Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 298 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ПОКА ДВЕРИ НЕ ЗАКРЫЛИСЬ

Печать

Вита ТИТАРЕНКО

 

cerk-spasРоль религиозного фактора в формировании гражданского общества в современной Украине: проблемы и перспективы

 

Тема гражданского общества и роли религиозного фактора в его формировании уже давно перешла из философских трактатов и политических трудов в более практическую плоскость - на страницы газет, экраны телевизоров и просто - на улицы и площади страны. Это можно наблюдать в стране сегодня во всем многообразии проявлений.

Понятию «гражданское общество» есть целый ряд определений в научной литературе, но мы акцентируем внимание на том, что это - качественная характеристика общества, сфера самовыражения и самоорганизации свободных граждан для отстаивания интересов, прав и свобод человека. Понимание гражданского общества именно как пространства осуществления свободы и позволяет нам констатировать участие религиозных организаций в его формировании, поскольку их усилия направлены сейчас на отстаивании не только собственных - религиозных прав и свобод. Религиозно - духовная общность людей показала свою способность объединять людей для отстаивания общечеловеческих ценностей, прав и свобод граждан страны и влиять на происходящие политические процессы.

Такой ход событий побуждает к раздумьям над вопросом о том, на какой ступени развития находится сегодня гражданское общество в Украине в его острой фазе, какие формы приобретает и какую роль в этом процессе играет религиозный фактор.

Давно аксиоматичны утверждения о том, что Украина является христиански ориентированной  страной. Распределение религиозных организаций по вероисповедными направлениям свидетельствует о преобладающей численности в Украине представителей христианских деноминаций. Православные, католические и протестантские религиозные организации составляют около 94% религиозного сообщества государства. Но, несмотря на то, что около 37 тысяч религиозных организаций презентуют около 55 разных вероисповедных направлений, по определению Украина предстает поликонфессиональной страной[i]. Религия здесь не может претендовать на роль не только государственной, но и какой-то общенациональной идеологии, а потому  притязания каких-либо привилегий той или иной конфессии  глубоко противоречат украинской ментальности. Но вот роль, которую начинает играть религиозный фактор в сегодняшних условиях становления гражданского общества, становится все заметней. Активизируется деятельность религиозных учреждений, организаций, конфессий и отдельных общин – появляются новые заявления, проводятся акции, происходят выступления лидеров, разноформатные встречи, даются интервью. Изменения, происходящие в современном обществе, позволяют судить о политике и тактике конфессий, их мотивах, поведении, помогают различать те формы их организации в гражданском обществе, которые возникают в нашем государстве ныне.

В плане становления гражданского общества и его механизмов важнейшим, по нашему мнению, является осознание того, что гражданское общество - это не что-то устоявшееся и являющееся фиксированным раз и навсегда. Это, в первую очередь - процесс, требующий определенных общественно-гражданских усилий для поддержания его в тех формах, которые и возникают и являются востребованными именно сейчас. Устойчивое развитие гражданского общества невозможно без высокого уровня самосознания граждан. Исторически в странах с развитым гражданским обществом этот уровень обеспечивается, не в последнюю очередь, и разнообразными формами религиозности. Как именно подобное выражается в условиях украинских реалий?

Анализ результатов мониторинга украинского общества последних лет показывает стабильно невысокий уровень доверия граждан к институтам, политическим партиям, органам охраны правопорядка, профсоюзам и прочим институциям, представляющим интересы государства. В наибольшей степени доверие граждан вызывают церкви как религиозные институции. Таковы выводы общенационального опроса, проведенного в конце мая 2013 фондом «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» и социологической службой Центра имени Александра Разумкова[ii]. Согласно выводам опроса, лишь три социальных института пользуются доверием со стороны граждан: церковь (баланс доверия-недоверия составляет +50%) , СМИ Украины (+24,5 %), Вооруженные силы Украины (+11%) и несколько преобладает доверие в отношении к общественным организациям (+3 %). Но удержит ли церковь такой уровень доверия в дальнейшем?

Можно с уверенностью констатировать, что последние события (как на Майдане, так и в Юго-Восточных регионах страны) повлекли второй (первым можем обозначить события «оранжевой революции» 2004 г.) скачкообразный переход гражданского общества к состоянию сложной эволюционной иерархии. Такое положение дел свидетельствует о соответствующей степени самоорганизации общества: украинские граждане стали активнее, мобильнее, ответственнее, чем действующая сейчас система власти и властные элиты. Отряды самообороны, территориальные общины, участвующий в процессах организации обороны бизнес и т.п. – заявили о себе достаточно отчетливо. К примеру, в Ивано-Франковской области возникла общественная организация «Народное ополчение Прикарпатье», в Кировограде - объединение «Народное ополчение», в Харькове создается новое спецподразделение патрульно-постовой службы, которое будет комплектоваться из числа гражданских лиц.

