Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 272 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



РЕЛИГИЯ В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУРЫ

Печать

Ольга СЕНЮТКИНА

О.Н.СенюткинаС 26 по 29 мая 2010 года  в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А.Добролюбова проходила международная научная конференция "Исповеди в зеркале: Межконфессиональные отношения в центре Евразии (на примере Волго-Уральского региона – XVIII-XXI вв.)". Международная конференция была организована Центром франко-российских исследований в Москве (CEFR, CNRS/MAEE)  и Нижегородским государственным лингвистическим университетом (НГЛУ) при поддержке правительства Нижегородской области, администрации Нижнего Новгорода, Посольства Франции в Российской Федерации,  Альянс Франсез - Нижний Новгород, , а также Центра турецких, османских, балканских и центрально-азиатских исследований, Французского  института исследований Центральной Азии, Центра исследований России, Кавказа и Центральной Европы, Центра российских и евроазиатских исследований.

 

Конференция проводилась в рамках "Года Франции в России и России во Франции".

Проведение данной конференции явилось результатом серьезного интереса мирового академического сообщества к межрелигиозным взаимодействиям в Волго-Уральском регионе  и было инициировано французскими историками и социологами еще в 2008 году. Понадобилось около двух лет подготовительной работы, чтобы созвать и провести конференцию такого рода.

Научная цель международной конференции заключалась в изучении межрелигиозных отношений на примере положительного опыта культурного и религиозного многообразия Волго-Уральского региона в период с конца XVIII до начала XXI века.

Открытие конференции и пресс-конференция для СМИ проходило в актовом зале НГЛУ. Для участия в открытии собрались представители нижегородского академического сообщества: историки, этнологи, политологи, социологи, культурологи, представители конфессий региона, а также студенты нижегородских вузов. Вел открытие конференции президент НГЛУ, профессор Геннадий Петрович Рябов.

фото НГЛУВ приветственном слове к участникам конференции министра внутренней политики Нижегородской области Александра Ивановича Цапина было отмечено, что "на этой конференции очень интересный набор участников. Здесь собрались люди из разных стран, чтобы обсудить проблемы конфессий в России. Конференция очень важна для нас, так как наш регион имеет богатый опыт многонационального и многоконфессионального взаимодействия. Нам нужно сделать все необходимое, чтобы данная конференция послужила хорошим примером для дальнейших подобных мероприятий. По уровню и глубине озвученных проблем это мероприятие можно назвать уникальным".

Директор Центра франко-российских исследований в Москве Жан Радвани обратил внимание на позитивную сторону развития межконфессиональных отношений в Волго-Уральском регионе и, в частности, в Нижегородской области. Он подчеркнул, что длительные межрелигиозные контакты живущих в добрососедстве народов могут служить  образцом для западных стран, особенно Франции последнего времени.

С теплыми словами в адрес участников обратились: представитель Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, кандидат наук отец Алексей Горин, заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области кандидат наук Дамир-хазрат Мухетдинов, председатель иудейской общины города Нижнего Новгорода Эдуард Михайлович Чапрак. Все они подчеркивали важность подобных мероприятий в целях консолидации россиян и противостояния различным фобиям.

Собравшихся приветствовали члены оргкомитета конференции Стефан Дюдуаньон, научный сотрудник Высшей школы социальных исследований (Париж), Ольга Николаевна Сенюткина, профессор НГЛУ и Ксавье Ле Торривеллек, заместитель директора Центра франко-российских исследований в Москве.

Большой интерес у специалистов, приехавших на конференцию, вызвала выставка Центрального архива Нижегородской области и Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области "Народы Нижегородского Поволжья в фотографиях и документах (XIX –  начало XX вв.)", представленная директором архива Аржановой О.С.

 

Заседания конференции проходили в формате пяти сессий, которые имели следующие названия:

  • "Политический язык имперской России" (председатели Г.П. Рябов-Россия и Жан Радвани-Франция),
  • "Практики советского государства" (председатели О.Н. Сенюткина-Россия и Андреас Каппелер-Австрия),
  • "Как определить себя и другого" (председатели С. Дюдуаньон-Франция и Норихиро Наганауа-Япония),
  • "Игры взаимодействий" (председатели Ф.А. Дорофеев-Россия и К. Ле Торривеллек-Франция),
  • "Микрорегиональное исследование" (председатели Н.Г. Юрченкова-Россия и Поль Верт-США).

