Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 177 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



НОВЫЕ РЕЛИГИИ ЗАПАДНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В РОССИИ

Печать

Екатерина ЭЛБАКЯН


новые религии, гуманизмНовые религии западного происхождения в России: общие характеристики и специфические черты

«Нет насилия, которое могло бы

лишить нас свободы выбора»

Эпиктет

Екатерина Элбакян

Статья по материалам доклада, сделанного на научно-практической конференции "Новые религии в России: двадцать лет спустя", 14.12.2012, Москва

 

Новые религии – что это такое? Что мы подразумеваем под расплывчатыми терминами «новые религиозные движения» (НРД),  «нетрадиционные религии и культы», «возникающие религии», «внеконфессиональные, неканонические верования», «альтернативные религии» и т.п.? Так ли уж они новы или новые они только для России и стран постсоветского пространства? Каковы критерии «новизны»?

Исследователи выделяют ряд признаков, по которым мы можем установить, является ли данная религия «новой», или она уже давно стала «старой», «традиционной» для данного социума или даже для группы социумов.

Профессор И.Я. Кантеров полагает, что «религиозные движения данного типа называются «новыми», поскольку в настоящем виде большинство из них возникло сравнительно недавно. От традиционных верований НРД. отличаются нововведениями, существенно расходящимися с вероучительными  установками исторических религий. Последователи НРД  - верующие первого поколения. Их верования не укоренены в традиции народов страны, нации, региона. При этом приобщение к вере чаще всего происходит не постепенно, эволюционно, а внезапно, сопровождаясь резким изменением взглядов, отношения к родителям, что нередко побуждает делать выводы о несамостоятельности выбора веры. НРД. характеризуются наличием в них центральных фигур - основателей таких движений или их лидеров. Чаще всего они провозглашают себя божествами или их посланцами (мессиями), принесшими в мир новое, единственно истинное учение»[i].

Итак, новые религии или НРД это:

возникшие недавно и существующие на протяжении жизни одного поколения верующих;

признающие вероучительные положения, существенно расходящиеся с вероучением «исторических религий»;

не имеющие укорененности в социокультурном пространстве региона нахождения;

имеющие в числе последователей, как правило, неофитов, пришедших в НРД благодаря миссионерской деятельности последних, а не воспитанию в семье;

имеющие харизматических лидеров, возвещающих истинное учение.

Рассмотрим, насколько соответствуют данным признакам те религиозные направления, которые в России именуются новыми религиозными движениями западного происхождения. Это в первую очередь, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Свидетели Иеговы, Армия спасения, Церковь Объединения Муна и Церковь Саентологии.

  • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны)

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней – международная религиозная организация, направление в христианстве, не относящееся ни к одной из четырех его ветвей (православие, католицизм, протестантизм, ориентальные христианские церкви). Возникло в 1820-х гг. в США. Основатель Джозеф Смит.

Вероучительные основания Церкви Иисуса Христа Святых последних дней во многом близки «историческому» христианству. Источниками вероучения мормонов являются Библия (KJV - авторизованная версия Короля Якова), «Книга Мормона» и «Учение и Заветы» и «Драгоценная жемчужина», содержащая Символы веры.

Признавая Библию (в английском переводе Короля Якова) в качестве Слова Божьего, мормоны признают новозаветную историю рождения, жизни, распятия и воскресения Иисуса Христа. Они верят в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, Мессия, Спаситель человечества, выступающий посредником между Богом (Небесным Отцом) и людьми. Символы веры мормонов включают в себя 13 деклараций, признающих основные христианские догматы о Троице, грехе, искуплении, спасении, конце света. При этом подчеркивается приверженность традициям раннеапостольской Церкви. Идеи милленаризма находят отражение в представлениях мормонов о втором пришествии Иисуса Христа и его тысячелетнем царстве – последнем тысячелетии существования земли. Христос в течение этого тысячелетия будет правителем. Он установит на земле справедливые законы, гарантирующие основные права и свободы всех народов. В соответствии с протоколами, находящимися на небесах, будет вершиться суд над умершими. Каждый, в зависимости от своей земной жизни, попадет в одно из четырех царств – целестиальное (надземное), террестриальное (наземное), телестиальное (подземное). (см.: Учение и Заветы 76:70-71,88)

Таким образом, и это полностью согласуется с основными идеями христологии и христианской сотериологии, Бог, являясь Всемогущим Правителем неба и земли, подготовил план спасения людей, исполнение которого дарует вечную жизнь с ним. Грехи же, совершаемые людьми, могут сделать это невозможным. Поэтому Бог – Небесный Отец во искупление человеческих грехов послал на Землю своего сына – Иисуса Христа. Своей смертью и последовавшим за ней воскресением Христос преодолел физическую смерть и конечность земного существования. Благодаря его жертве люди получили благословение и должны следовать Христу и его учению.

Мормоны строго придерживаются точки зрения, согласно которой Бог есть Небесный Отец, а Иисус Христос – Спаситель. До своего появления на земле все люди были сотворены в качестве духовных существ, и, родившись на земле, являлись когда-то духовными братьями и сестрами на небесах. Бог являет собой истину, которую человек может познать или получить только в случае соблюдения всех  Божественных заповедей. О происхождении Бога Джозеф Смит высказывался следующим образом: «Сам Бог однажды был таким, как мы сейчас и есть возвышенный человек, и восседает на троне на Небесах! … однажды Он был человеком как мы; да, сам Бог, Отец нас всех, жил на земле также, как это делал Иисус Христос…»[ii]. Бог – существо материальное, имеющее физическое тело и пребывающее в пространстве и времени. Ему свойственны как телесные потребности, так и душевные страсти. «Отец имеет тело из плоти и костей, такое же осязаемое, как и тело человека, также и Сын…» (Учение и Заветы, 130:2) «Когда Спаситель явится, мы увидим Его Таким, Какой  Он есть. Мы  увидим, что Он есть человек подобно нам» (Учение и Заветы, 130:1). Аналогичные представления о Боге выражал, что вполне естественно, и Джозеф Смит: «Если бы завеса сегодня разодралась и великий Бог, содержащий этот свет в орбите и поддерживающий все миры и предметы своей силою, сделался бы видимым, я говорю, если бы вы Его увидели сегодня, то вы увидели бы Его подобным человеку»[iii].