Даже из этих немногочисленных примеров заметно, что преобладающее ранее «ожидательное» настроение украинцев, желание найти покровительства сверху, начинают вытесняться все более активной позицией индивидов. Уровень самоорганизации и патриотизма существенно повысился. Самоорганизация украинцев во многом опережает действия нынешней власти. Об этом пишет и «Тиждень.ua», приводя примеры роста самосознания граждан, в диапазоне - от уменьшения случаев выбрасывания мусора в окружающую среду, до поддержания действующей армии, организации отрядов самообороны по всей стране. Последние, кстати, сравнивают с так называемыми минутмэнамы (от англ . Minuteman - человек мгновения), действовавших во время войны за независимость в США в 1776-1783 годах[iii].

В поведении современных украинцев проявляются противоречивые ценности и нормы: с одной стороны - это требование гарантий равенства прав и свобод, а с другой - одобрение недемократических методов решения общественных проблем. Такие примеры, к сожалению, сегодня известны. Об этом говорит, в частности, и глава УГКЦ архиепископ Святослав (Шевчук): «И сегодня, возможно, господствуют некоторые настроения, которые предпочли бы насильственные методы, нежели мирный способ решения общественных или даже политических вопросов. И это огромная задача, стоящая перед духовными лидерами - действительно задача личного покаяния, задача поиска наиболее убедительных слов для того, чтобы повести за собой умы и сердца людей»[iv].

В продолжение сказанного: с одной стороны в сознании украинцев присутствует стремление поддержать рыночные отношения, а с другой  стороны - требования социального равенства и государственного патронажа. Такая раздвоенность политического сознания играет дестабилизирующую роль в общественно-политических процессах, что мы и наблюдаем, на примере Востока страны. Довольно длительная провинциальная роль Украины и отсутствие эволюции в ее государственности стали сегодня причиной слабого эволюционного движения и в развитии гражданского общества. Это дает повод сегодняшним «недругам» говорить об Украине как об «исторической ошибке», о её «окраинности», акцентировать внимание на ее неполноценности, зависимости от «старшего брата», о второсортности жителей западных регионов и прочее. Поэтому можно констатировать, что восточный сепаратизм – не столько национальный, как его хотят представить, а - социальный. Об этом говорит, в частности, и Евгений Левкович, отмечая, что подобная ситуация – это не что иное, как конфликт смыслов, битва между старым и новым, прогрессивным и консервативным, между развитием и стагнацией, между желанием изменить правила игры и столь же страстным желанием эти правила не менять[v].

 

***

Фактическая недееспособность правоохранительной системы, невозможность овладеть ситуацией на Востоке Украины из-за деморализации и саботажа в своих рядах, вынуждает активных и неравнодушных к судьбе страны украинцев думать о том, как защитить себя и свой дом. Именно под давлением общества и по факту уже созданных без какой-либо помощи власти отрядов самообороны по всей стране, руководство государства в лице МВД было вынуждено пойти на формирование так называемых батальонов территориальной обороны. Почти во всех областях страны, в частности в Донецке и Луганске, они - созданы, а в Днепропетровской и Харьковской  уже приступили к выполнению боевых заданий.

Вполне фиксируем процесс формирования добровольных объединений граждан или же, неправительственных организаций по критерию поддержания общих ценностей, которые составляют основу национальной идентичности и присущи гражданскому обществу. Относительно межконфессиональных и государственно-церковных отношений, то их улучшают, по мнению проф. А.Сагана, светские общественные объединения и институты, объединяющие зачастую светских специалистов, клириков церквей и различных религиозных направлений[vi]. В частности речь идет об Украинской ассоциации религиоведов, Украинской ассоциации религиозной свободы, Институте религиозной свободы, Центре религиозной информации и свободы, постоянно действующем при Центре Разумкова Круглом столе «Религия и власть в Украине: проблема взаимоотношений» и др.

Важным условием в попытках демократизации современного общества представляется наличие полноправных социальных институтов, включая конфессиональные, которые призваны способствовать наиболее полной реализации интересов гражданина и личности. Весьма актуальной была ранее и обретает особую остроту сегодня проблема использования религии в борьбе за политическую власть. Да, религия может выполнять роль консолидирующего начала для разных политических сил. Но при наличии определенных условий, она может способствовать и дезинтеграции, противостоянию, формированию конфликтности на религиозной основе, негативно влиять на различные стороны общественной жизни. Религиозные организации способны выступать как значимые субъекты в оппозиции к власти.

