Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 280 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ

Печать

Елена НЕЧИПОРОВА

 

в семье мормонов

Светское и религиозное образование в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней: история и современность

 

Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, более известные как « мормоны»  или «Святые последних дней», сегодня проживают в 180 странах мира. Их можно встретить среди бизнесменов и фермеров, среди ученых и педагогов, среди юристов и врачей, среди журналистов и политических деятелей, вплоть до высших правительственных структур.

Научный интерес  в мире к данной конфессии не нов, а  в последние  годы он ощущается и в России. Мормонизм все чаще становятся предметом серьезных исследований[1].  Об этом свидетельствуют многочисленные социологические исследования[2], включающие изучение жизни Святых последних дней, создание университетских кафедр и курсов, посвященных исследованию образа жизни и культуры мормонов[3], семинары и симпозиумы, рассматривающие историю и доктрину[4] Святых последних дней. Увеличивается число научных публикаций, связанных с различными аспектами культуры Святых последних дней. «Учение Мормонов - это как возвращение  ко второму веку и изучение христианства, когда  оно перешло из иудаизма в новые религиозные традиции. Только в мормонизме есть гораздо больше записей, материалов, и людей для изучения»[5].

Характеризуя Святых последних дней, корреспондент журнала «News week» Элиза Сукап писала: « Независимо от того, где живут мормоны, они становятся частью сообщества взаимных интересов; в мормонской теологии каждый является служителем доброты, каждый имеет право по-своему делать добро другим: это завет заботы 21-го века»[6].

  • История и вероучение

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней была основана уроженцем штата Вермонт (США) Джозефом Смитом в 1830 г. 180 лет спустя,  в 2010 г., согласно данным Национального Совета Церквей  США, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней по численности в США занимает четвёртое место.

Хотя Церковь Иисуса Христа Святых последних дней в США является четвертой по численности, она остается относительно небольшой по количеству верующих.

Источниками вероучения мормонов являются Библия, «Книга Мормона», «Учение и Заветы» и  «Драгоценная жемчужина», содержащая Символы веры. Признавая Библию (в английском переводе Короля Якова) в качестве Боговдохновенной книги, мормоны признают новозаветную историю рождения, жизни, распятия и воскресения Иисуса Христа. Символы веры включают в себя 13 деклараций, признающих основные христианские догматы о Троице, грехе, искуплении, спасении, конце света. При этом подчеркивается приверженность традициям раннеапостольской Церкви.

Помимо Библии, основой вероучения для членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней является «Книга Мормона», содержащая рассказ о явлении и служении обитателям  Американского континента воскресшего Иисуса Христа (отсюда подзаголовок книги – «Новые свидетельства об Иисусе Христе»).  Известный ученый религиовед, доктор философских наук, профессор Элбакян Е.С., исследуя вероучение Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, отмечает: «Они верят в то, что Иисус Христос  есть Сын Божий, Мессия, Спаситель человечества, выступающий посредником между Богом и людьми... Члены Церкви исходят из того, что первоначальная церковь Иисуса Христа исчезла с лица земли вскоре после смерти первых апостолов. Верные последователи Христа подвергались яростным гонениям, но им удалось сохранить христианство, которое ко 2 в. н. э. стало крупнейшей религией. Однако в отсутствие 12 апостолов, люди начали искажать вероучение первоначального христианства, обращаясь к другим источникам. Результатом этого стал раскол Церкви на ряд течений.

Мормоны полагают, что первоначальная церковь Иисуса Христа была вновь восстановлена лишь в  первой половине 19 в. вместе с ее таинствами, организацией, Пророком и Апостолами. Иное, чем у первоначальной церкви наименование восстановленная церковь получила для того, чтобы ее не путали с первоначальной. А термин “Святые” употребляется в отношении  членов Церкви, стремящихся ежедневно следовать примеру Иисуса Христа»[7].

Церковная организация мормонов строго иерархична. Во главе стоит Президент Церкви (Пророк), непосредственно получающий откровение от Бога. Он имеет двух советников, которые называются Первым Президентством, и помогают Президенту в обсуждении важнейших проблем и принятии решений. Помимо Первого Президентства существует Кворум   Двенадцати Апостолов. Из членов данного Кворума избирается Президент Церкви. Место пребывания Первого Президентства и Кворума Двенадцати Апостолов – г. Солт-Лейк-Сити, США. При этом члены Первого Президентства и Кворума Двенадцати Апостолов  осуществляют регулярные поездки по всему миру, во время которых встречаются с членами Церкви и руководителями местных религиозных общин.

Помимо этих организационных структур, существует еще Кворум Семидесяти, состоящий из миссионеров, осуществляющих служение в различных странах и регионах (территориях). Каждой территорией руководит Президентство территории, состоящее из Президента и двух советников, являющихся членами Кворума Семидесяти.