Антропоморфизация Бога дополняется своеобразным представлением о Троице, в рамках которой Бог Отец, Иисус Христос и Святой Дух рассматриваются как отдельные личности, единые в своей цели, но играющие различные роли. Бог – Небесный Отец, Иисус Христос – Спаситель и Искупитель, и Святой Дух – откровитель истины, причем,  согласно вероучению Церкви, Святой Дух, являясь членом Божества,  (см.: Учение и Заветы, 20:28) «тела из плоти и костей не  имеет, но есть сущность духовная   (см.: Учение и Заветы, 130:22).

Таким образом, согласно теологическому учению Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, существуют три отдельные личности, составляющие Божество, – Отец, Сын (Христос) и Святой Дух. В соответствии с теологической доктриной Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, Бог-Отец  также имеет еще одного сына – Люцифера, который, утратив свое божественное предназначение, превратился в дьявола.

Итак, несмотря на принятие догмата о Троице, можно увидеть определенные отличия в трактовке Троицы и понимании Бога между мормонами и представителями «исторического» христианства. Помимо этого, специфической для Церкви Иисуса Христа Святых последних дней является представление, исложенное в «Книге Мормона» о явлении и служении народу древней Америки воскресшего Иисуса Христа (отсюда подзаголовок книги – «Новые свидетельства об Иисусе Христе»). Члены Церкви исходят из того, что первоначальная церковь Иисуса Христа исчезла с лица земли вскоре после смерти первых апостолов. Верные последователи Христа подвергались яростным гонениям, но им удалось сохранить христианство, которое ко 2 в. н. э. стало крупнейшей религией. Однако в отсутствие 12 апостолов, люди начали искажать вероучение первоначального христианства, обращаясь к другим источникам. Результатом этого стал раскол Церкви на ряд течений. Мормоны полагают, что первоначальная церковь Иисуса Христа была вновь восстановлена лишь в  первой половине 19 в. вместе с ее таинствами, организацией, Пророком и Апостолами.

История рода человеческого излагается в учении Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в соответствии с Ветхим и Новым Заветами. Дополнения делаются лишь к Апокалипсису св. Иоанна Богослова. Эсхатологические чаяния мормонов связаны с особой ролью Америки и Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в будущих судьбах мира.  Будущее Царство Божье представляется мормонам в качестве идеального общества. «И та общественная среда, которая существует у нас здесь, будет существовать с нами там, только она будет соединена с вечной славой, коей славой мы не наслаждаемся теперь» (Учение и Заветы, 130:2).

Своеобразной видится и сотериология мормонов, напрямую связанная с их учением об ангелах и духах. Помимо богов существуют еще ангелы и духи. Ангелы – это души тех умерших людей, которые, хотя и следовали вероучительным и этическим нормам Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, но не имели супруга и детей. Одинокие люди воскреснут  в материальных, физических телах.  При этом они пребудут в Царстве Божьем, но будут Ангелами служителями.

Духи же – это предсуществующие ангелы, имеющие возможность воплотиться на Земле и благодаря этому получить полноту бытия.

Помимо Бога, выступающего в единстве трех лиц, ангелов и духов, существуют еще и боги. При этом множество богов в данном случае не является политеизмом, поскольку богами становятся после смерти совершенные (праведные) люди. Подобная деификация (обожение, возвышение до положения Бога) получила распространение у восточнохристианских богословов. Это – образ спасения, в котором через Христа верующие могут сделаться подобными Богу (см., например: 2 Пет. 1:4). Деифицированные сущности посредством олицетворения и персонификации подвергаются в религии мифологической обработке, занимают свое место в пантеоне и становятся предметом культового поклонения. В религиозно-философском сознании объекты деификации могут утрачивать конкретно-образные черты, принимая вид абстрактных божественных первоначал. Многие атрибуты божественных образов политеистических и генотеистических религий и образа Бога монотеистических вероисповеданий – результат деификации.

Значительное место в учении мормонов отводится этической составляющей.  Все учения Церкви (например, запрет на употребление алкоголя, табака, наркотиков, кофе, чая, за исключением травяного или цветочного, а также создание семьи для вечности и т.п.) в своей основе имеют этот ключевой элемент этической доктрины. Поскольку мировое развитие, согласно учению мормонов, подчинено «закону прогресса» – стремлению ко все большему совершенству (этот закон распространяется и на Бога, и на человека, являющего собой «Бога в зародыше»), постольку существует зло, которое рассматривается как восстание против «закона прогресса». Представления мормонов о наличии зла в мире в целом соответствуют общехристианским воззрениям, согласно которым роль Бога в мире (в этом аспекте) сводится к функции ограничения и конкретизации, что оказывается полезным и в области этики. Подобный подход освобождает Бога от ответственности за существующее в мире зло, поскольку как последнее ограничение, Бог лишь отделяет добро от зла, а вовсе не обладает универсальной властью над миром. Понимание зла как небытия (а это было свойственно  ряду античных философов, например, Платону, и его последователям), приводит к важнейшему для всего христианского учения результату – отрицанию субстанциональности зла. И это находится в целом в общехристианском русле.

Таким образом, в вероучении и теологии Церкви  Иисуса Христа Святых последних дней можно обнаружить как ряд совпадающих в общехристианскими представлений, так и отличительные черты, в первую очередь представления о Троице, о природе Бога, об истории первоначальной Церкви и роли Американского континента в эсхатологических чаяниях христиан.

