Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



НОВЫЕ РЕЛИГИИ ВОСТОЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В РОССИЙСКОМ СОЦИУМЕ

Печать

Сергей ИВАНЕНКО

 

российские вайшнавы на Старом Арбате, 2001

Новые религии восточного происхождения в российском социуме: что целесообразно сделать, чтобы общество и государство приобрели иммунитет к антикультизму

 

Доклад, сделанный на научно-практической конференции "Новые религии в России: двадцать лет спустя", 14.12.2012, Москва


Общая характеристика роли и значимости новых религиозных движений восточного происхождения в современном российском обществе

 

Новые религии (точнее было бы назвать их «новые религиозные движения») – это синоним нетрадиционных религий, появившихся сравнительно недавно или еще не получивших общественного признания (в мире в целом или в какой-то отдельной стране или группе стран).

Как остроумно заметил один из исследователей, новыми религиями (уважительно) или сектами (пренебрежительно) обычно называют те религиозные объединения, которые не имеют прочных связей с элитой того или иного государства.

д.ф.н. С.И.ИваненкоВ соответствии с подходом, который использует английский религиовед Эйлин Баркер, в данной работе понятие «новая религия» будет использоваться по отношению к движениям, возникшим после Второй мировой войны и нетрадиционным (новым) для России.

К восточным по своему происхождению новым религиям в российском социуме принадлежат самые разные индуистские и буддистские движения, большинство из которых возникли в рамках религиозных систем Востока и затем обрели последователей в России. Некоторые из них сохранили ортодоксальность и следуют многовековым традициям восточных духовных школ, другие в значительной степени отошли от традиционных устоев.

Впрочем, есть и новые религии, которые появились в самой России на основе переосмысления тех или иных верований, религиозно-философских идей и духовной практики, которая характерна для Востока.

В этой статье речь будет идти об индуистских по своим корням религиозных течениях, получивших более или менее значительное распространение в российском обществе.

Если говорить о роли и значимости новых религий восточного происхождения в современном российском обществе, то можно констатировать, что наиболее известные и авторитетные из них (как, например, Общество сознания Кришны) стали важным связующим звеном между духовными культурами Индии и России.

В результате взаимодействия культур, в том числе своего рода моды на восточную духовность и мистику, отдельные понятия (например, «карма»), символы, в том числе некоторые божества, фрагменты восточных религий стали частью обыденных, массовых представлений значительной части российского социума.

Можно согласиться с участницей одного из новых религиозных движений, что в результате воздействия на общественное мнение, в том числе и новых религий восточного происхождения, в России появилось «огромное количество школ йоги разных течений и направлений… Многочисленные туристические агентства приглашают в загадочную Индию, размещая в своих порталах фото храмов, индуистских божеств, садху[i], йогинов, агхори[ii] и отшельников… Молодёжь надела этнические одежды цвета охры с символиками знака ОМ, божеств Шивы, Ганеши и Дурги. В провинциальных городках маленькие статуэтки божеств Лакшми и Ганеши стоят на прилавках магазинов, и ни для кого не секрет, что это за божества»[iii].

Мне приходилось встречаться с утверждениями, что новые религии восточного происхождения в значительно большей степени, чем другие религии, ослабляют социальную активность своих последователей. Обычно из этого умозаключения делается вывод, что новые религии восточного происхождения наносят своим адептам, российскому обществу и государству наиболее существенный вред, отвлекая часть граждан от насущных социальных проблем и «уводя» их в сферу мистики и духовного самосовершенствования.

Мой опыт общения с последователями новых религиозных движений восточного происхождения, изучения идеологии и практики этих религиозных течений показывает, что их последователями обычно становятся люди, испытывающие глубокий антагонизм к существующему общественному устройству, да и к своему образу жизни. Как правило, у такого типа личностей есть особая черта характера и склада ума – они во что бы то ни стало хотят выработать последовательный, внутренне непротиворечивый взгляд на мир, общество, человека, смысл жизни. В поисках подлинных целей жизни, социальной справедливости подобные люди внутренне готовы на радикальные шаги.

