Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



КЛЕРИКАЛЬНОСТЬ И СЕКУЛЯРНОСТЬ

Печать

Михаил СМИРНОВ

 

...Стратегии религиозных организаций в России: клерикальность и секулярность


Доклад, прочитанный на Всероссийской конференции «Секуляризм и религиозная свобода: противостояние или партнерство»,  ИЕ РАН, Москва, 13.12.2012

Михаил Смирнов1. Для религиозных организаций в современной России в очередной раз актуальной стала проблема выбора того способа, которым они будут интегрироваться в жизнь российского государства и общества. В существующем спектре возможностей, если отвлечься от так называемых «оттеночных состояний», явно обозначаются две основные стратегии: либо идти по клерикальному пути и пытаться сформировать соответствующее этому выбору социальное пространство; либо найти своё место в секулярном устройстве российского социума. Чтобы понять перспективы и риски обоих стратегий, остановимся на характеристике самих явлений клерикализма и секуляризации применительно к современной реальности.

2. Клерикализм можно рассматривать, прежде всего, как религиозно-политическую идеологию и практику подчинения различных сфер жизни государства и общества контролю со стороны религиозных организаций. Клерикализм проявляется в стремлении религиозных организаций оказывать влияние на государство, устанавливать обязательные для населения нормы духовной жизни и общественных отношений.

Наиболее радикальной формой осуществления клерикализма исторически является теократия. В современной России теократический уклад трудно назвать органичным или даже просто приемлемым. Однако клерикальность имеет в нашей стране другую благоприятную почву — традицию этатизма. Для отечественной авторитарной государственности во все времена было свойственно «инструментально» работать с религиозными организациями, используя их в своих интересах, что включало и поощрение клерикальных настроений под контролем государства.

Клерикализм допускает как сотрудничество религиозных организаций со светской властью, так и противостояние ей. Распространенным проявлением клерикализма оказывается стремление к привилегированному статусу того или иного вероисповедания, установлению его в качестве государственной религии. В современной России при законодательном закреплении светского характера государственного устройства, клерикализм не заявлен прямо в официальной позиции религиозных организаций, но может присутствовать в качестве тенденции в социально-политическом поведении части их представителей.

Выработке религиозными организациями обоснования своего мировоззренческого и этического превосходства способствует убеждение верующих в безусловном приоритете религии над любыми явлениями мирского, в ее благотворном воздействии на личность и общество. На уровне религиозной идеологии эти представления аргументируются ссылками на вероучение и формулируются как положения социальных доктрин религиозных организаций, как программные установки политических и общественных движений (профсоюзных, молодежных, женских и пр.) клерикальной направленности. Благоприятным основанием для активизации клерикализма являются кризисные явления в жизни общества, затрагивающие наиболее значимые духовные и социальные интересы населения, а также связанное с этим распространение в массовом сознании идей и настроений религиозного фундаментализма.

3. Идеология клерикализма не является непременной в содержании религиозного сознания. Общий строй этого сознания определяется мистико-сотериологическими доминантами и поэтому может обесценить в восприятии верующих политические притязания религиозных организаций. Среди служителей культа клерикализм также может встречать неприятие, поскольку способен дискредитировать духовный смысл религиозной традиции.

Отвержение клерикализма и противодействие ему ― антиклерикализм ― не противоречат религиозной вере и нередко имеют место именно как способ ее защиты от профанации. К тому же, не всякая деятельность религиозных организаций в области социально-политических отношений является клерикальной. Добровольное объединение в рядах религиозных организаций верующих граждан государства свидетельствует о высокой степени доверия к духовным достоинствам этих организаций, их моральном авторитете в общественной среде, что имеет значение и для патриотического воспитания, благотворительности и других направлений социального служения.

4. Секуляризация — это понятие, обладающее несколькими употребляемыми значениями. Наиболее распространённым ныне является его широкое толкование — как обмирщение различных областей жизни общества и личности, их выход из под влияния религии.

В современной социальной мысли наиболее распространено понимание секуляризации как процесса, сочетающего две основных составляющих: 1) устранение контроля и вмешательства со стороны религиозных организаций в дела государства и общества; 2) освобождение сознания и поведения людей от принудительного влияния религиозных представлений, предписаний и норм.

