саентологии, с присутствием участников РГ СЦ, друзей и членов семьи посвящаемого. Ведёт церемонию саентологический священник. По ходу действия посвящаемые подтверждают выполнение всех необходимых требований подготовки к принятию сана, соблюдение Кодекса одитора и Кодекса саентолога. Новопосвящённому вручается нагрудный крест как церковный символ, участники религиозной группы вслух подтверждают своё согласие с посвящением. В завершении новому священнику выдаётся Свидетельство, подтверждающее посвящение в сан, подписанное проводившим церемонию священником и руководителем РГ СЦ.

В 2008 г. проведено 3 посвящения в сан (все посвящённые — женщины), в 2009 г. — 13 (8 женщин и 5 мужчин), в 2010 г. — 7 (6 женщин, 1 мужчина), в 2011 г. — 3 (все посвящённые — женщины), в 2012 г. — 4 (3 женщины, 1 мужчина), в 2013 г. за время до 19 февраля эта церемония не проводилась.

Церемонии венчания проводились саентологическими священниками в помещении с необходимыми атрибутами (изображение Хаббарда, саентологический крест, аналой). Присутствовали участники РГ СЦ, члены семей и друзья жениха и невесты. Существует несколько вариантов процедуры венчания, в том числе на случай, когда один из вступающих в брак не является саентологом, но согласен на проведение церемонии (имели ли место подобные случаи в практике РГ СЦ установить не удалось). После церемонии новобрачным вручается Свидетельство, подтверждающее обряд венчания, подписанное проводившим церемонию священником и руководителем РГ СЦ.

В 2008 г. проведено 11 церемоний венчания, в 2009 г. — 8, в 2010 г. — 8, в 2011 г. — 2, в 2012 г. — 3, в 2013 г. за время до 19 февраля эта церемония не проводилась.

Церемонии наречения проводились саентологическими священниками в помещении с символами и атрибутами саентологии. Церемония носит открытый характер. Процедура включает утверждение «крёстных родителей» для ребёнка (допускается, что «крёстным» может быть и не саентолог), подтверждение родителями и «крёстными» ответственности за ребёнка, признание религиозной группой личности ребёнка с наречённым ему именем. В завершении выдаётся Свидетельство, подтверждающее обряд наречения, подписанное проводившим церемонию священником и руководителем РГ СЦ.

В 2008 г. проведено 28 наречений, в 2009 г. — 28, в 2010 г. — 11, в 2011 г. — 6, в 2012 г. — 2, в 2013 г. за время до 19 февраля — 3.

Церемонии прощания с умершими проводились саентологическими священниками РГ СЦ заочно, в силу отсутствия предполагаемого по обрядовым процедурам специально подготовленного места заупокойной службы. Ритуал совершается по просьбе родственников, носит открытый характер, хотя участие в нём принимают в основном родные и близкие покойного. Прощание адресуется погребаемому телу («праху») умершего, тогда как его духовное существо признаётся бессмертным и продолжающим жить.

В 2008 г. проведено 237 церемоний прощания, в 2009 г. — 284, в 2010 г. — 187, в 2011 г. — 144, в 2012 г. — 154, в 2013 г. за время до 19 февраля — 16.

3. Общая картина религиозной деятельности показывает аналогию обрядового сопровождения жизни участников РГ СЦ культовой практике многих других религиозных направлений.

По частотным показателям за обозреваемый период преобладают прощания с умершими (более 1 тыс.), поскольку церемония по просьбе родственников может совершаться и в отношении человека, не являвшегося последователем саентологии. Следующее место занимают воскресные службы (почти 500), затем идут церемонии наречения (около 80), венчания (32) и посвящения в духовный сан (30).

Количество участвовавших в воскресных службах и других церковных церемониях различается, при этом общее число присутствовавших всегда меньше, чем даже постоянный состав РГ СЦ. Например, максимум участников воскресной службы — 94 человека, максимум участников посвящения в духовный сан — 78 человек. Наибольший количественный показатель присутствующих — у церемонии венчания (максимум — 204 человека). При этом не все присутствующие на церемониях РГ СЦ могут быть последователями саентологии.

Такие показатели вполне объяснимы отсутствием у РГ СЦ технических возможностей (помещений и др.) проводить массовые мероприятия с участием всех членов группы и вообще заинтересованных лиц.

Кроме того, считаю установленным наличие у совокупности членов РГ СЦ признака, свойственного практически всем современным религиозным сообществам, а именно — меньшей доли так называемых «практикующих верующих» среди общего числа идентифицирующих себя с религиозным учением. Иными словами, разделяя идеи учения, часть саентологов может далеко не в полном объёме совершать предусмотренные этим учением религиозные и иные практики.