28 мая 1991 г. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней была официально признана в Российской Федерации. К февралю 1992 г. в России насчитывалось около 750 членов Церкви, были образованы Московская и Санкт-Петербургская миссии. С увеличением количества последователей росло и число новых миссий, которые были открыты в Самаре, Ростове, Новосибирске, Екатеринбурге и Владивостоке. 14 мая 1998 г., в соответствии с новым Федеральным Законом Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» Церковь Иисуса Христа Святых последних дней была перерегистрирована. За двадцать лет существования в России, Церковь Иисуса Христа обрела  21 тыс. последователей в большинстве регионов РФ. На 1 января 2010 г. функционирует 53 религиозных организаций, из них 1 централизованная и 52 – местные Конечно, сложно на сегодняшний день говорить о укорененности мормонов в социокультурном пространстве России. Однако, как известно, Церковь проводит большую социальную работу, участвует в благотворительных и гуманитарных проектах, и, во многом, становится все ближе и понятнее российским гражданам.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней в России, в отличие от ряда других стран, в первую очередь США, состоит в основном из неофитов, которые стали членами Церкви благодаря миссионерской проповеди. Членами Церкви считаются принявшие водное крещение. В Церкви Иисуса Христа имеется священство двух типов: Аароново и Мельхиседеково. Все виды служения проводятся безвозмездно.

Что касается харизматического лидера, возглашающего истину, то у Церкви имеется Президент (пророк) – обычный человек, но, по мнению членов Церкви, он получает по тем или иным вопросам откровения свыше. В этом ограниченном смысле  его можно назвать харизматическим лидером, однако в целом образ харизматического лидера далек от респектабельного человека, возглавляющего Церковь Иисуса Христа Святых последних дней.

Административно-управленческий центр находится в г. Солт-Лейк-Сити (США).

Таким образом, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней не соответствует всем критериям НРД, в первую очередь времени возникновения, не может быть к ним быть отнесена. Вместе с тем, для России это религиозное направление является новым, существующим на протяжении жизни одного поколения и в основном состоящем из неофитов. Лишь в этом узком смысле мормоны могут быть названы «новой религией».

  • Свидетели Иеговы

Свидетели Иеговы[iv] – международная религиозная организация, направление в христианстве, относящееся к протестантизму «второй волны»[v]. Возникло в 1870 –х гг. в США. Основатель Чарльз Тейз Рассел.

Вероучительные основания во многом близки «историческому» христианству в его протестантской разновидности. Источником вероучения признается исключительно Библия. Свидетели Иеговы не признают Символ веры, включая содержащийся в нем догмат о Троице, придерживаясь унитарной доктрины – только Иегова (транскрипция Яхве) является Богом, творцом неба и земли. Иисус Христос – его творение, единородный сын. Свидетели Иеговы считают его своим Вождем, а также тем, кого Бог избрал Царем своего небесного Царства. Кроме того, они верят в Иисуса как своего Спасителя и стараются подражать ему в том, как он учил и обращался с людьми. Дух Святой – невидимая действующая сила Бога. Душа, согласно Свидетелям Иеговы, не бессмертна. В эсхатологической перспективе ключевым событием является Армагеддон – битва, в процессе которой Иегова победит зло и все его противники погибнут, а праведники спасутся. Бог не желает, чтобы кто-либо погиб, поэтому он предупреждает о том, что́ собирается сделать. Свидетели Иеговы верят, что144 000 последователей Христа, включая первых апостолов, вознесутся на небо и станут соправителями Христа в Небесном царстве, а великое множество, вероятно, миллионы, других праведников останутся жить на земле вечно.

Таким образом, в вероучении Свидетелей Иеговы можно увидеть положения как совпадающие с вероучениями ряда протестантских церквей и деноминаций, так и специфические черты – акцентирование Армагеддона, унитаризм (хотя он присущ и некоторым другим направлениям протестантизма, в частности, отдельным группам пятидесятников, социнианам и др.), отсутствие представлений о бессмертии души.

Деятельность Свидетелей Иеговы связана не с протестом против кого- или чего-либо, а с просвещением и обучением. В качестве своего теоретического обоснования она имеет фразу из 2 послания к Тимофею: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливыми ко всем, учительным, незлобливым» (2 Тим., 2:24).

В России Свидетели Иеговы появились еще в 1891 году, т.е. в отечественной истории существуют более века. Начальный период их существования в России изучен недостаточно: известны лишь отдельные фрагментарные сведения, выявлены единичные документальные материалы. Во многом, это объясняется тем, что «в Российской империи, и в Советском Союзе сторонники этой религиозной организации не имели легальной возможности действовать, собирать и изучать материалы о своей истории, поддерживать устойчивые официальные связи с единоверцами за рубежом»[vi]. По существу только сегодня стал возможен поиск материалов в архивах страны и за границей, написание объективной истории о российских Свидетелях Иеговы.

Имеющиеся сведения дают основание полагать, что интерес к деятельности Исследователей Библии[vii] проявился в России еще в конце 1880-х годах. В журнале «Сторожевая башня» за февраль 1887 года сообщалось, что некоторое число журналов и другие публикации Общества Сторожевой Башни направлялись по почте в различные уголки Российской империи.

В 1891 г. основатель данного религиозного направления Чарлз Расселл совершил поездку в Россию, где встречался с верующими, выступал с проповедями. После 1917 года возникают устойчивые группы и собрания исследователей Библии, налаживается распространение журнала «Сторожевая башня». В 1949-1951 гг. Свидетели Иеговы подвергались преследованиям, лишению свободы, ссылкам. В конце 1980-х гг. они получили возможность свободно исповедовать и распространять свое вероучение, проводить собрания. В 1991 г. произошло официальное признание Свидетелей Иеговы – 27 марта 1991 был зарегистрирован «Управленческий центр религиозной организации Свидетелей Иеговы в СССР». 11 декабря 1992 Министерство юстиции РФ зарегистрировало Свидетелей Иеговы как религиозное объединение. В соответствии с Федеральным законом от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14 марта 1996 года № 378 были реабилитированы и признаны жертвами политических репрессий все Свидетели Иеговы, подвергавшиеся преследованиям в годы Советской власти.