Все священство разделяется на высшее  священство  –  священство Мелхиседека и низшее   священство – священство Аарона[8].

Церковь Иисуса Христа святых последних дней проводит большую социальную и миссионерскую работу. Среди социально ориентированной деятельности большое место занимает благотворительность. Сферы милосердно-благотворительной активности мормонов обширны и многообразны. В первую очередь, это – оказание гуманитарной помощи нуждающимся во всем мире, независимо от их религиозных убеждений. Более того, оказание помощи не членам Церкви осуществляется не через учрежденные миссии Церкви, а через Благотворительную организацию Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Latter-day Saint Charities), не связанную с миссионерской работой.


Благотворительная  деятельность осуществляется в следующих формах:

- обеспечение  одеждой и продовольствием  нуждающихся;

- улучшение условий жизни, вплоть до предоставления жилища социально незащищенным слоям населения, в особенности беспризорным детям;

- обеспечение лечебных заведений лекарствами и медицинским оборудованием;

- обустройство приютов, домов-интернатов для детей, инвалидов, престарелых;

- оказание помощи и поддержки в местах стихийных бедствий и военных действий.

 

Начиная с 1995 г. Церковь участвовала более чем в 3 тысячах гуманитарных проектов в 137 странах мира. Только в странах Восточной и Центральной Европы гуманитарная помощь Церкви, которая начала оказываться в 1988 г., составила в денежном эквиваленте  свыше 52 млн. долларов США[9].

Миссионерская работа Церкви Иисуса Христа Святых последних дней началась еще во время перевода и издания Джозефом Смитом «Книги Мормона». Его брат Самуил Х. Смит объехал много городов штата Нью-Йорк, знакомя их жителей с учением, изложенным в «Книге Мормона». Осенью 1830 г. на западной границе тогдашней территории США была основана первая миссия, состоящая из четырех мужчин. Они вели работу в штатах Нью-Йорк, Огайо, Индиана, Иллинойс, Миссури и Канзас.

В дальнейшем миссионеры стали отправляться в другие штаты, а потом и страны, первой из которых была Англия. Первая миссионерская поездка в Англию состоялась в 1837 г. Ее возглавлял Хибер Ч. Кимбалл. Уже через два месяца у Церкви появился ряд сторонников в Англии, а через восемь месяцев их число значительно возросло, было открыто много новых приходов.

Если в апреле 1830 г. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней насчитывала всего 6 членов, то к 1840 г. их было уже 16865 человек. В настоящее время их – около 13  000 000[10].

Сегодня в различных странах мира, более чем в 330 миссиях занято миссионерской работой свыше 50 тысяч юношей и девушек в возрасте от 18 до 26 лет [11]. Миссия каждого из них длится от полутора до двух лет в тех странах мира, где эта работа разрешена законом.  При этом все они служат безвозмездно[12].

Свою историю в России Церковь ведет, начиная с 1843 г., когда Джозеф Смит направил в Российскую Империю двух миссионеров - Орсона Хайда и Джорджа Дж. Адамса. Однако гибель самого Джозефа Смита оборвала эту миссию.  11 июня 1895 г.  В Санкт-Петербурге в р. Неве  состоялось первое крещение  супругов  Йохана и Алмы Августы Линдлофов, семьи эмигрантов из Финляндии, жившую в Санкт-Петербурге. Это были первые крещения в России. В 1903 году Линдлофов посетил Апостол Фрэнсис М. Лайман, президент Европейской миссии, который приехал в Россию с тем, чтобы освятить ее для миссионерской работы. Примерно в то же время, в 1900 г., в Кенигсберге (Калининграде) был сформирован  первый приход.  6 августа 1903 г. в Санкт-Петербурге Ф.М. Лайман произнес молитву освящения. Молитва была произнесена в Летнем саду, в восточной части центрального района Санкт-Петербурга. Спустя три дня Фрэнсис Лайман посетил Москву, и у Кремлевской стены снова, во второй раз, молился о том, чтобы в России могла начаться миссионерская работа. До 1917 г. Санкт-Петербург и другие крупные города России посещали представители Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Революционные события в России  прервали миссионерскую деятельность почти на 90 лет.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней была официально признана в России 28 мая 1991 г. 14 мая 1998 г., в соответствии с новым Федеральным Законом Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» Церковь Иисуса Христа Святых последних дней была перерегистрирована и получила статус централизованной религиозной организации «Религиозная Ассоциация Церкви Иисуса Христа Святых последних дней». Представительства централизованной религиозной организации действуют во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге. В состав централизованной религиозной организации входит 52 местные религиозные организации, зарегистрированные в соответствии с законом РФ и объединяющие более 19 тысяч верующих во многих городах России от Владивостока до Калининграда.

