Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 219 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ОПАСНЫЙ КОНТИНГЕНТ

Печать

Сергей ИВАНЕЕВ

 

к.ю.н. С.В Иванеев

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


«Лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и поэтому наше познание должно быть научным» -Г.В. Гегель «Философия права».

 

Будучи доцентом кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» - правопреемника легендарных Военной академии имени М. В. Фрунзе, Военной академии бронетанковых войск имени Р. Я. Малиновского, Высших офицерских курсов «Выстрел» имени Б.М. Шапошникова, и многих других прославленных военных ВУЗов, я могу свидетельствовать, что заявленная тема конференции для Вооруженных Сил Российской Федерации является очень актуальной. Прежде всего, потому, что учреждение института военных священников очевидным образом нарушает принципы светскости государства, свободы совести и вероисповедания, которые, как известно, лежат в основе конституционного устройства России.

По роду своей деятельности я отвечаю за подготовку слушателей из России и стран ближнего и дальнего зарубежья по всем правовым дисциплинам ведущего военного центра Сухопутных войск. В том числе и высококвалифицированных специалистов с высшим военным образованием, то есть тех, которые обладают всеми практическими навыками, необходимыми для эффективного применения правовых норм и воспитания у  военнослужащих глубокого уважения к праву, понимания ими необходимости строгого соблюдения и исполнения правовых предписаний, формируя и развивая у всех категорий военнослужащих высокие личностные качества и воспитывая их в духе дружбы ко всем представителям народов Российской Федерации, уважения их истории, традиций и обычаев.

Казалось бы, причем здесь священнослужители?

К сожалению, проблема внедрения в армию этого контингента создает очень серьезные проблемы для перспектив позитивного развития общества и государства. Главная опасность введения в штаты воинских частей священнослужителей в том, что клерикализация армии и флота нарушает основополагающие принципы самой концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно этим принципам в процессе информационно-воспитательной работы требуется установить, в какой степени удается сформировать у обучаемых научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения (приложение № 3 к приказу Министра обороны РФ 2004 года № 70).

Вероятно, здесь излишне разъяснять, что научное мировоззрение в процессе воспитания военнослужащих и является тем универсальным концептом, которому отвечают и на котором базируются все проявления общественной, политической, экономической и культурной жизни нашего светского конституционного государства.

Тем не менее, показательный в своей реакционности священнослужитель, глава одного из Синодальных отделов РПЦ МП Всеволод Чаплин рекомендует прямо противоположное: «Надо, наконец, развенчать химеру так называемого научного мировоззрения»[i]. Насколько известно, священнослужители его ранга являются в церковных кругах своеобразным эталоном, на который следует равняться остальным. Надо полагать, что это касается и тех священнослужителей, которые направляются в Вооруженные Силы.

Поэтому, мне бы хотелось именно этой квалифицированной аудитории высказать некоторые собственные мысли по поводу того, что могло привести к такому абсурду, что способствовало клерикализации армии и флота.

Прошу не считать мое выступление попыткой «сведения счетов» с церковниками «атеиста-нехристя». В данном случае я отталкиваюсь не от своего отношения к религии, а от конкретных фактов – деятельности общественной организации, образованной в отличие от многих других на религиозной основе. Проблема, на мой взгляд, гораздо глубже, чем кажется это многим нашим соотечественникам. Поэтому считаю себя не вправе не привлечь внимание общественности к тем деструктивным процессам, которые захватили сегодня Вооруженные силы. К той беде, которая пришла в наш общий для верующих и неверующих дом.

Имя этой беды – клерикализация.

Для сегодняшнего этапа военного строительства в нашей стране характерно возрастание роли гуманизации, сущность которой состоит в заботе об обеспечении жизни человека как главного субъекта возможной вооруженной борьбы. В заботе о воспроизводстве его природно-биологических и духовных сил, о создании благоприятных условий для жизни человека в системе военно-социальных отношений[ii]. Социальные процессы, происходящие в военной организации государства, как объект государственного воздействия требуют новых способов – и институтов управления, и правового регулирования, и совершенствования организации воспитательной работы.

Совершенно естественно, что мы все любим нашу Родину и хотим видеть ее благополучной и, в том числе, сильной и защищенной. У нас, военнослужащих, тоже другой Родины нет. Поэтому, когда политики с помощью клерикалов под предлогом «реформ» пытаются превратить армию, стоящую на ее защите, в духовно-мировоззренческое «средневековое болото», мы отдаем себе отчет в том, что происходит и чем это чревато.