Исповедующими вероучение Свидетелей Иеговы считаются верующие люди, принявшие, как и в большинстве христианских конфессий, водное крещение. Чтобы стать Свидетелем Иеговы, необходимо постоянно обретать и совершенствовать знание библейских текстов и руководствоваться ими в своей жизни. По образцу христиан первого века Свидетели Иеговы регулярно проводят открытые встречи для поклонения Богу. Большинство их собраний проводятся в богослужебных зданиях, называемых Залами Царства. На встречах Свидетелей не совершается никаких ритуалов. Цель этих собраний – исследовать Священное Писание и узнавать о том, как библейские принципы можно применять в повседневной жизни. Свидетели Иеговы не имеют профессиональных священнослужителей, все виды служения проводятся безвозмездно. Общая численность Свидетелей Иеговы в России 168 683 человек (2012). На 1 января 2012 г. функционирует 407 религиозных организаций, из них 1 централизованная и 406 – местные. С учетом длительности существования вполне можно говорить о локальной укорененности Свидетелей Иеговы в России и ряде стран постсоветского пространства.

Несмотря на широкую миссионерскую деятельность, отраженную в приведенной ниже таблице 1, большинство Свидетелей Иеговы не являются неофитами, а верующими уже в нескольких поколениях, получившими соответствующее религиозное воспитание в семье.


Таблица 1


Краткие сведения о деятельности Свидетелей Иеговы

Страны и территории, где проповедуют Свидетели Иеговы

236

Языки, на которых издается Библия и библейская литература

540

Собрания

109 403

Служители, обучающие Библии

7 395 672

Люди, посещающие богослужебные встречи Свидетелей Иеговы

19 000 000

Библии, изданные Свидетелями Иеговы на 108 языках

166 000 000

Количество экземпляров основанной на Библии литературы, которая была издана Свидетелями Иеговы за последние 10 лет

20 000 000 000

 

Что касается харизматического лидера, то у Свидетелей Иеговы харизматический лидер отсутствует. С 1870-х гг. и до настоящего  времени отдельные люди вносили большой вклад в развитие дела Царства. Среди них — Чарлз Расселл, Джозеф Рутерфорд, Нейтан Норр, Фредерик Френц и некоторые другие, однако самими Свидетелями Иеговы они воспринимались как обычные члены их религиозной организации, не более того. Управленческий центр находится в г. Нью-Йорке (США).

Таким образом, религиозное направление Свидетели Иеговы не соответствует всем критериям НРД: времени возникновения и существования, преобладанию в составе верующих неофитов или верующих первого поколения, наличию харизматического лидера. Более того, данное религиозное направление, несмотря на свое западное происхождение, не является новым и для России, в которой реально существует уже более ста лет. Вместе с тем, в вероучении и теологии Свидетелей Иеговы имеются специфические черты, отличающие их от так называемого «исторического христианства». Укорененность их в социокультурном пространстве России также имеет весьма локальный характер, несмотря на длительность существования и большую миссионерскую работу.

И мормоны, и Свидетели Иеговы не признают крест в качестве символа христианства, что является специфической чертой названных конфессий.

  • Армия спасения

Армия спасения - международная религиозно-филантропическая организация. Возникла в 1865 в Англии. Основатель Уильям Бутс.

Вероучительные основания базируются на евангелизме, при этом акцентируется этический аспект христианства. Вероучение Армии спасения очень близко доктринам протестантских деноминаций – методистов и квакеров. Источником вероучения является Библия. Обряду водного крещения противопоставляется крещение Святым Духом, под которым понимается обретение прочной веры в Иисуса Христа (при этом допускается совершение обряда крещения членами Армии спасения в других христианских общинах). Гораздо большее место в Армии спасения уделяется не теологическим изысканиям и социальному служению.

В России с 1913 по 1923 гг. действовало несколько корпусов Армии спасения. С июля 1913 г. до весны 1919 г. в Санкт-Петербурге (Петрограде) издавался журнал Армии спасения на русском языке «Вестник спасения», тираж которого доходил до 200 тыс. экземпляров. В декабре 1914 г. в редакции журнала (являющейся, по существу, штаб-квартирой Армии спасения в России) состоялось первое посвящение в солдаты Армии спасения. 16 сентября 1917 г. в Петрограде официально открылось русское отделение Армии спасения. В 1923 н. Армия спасения, в связи с невозможностью продолжения работы в советской России, свернула свою деятельность, которая была возобновлена только в 1992 г. В марте 1992 г. было учреждено московское отделение, в 1994 г. утвержден статус территориального командующего по России и СНГ. К концу 1990-х гг. в России действовало 22 корпуса Армии спасения. На январь 2010 г. в России зарегистрировано 10 организаций Армии спасения, из них 1 централизованная и 9 местных. Функционирует центр для пожилых, программа помощи на вокзалах, тюремное служение, социальная служба, индивидуальная помощь населению.

Несмотря на длительность существования Армии спасения, ее российские члены в своей массе являются неофитами и верующими первого поколения, попавшими в религиозную организацию благодаря ее миссионерской работе.

Укорененности в социокультурном пространстве, несмотря на типичное для протестантизма второй волны вероучение и практику, а также обширные социально-гуманитарные, милосердно-благотворительные проекты, у Армии спасения нет. Она остается немногочисленным религиозным направлением, состоящим из верующих первого поколения и неофитов.