В результате, если бы они не стали последователями религий восточного происхождения, то с высокой долей вероятности именно эти люди пополнили бы ряды политических (или экологических) радикальных движений. Поэтому религии восточного происхождения выполняют в российском социуме в том числе и необходимую терапевтическую функцию[iv], способствуя снижению потенциала радикальных политических течений, ориентированных на революционное изменение общественного устройства.

Для наиболее искренних и вдумчивых последователей религий восточного происхождения исповедуемые ими религии – это путь к высшим духовным и нравственным ценностям, поиск истинного освобождения от несовершенства современного мира, выражение решимости служить Богу и помогать людям. Но для части верующих их увлечения – скорее игра в духовность, на смену которой приходят другие игры и увлечения.


Общество сознания Кришны и другие индуистские религиозные организации, представленные в современной России


Международное общество сознания Кришны (сокращенно МОСК или ИСККОН – от английского ISKCON: International Society for Krishna Consciousness) является индуистской религиозной организацией, основанной 19 июля 1966 г. в Нью-Йорке Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977), известным также как Шрила Прабхупада, с целью проповеди гаудия-вайшнавизма[v].

Используя критерий времени возникновения ИСККОН, Международное общество сознания Кришны может быть отнесено к числу новых религиозных организаций. Вместе с тем, ИСККОН сохраняет верность древним традициям гаудия-вайшнавизма и может рассматриваться в качестве ортодоксальной индуистской (вайшнавской) организации.

В свидетельстве о регистрации ИСККОН были сформулированы семь основных целей:

1. Систематически распространять в массах духовное знание и обучать людей методам духовной практики, чтобы восстановить нарушенное равновесие в системе ценностей общества, а также обеспечить подлинное единство всех людей и установить мир во всем мире.

2. Проповедовать философию сознания Кришны, изложенную в Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам.

3. Сблизить последователей Общества друг с другом и приблизить их к Кришне – изначальному существу – и тем самым дать последователям Общества и всем людям представление о том, что каждая душа является неотъемлемой частицей Бога (Кришны).

4. Распространять и поощрять движение санкиртаны – совместного пения святого имени Господа, следуя указаниям Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.

5. Построить для последователей Общества и всех людей город в одном из святых мест, где проходили трансцендентные игры Кришны, Верховной личности Бога.

6. Объединить последователей Общества в единую семью и научить их более простому и естественному образу жизни.

7. Для достижения вышеупомянутых целей издавать и распространять периодические издания, журналы и книги[vi].

В России деятельность Международного общества сознания Кришны началась с краткого визита Бхактиведанты Свами Прабхупады в Москву в июне 1971 г.

Историю Общества сознания Кришны в СССР и в России можно разделить на пять основных периодов, каждый из которых, в свою очередь, подразделяется на несколько этапов.

Кратко перечислим эти основные периоды и этапы, их характерные особенности.

Первый период охватывает промежуток времени в 17 лет с момента приезда Свами Прабхупады в Москву в 1971 г. и до официальной регистрации московской общины Общества сознания Кришны в 1988 г. Главная особенность этого периода – отсутствие у Общества сознания Кришны статуса зарегистрированной религиозной организации, деятельность в условиях подполья и преследований.

Данный период можно подразделить на несколько этапов. Во-первых, это начальный этап, непосредственно связанный с визитом Свами Прабхупады в СССР и появлением в 1971 г. первых преданных (самоназвание вайшнавов-последователей этой традиции: от англ. devotee); во-вторых, этап начала проповеди и распространения движения сознания Кришны в СССР; в-третьих, этап репрессий и активной проповеди в условиях гонений (1980-1988).

Второй период (1988-1998) – это период стремительного развития Общества сознания Кришны в СССР и России.

Третий период (1998-2001) – это период организационного кризиса и некоторого замедления развития движения сознания Кришны в России. Непосредственным поводом, спровоцировавшим кризис 1998 г. в Обществе сознания Кришны в России, стал уход из Международного общества сознания Кришны одного из учеников Прабхупады – Харикеши Свами (Шри Вишнупада), который был председателем Джи-Би-Си (Governing Body Commission), или коллегиального Руководящего совета Международного общества сознания Кришны, имел множество учеников (по некоторым оценкам, до 3 тыс. человек, в том числе многочисленных учеников в России, особенно в Санкт-Петербурге и Москве).