В последние годы об опасениях такого рода очень много говорилось и писалось в СМИ, поэтому нет необходимости повторяться. Сегодня беда пришла, и требуется уже диагностировать заболевание российской армии. То, что мне неоднократно приходилось определять это «заболевание» клерикализацией, неизменно вызывало нескрываемое негодование, как со стороны представителей религиозных структур, так и сотрудничающих с ними генералов. При этом, очень интересно, что весь набор аргументов тех и других сводится к тому, что наш «народ-богоносец нуждается в пастырях», что «русский – значит православный» и т.п.. Очевидно, что подобного рода кликушеством, основанным на хорошо известных мифах, такие «аргументы» и исчерпываются. В то время, как свидетельства истории России не оставляют от них ничего, кроме пустых слов.

Итак, что же было изначальным источником клерикализации армии и флота, что явилось основой этого процесса?

Как мне представляется, все началось с того, что в Концепцию воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденную приказом Министра обороны РФ от 11 марта 2004 г. № 70 мощное клерикально-черносотенное лобби в партии власти продавило, в виде приоритетного направления государственно-патриотического воспитания военнослужащих, пункт о творческом использовании воспитательного потенциала различных религиозных конфессий. Тогда как, пункт о совершенствовании интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов РФ,  поставило на следующее за ним место. Это и стало началом «заболевания», так как именно религиозные, чаще всего – православные, представления чаще всего связаны с проявлениями националистических предрассудков, с негативным отношением к людям другой национальности и другой веры.

Считать продавленный приоритет позитивным достижением просто абсурдно, так как все выглядит наоборот. Поэтому приоритетом в Вооруженных силах многонационального и поликонфессионального государства должна быть никак не религия, а интернационализм, с которым не совместимы тенденции религиозной исключительности, шовинизма и национализма. В противовес вероисповедным истинам, только этот принцип способен защищать идеалы действительной свободы и братства всех военнослужащих, реального гуманизма. Соответственно, только такая армия способна защитить общество и страну.

Нельзя не отметить, что руководство РПЦ умудряется нарушить даже ту Концепцию воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в которую клерикализация внедрена в форме приоритета.

Дело в том, что в Концепции справедливо отмечено, что «…Изменилась направленность жизненных приоритетов. Принижено чувство коллективизма и общественная активность». Но, в противовес тому предстоятель церкви открыто призывает к индивидуализму, антитезе коллективизма:

31 мая 2011 года, во время посещения патриархом Кириллом Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, в конференц-зале Академии состоялась его встреча с высшим командованием и генералитетом Вооруженных сил. На встрече присутствовали Министр обороны РФ, руководящий состав Генерального штаба и центральных органов военного управления, главнокомандующие видов и родов войск, командующие округов и флотов Министерства обороны РФ, а также профессорско-преподавательский состав, слушатели и выпускники многих военных учебных заведений. После речи, с которой обратился патриарх к присутствующим, возникло много вопросов. Собственно, все это парадоксальное шоу, которое нарушило учебный процесс, отвлекло командование и профессорско-преподавательский состав Академии, т.к.  было посвящено убеждению патриархом Кириллом офицерского состава в необходимости скорейшего введения штатных должностей армейских православных священников в Вооруженных силах России. Основной аргумент такой «необходимости» патриарх сформулировал в тезисе: «Самым главным приоритетом является страх Божий, страх как нравственная категория»[iii].  

Несомненно, страх смерти имеет свою основу в биологическом чувстве самосохранения. Человек больше всего боится смерти, когда его собственное «я» для него становится центром мира. Индивидуалистически настроенный военнослужащий в идеале не имеет другого объекта, кроме самого себя, и поэтому чувствует непреодолимую потребность верить в свое бессмертие. Чем глубже проникает в человеческую душу индивидуализм, тем прочнее укрепляется в ней страх смерти. Доведенный до самой крайности, он побуждает индивидуума считать свое личное бессмертие главным приоритетом. К чему может привести такое «воспитание» военнослужащих, предположить нетрудно. Недаром еще  Г.В. Плеханов замечал, что «свойственный новейшему человечеству страх смерти, обусловливающий собою современное религиозное учение о бессмертии души, есть продукт индивидуализма»[iv].