Харизматический лидер как таковой отсутствует. Бутс был первым руководителем организации, но не обладал чертами харизматизма. Штаб-квартира находится в Лондоне.

Специфической для данной религиозной организации является ее организационная структура, выстроенная по военному образцу: руководитель Армии спасения носит звание генерала (первым генералом был сам Бутс), а члены имеют офицерские звания: полковник, майор, капитан, лейтенант. Супругам присваиваются одинаковые офицерские звания, и они совместно выполняют задания. Члены Армии спасения имеют специальную форменную одежду. Отдельная община (корпус) возглавляется капитаном. Несколько корпусов составляют секции, дивизии и т.п., во главе которых стоят майоры и полковники. Каждый корпус имеет свои номер, знамя и место для собраний – так называемую «казарму».Офицеры целиком посвящают себя интересам Армии спасения, получая за свою работу зарплату. Для подготовки офицеров существуют специальные школы, в которых изучаются Библия, психология, финансы, музыка и пр. Условиями для вступления являются раскаяние в грехах, молитва, подавление в себе страстей и деятельное участие в попечении о социально обездоленных людях. Обязательны вера в Божественное происхождение Армии спасения и бесприкословное подчинение генералу и офицерам. Члены Армии спасения дают клятву на верность Богу, служение Богу и людям, отказ от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр.

Данная структура и слово «армия» в названии религиозного направления не всегда адекватно воспринимаются массовым сознанием, рождая представление о некоей военизированной, а не религиозной организации – представление, весьма непопулярное в последние двадцать лет, когда престиж российской армии упал, а ее место и значимость в обществе, благодаря политике государства, резко снизились

Таким образом, Армия спасения, являясь новой для современной России религией, несмотря на ее присутствие здесь сто лет назад, не относится к НРД, ибо существует на протяжении около ста пятидесяти лет, не имеет доктринальной специфики в сравнении с другими протестантскими конфессиями «второй волны», не имеет харизматического лидера. Вместе с тем, в составе российского отделения Армии спасения преобладают неофиты и верующие первого поколения. В социокультурный контекст данная религиозная организация не инкорпорирована.

  • Церковь Объединения преп.Муна

Церковь Объединения (Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства)– международная религиозная организация. Возникла в середине 1940-х гг. в Корее. Основатель  Мун Сон Мён.

Вероучительные основания Церкви Объединения имеют синкретический характер с ориентацией на христианство. Источниками вероучения являются Библия и книга Муна «Божественный принцип», в которой изложены полученные им откровения. Согласно теологии Церкви Объединения, Бог существует как гармонично-единый субъект, обладающий дуальными свойствами мужского и женского начал и вмещает в себя Сердце, Логос и Творческую способность. Он является Творцом всего сущего, мира и человека. Грехопадение трактуется как нарушающая Заповедь Бога сексуальная связь Люцифера с Евой, а затем Евы с Адамом, в результате которой греховная природа была передана всем людям. Иисус Христос, согласно учению Муна, является Богочеловеком, «в том смысле, что он осуществил цель творения и живет в полнейшем единстве с Богом, воплощая в себе Божественное начало»[viii] Однако, он не сумел исполнить предначертанную ему Богом миссию, так как не был принят иудеями. Будучи распятым, он смог открыть людям возможность для духовного спасения. Физическое спасение осуществится только после нового прихода Христа на землю. Естественно, это произойдет в Корее.

Таким образом, в вероучении Церкви Объединения обнаруживается ряд моментов, сходных с христианскими представлениями, однако некоторые из них, в первую очередь, учение о Троице, о природе Бога, сотериологические представления весьма далеки от «исторического» христианства.

Первые последователи Церкви Объединения нелегально появились еще в СССР в 1980-е гг. Однако 11 апреля 1990 Мун Сон Мён был принят в Кремле Президентом СССР М.С. Горбачевым. 21 мая 1992  Церковь объединения была зарегистрирована в качестве религиозной организации. Среди последователей преобладают жители крупных городов, преимущественно интеллигенция, студенты, почти отсутствуют рабочие, сельское население. Церковь Объединения активно развивала миссионерскую деятельность, однако в последние годы она пошла на спад. За последние годы численность членов церкви существенно не меняется и составляет около 1000 человек. На 1 декабря 2012 г. функционирует 6 религиозных организаций, из них 1 централизованная и 5 – местные. Несмотря на активное миссионерство, ряд программ по проведению образовательных семинаров, участие членов церкви в общественной и благотворительной деятельности, укорененности в социокультном пространстве России достичь не удалось. Отчасти, это можно объяснить расхождением между православными традициями и вероучительными позициями Церкви Объединения, изложенными в книге Муна «Божественный принцип». Так, например, наиболее почитаемый в православии святой Иоанн Креститель в книге преп. Муна рассматривается в негативном ключе и обвиняется в смерти Иисуса Христа, поскольку Иоанн не последовал за Иисусом, не сумел объяснить иудеям, кто такой Христос на самом деле. Другой причиной непопулярности можно считать фундаментализм учения Муна в вопросах любви между мужчиной и женщиной, где строго подчеркивается целомудренная жизнь до брака и верность супругу в браке (собственно, это свойственно и другим религиозным направлениям), а также активное вовлечение новообращенных в проповедническую деятельность церкви.

Практически все члены Церкви Объединения (95-99%) – неофиты, пришедшие в Церковь благодаря миссионерам, многие присоединились еще в юношеском возрасте. Большинство из них уже создали семьи и воспитывают детей, причем в семьях членов Церкви Объединения наблюдается устойчивая тенденция к рождению двух и более детей. На данный момент большинство детей либо дошкольного возраста, либо младшие школьники.