Четвертый период (2001-2005) можно охарактеризовать как посткризисный и трансформационный период, его характеризует смена акцентов в развитии Общества сознания Кришны в России – курс на формирование и развитие вайшнавских общин; систематическое образование преданных; повышение стандартов, необходимых для получения инициации; формирование группы лидеров, принявших ответственность за планомерное систематическое развитие движения сознания Кришны в России.

Пятый, современный период (2006-2012) характеризуется укреплением Общества сознания Кришны в России как единой организации, выбором современных форм проповеди, активизацией социального служения.

Первым российским гуру ИСККОН в августе 2001 года стал Бхакти Вигьяна Госвами (Вадим Михайлович Тунеев), который является президентом Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР), а также членом Руководящего совета Международного общества сознания Кришны.

В 2010-2011 гг. статус санньяси получили еще трое духовных учителей ЦОСКР.

В настоящее время в России четыре санньяси: 12 июля 2010 года вторым санньяси стал Нитай-Чайтанья-дас (Евгений Михайлович Жаров)[vii], третьим этот статус получил 12 июня 2011 года известный вайшнавский проповедник из Томска Чарудешна-дас (Энвер Хаджимуратович Измайлов), теперь его имя – Бхактиведанта Садху Свами[viii]. Четвертый санньяси – Ачала-дас– получил 23 октября 2011 года имя Шрила Бхакти Ананта-Кришна Госвами[ix].

В настоящий момент в России уже немало образованных и искренних людей, по своему духовному уровню стоящих на уровне санньяси. По словам вице-президента ЦОСКР Радха-Дамодара-даса (С.В. Зуева), в ближайшие годы количество санньяси в России может возрасти.

Важно учитывать и то, что появление в России новых санньяси свидетельствует об авторитетности ЦОСКР в рамках Международного  общества сознания Кришны.

Это также говорит и о том, что «может собственных санньяси земля российская рождать», если перефразировать известный афоризм знаменитого русского ученого М.В. Ломоносова, написавшего:

«Может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать»[x].

В целом можно констатировать, что современный этап развития Общества сознания Кришны в России создает необходимые предпосылки для возрастания его авторитета, усиления роли вайшнавов в социальной и религиозной жизни страны. Главная предпосылка такого прогноза – появление в последние годы в ОСК в качестве преобладающего нового типа духовно зрелого верующего.

Одна из особенностей руководства ЦОСКР – интерес к результатам социологических исследований вайшнавской общины.

В 2006-2011 гг. было проведено четыре исследования. Результаты исследований 2006 и 2008 гг. уже опубликованы в содержательной статье А.Н. Борисовой «Вайшнавские общины в России: социологический анализ»[xi].

Исследование 2006 и 2010 гг. проводились среди участников ежегодных международных вайшнавских духовно-образовательных фестивалей, оно охватывало наиболее активных членов вайшнавского сообщества из самых разных регионов. Социологическое исследование 2008 года охватывало только членов московской общины вайшнавов.

Значительный интерес представляют результаты исследования, проведенного в октябре 2010 года среди участников ежегодного фестиваля ведической культуры и образования «Садху-санга – 2010» в Гаграх. Было обработано 500 анкет, почти все опрошенные являются последователями МОСК: они следуют четырем «регулирующим принципам», то есть обетам и запретам, и повторяют мантру Харе Кришна (что составляет основу духовной практики вайшнавов) и проживают, по большей части, в Европейской части России.

Остановимся на основных выводах.

Во-первых, среди опрошенных в ходе исследований российских вайшнавов преобладают люди среднего возраста. Это свидетельствует о том, что члены общин ЦОСКР отличаются от типичных последователи новых религиозных движений.

Что бросается в глаза исследователям, посещающим общины или крупные мероприятия, проводимые новыми религиозными движениями? Прежде всего – преобладание молодежи. Именно по этой причине один из синонимов новых религиозных движений – «молодежные религии».

На ранних этапах истории движения сознания Кришны в России в нем преобладала молодежь. Сейчас, как показывают и непосредственные наблюдения, и результаты социологических исследований, картина уже иная. Среди российских вайшнавов представлены люди всех возрастных категорий, большинство составляют люди среднего возраста. Так, например, по результатам социологического исследования участников Черноморского фестиваля в сентябре 2006 года большинство опрошенных составили люди в возрасте 30-45 лет (свыше 46 %) . По итогам исследования 2010 г., вайшнавы среднего возраста (31-50) составили 45,4%.