 

С докладами выступили специалисты в сфере этнологии, истории, религиоведения, культурологии и социологии из Франции, США, Японии, Австрии, Киргизии, а также из ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Оренбурга, Ульяновска, Чебоксар, Саранска, Йошкар-Олы, Уфы, Ижевска. Рабочим языком конференции был русский язык.

 

Первая сессия "Политический язык имперской России" была направлена на уяснение того, как в языке исторических  источников того времени интерпретируются реалии жизни и деятельности разных конфессий. Прямой ответ на этот вопрос был заложен в докладе профессора Венского университета (Австрия) Андреаса Каппелера "Как квалифицировали русские источники этнорелигиозные группы Волго-Уральского региона?", открывшем сессию.  Ученый ответил на ряд принципиально важных вопросов следующего содержания. Какие существующие категории использовались для обозначения представителей групп российского населения разного вероисповедания, какие новые категории были созданы? С какими целями они применялись? Насколько использованная терминология являлась выражением политики России в отношении этнорелигиозных групп в разные периоды? Служила ли классификация интеграции этих людей в Российское государство и общество, или же наоборот вела к сегрегации нерусских/ нехристиан от русских/ православных? В какой мере официальная классификация имела влияние на идентификацию нерусских жителей и, возможно, на создание новых идентичностей и этносоциальных общностей?

В следующем выступлении, сделанном профессором университета штата Невада (Лас Вегас, США) Полем Вертом "Духовенство, состояние и ведомств: верослужители "иностранных"  исповеданий в сословной системе Российской империи" была дана оценка тому месту, которое эти служители занимали в развивающейся сословной системе империи, рассмотрено, какими они пользовались правами и привилегиями, проводилось сравнение положения служителей культа неправославных конфессий с положением православного духовенства с учетом изменений, имевших место в течение ХІХ века, особенно в 1860–е годы. Был освещен социальный статус священнослужителей т.н. "иностранных" исповеданий (ксендзы, муллы, раввины, ламы, пасторы и т. д.) согласно российскому законодательству.  

Доклад Ольги Николаевны Сенюткиной (Нижегородский государственный лингвистический  университет им. Н.А.Добролюбова) "Конфессиональное многообразие Нижегородского Поволжья под влиянием государственной управленческой политики" акцентировал внимание на процессах формирования конфессионального пространства Нижегородчины,   той роли, которую играло в этих процессах государство, на то, каким был язык управленческой деятельности центральных и местных органов власти в отношении конфессий. Особое внимание уделялось специфике межконфессиональных отношений региона.

Как выражались настроения подданных Российской империи мусульманского вероисповедания в тот период истории, который характеризовался сильнейшей политизацией общественной жизни – период Первой русской революции? На материалах петиций нерусских народов Волго-Уральского региона на этот вопрос отвечал в докладе "Модернизации национально-государственного устройства России в начале XX века" Марсель Нуруллович Фархшатов (Институт истории, языка и литературы, Уфимский научный центр РАН, РФ).

Исследователь из университета Хоккайдо (Саппоро, Япония) Норихиро Наганауа  в докладе "Политика благонадежности: борьба с панисламизмом и её последствия в многоконфессиональном Волго-Уральском регионе" раскрыл острые моменты политической истории 1905-1917 гг., когда развернулась борьба государства с теми, кого власть подозревала в сепаратизме и расколе империи.

фото НГЛУСессия "Практики советского государства" вывела участников конференции в обсуждение процессов конфессиональной истории Волго-Уральского региона в XX веке. В докладе Ильнура Рафаэловича Минуллина (Институт истории им. Ш.Марджани, Казань, РФ) "ислам и советская идеология: анализ государственного дискурса в Татарстане в 1920-1930-е гг." были показаны особенности постоянно действующей стратегии и меняющейся тактики борьбы с носителями религиозного мировоззрения. Относительно  либеральные методы изживания религии сменились откровенно воинствующими. "Амплитуду колебаний" антирелигиозной политики докладчик рассмотрел не только хронологически, но и пространственно, в зависимости от конфессионального состава того или иного региона советской России.

Ксавье Ле Торривеллек (Центр франко-российских научных исследований в Москве, РФ) в своем докладе "Религиозные границы и религиозная политика двух Советов в поликонфессиональном Волго-Уральском пространстве (1958-1965)" показал своеобразную ситуацию управления конфессиями в период демократизации советского общества, акцентировав внимание на некую преемственность особенностей религиозной политики советского и имперского времени.