Мун Сон Мён, безусловно, является харизматическим лидером. Он и его супруга Хак Джа Хан Мун почитаются как Мессия, «Истинные родители», призванные освободить мир от зла и несправедливостей и установить единую семью «под Богом». Однако после его смерти, последовавшей в сентябре 2012 г., проблема с харизматическим лидером остается открытой, ибо самый младший сын Мун Хёнг джин, который стал наследником преп.Муна, все-таки элементами харизматизма не обладает. Управленческий центр находится в г. Сеуле (Южная Корея).

Таким образом, религиозное направление Церковь Объединения соответствует практически всем критериям НРД: времени возникновения и существования, наличию в составе верующих неофитов или верующих первого поколения, наличию харизматического лидера. Укорененность Церкви Объединения в социокультурном пространстве России крайне невелика, несмотря на активную миссионерскую работу в 1990-е гг. С 2010 года официальное название церкви в России -  Централизованная религиозная организация «Церковь Объединения – христианство в изложении Божественного Принципа».

Вероучение Церкви Объединения является синкретическим, хотя оно ориентировано на историческое христианство и Библия является источником вероучения, сами представления Муна и его последователей весьма специфичны и в ряде положений отличаются от христианских. Являясь по своей сути западным, само религиозное направление возникло в Юго-Восточной Азии, и именно Корее отводится в эсхатологии Церкви объединения особое место.

  • Церковь Саентологии

Церковь Саентологии – международная религиозная организация, синкретическая религия, относящаяся к группе Новых религиозных движений. Первая церковь появилась в Лос-Анжелесе (штат Калифорния, США) в 1954 г. Основатель Рон Л. Хаббард.

Проанализировав и обобщив огромный массив религиозной, теологической, религиозно-философский и философской литературы, Л.Р. Хаббард заложил основы вероучения Саентологии. Форма саентологического вероучения носит нетипичный для религии характер – в нем отсутствует свод догматов, нет суждений о природе Бога, да и сам Бог – создатель Вселенной, Высшее существо, являет собой чисто духовную сущность, бытие которого не принимается на веру, а познается в процессе перехода от одной динамики (ступени) к другой, более высокой (всего их восемь)[ix]. Бог ассоциируется с восьмой динамикой (бесконечность), он охватывает собою всю Вселенную. Достигшие высшей, восьмой, динамики люди считаются постигшими Божественную бесконечность. Согласно учению саентологии, в процессе религиозной практики (одитинг, изучение саентологического Писания) каждый верующий сам обретает знания о разных сторонах жизни, в том числе и о Верховном Существе и тем самым выстраивает свои личные отношения с Богом. Более того, в отличие от антропоморфного восприятия Бога (свойственного, например, христианству), предполагающего постоянное обращение к нему в форме молитвы, в саентологии подобная молитвенная практика не принята – Бог понимается абстрактно, философски, как некая Бесконечность.

По этой же причине в саентологии не получила большого развития собственно теология (как учение о природе Бога). Также, как уже отмечалось, в саентологии отсутствует система положений или принципов, принимаемых на веру, ибо считается, что лишь продвижение по восьми динамикам и личный опыт человека дает постепенное осознание Бога.

Человек - бессмертное существо, находящееся в процессе постоянного перерождения – его душа после смерти тут же переходит в только что рожденное новое тело. Духовная сущность человека (тэтан[x]) посредством тела и разума взаимодействует с внешним миром. «Оперирующим тэтаном» считается человек, избавившийся от действий реактивного ума и ставший полностью самим собой, «это духовное, являющееся причиной жизни, мысли, материей, энергией, пространством и временем, осознающее себя причиной и желающее быть ею»[xi].

Таким образом, члены Церкви Саентологии исходят из того, что жизнь человека является бесконечной, то есть выходит за пределы единственного биологического существования и тем самым, делает это существование осмысленным. Благодаря саентологии, человек осуществляет связь с Верховным Существом (Богом) – положение, которое  в полной мере относится к любой религии. Цель саентологов – в процессе изучения писания и духовных консультаций (одитинга) достичь более высоких состояний существования, избавление от травм и так называемого реактивного ума, препятствующего творческому мышлению, а также избавление от негативного прошлого, препятствующего духовному росту человека.

Вместе с тем, саентологи указывают на различия между понятиями «душа» и «тэтан».  Во-первых, саентологи полагают, что человек обладает двумя другими, помимо души, отдельными и независимыми частями: разумом и телом. И они вторичны по отношению к тэтану, который, в действительности, и является самим человеком. Подобное представление существенным образом расходится с традицией авраамических религий. Хотя в Новом Завете нет последовательного описания человека, он, по существу, сохраняет иудейское учение о единстве тела и души с уточнением, что одно неполно без другого: если у человека есть тело, то у него непременно есть и душа. В саентологии, напротив, человек сам по себе является душой, или точнее, тэтаном.

Во-вторых, саентологи верят, что тэтан будет жить вечно, еще очень много жизней. Последователи автраамических религий исходят из того, что человек живет лишь однажды. Во многом на этом положении множественности жизней основываются обширные социальные и гуманитарные проекты Церкви Саентологии – они стремятся обустроить мир вокруг, ведь в нем им приходится жить многократно.

В-третьих, существует заметная разница между представлениями авраамических религий о душе и саентологическим понимание тэтана. Саентологи исходят из того, что тэтан, то есть человек, в основе своей хорош и безгрешен. Последователи  авраамических религий (в частности, иудаизма и христианства), напротив, рассматривают человека как, с одной стороны существо несущее в себе первородный грех и греховное по сути, а с другой, как имеющее два амбивалентных внутренних импульса – к добру и ко злу, между которым он постоянно балансирует в попытках преодоления злого начала. Иудейская и христианская теология придерживается того мнения, что полное избавление от этой участи (то есть спасение) произойдет только с приходом Мессии. В саентологической религии под избавлением имеется в виду не волевой акт Бога, а усилия человека, который на пути к духовному освобождению, называемому «Мостом к полной свободе», постепенно продвигается к восьмой динамике, преодолевая негативный опыт текущей и предыдущих жизней. Преодоление находится в рамках возможностей самого человека, без какого-либо внешнего, в том числе и Божественного, вмешательства, потому что суть человека является однозначно доброй и хорошей[xii].