Во-вторых, большинство опрошенных вайшнавов – это люди работающие и имеющие доходы на среднем уровне и несколько выше. Так, подавляющее большинство вайшнавов, опрошенных в 2010 году, работали (73%), в том числе 13,9% занимались частной предпринимательской деятельностью. Безработными являлись 5,5%, еще 4,5% были пенсионерами, 10% вели домашнее хозяйство, 3,1% являлись учащимися.

Типичная черта новых религиозных движений – значительная доля или даже преобладание людей маргинального типа. В Обществе сознания Кришны на начальных этапах его истории также было немало новообращенных, которые до этого имели вредные привычки: употребляли алкогольные напитки, курили, были неразборчивы в половых связях, а у некоторых из них даже отмечались признаки алкоголизма, наркомании. Однако, по результатам обследования 45 последователей Московского общества сознания Кришны, специалистами был сделан вывод, что, «приняв решение вступить в Общество сознание Кришны, все они отказались от вредных привычек, преодолев без медикаментозной помощи тяжелые абстинентные состояния»[xii].

В результате Общество сознания Кришны стало играть роль одного из «каналов» социализации людей маргинального типа. Те новообращенные, кто был подвержен тем или иным порокам, в случае, если они оставались в Обществе сознания Кришны довольно продолжительное время, отказывались от вредных привычек и начинали вести здоровый образ жизни.

Как свидетельствуют результаты социологического исследования участников Черноморского фестиваля в сентябре 2006 года, среди активных вайшнавов большой процент людей с высшим образованием – 42,5%. Результаты исследования 2010 года показали, среди опрошенных вайшнавов высшее образование имеют 54,1%, а еще около 3% даже имеют ученые степени.

Высокий уровень образования российских вайшнавов имеет свое объяснение.

Традиция бенгальского вайшнавизма изначально была обращена к слою культурных, интеллектуально развитых и образованных людей. Эта тенденция была характерна для последователей движения сознания Кришны на ранних этапах его развития в СССР и России. Сохраняется она и в современной вайшнавской среде в России.

Среди последователей ОСК в нашей стране немало людей с учеными степенями и званиями (в том числе, доктора наук, профессора, академики), деятелей искусства и культуры. При этом не все из них соглашаются открыто заявить о своих вайшнавских убеждениях. Отношение к кришнаитам в ряде случаев остается настороженным, люди творческих профессий вынуждены с этим считаться.

Важная черта современных российских вайшнавов – значительное число последователей, имеющих вайшнавское образование и самостоятельно изучающих ведические священные писания и духовную литературу. Так, по данным исследования 2010 года, около половины опрошенных (47,1%) имеют вайшнавское образование, почти треть (32,5%) продолжают самостоятельное изучение вайшнавской литературы.

Общество сознания Кришны принципиально воздерживается от критических выпадов в отношении других религий, руководствуясь позицией Прабхупады, который заявлял, обращаясь к лидерам мировых религий: «Дорожа нашей собственной духовной культурой и провозглашая веру в Кришну, мы считаем неприемлемым пытаться привлекать людей к поклонению Всевышнему, опорочивая, неверно представляя или насмехаясь над верующими других конфессий»[xiii].

Основное внимание Общество сознания Кришны уделяет не миссионерству, а духовному воспитанию и религиозному образованию своих последователей и их детей, развивая систему вайшнавского образования. Это дает определенные результаты. Так, например, в России численность активных последователей, получивших богословскую подготовку, регулярно участвующих в проповеди и благотворительной деятельности, возросло с 3 тысяч человек в 1997 году до 20 тысяч в 2011 году, а общее число последователей, по оценке как некоторых экспертов, так и самих кришнаитов, составляет до 100 тыс. человек[xiv].

За прошедшие более сорока лет ИСККОН превратился в основную религию восточного (индуистского) происхождения в российском социуме и занимает доминирующие позиции среди других индуистских течений, представленных в России.