  • Основные выводы

1. Статус саентологических организаций в разных странах мира различается. Эти организации могут признаваться или не признаваться религиозными в зависимости от положений правовой системы того или иного государства. Однако повсеместной, юридически и религиоведчески обоснованной характеристики саентологии исключительно как чего-то, нарушающего нормы и ценности современных обществ, не существует. Встречающееся локальное непризнание саентологии религией не отменяет права граждан на приверженность к ней и принятие как религиозного учения.

Последователи саентологии, действуя согласно российскому законодательству, имеют право на ту самоидентификацию, которая соответствует их мировоззрению и убеждениям.

2. Критика саентологии, даже если она носит обвинительный характер, признаёт, что это учение содержит собственную картину мира, объяснение человеческой природы и смысла человеческого существования, т. е. обладает чертами, присущими большинству религиозных учений.

Например, в критических изданиях Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) констатируется наличие в саентологии «религиозной доктрины» («Санкт-Петербургский миссионерский листок. № 10. Церковь Саентологии». С. 1), указывается, что «Церковь Саентологии относится к так называемым сциентическим религиям» («Санкт-Петербургский миссионерский листок.       № 15. Саентология. Религия под вывеской науки». С. 1); в издании Санкт-Петербургского Центра апологетических исследований «Христианство, мировые религии и культы» (СПб., 2003) у саентологии признаётся наличие вероучения, идей «спасения» и «вечного духа в человеке».

Предметом осуждения со стороны критиков является, в частности, претензия саентологии на истинность своих положений, т. е. такое свойство, которое присуще практически любой религии.

Считаю, что подавляющее большинство отрицательных оценок саентологии основывается на абсолютизации критиками собственных мировоззренческих, философских, этических, религиозных позиций.

3. По поводу религиозного характера саентологии продолжаются дискуссии в научной (религиоведческой) литературе, в публицистике и конфессиональных изданиях. Сам факт этих дискуссий свидетельствует о различии в критериях отнесения того или иного учения к разряду религиозных, что не может быть аргументом против религиозной самоидентификации последователей саентологии.

Автор придерживается взглядов на саентологию, принятых теми зарубежными и российскими исследователями религии, которые классифицируют это учение и обусловленное им объединение последователей как «new religious movement / новое религиозное движение» (НРД). Понятие «новых религиозных движений» устойчиво существует в религиоведческих дискурсах более 40 лет и используется при научной типологии религиозных объединений, в том числе отечественными исследователями [1; 4; 6; 10; 14; 17; 32].

Среди типологических признаков НРД, которыми руководствуется автор: 1. возникновение не ранее середины XX в.; 2. внеконфессиональное происхождение (т. е. формирование на собственной основе, а не в рамках какой-либо из уже существовавших религий); 3. харизматическое лидерство основателя движения (и последующее признание безусловного авторитета учения основателя после его ухода из жизни); 4. эклектичность вероучения (совмещение разнородных элементов из широкого спектра религиозных и светских учений, синтезированных на основе личного творчества основателя движения) [3; 15; 30].

Все известные документы и научно-исследовательские описания саентологии, при разнообразии оценочных суждений, подтверждают наличие указанных признаков у объединений саентологов.

4. Таким образом, знакомство с сообществом последователей саентологии в Санкт-Петербурге, с используемыми в их деятельности работами Л. Рона Хаббарда в русских переводах, с печатными, аудио и видео материалами, публикациями и выступлениями членов группы, а также с осуществляемыми ими практиками и служениями даёт мне основание охарактеризовать «Саентологическую Церковь города Санкт-Петербурга» в качестве религиозной группы, принадлежащей к саентологии как новому религиозному движению.


Список литературы

1. Александрова Н. Н. Будущее религии в России в контексте НРД: социально-психологические основания // Будущее религии в Европе / Под ред. И. Х. Максутова, О. К. Горевой. — СПб.: Алетейя, 2010. С. 260–269.

2. Анти-саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма / Ред.-сост. А. А. Скородумов, А. Н. Швечиков. Гл. ред. А. И. Субетто. — СПб.: ИЦ ГМТУ, 1999.

3. Балагушкин Е. Г. Теоретические проблемы исследования нетрадиционных религий // Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Часть Ι. — М.: Изд-во ИФ РАН, 1999. С. 12–58.

4. Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. — М., 2006. Т. XV.     № 2. С. 62–78.

5. Белан Л. Н. Роль религии в жизни поколений и их взаимоотношениях // Преемственность поколений: диалог культур. Вып. 2 / Отв. ред. В. Т. Лисовский. ― СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. С. 242–245.

6. Богданов В. А., Лисовский В. Т.  Новые  религиозные  движения:  отклонение  или норма? // Вестник С.-Петерб. ун-та. 1995. Сер. 6. Вып. 4 (№ 27). С. 65–71.