В докладе Константина Алексеевича Моргунова (Оренбургский государственный аграрный университет, Оренбург, РФ) "Динамика численности мусульманских религиозных организаций в оренбургской области во второй половине XX  - начале XXI вв." изменения численности религиозных объединений были напрямую связаны с перепадами государственной конфессиональной политики. Изучение динамики этих изменений позволило ученому выделить определенные этапы в развитии государственно-церковных отношений, а также проанализировать некоторые их тенденции.

Завершил сессию доклад Екатерины Андреевны Ягафовой "Религиозный синкретизм в обрядности этноконфессиональных меньшинств чувашей в xx – нач. xxi вв.". В нем были раскрыты межконфессиональные взаимодействия между тюркскими (мусульманскими) и финно-угорскими (православными) народами. Подчеркивалось, что  развитие массового атеизма, секуляризация национальных отношений облегчали межэтнические контакты, в том числе и смешанные браки. Вместе с тем, имела место и некоторая религиозная отчужденность, игравшая у верующей части мордвы и татар на протяжении веков важную роль в формировании их взаимоотношений.

 

Третья сессия "Как определить себя и другого" направила внимание участников конференции в русло сложнейшей проблематики самоидентификации. Первый доклад в этом формате на тему "Мир средневолжской поликонфессиональной деревни в аспекте отношений "свой" и "чужой"" был сделан Геннадием Алексеевичем Николаевым (Чувашский государственный институт, Чебоксары, РФ).  Исследование динамики конфессиональной ситуации в рассматриваемом регионе во второй половине xix – начале xx вв. позволило докладчику проанализировать набиравшее силу движение за учреждение конфессионально-однородных сельских обществ. В части этнически однородных сел и деревень смена отдельными соплеменниками веры вызывала конфессиональный остракизм. Периодические обострения межконфессиональных отношений в средневолжской деревне обуславливалось как внешними (миссионерская деятельность Русской православной церкви и пр.), так и внутренними (рост этнического самосознания и пр.) факторами. Межконфессиональные трения гасились толерантностью основной массы верующих лицам других конфессий.

Елена Сергеевна Данилко (Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, г. Москва, РФ) в докладе ""Нерусское старообрядчество" в Урало-Поволжье (конец XVIII - начало XXI века)" отмечала, что, если изначально старообрядчество было исключительно русским явлением, то уже применительно к ХIХ столетию можно говорить о его интернациональном характере и популярности среди поволжских "инородцев". Была рассмотрена проблема открытости других народов для старообрядческой религиозной доктрины.

Доклад Федора Александровича Дорофеева (Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского) "Веротерпимость и нетерпимость в Нижегородских православных братствах XIX века" показал деятельность этих объединений, охватывавшую разные стороны общественной жизни, в том числе просвещение и миссионерство. Рассмотрение основных аспектов деятельности братств позволили докладчику оценить как в пореформенной России "снизу" воспринимались верующими православными мирянами и священниками межконфессиональные и межэтнические сюжеты.

Юлия Николаевна Гусева (Самарский филиал Московского городского педагогического университета, РФ) в докладе на тему "Миграции средневолжских мусульман на рубеже XIX – XX вв.: причины, обстоятельства, последствия (из истории общин Самарской и Нижегородской губерний)" дала анализ взаимодействия поволжских мусульман с внешним миром (внешняя миграция) и с приходами различных регионов Российской империи (внутренняя миграция), охарактеризовала как особенности жизни поволжских махалля, так и специфику их взаимодействия с государством.

Влиянию внешнеполитической ситуации на жизнь поволжских мусульман в начале XX столетия был посвящен доклад Стефана А. Дюдуаньона (Центр балканских, тюркских, османских и среднеазиатских исследований CETOBAC / CNRS / Высшая Школа Социальных Исследований (EHESS) – Коллеж де Франс, Париж) "Многоконфессиональность в рассмотрении поволжских мусульман: в зеркале иранской и турецкой революций (1905-1914 гг.)". Им были проанализированы отклики иранской и турецкой революции на "мусульманскую" прессу Российской империи; через анализ газетных публикаций был прояснен уровень понимания межконфессиональности частью россиян, живших в условиях политизации России.