Другие религиозные организации восточного происхождения, новые для России


Кроме ИСККОН, в России, начиная с 1990-х, представлены и другие вайшнавские религиозные организации. Основываясь на одних и тех же священных писаниях и схожей религиозной практике, каждая из этих организаций имеет свое автономное руководство и следует наставлениям ачарьи (духовного руководителя) матха (так называют монастыри и религиозные центры, имеющие собственное автономное руководство).

Одно из них – Шри Чайтанья Сарасват Матх (ШЧСМ) – международная вайшнавская миссия, основанная в Западной Бенгалии (Индия) в 1941 году.  Ачарьей-основателем миссии является Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж (1895-1988), известный представитель движения гаудия-вайшнавизма, один из учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами.

Центры и общины ШЧСМ, кроме Индии, созданы в Австралии, Бразилии, Великобритании, Венесуэле, Италии, Мексике, Малайзии и Сингапуре, а также в США, где существуют два монастыря (в Нью-Йорке и Сан-Франциско), и в некоторых других странах.

В России ШЧСМ ведет миссионерскую деятельность с 1996 г. В настоящее время ШЧСМ имеет в России две основные общины –  в Москве и Санкт-Петербурге.

В Москве открыт культурный центр «Шри Чайтанья Сарасвати» (Б. Кисельный пер., д.7, стр.2), в котором проводятся богослужения (арати), пение бхаджанов, лекции, чтение священных писаний, программы для широкой аудитории и другие мероприятия. Членам общины ШЧСМ принадлежит вегетарианский ресторан «Джаганнатх-экспресс» в Москве и сеть вегетарианских кафе.

В Санкт-Петербурге в пригородной зоне построен и действует Лахтинский ашрам бхакти-йоги (Санкт-Петербург, пос. Лахта, ул. Морская 15). Кроме того, созданы несколько нама-хатт (домашних духовных центров).

Группы вайшнавов из ШЧСМ действуют в Смоленске, Великом Новгороде, Красноярске, Хабаровске, Ярославле и ряде других городов России, а также в Украине, Белоруссии, Абхазии. Общее количество членов общин ШЧСМ в России и СНГ — несколько сот человек.

В России представлены и другие вайшнавские течения, начавшие проповедническое служение в нашей стране в конце 20 столетия: Шри Чайтанья Гаудия Матх; Шри Гопинатх Гаудия Матх; Международное общество бхакти-йоги в России (до 2004 г. – Шри Бхактиведанта Гаудия Матх) и некоторые другие.

Суммарное число последователей этих вайшнавских течений в России – около тысячи человек.

В Российской Федерации действуют и иные, самые разные индуистские религиозные организации. В основном, они переживают период становления и поиска своего места в российском социуме[xv].

Как правило, все эти организации, если о них становится известно, превращаются в мишень для нападок антикультистов[xvi].

 

Меры по преодоления антикультизма в современной России

 

Что же целесообразно предпринять для того,  чтобы российское общество и государство приобрели иммунитет к антикультизму, в том числе стали невосприимчивы по отношению к огульной критике новых религий восточного происхождения?

Российская Федерация заинтересована в конструктивных и взаимовыгодных отношениях и с Западом, и с Востоком. Для такой страны, как Россия, антикультизм в качестве идеологической основы для принятия внешнеполитических решений – путь к постоянным провалам и конфликтам. Наиболее ярким и очевидным данный факт стал в результате международного скандала, спровоцированного в ходе судебного процесса (2011-2012) в Томске над священной для индусов книгой «Бхагавад-гитой как она есть».

С точки зрения воздействия на государственно-конфессиональные отношения, антикультизм и религиоведение являются антиподами. Антикультизм привносит в государственную политику в отношении религиозных меньшинств изрядную дозу ксенофобии.

К сожалению, в последние годы светское религиоведение находится в сложной ситуации. Так, в результате создания Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, в трудном положении оказалась кафедра государственно-конфессиональных отношений, которая успешно работала в составе Российской академии государственной службы. Идет процесс вытеснения научного религиоведения из вузов во многих регионах страны.

Развитие религиоведения, в том числе тех его разделов, которые занимаются исследованием традиционных для России и новых восточных религий, превращение религиоведческого научного знания в основу принятия управленческих решений в области государственно-конфессиональных отношений – самое действенное средство нормализации ситуации. В частности, в состав Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции России должны входить лица, обладающие высокой религиоведческой квалификацией. Нужна систематическая работа по повышению уровня религиоведческой культуры, в том числе государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и судейского сообщества, журналистов.