Сегодня влияние религии в ее христианском проявлении на формирование гражданского общества в стране не является однородным и достаточно эффективным. Если обратиться к карте конфессиональной структуры верующих по регионам Украины, то можно заметить, что в сегодняшних регионах «беспокойства » (Луганская область , Днепропетровская, Донецкая, Крым, Севастополь) доминирует УПЦ МП[vii].

Случайность ли? Вот конкретные примеры: в Краматорске распространялись листовки следующего содержания: «В связи с вторжением в Россию (Малороссию) антихриста, разрешенного в результате действий в последний незаконных религиозных организаций (УПЦ КП, УАПЦ), а также УГКЦ и папизма, которые осуществляли своими эскадронами оккультистов гонения в ней (Малороссии - Авт.) на православных после распада СССР и особенно после захвата им (антихристом ) власти 22 февраля с.г. в Киеве, мы, русские православные христиане, обращаемся к нашим братьям и сестрам по вере: России, Малороссии, Белоруссии, Молдовы, Приднестровья, Прибалтики, Казахстана и Средней Азии с призывом ... осуществить всенародное покаяние ... »[viii].

Вероятно, что начинать  приводить примеры следовало с тех мест, которые де- факто перестали быть частью Украины, а именно -  с Крыма, Севастополя, где в проповедях накануне Пасхи в церкви УПЦ МП звучало буквально следующее: «И не иначе, как Христос помог вырваться Крыму назад, домой - в Россию». В продолжение звучало, что «22-летняя оккупация Крыма Украиной - это испытание, которое должен был пройти народ ... испытание веры»[ix].

Что касается анализа ситуации в Славянске, то, как об этом пишет проф.П.Кралюк, временами просто забывается, что «здесь (в Славянске – Авт.) находится один из главных центров украинской православной церкви (Московского патриархата) на Востоке Украины[x]. Славянскому горсовету подчинен город Святогорск, где находится Святогорская Успенская лавра. Последняя активно продвигала и продолжает пропагандировать идею развития «русского мира» и на Донетчине, и в Украине в целом. Благодаря этому, многие в Славянске оказались под влиянием пророссийского православия, что создало соответствующую среду, где сепаратисты чувствуют себя, как рыбы в воде».

Трудно что-либо возразить по этому поводу, поскольку и официальная УПЦ МП воздерживается от комментариев, не опровергая их и не осуждая подобного. Но, подчеркнем, речь идет о том, что одним из координаторов сепаратистов в Славянске оказался священник УПЦ , настоятель Свято- Воскресенского храма протоиерей Виталий[xi].

А в Донбассе духовную поддержку вооруженным сепаратистам продолжают оказывать священники УПЦ (Московского Патриархата), в то время как их коллеги из УПЦ Киевского Патриархата опекают украинских военнослужащих.

В результате, церковь оказалась не только зеркальным отражением событий в обществе, но и прямым участником формирования этого общества. Учитывая специфику нынешней ситуации в государстве, ни одна влиятельная конфессия Украины не осталась в стороне от событий. Представители целого ряда конфессий консультируют управленцев  -  какой должна быть власть, каким должно становиться современное общество. Но, как видим, позиции церквей разбросали их по разные стороны баррикад. Об участии каждой из них подробно говорится в книге «Майдан и Церковь: хроника событий и экспертная оценка» (Составители Л. Филипович и О. Горкуша . - К., 2014 ).

Период после 2004 года (а именно 2013-2014 гг.) ознаменовался беспрецедентным примером масштабной акции гражданского неповиновения. Эти события доказали, что при добровольном объединении большого количества граждан существует возможность реального влияния общества на государственную власть и возможность отстаивать свои гражданские права и свободы. И опять же, украинские Церкви (подчеркнем - не «церкви в Украине» , а именно «украинские церкви») призваны стать тем форпостом , который должен сказать свое слово, поскольку, по мнению многих, все остальное «или уже проиграно и прогнило - как государство, либо не действует, изможденное до конца - как гражданское общество».

В упомянутой выше беседе с интервьюером, глава УГКЦ архиепископ Шевчук отмечает: «Слава Богу, что сегодня Церковь находится в эпицентре событий и не только наша – но и все: и православные, и протестантские... Люди ищут церковного присутствия, о нем просят. Если где-то нет видимых знаков присутствия - люди начинают спрашивать: почему нет церкви, почему Церковь молчит? .... Я вполне понимаю, что если мы сегодня не сможем адекватно войти в эту открытую дверь, то завтра… эти двери могут закрыться».