 

фото НГЛУСледующая сессия "Игры взаимодействий" показала сложнейшие переплетения различных верований в сознании людей Волго-Уральского региона. Доклад Антона Кирилловича Салмина (Музей антропологии и этнографии, Санкт-Петербург, РФ) "История взаимодействия религии чувашей с православием" раскрыл особенности синтеза  и синкретизации народной религии чувашей с православием. По утверждению докладчика  процессы синтеза происходили далеко немирно и гладко, а скорее – на принципах господства и подчинения. Середина XVIII века рассматривается как начало массового обращения чувашей в православие.

В  докладе Нины Георгиевны Юрченковой (Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве республики Мордовия ИГН Морд., Саранск, РФ) "Эволюция традиционного мировоззрения мордвы под воздействием православия" были рассмотрены вопросы, связанные с  трансформацией традиционного мировоззрения мордвы под воздействием христианства. Докладчиком были раскрыты  причины социально-экономического,  исторического и идеологического характера сохранения двоеверия, характеризующегося слиянием разнородных элементов идеологического плана, что возможно только при контактах развитой социокультурной системы с окружением. Наложение двух религиозно-мифологических систем (православия и древнемордовского язычества) еще более усложнило  мировоззренческие установки мордовского народа.

Доклад Ильдуса Котдусовича Загидуллина (Институт истории им. Ш. Марджани, Казань, РФ) "Особенности организации и соблюдения норм мусульманского образа жизни крещеными татарами, возвратившимися в ислам, во второй половине XIX в. (по материалам Среднего Поволжья)" показал, что проживающие совместно с мусульманами "отпавшие" практически все становились частью уммы. На проживающих совместно с православными крещенов оказывали влияние: местный учитель братской школы, казанские миссионеры, и полиция. Но далеко не всегда они сохраняли новую конфессиональную идентичность.

Леонид Александрович Таймасов (Чебоксарский Кооперативный Институт, Чебоксары, РФ) в докладе "Язычники между исламом и христианством: межконфессиональные отношения в контактных зонах Среднего Поволжья" заострил внимание на том, что характер этноконфессиональных процессов в православно-новокрещенских контактных зонах определялся преимущественно эффективностью православного миссионерства. Но в то же время отметил, что  утверждение православия в этих районах опережало территории компактного проживания новокрещеного населения. В мусульманско-новокрещенских контактных зонах этноконфессиональные процессы зависели от хозяйственно-бытовых связей, миссионерским воздействием татаро-мусульманского населения на новокрещеных. Этноконфессиональные процессы в контактных зонах имели большую динамику и протекали с ущербом язычеству.

Доклад Александра Викторовича Кобзева (Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск, РФ) "Динамика межконфессиональных отношений в Симбирской губернии во второй половине XIX – начале XX вв." был сосредоточен на развитии таких межконфессиональных процессов в Симбирской губернии как исламизация крещеных чувашей и чувашей-язычников, реисламизация крещеных татар, переходы татар-мусульман в православие и на имевших иногда место конфессиональных конфликтах в повседневной жизни.

Темой выступления Кееми Владимировны Орловой (Институт Востоковедения РАН, Москва, РФ) стала "Христианизация калмыков как фактор их интеграции в социокультурное российское общество". На основании исследования официальных документов был сделан вывод о том, что во второй половине XVII в. калмыки начали принимать православие, а власть проявляла по отношению к этому процессу большую осторожность, что было вызвано тем, что калмыки поддерживали российскую власть во внешних войнах и помогали подавлять беспорядки внутри страны. Российское правительство не ставило цель обратить в православие всех калмыков. Считая своей главной задачей налаживание эффективной системы управления путем создания светского и духовного бюрократического аппарата, власть старалась поддерживать относительно нормальные отношения с местной элитой, в том числе демонстрируя терпимое отношение к традиционной религии калмыков – буддизму.

 

Завершающая сессия конференции была посвящена микрорегиональным исследованиям.

Первый доклад сессии под названием "Казанский римско-католический приход в XIX веке" был сделан Валерией Мобек - Пичугиной (независимая исследовательница, Париж, Франция). В нем было подчеркнуто, что создание единого религиозного католического центра на территории Поволжья и Приуралья в XIX веке явилось следствием инициативы властей. Необходимость учреждения казанского католического прихода была вызвана ежегодным увеличением численности католиков на данной территории, в частности, после  ликвидации отдельной польской армии в 1831 году.