Специалисты в области религиоведения стремятся к консолидации сил. В частности, участники Международной научно-практической конференции «Новые вызовы свободе совести в современной России» (Москва, Центральный Дом журналиста, 26 июня 2012 года) приняли решение приступить к формированию Независимого научно-религиоведческого экспертного совета. Целями экспертного совета будет осуществление с позиции научного религиоведения экспертизы: законопроектов по проблемам свободы совести и деятельности религиозных объединений и иных нормативных материалов; правоприменительной практики в отношении религиозных организаций; резонансных выступлений в СМИ по вопросам свободы совести, вероучения и деятельности религиозных объединений.

Несомненно, создание дееспособного Независимого научно-религиоведческого экспертного совета было бы важным шагом в укреплении позиций религиоведения. Оно стало бы значимым противовесом антикультистским мифам.

Важное направление развития религиоведения – проведение социологических исследований, посвященных отношению граждан к религии, состоянию государственно-конфессиональных отношений, роли религиозных объединений в решении острых социальных проблем. Одна из наиболее актуальных тем – социологическое изучение последователей новых для России религиозных организаций, их роли в общественной и религиозной жизни.

Так, значительный интерес представляет работа доктора философских наук, профессора Екатерины Элбакян, посвященная результатам проведенного в 2011-2012 гг. социологического исследования саентологического сообщества современной России[xvii]. Как показало исследование, саентологи занимают активную жизненную позицию, поддерживают социально значимые проекты, ориентированные на улучшение нравственной атмосферы, преодоление наркомании, снижение преступности.

Одобрения и поддержки со стороны религиоведческого сообщества заслуживает систематическое проведение социологических исследований последователей Общества сознания Кришны в России, приносящее ценные научные результаты.

Объективное исследование с помощью социологических методов имеет большую значимость для правильного понимания перспектив нормализации отношений новых религиозных объединений, в том числе восточного происхождения, и государства.

Для религиоведения антикультизм – один из объектов изучения. Антикультизм должен быть четко определен в качестве идейного течения, осознана и проанализирована его роль в качестве фактора, оказывающего значительное негативное влияние на государственно-конфессиональные отношения в современной России.

В частности, целесообразно осуществлять религиоведческий мониторинг деятельности «Европейской федерации центров по исследованию и информированию о сектантстве» (FECRIS), «Информационно-консультационного центра св. Иринея Лионского», так называемой «Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС)» и других антикультистских центров, побуждающих органы государственной власти и муниципального управления нарушать законные права последователей религиозных меньшинств.

Учитывая значительную роль, которую приобрело использование норм законодательства о противодействии экстремизму в попытках парализовать деятельность ряда религиозных объединений, важно добиться уточнения норм закона, содержащих понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность».

Базовой нормой закона в демократическом обществе должен быть принцип, в соответствии с которым следует привлекать к ответственности не за те или иные верования, суждения и взгляды, а только за призывы к насилию. Необходимо определение экстремизма и экстремистской деятельности как возбуждения вражды и ненависти в сочетании с насилием или призывами к насилию. Такая формулировка избавит законопослушные религиозные организации, настаивающие на истинности своего вероучения, однако избегающие призывов к насилию, от необоснованных обвинений в экстремизме.

Назрела необходимость существенного повышения уровня религиоведческой компетентности и уровня толерантности, в том числе тех сотрудников правоохранительных органов, которые занимаются противодействием экстремизму.

Представляется полезной и перспективной деятельность представителей некоторых новых религиозных движений, стремящихся наладить контакты с сотрудниками правоохранительных органов и предоставить им объективную информацию об идеологии и практике своих организаций.

Так, в 2012 году Гузель Салихова, руководитель отдела по связям с общественностью Саентологической миссии в г. Набережные Челны, побывала на приеме у начальника Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Татарстан М.Н. Галямова и сумела доказательно опровергнуть обвинения в противозаконной деятельности, якобы проводившейся саентологами в Татарстане.