Такая позиция и видение роли церкви актуальны, поскольку успех 2004 года так и не был закреплен. Состоялось не возрождение и становление, а, скорее, консервация или приостановление дальнейшего развития институтов гражданского общества в политическом пространстве Украины. Следовательно, необходимо укрепление гражданского общества, его эволюционирование и выход на «европейский сценарий», который предусматривает усиление участия граждан в процессах принятия решений социально-политического и экономического направления, особенно на местном уровне.

Существующие в обществе требования «перезагрузки власти» - вполне оправданы. Становление и развитие гражданского общества в Украине возможно лишь при модернизации всей управленческой системы, которая базировалась бы на национальных особенностях, отвечая мировым демократическим стандартам. В этом процессе значение религиозного фактора обязано быть ощутимым: утверждение о том, что в XXI веке в условиях глобализации и ускорения мировых интеграционных процессов, роль религии как универсального мировоззрения будет неуклонно расти – звучит, практически, аксиоматично.

Следующим шагом конфессий Украины, как видится, должно стать использование публичного политического пространства - для созданию благоприятных условий развития и функционирования своих институций. Это означало бы включенность религиозных организаций в политический процесс, с вполне определенными и оправданными целями, включающими борьбу религиозных сообществ за свои права и свободы.

Регулирование межконфессионального диалога, осознание его необходимости и значения будут способствовать развитию гражданского общества в Украине. Это гарантирует и позитивные изменения в политической системе, которая призвана существовать для защиты интересов граждан. Насколько возможно решение подобных задач налаживания межконфессионального диалога даже в православной среде? На вопросы - как действовать и на какие каноны опираться, чтобы сделать Православную церковь в Украине автокефальной, предлагает свое видение и понимание проф. Л.Филипович[1].

Ведь сегодня не все согласны поддерживать позицию главы УПЦ (МП) Онуфрия, продемонстрированную на последнем заседании ВСЦиРО (здесь и дальше - Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций) под его председательством, когда по его личной инициативе был изъят из принятого коммюнике пункт, в котором речь шла об осуждении российской агрессии в отношении Украины.

Тем не менее, такие общественные объединения, как ВСЦиРО содержат в себе потенциальную способность влиять на формирование гражданского общества. Ведь, по определению проф.А.Сагана: «ВСЦиРО постепенно берет на себя роль координатора межцерковных инициатив ... ей нужно отработать механизм постепенного расширения и учета в своей деятельности позиции и других межцерковных образований: Совета Евангельских протестантских церквей Украины, Совета представителей христианских Церквей Украины, Всеукраинского Совета христианских Церквей и Совета представителей Духовных управлений и центров мусульман Украины».

Поэтому в утверждении, что религия в наше время существенно влияет на различные стороны жизни общества в целом и украинского в частности - сомнений остается мало. 

Авторский перевод

 

Автор: Вита Владимировна ТИТАРЕНКО - кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник Отделения религиоведения Института философии имени Г.С.Сковороды НАН Украины.

 

Источник: РИСУ

_________________________________

 

[i] Релігійна мережа, її кадрове та матеріальне забезпечення:основні тенденції, динаміка змін, перспективи розвитку. http://mincult.kmu.gov.ua/mincult/uk/publish/article/327651;jsessionid=C576ABCB3D48CB82182949A7237D6CDE

[ii] Українці довіряють церкві, ЗМІ і армії – опитування. http://www.bbc.co.uk/ukrainian/politics/2013/06/130605_ukrainians_poll_it.shtml

[iii] Self-made країна. Самоорганізація українців випереджає дії влади. http://tyzhden.ua/Politics/108343

[iv] Церква, яка не мовчить. http://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/55947/

[v] То, что происходит на Донбассе, называйте «советской весной». http://uainfo.org/yandex/310969-to-chto-proishodit-na-donbasse-nazyvayte-sovetskoy-vesnoy.html

[vi] Формування нової парадигми державно-церковних відносин у нових реаліях пост-майданівської України. http://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/55782/

[vii] Релігійна палітра України. http://tyzhden.ua/Society/107903

В Краматорске распространяют православные листовки сомнительного содержания. http://www.kramatorsk.info/view/148376

[ix] «Христос помог вырваться Крыму назад в Россию». В Севастополе попы окучивают народ. http://uainfo.org/yandex/312564-hristos-pomog-vyrvatsya-krymu-nazad-v-rossiyu-v-sevastopole-popy-okuchivayut-narod.html

[x] Сепаратисти-терористи. Чому саме Слов’янськ? http://www.radiosvoboda.org/content/article/25355554.html

[xi] Террористы Славянска прячутся под рясой московского попа http://crime.in.ua/news/20140506/slavyansk-cerkov

[xii] «Жодний із підходів не є об’єктивним...» http://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/56247/

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100