Общим среди исследователей секуляризации стало признание объективной обусловленности этого явления, однако его истолкование далеко не единообразно. Объясняя причины секуляризации, чаще всего указывают на дифференциацию современного общества, в котором религия, как и любой иной социальный институт, получает специализированное значение и этим отделяется от других. Отмечается неспособность каждой конкретной религии стать универсальным объединяющим фактором в структурно сложной социальной среде. При этом обнаруживается и сохраняющаяся востребованность религиозного присутствия в обществе, реализуемая в генерировании новых и множественных форм сакрального. Отсюда следует пересмотр взгляда, ограничивающего секуляризацию только упадком религиозности. Дисфункциональность каких-либо религиозных институтов влечет за собой не отмирание религии, а появление ее более жизнеспособных разновидностей. Таким образом, секуляризация предстает как необходимый момент в динамике духовного саморазвития человечества, дающий импульс для корректировки религиозной жизни, более точной расстановки сакральных ориентиров.

Современные науки о религии обращают внимание на активизацию религиозных исканий, своего рода «возвращение к сакральному», как симптом так называемого постсекулярного общества, что наблюдается в самом широком диапазоне ― от глобального распространения новых религиозных движений до нарастающего присутствия в ряде регионов мира религиозного фундаментализма и политизации религии.

В большинстве случаев свидетельствами секуляризации становятся массовый отход людей от активного участия в делах религиозных организаций и снижение масштабов совершаемых религиозных практик. При этом собственно религиозность не исчезает, меняются лишь ее степень и способы выражения. Такое состояние не обязательно сопровождается утратой религиозной идентичности, однако вероучительные представления в этом случае перестают быть преобладающей побудительной мотивацией к социальным действиям, а связь с религиозной организацией становится формальной или прекращается.

Характеризуя секуляризацию как объективный процесс следует заметить, что стимулами к её распространению оказываются развитие рациональных способов объяснения мира, снижение прежних возможностей и авторитета исторически наиболее распространенных религий, потребность в новых механизмах адаптации человека к нарастающим сложностям современной жизни. Секуляризация влечет за собой реструктуризацию религиозной жизни ― отказ от безоговорочного подчинения верующих административным структурам конфессий, снижение роли формально-институциональных требований, усиление личностных мотиваций в религиозном поведении индивидов.

Секуляризация не упраздняет религиозных потребностей, а переводит их на новые пути реализации, более подходящие жизненной повседневности, мировоззренческим и нравственным исканиям верующих в постиндустриальном социуме. Секулярное общество предполагает самостоятельность выбора человеком для себя духовной традиции, без ее навязывания, по крайней мере ― рычагами государственного принуждения. Проявлением этого может стать даже отказ человека от принадлежности к какой-либо из существующих религиозных организаций, при сохранении религиозных настроений и формировании индивидуальных религиозных практик (так называемая «приватизация веры»). При демократическом устройстве государство предоставляет свободу любым формам организации религиозной жизни, если они не нарушают действующее законодательство. Мирское положение конфессий уравнивается средствами гражданского правового регулирования, которое в равной степени обязательно для соблюдения всеми, вне зависимости от «древности» исповедуемой веры.

5. Таким образом, выбор между клерикальностью и секулярностью для религиозных организаций по существу становится выбором между авторитарным и демократическим путями общественно-государственного устройства. Каждый из этих путей содержит как выгоды, так и риски. Ситуация вдвойне осложняется тем, что церкви и предлагаемые ими стратегии оказываются сами, в свою очередь, предметом выбора со стороны государства и общества. Что именно перевесит в этом взаимном выборе и не случится ли катастрофический конфликт интересов — точно предсказать невозможно. Слишком сложен, неоднороден и противоречив состав российского общества, частью которого является религиозная среда. Поэтому лучшее, что можно желать — избегать форсированной реанимации религиозного фактора, проявлять сдержанность и осмотрительность в принятии любых решений, влияющих на судьбу Отечества.


Автор: Михаил Юрьевич СМИРНОВ — доктор социологических наук, доцент философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.


Источник: ОООСЗСС


Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100