Постоянно взаимодействует с муниципальными органами власти Гульшат Муллина, помощник по связям с общественностью Нижнекамского центра Дианетики, в том числе при организации антинаркотических мероприятий. В результате, хотя между саентологами и представителями органов власти сохраняется значительное недопонимание, удается избегать острых и антагонистических конфликтов.

Необходимо разработать и законодательно закрепить принципы, условия и порядок проведения психолого-лингвистических, религиоведческих, филологических экспертиз, определить соответствующие критерии допуска лиц и организаций к проведению таких экспертиз. Учесть недопустимость проведения экспертиз лицами, не имеющими соответствующей теоретической и практической подготовки (ученых степеней и званий, научных публикаций по соответствующей тематике), или имеющих прямую или косвенную заинтересованность (включая конфессиональную ангажированность) в определенном результате экспертизы.

Самой решительной поддержки заслуживает позиция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина, который считает, что российские власти должны изменить законодательство таким образом, чтобы священные религиозные книги (включая священную для индуистов Бхагавад-гиту), не подвергались обвинениям в экстремизме.

Приведенные примеры иллюстрируют лишь малую часть значительного количества проблем, возникших по вине антикультистских групп, деятельность которых способствует разделению российского общества по признаку различного отношения к религии. Целенаправленная деятельность органов государственной власти, ученого и экспертного сообществ, а также СМИ по укреплению межрелигиозного мира и межкультурного диалога, развитию гражданского общества неизбежно способствует сокращению влияния антикультизма. Большая роль при этом, как подчеркивалось выше, принадлежит компетентному религиоведческому сообществу, которое заинтересовано в конструктивном сотрудничестве с государственной властью и гражданским обществом.


Автор – Сергей Игоревич ИВАНЕНКО, доктор философских наук, Москва.


ReligioPolis



[i]Садху (санскр.— «добродетельный человек») - аскеты, которые отреклись от мира и сосредоточились на духовных практиках. Обычно садху — это монахи, отрекшиеся от мира и отказавшиеся от материальных удовольствий. Они живут в пещерах, лесах или храмах по всей Индии.

[ii]Агхори (санскр.— «бесстрашные») — индуистская аскетическая религиозная школа. Агхори поклоняются Шиве и при этом, в отличие от других садху, практикуют ритуальный каннибализм, употребляют алкогольные напитки, используют человеческие черепа в различных ритуалах, медитируют на местах захоронений и местах сожжения трупов.

Интервью с монахиней Сатьятеджаси о Первом Всероссийском конгрессе адвайтаведанты// Режим доступа: http://advayta.ru/cat/?id=1441

[iv]Компенсаторная (или иллюзорно-компенсаторная, утешительная, психотерапевтическая) функция религии состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных катаклизмов и господствующих над ним социальных сил, снижать социальную напряжённость, преодолевать ощущение собственного бессилия, тяжелые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

[v]Гаудия-вайшнавизм (также бенгальский вайшнавизм, чайтанья-вайшнавизм или кришнаизм) – религиозная традиция индуизма. «Вайшнавизм» означает «поклонение Вишну». Основоположником гаудия-вайшнавизма был индуистский религиозный проповедник и реформатор Чайтанья Махапрабху (1486-1534). «Гаудия» происходит от исторического названия провинции в Восточной Индии — «Гаудадеша», которая располагалась на территории современных Западной Бенгалии (Индия) и части Бангладеш – именно там зародился и получил свое первоначальное распространение гаудия-вайшнавизм. Последователей гаудия-вайшнавизма называют вайшнавами или кришнаитами. Гаудия-вайшнавизм является одним из монотеистических течений в индуизме. Философия гаудия-вайшнавизма в первую очередь базируется на «Бхагавад-гите» и «Бхагавата-пуране», а также на таких ведийских писаниях, как Упанишады. Религиозная практика гаудия-вайшнавизма основана на поклонении Кришне и Радхе как мужской и женской ипостасям Бога. В гаудия-вайшнавском богословии, Радха-Кришна выступают как источники всех других форм и проявлений Бога, которые рассматриваются как их аватары или экспансии. Процесс поклонения называется бхакти-йогой. Наиболее важным методом бхакти-йоги для кришнаитов является воспевание имен Радхи и Кришны, в особенности в виде мантры «Харе Кришна».