В армии светской поликонфессиональной России служат воины разных национальностей и верований. Законы РФ гарантируют всем своим гражданам – как верующим, так и неверующим, равные права. При этом, они обеспечивают гражданам право открыто и беспрепятственно говорить о своих религиозных или нерелигиозных убеждениях, пропагандировать их или защищать. Но сложилась такая ситуация, что Московская патриархия в целях подавления своих конкурентов на религиозном рынке – или в борьбе за души верующих, как еще говорят, добивается того, чтобы открытое исповедание других религиозных мировоззрений, например, католического, протестантских, старообрядческого, иеговистского и прочих было запрещено.

Так, например, РПЦ МП чуть ли не требует от Католической церкви, чтобы она не занималась миссионерской работой в нашей стране. Такие же требования она предъявляет и к независимым от нее православным направлениям. К таким, например, как Богородичный центр или Киевский патриархат, который к тому же и вовсе является церковью зарубежного государства, к  православным Автономной и Апостольской церквям. Не говоря о многочисленных протестантских организациях христиан, новых религиозных движениях. Но при этом сама Московская патриархия поддерживает целую сеть миссионерских центров, которые занимаются активной пропагандой своей конфессиональной концепции и преследованием любых других религиозных доктрин, организаций и верующих.

В интенсивном проникновении РПЦ в армию, как и в другие государственные структуры, эта религиозная организация пользуется государственной поддержкой. Попытка фактического огосударствления одной из конфессий в многонациональной и поликонфессиональной стране представляется недальновидной, создающей предпосылки для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы, способной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и религиозной розни, нарушающей статью 13 Конституции Российской Федерации.

Как отдельные чиновники РПЦ, так и различные ее представители, ссылаясь на православие, ведут планомерную работу по формированию неприязни и нетерпимости по религиозному признаку. То есть, у всех на глазах при лояльности к тому властей и «органов», на средства государства в виде идеологической кампании совершается очевидное преступление, направленное против блага государства и общества. Поэтому, представляется целесообразным пересмотреть сложившуюся практику несерьезного в своей лояльности отношения к подобной деятельности. Думаю, и неспециалистам понятно, что необходимо законодательное и административно-правовое регулирование, с учетом современных реалий, интересов противодействия межнациональным и межконфессиональным конфликтам. Без такого пересмотра нам бессмысленно говорить о формирования реальных условий признания и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В качестве одного из примеров того, что делает правовое внимание к сложившейся ситуации в армии безотлагательным, могу предложить фильм «Батюшки особого назначения». Алексея Денисова, который распространяется Управлением по работе с верующими военнослужащими ВС РФ. Это совместный проект Данилова монастыря, телеканала «Россия» и благотворительного фонда «Крейсер “Варяг”», в котором заместитель председателя отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами игумен Савва (Молчанов), в нарушение статей 28 и 29 Конституции РФ, например, изрекает следующее: «То, что касается конфликтов межрелигиозных в воинских коллективах, то это догадки несведущих людей, либо просто ложь, ложь атеистов. Потому что человек, когда он верит, он с особым уважением относится к тому, кто исповедует другую религию. Поверьте мне, что мусульманин к офицеру, который не верит ни во что, он никак относится не будет, но к офицеру, который носит в своей душе веру православную, мусульманин будет относиться с высочайшим уважением»[v]. Кроме того, что подобные уверения просто смешны, такая антиконституционная пропаганда не может и не возмущать. По какому праву этот священник в фильме, который смотрят военнослужащие, формирует неприязнь к неверующим или атеистам? Получается, что член религиозного сообщества, вокруг которого сегодня кипят скандалы, связанные с падением нравов, коррупцией и лицемерием относит все эти и другие пороки на счет как раз безверия, которое отождествляется с атеизмом?

Использование подобного «научно-методического материала» со стороны структурного подразделения МО РФ, с моей точки зрения, как специалиста, занимающегося подготовкой элиты Вооруженных сил -офицеров для выдвижения на воинскую должность командира бригады, представляется абсурдным и антиконституционным. Собственно, и вся остальная деятельность сегодняшнего Управления по работе с верующими военнослужащими ВС РФ напоминает по словам М.Горького «христианское стремление дать людям вместо хлеба насущного мыльные пузыри»[vi].

Все это происходит в то время, когда в штатах бригад нового облика упразднены должности помощников командира по правовой работе и некому проводить правовую экспертизу проектов приказов командира (начальника). Когда некому проводить весь комплекс юридических мероприятий, включая организацию правового обеспечения договорной, претензионной и исковой работы в части, а также обобщать и анализировать результаты рассмотрения в арбитражных судах дел по искам органов военного управления в части.