Таким образом, в вероучении саентологии наличествуют различные аспекты, свойственные большинству других религий, такие как религиозная этика (нравственный аспект), учение о мире (космологический аспект), учение о человеке (антропологический аспект), учение о спасении (сотериологический аспект), учение об обществе (социологический аспект).  Вместе с тем, их трактовка существенно отличается как от вероучительных доктрин авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама), так и от положений восточных религий (в частности, индийских), хотя элементы и тех и других в саентологии присутствуют, делая ее синкретической религией.

При этом необходимо отметить, что в саентологии, как и в некоторых других религиях (например, в буддизме, в особенности, в хинаяне) отсутствует целенаправленность в развитии теологических представлений, ибо саентологи не ставят перед собой цели заниматься спекулятивными изысканиями и изучать недоступную для ограниченного человеческого понимания природу Бога, не занимаются поиском доказательств бытия Бога и описанием его атрибутивных качеств и т.п.

Первая Саентологическая Церковь в России (Саентологическая церковь Москвы) была зарегистрирована Управлением юстиции г. Москвы 25 января 1994 в. Также были зарегистрированы аналогичные группы в ряде регионов и городов России, в том числе и в Санкт-Петербурге, где изучение Саентологии началось еще  в 1984 г., в Нижнем Новгороде, Перми и др.

Саентологическая Церковь города Москвы – самостоятельное юридическое лицо. В то же время, Международная Церковь Саентологии является «материнской церковью» для всех саентологчиеских церквей, расположенных в различных странах. На 1 января 2011 г. в России зарегистрирована 1 местная религиозная организация – Саентологическая Церковь города Москвы. Число последователей в России составляет  около 100 тысяч человек.

Саентологические церкви объединяют верующих определенного региона. Предоставлением «религиозных услуг» занимаются не только штатные, но и внештатные одиторы, саентологические группы и миссии. Священником может стать любой человек «с добрым сердцем». После завершения «курса саентологического священника» саентолог посвящается в духовный сан, и может либо работать служителем церкви, либо выполнять функции священника «в миру». Церковное объединение возглавляется советом директоров. Высшими структурными подразделениями в саентологии являются: Международная Церковь Саентологии, Международная организация саентологичеких миссий, Пастырская международная духовная лига. Одним из центров саентологии является «Морская организация» - религиозное братство, члены которого занимают ключевые посты в управлении церковными делами. Они принимают обет служить саентологии на протяжении миллиарда лет, тем самым символизируя  осознание своей бессмертной духовной сущности. Большинство из них работает на суше, но многие, отдавая дань традиции, по-прежнему носят морскую форму, и каждый имеет почетное звание и ранг. В настоящее время в религиозном братстве «Морская организация» состоит более 5000 чел. Штаб-квартира Международной Церкви Саентологии находится в Лос-Анжелесе (США).

Церковь Саентологии состоит из неофитов и верующих первого и отчасти второго поколения (в России – только неофиты и верующие первого поколения).

Несмотря на значимые социально-гуманитарные проекты и на существенный численный рост последователей, в настоящее время Церковь Саентологии не укоренена в социокультурном пространстве России.

Л. Р. Хаббард для саентологов является высшим и непогрешимым религиозным авторитетом, а все его книги, выступления, записи лекций считаются истинными. Никакие изменения или дополнения в них вноситься не могут. Во всех учреждениях Церкви Саентологии обязательно имеются портреты Л. Рона Хаббарда, другие картины и фотографии, рассказывающие об истории и современном состоянии Церкви, обязательно имеется офис Л. Рона Хаббарда, как дань уважения к человеку, основавшему религию. К числу особых праздников саентологов относится День рождения Л. Рона Хаббарда (13 марта). Таким образом, налицо наделение основоположника саентологии чертами харизматического лидера.

Саентологическая церковь имеет свои символы: восьмиконечный крест, состоящий из двух перекладин (четырех концов) и четырех лучей и представляющий восемь частей или динамик жизни, посредством которых каждый человек стремиться выживать; два треугольника, на которые наложена латинская буква S (первая буква слова «Scientology»). Нижний треугольник (каждая его сторона) символизирует дружеское расположение, цельность и общение. Верхний треугольник - знание, ответственность, контроль. В целом данный символ означает, что «участвуя в деятельности саентологической религии, человек может постоянно увеличивать свое знание жизни, а также чувство ответственности за нее и контроль над нею»[xiii]; треугольник (греческая буква Δ - дельта), разрезанный на четыре полосы, означающий символ «дианетики». Четыре полосы символизируют четыре первые динамики существования, описанные в дианетике.

Итак, саентология в целом соответствует основным критериям, в соответствии с которыми в рамках религиоведения та или иная религия или религиозное направление могут быть отнесении к так называемым «новым религиозным движениям» (НРД). Из рассмотренных выше религий, вероучение саентологии, пожалуй, в наименьшей степени согласуется или перекликается с вероучительными доктринами «исторических» религий, хотя ряд элементов из них явно заимствован. Состав верующих – это, в подавляющем большинстве, неофиты и верующие первого и отчасти второго поколений. Элементы харизматического лидера присутствуют в восприятии саентологами основоположника их религии Рона Л. Хаббарда. В целом, данная религия может быть охарактеризована как новая синкретическая религия