7. Гордиенко Н. С. Религиоведческая характеристика саентологической Церкви (Церкви Саентологии) // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 7 / Редкол.: М. И. Одинцов (пред.) и др. — СПб.: Российское Объединение исследователей религии, 2009. С. 33–36.

8. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. 3-е изд., перераб. и доп. — Н. Новгород: ООО Изд-во «Христианская библиотека», 2006.

9. Дударёнок С. М. Церковь Саентологии на российском Дальнем Востоке // Дударёнок С. М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность. — Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004. С. 461–528

10. Жеребятьев М., Феррони Вс. Феномен новых религиозных движений // Пределы светскости / Сост. А. М. Верховский. — М.: Центр «Сова», 2003. С. 240–250.

11. Казицына-Тьюнисон О. Ю. Дианетика в Ленинграде в 80–90-е годы XX столетия // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 2 / Сост. и общ. ред. Е. Н. Мельникова, М. И. Одинцов. — М.: РОИР, 2005. С. 516–527.

12. Капкан безграничной свободы: Сб. статей о саентологии, дианетике и Р. Л. Хаббарде / Под ред. А. Л. Дворкина. — М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1996.

13. Иваненко С. И. Саентология и бизнес. (У каждой эпохи — своя религия). — СПб.: Изд-во «Древо жизни», 2011.

14. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). 2-е изд., испр. — М.: Б. и. (МГУ), 2007.

15. Кантеров И. Я. Современные нетрадиционные религии и культы // История религии: В 2 т. Т. 2 / Под общ. ред. И. Н. Яблокова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 2007. С. 644–672.

16. Кантеров И. Я. Церковь сайентологии // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. С. 1403–1404.

17. Костылев П. Н. Новые религиозные движения // Религиоведение: Учебник / Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: ООО «Издательство Юрайт», 2012. С. 473–479.

18. Кравчук В. В. Новые религии в современной России и проблема экстремизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — М., 2004. № 1–2. С. 169–176.

19. Кузнецова Т. Н. Саентология: теория и практика // Религия в XXΙ веке: архаика и современность / Отв. ред. А. А. Белик. — М.: Каллиграф, 2012. С. 259–287.

20. Кукушкин Г. А. Церковь саентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика / Автореф. дис. ... к. филос. н. — М.: РАГС, 2003.

21. Куликова Г. Саентология ― религия или коммерция? // Религия и право. — М., 2001. № 2. С. 11–17.

22. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» / Авт. колл.: Шахов М. О., ин. Ксения (Чернега О. А.), Ряховский В. В., Вагина Т. В., Себенцов А. Е. и др.; под общ. ред. Маранова Р. В. — М.: Славянский правовой центр, 2011.

23. Саентология. Религиозное признание в Европе и других частях света. — М.: Саентологическая церковь Москвы, 2010.

24. Санкт-Петербургский саентологический центр // Религиозные общины и организации Санкт-Петербурга: В ΙΙΙ вып. Вып. ΙΙ / Отв. ред. и сост. Е. Исакова. — СПб.: Изд-во «Апостольский город», 1998. С. 342–353.

25. Фаликов Б. З. Новые религиозные движения: проблемы религиозного статуса (на примере саентологии) // Религия и право — М., 2001. № 2. С. 8–11.

26. Фаликов Б. З. Культы и культура: От Елены Блаватской до Рона Хаббарда. — М.: РГГУ, 2007.

27. Филатов С. Б. Церковь саентологии // Современная  религиозная  жизнь России. Опыт систематического описания. Т. ΙV / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Университетская книга; Логос, 2006. С. 230–244.

28. Филимонов Э. Г. Церковь сайентологии // Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М. П. Мчедлов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика, 2002. С. 555–556.

29. Шаров В. Г. Саентологическая религия // Шаров В. Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Нестор, 2005. С. 98–109.

30. Шиптенко С. «Новое религиозное движение»: проблема определения и классификации // Теократия — М., 2003. № 1 (5). С. 46–61.

31. Элбакян Е. С. Социальная значимость саентологии и активность саентологического сообщества в современной России (по данным социологического исследования, осень 2011 г. – зима 2012 г.). — М.: Издательский дом «АТиСО», 2012.

32. Эгильский Е. Э., Матецкая А. В., Самыгин С. И. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. — М.: КНОРУС, 2011.



[i] Позволю себе отослать интересующихся к трудам российских исследователей, которые анализируют саентологию с позиций научного религиоведения [см. 7; 9; 16; 20; 26; 27; 31].


 

Автор: Михаил Юрьевич СМИРНОВ — доктор социологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. 


Источник: Вестник Ленинградского государственного университета имени  А. С. Пушкина. 2014. Т. 2. Философия. № 1. С. 89–102.


Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100