Международному обществу сознания Кришны – 45 лет / «Кришна.ru», общероссийский духовно-культурный и познавательный портал о традиции учения Шри Кришны, http://www.krishna.ru/news/world-news/3218-iskcon45.html

[vii]Нитай-Чайтанья Госвами стоял у истоков движения сознания Кришны в СССР. К Обществу сознания Кришны присоединился в 1981 г.; с самого начала своей проповеднической деятельности вплоть до «перестройки» подвергался преследованиям и постоянно находился под угрозой ареста и суда. В период существования СССР Нитай-Чайтанья Госвами наиболее активно проповедовал в Украине, а с середины 1990-х - и в центральной России.

Бхактиведанта Садху Свами родился в Грозном в 1967 г. в семье советских интеллигентов. После окончания средней школы он и его родители переехали в Махачкалу. Его отец, Хаджимурат Измайлов - доктор философских наук, преподавал до выхода на пенсию в Дагестанском университете, а мать – биохимик. Сам Энвер увлекался физикой и рассчитывал связать свою дальнейшую судьбу именно с этой наукой; после окончания средней школы он поступил в Новосибирский государственный университет. Окончив университет, Энвер какое-то время преподавал в школе, но в 1991 году его жизнь резко изменилась – после встречи с вайшнавами он увлекся учением о Кришне и целиком посвятил себя духовным наукам. В ходе церемонии посвящения и представления нового санньяси вайшнавскому сообществу в речах выступавших прозвучало немало слов о такой особенности характера Бхактиведанты Садху Свами, как прямота и бескомпромиссность в вопросах веры // Режим доступа: http://www.krishna.ru/news/world-news/3170-sannyasi.html.

[ix] Бхакти Ананта-Кришна Госвами родился в 1960 г. в Петропавловске, в этом городе окончил среднюю школу и учетно-экономический техникум (1979), затем получил высшее образование, закончив в 1984 году факультет строительства военно-морских баз Военного инженерно-технического университета (Санкт-Петербург); служил офицером в ВМФ. С Обществом сознания Кришны познакомился в 1992 г.; был избран членом Национального совета ЦОСКР, региональным секретарем региона «Золотое кольцо».

[x]Из оды «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» (1747) Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765); «Платон» - великий философ Древней Греции Платон (ок. 427 - ок. 347 до н.э.); «Невтон» - старинное произношение имени английского физика и математика Исаака Ньютона (1642-1727); иносказательно: выражение уверенности в том, что и Россия может дать миру выдающихся мыслителей и ученых, что ее творческий потенциал неисчерпаем.

[xi] Подробнее см.: Борисова А.Н. Вайшнавские общины в России: социологический анализ // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2010. Вып. 8. С.77-86.

[xii]Заключение по результатам обследования членов Московского общества сознания Кришны (обследовано 45 человек, среди которых преобладали мужчины 20-24 лет), проведенного наркологическим диспансером № 14 Ленинского района г. Москвы // Иваненко С.И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. М, 1998 С. 130-131.

[xiii]Иваненко С.И. Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России. Справочник. М., 2003. С. 103.

[xiv]В некоторых источниках указывается, что общая численность последователей Общества сознания Кришны в России – 80 тыс. человек (см.: Кантеров И.Я.. Международное общество сознания Кришны //Религиоведение. Энциклопедический словарь / Ред. Забияко А.П., Красников А.Н., Элбакян Е.С. М., 2006. С. 624), однако, в связи с долговременной работой над Энциклопедическим словарем «Религиоведение», эти данные характеризуют ситуацию прошлых лет.

[xv]По инициативе Ассоциации индийцев в России был выпущен справочник «Индуистские религиозные и духовно-просветительские организации в России» (М., 2004), в который вошли сведения о 20 организациях. В настоящее время некоторые из них распались, однако общее количество подобных организаций выросло и составляет не менее 30, поэтому справочник нуждается в обновлении.

[xvi] Антикультизм или антикультовое движение – это общее наименование объединений, групп, отдельных энтузиастов, выступающих против новых религиозных движений, пренебрежительно именуемых ими «культами» или «сектами».

[xvii]Элбакян Е.С. Социальная значимость Саентологии и активность саентологического сообщества в современной России (по данным социологического исследования, осень 2011 г.- зима 2012 г.). М., 2012.

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100