Таким образом, строго говоря, рассуждая об НРД западного происхождения, мы можем иметь в виду лишь Церковь Саентологии и Церковь Объединения Муна (возникшую в Корее, но несмотря на это, ориентированную на христианство). Однако, говоря о новых для России религиях западного происхождения, этот круг расширяется, ибо в него включаются и Церковь Иисуса Христа Святых последний дней, и отчасти Армия спасения, которая хотя и существовала в России сто лет назад, но затем был длительный перерыв, и в 1990-х гг. она по существу начала свою деятельность заново. Исключение, пожалуй, составляют лишь Свидетели Иеговы, существовавшие на территории СССР, правда, в крайне тяжелых условиях. И Армия спасения, и Свидетели Иеговы, как мы выяснили, не являются НРД. Они относятся к одному из направлений «исторического христианства» - протестантизму. Так же к НРД, на мой взгляд, нельзя относить и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов), поскольку данное религиозное направление существует около двухсот лет, и имеет верующих многих поколений, получающих религиозное воспитание в семьях. Специфические черты вероучения и культа данного религиозного направления не позволяют причислить его ни к одному из четырех известных христианских направлений (православие, католицизм, протестантизм, ориентальные христианские церкви). Поэтому, я считаю, что условно мы можем относить мормонов к «другим христианским направлениям», то есть к тем, которые не входят ни в одно из четырех названных, но по ряду признаков являются христианскими.

Каковы же общие характеристики и специфические черты этих религий?  Общим для всех названных религий является их зарубежное (как правило, западное) происхождение, нахождение административно-управленческих центров вне территории России, как правило, в США. Вероучение рассмотренных религиозных направлений носит либо христианский (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, Свидетели Иеговы, Армия спасения), либо синкретический (Церковь объединения Муна, Церковь Саентологии) характер. Большинство из них в России, за исключением Свидетелей Иеговы, состоят из неофитов и верующих первого поколения, которые пришли в религиозную организацию благодаря ее миссионерской деятельности, а не из-за воспитания в семье. Все они либо не укоренены, либо инкорпорированы весьма локально в социокультурное пространство современной России, несмотря на то, что большинство из них активно проводят социальное служение, занимаются милосердно-благотворительной деятельностью, участвуют в гуманитарных проектах. Харизматический лидер у последователей этих религий также весьма условен, или отсутствует вообще.

Специфические черты имеются в вероучении и культовой практике – в первую очередь различие можно провести по ориентации учения на христианство или на синкретическое соединение элементов христианства с восточными религиями. Соответственно, имеет свою специфику и обрядовая сторона (например, заместительное крещение или брак на вечность у мормонов, отсутствие празднования Рождества у Свидетелей Иеговы, одитинг с использованием специального прибора е-метра у саентологов и др.), и система религиозных запретов (на переливание крови у Свидетелей Иеговы, на использование психотропных препаратов у саентологов, на употребления чая и кофе у мормонов; хотя есть и общие для всех религиозных направлений запреты – на употребление алкоголя, наркотиков, на супружескую измену и др.) и восприятие религиозной символики  (например, крест не считается религиозным символом христианства у мормонов и Свидетелей Иеговы, имеется специфическая символика у саентологов, включая специфической формы восьмиконечный крест и др.).

В целом, как уже отмечалось, на мой взгляд, из названных новых для России религий к Новым религиозным движениям могут быть отнесены только Церковь Объединения Муна и Церковь Саентологии.

Среди качеств, отличающих представителей новых для России, религий, можно назвать законопослушание, честность, трудолюбие, социальную активность, неравнодушие к бедам соотечественников, независимо от их вероисповедного выбора, искреннюю веру. Видимо, именно эти качества, несмотря на сложности социального бытия, нередко возникающие судебные преследования и несправедливые обвинения, негативную информацию в СМИ, позволяют представителям данных религиозных направлений не только выживать в российском обществе, но и обретать все новых и новых последователей.

 

ReligioPolis



[i] Кантеров И.Я. Новые религиозные движения //Энциклопедия религий / Ред. Забияко А.П., Красников А.Н., Элбакян Е.С. М., 2008. С.892.

[ii] McConkie B. R. Mormon Doctrine. Salt Lake City, 1966. P. 321.

[iii] Teaching of the Prophet Joseph Smith. Selected by Joseph Smith. Salt Lake City, 1938. P. 345.

[iv] Название «Свидетели Иеговы» взято из Библии. В Книге Исаии говорится: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне» (Ис. 43:10-11).

[v] См., например: Гараджа В.И. Религиеведение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и преподавателей средней школы.- М., 1994. С. 320-321; Христианство: Словарь /под общ. ред. Митрохина Л.Н. и др. - М., 1994. С.411-412; Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. -М., 1997.  С. 239 и др.

[vi]Одинцов М.М. Совет министров СССР постановляет: «выселить навечно!»: Сборник документов и материалов о Свидетелях Иеговы в Советском Союзе (1951 – 1985 гг.). М., 2002. С. 5.

[vii] Так называли Свидетелей Иеговы до 1931 года.

[viii] Божественный принцип. М., 1998.С. 197.

[ix] Всего в саентологии признается существование восемь динамик, каждая из которых стремится к бесконечному выживанию («динамический принцип существования»). Динамики включают выживание самого человека (первая динамика), семьи (вторая динамика), группы (третья динамика), человечества как вида (четвертая динамика), всех форм жизни (пятая динамика), физической вселенной (шестая динамика), выживание в качестве духовного существа (седьмая динамика) и в качестве Верховного Существа или бесконечности (восьмая динамика).

[x] Слово «тэтан» образовано от греческой буквы «тэта» (традиционного символа мысли и жизни)» (Подробнее см.: Что такое Саентология. Копенгаген, 1998. С.561).

[xi] Введение в саентологическую этику. Лос-Анжелес, 2007. С. 66.

[xii] Что такое Саентология. Копенгаген, 1998. С. 561-562.

[xiii] Церковь Саентологии. Ознакомление с церковными службами. [б/м],1999С.19.

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100