Сергей Игоревич Ильинский (Удмуртский Государственный Университет, Ижевск, РФ) в докладе "Язычество финно-угорских народов в постсоветской Удмуртии: конфессиональный и культурологический аспекты"  показал, что дохристианские народные верования финно-угорских народов, исторически проживающих на территории современной Удмуртии (удмуртов, марийцев), пережив испытания советского периода, обрели второе рождение в конце 80-х – начале 90-х годов xx века. В восприятии титульной нации Удмуртской Республики язычество было не просто одной из ранних религиозных традиций: религиозные традиции органически вошли в менталитет народа, оказали значительное воздействие на его быт, историческую память  и  культуру. Однако культурологический аспект языческих верований удмуртов оказался более востребованным и перспективным, чем культово-обрядовая практика. 

"Православие на Нижегородчине в контексте современных религиозных процессов" стало объектом рассмотрения Ольги Константиновны Шиманской (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, РФ). В докладе было показано, какие позиции занимает Нижегородская Епархия Русской православной церкви Московского Патриархата в регионе, как складываются ее отношения с группами верующих других вероисповеданий.

Тамара Лаврентьевна Молотова (Марийский Институт Языка, Литературы и Истории, Йошкар-Ола, РФ) в своем докладе "Религиозный фактор в культуре восточных марийцев" проанализировала процесс  миграции восточных марийцев в xvi – xviii вв. из Поволжья в Прикамье и Приуралье, причиной которого был протест против насильственной христианизации. Кроме того, верования и культура данной группы подверглись  влиянию со стороны ислама, с особенной силой во 2-ой половине XIX века. В большинстве своем восточные марийцы были истинными приверженцами своей традиционной  религии.

Завершил работу конференции доклад Исмаиля Тюркоглу (Кыргызско-турецкий университет "Манас", Бишкек, Кыргызстан) на тему "Переселения из Волго-Уральского региона в Османскую империю  (1876-1914) и их причины". Среди причин миграций докладчик указал на религиозные и политические свободы, соблюдаемые в Османской империи, возможность получения там мусульманского образования, проведение оставшихся лет жизни в святых для мусульман городах Мекке и Медине. В качестве главной причины он отметил причину религиозного характера, а именно политику  христианизации, проводимую  при Александре III.

Характер дискуссий, проходивших в ходе конференции "Исповеди в зеркале" отражал принципиальную междисциплинарность. Доминирующей идеей, прозвучавшей во многих выступлениях участников конференции, была идея необходимости и впредь продолжать глубокое изучение межконфессиональных отношений Волго-Уральского региона в целях дальнейшего укрепления стабильности, поддержания межконфессионального мира и согласия, воспитания культуры религиозной и этнической толерантности. Значительное внимание на конференции было уделено религиозному мировоззрению населения различных субъектов Российской Федерации в прошлом и настоящем, а, главное, в соответствии с темой конференции, межконфессиональным взаимодействиям.

За докладами, сделанными на конференции, стоит, безусловно, колоссальный кропотливый труд, неустанный поиск доказательств выдвигаемых гипотез и версий в архивах, бережное отношение к исследуемому материалу, постоянное стремление к достоверности. 

Интерес СМИ к проведению конференции был достаточно высоким. Мощную информационную поддержку конференции оказала пресс-служба правительства Нижегородской области.  Ход работы ученых освещался  НИА "Нижний Новгород", REGIONS.RU, "Татар-информ", НТА-Приволжье,  Видео ГТРК "Кремль", "СеверИнформ"  и др.  Информация о конференции прошла по всем новостным каналам. Нижегородские газеты  осветили основные цели конференции и ее ход. О конференции дали репортажи конфессиональные сайты региона: сайт Нижегородской епархии, сайт Духовного управления мусульман Нижегородской области и др. Материалы о конференции были размещены и за пределами региона, в частности, в газете "Новости Кыргызстана". Журналисты Светлана Высоцкая, Ирина Козлова, Екатерина Харченко и др. брали интервью у участников научного форума. 

Результатом работы конференции станет издание её материалов на русском и французском языках во Франции и России, которое планируется к концу 2010 года.

 

Автор: Ольга Николаевна Сенюткина -доктор исторических наук, профессор профессор кафедры культурологии и истории Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ) им. Н.А. Добролюбова.)

 

ReligioPolis

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100