На сегодняшний день военнослужащих МО РФ лишили даже права на ознакомление с единственным ежемесячным журналом «Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение», включенным в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в котором публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени докторов и кандидатов наук, утвержденный решением Президиума ВАК № 6/6 от 19 февраля 2010 года, отменив на него бесплатную подписку.

И вот, на фоне этого правового хаоса, в армию в противовес Конституции РФ внедряют еще и невежественных православных священников? Это ли не преступление против интересов наших соотечественников? Неужели «батюшки особого назначения» важнее в войсках, чем офицеры-юристы?

Согласно современным требованиям к армии, каждый командир и начальник должен обладать минимумом правовых знаний, определяемых директивой Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N Д-6 «О правовых минимумах» и другими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации и требовать того же от подчиненных. В соответствии с пунктом 8 Инструкции о правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 333) офицеры и прапорщики (мичманы), не сдавшие зачеты по правовому минимуму, не могут быть представлены к назначению на вышестоящие должности. При дефиците юристов в ВС РФ, правовой беспредел с фактической подменой их православными священнослужителями происходит в то время, когда в соответствии со ст.11 «Наставления по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации» (утверждено Министром обороны РФ 08.08.2001): «В период вооруженного конфликта для решения вопросов, касающихся применения норм международного гуманитарного права, командиры (начальники) в случае необходимости привлекают юридических советников, обязанности которых возложены в соединении (части) на помощника командира по правовой работе».

Европейский суд по правам человека в Страсбурге в 2005 году удовлетворил жалобы шести граждан России, проживающих на территории Чеченской Республики. Все рассмотренные дела связаны с проведением контртеррористической операции на Северном Кавказе, причем два случая имеют непосредственное отношение к боевому применению Федеральной группировки войск и сил в этом регионе. Помимо крайне негативного политического эффекта и экономических последствий (Россию обязали выплатить крупные денежные компенсации), создан прецедент, имеющий ярко выраженные правовые аспекты. Суд установил, что командованием Федеральной группировки был нарушен ряд положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. По мнению суда, были нарушены право на жизнь, право на эффективные средства правовой защиты, право на защиту частной собственности. Как видим, актуальность присутствия в войсках юристов, а не клерикалов, налицо.

В заключение, мне бы хотелось представить еще одно печально-курьезное доказательство того абсурда, к которому уже привел процесс клерикализации нашей армии:

23 ноября 2011 года на презентации новой книги «Православная церковь при новом патриархе»[vii] в Московском центре Карнеги я был вынужден публично обратиться к игумену Московской патриархии Петру (Валентину Андреевичу Мещеринову) с просьбой донести по своей церковной линии через председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова информацию, о катастрофическом состоянии правовой работы в Вооруженных силах до Министра обороны РФ Сердюкова А.Э. Иного способа достучаться до Министра обороны доценту военного ВУЗа в нашем «правовом» государстве, оказывается, нет. 

Можно ли представить аналогичное обращение к представителям духовенства ведущих военных юристов в Военной академии США (англ.United States Military Academy), известной также как Вест-Пойнт (англ. West Point), или в Командно-штабной академии бундесвера, расположенной в Гамбурге?!

 Это ли не позор армии и государства Российского 21 века?!

 

Автор: Сергей Васильевич ИВАНЕЕВ -к.юр.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ»


Статья является оформленным для публикации текстом выступления на Международной научно-практической конференции "Новые вызовы свободе совести в современной России", состоявшейся в Москве в Центральном доме журналиста 26 июня 2012 года



[i] См.: Прот. Всеволод Чаплин прокомментировал заявление В.Глазычева и академиков РАН о «бурном вмешательстве» Церкви в общественную жизнь // Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/23262.htm

[ii] См.: Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил. М., 1997. С. 21-28.

См.: Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ // Режим доступа:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1501407.html

[iv] Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М.,1958. Т. V. С.. 633.

См.: «Батюшки особого назначения» // Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/33182.htm

[vi]Горький М.  Заметки о мещанстве// Полн. собр. соч. в 30-и тт. М., 1949. Т. 23. С.5 .

[vii] Филатов С., Малашенко А. Православная церковь при новом патриархе // Режим доступа:  http://www.carnegie.ru/events/?fa=3481

 

@ReligioPolis

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100