  • Система образования Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

Образованию в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней всегда, практически с первых дней ее существования, уделялось большое внимание. «Мировой мормонизм зарекомендовал себя не только как сообщество милосердия, но и как конфессия, поощряющая образование и занятия наукой»[13].

Знаменательно, что пионеры Юты, в большинстве своем не получившие серьезного образования,  в числе первоочередных задач реализовывали образовательные программы, открывая в отстраиваемом  ими  штате школы (как для детей, так и для взрослых) и университеты. К 1854 г. каждый район Соленого озера открыл свою начальную школу. В 1850 году был открыт университет Дезерет - один из первых американских  университетов к западу от реки Миссури. Ныне это государственный университет штата Юта. В 1875 году образована академия, названная в честь второго президента Церкви  Бригама Янга в городе Прово (ныне - университет им. Бригама Янга), в 1876 году - колледж Бригама Янга в Логане. Только в 1920 году Церковь потратила 2 миллиона долларов на строительство новых школьных зданий, колледжей и университетов.


Светское образование

Изначально в церковных учебных заведениях были объединены религиозное и светское образование. В конце 19 века стало понятно, что это идет  вразрез с Конституцией  США, запрещающей преподавание религии в государственных школах. Церковь оставляет светское образование за государственными учебными заведениями (общественные школы и университеты), одновременно открывая центры религиозного образования, которое можно было получить в дополнение к светскому. Время доказало эффективность этого разделения.

Помимо религиозного (об  этом речь пойдет ниже), мормоны поддерживают светское образование членов своей церкви, финансово помогая, за счет Постоянного Фонда Образования, студентам из малообеспеченных семей.

Характер мормонского образования - преимущественно прикладной и практический. Акцент  в основном делается на освоении полезных навыков, на полном раскрытии способностей и талантов учеников и студентов, при этом как отмечают исследователи, «образование на самом деле не преуменьшало веры мормонов»[14].

В настоящее время Церковь предлагает для своей молодежи достаточно возможностей для получения образования более чем 700000 студентов, обучающихся в программах, учрежденных в  132 странах мира.


Университеты и колледжи Церкви Иисуса Христа Святых последних дней:

- Университет Бригама Янга,

- Университет Бригама Янга в штате Айдахо,

- Университет Бригама Янга в штате Гавайи,

- Бизнес Колледж  Святых последних дней (СПД)


Эти учебные заведения существуют, чтобы обеспечить отличное светское образование, а также сформировать идеалы и религиозные принципы Церкви Иисуса Христа Святых Последних дней.

Университет Бригама Янга (УБЯ) в городе Прово, штат Юта, предлагает программы подготовки бакалавров и специалистов в различных сферах более чем для 30 тыс. студентов. УБЯ является вторым по величине частным университетом в США. Интересным является тот факт, что УБЯ обладает одной из и самых обширных и развитых систем изучения русистики в Северной Америке. В каждом семестре на факультете учится около 500 студентов, из них 45-55 человек ежегодно заканчивают обучение по специальности  «русский язык».  Культуролог и литературовед  Зорин А.Л., посетивший университет в ноябре 2001 года, высказал следующее впечатление: «Я был глубоко поражен количеством студентов, посетивших мою лекцию, прочитанную на русском языке; глубиной их вопросов, их увлеченностью, а также их огромный интерес к России»[15].

В Университете  штата Айдахо обучается  более 14000 студентов.

В университете в штате Гавайи, в городе Лайе,  получают образование около 2400 студентов. Это самый  многонациональный студенческий городок в Соединенных Штатах.

Бизнес Колледж СПД  в Солт-Лейк-Сити, штат Юта предлагает одно- и двухгодичные профессиональные программы, по которым  обучаются около 1300 студентов.

Учащиеся перечисленных учебных заведений (а далеко не все из них являются мормонами), подписывают Кодекс чести, соглашаясь поддерживать высокие стандарты чести, честности, нравственности и вести образ жизни, демонстрирующий уважение к людям различных мировоззрений. Эти стандарты включают в себя использование литературного языка (без сленговой и ненормативной лексики), регулярное посещение церковных богослужений в соответствии с личным вероисповеданием, воздержание от сексуальных отношений вне брака и исключение алкогольных напитков и табака.

Приведем статистические данные, которые свидетельствуют о результатах серьезного, систематического подхода к образованию у мормонов:

Штат Юта занимает первое место в стране по прохождению экзамена повышенной трудности (углубленное изучение предмета).

Образование в колледже: по данным исследования «Религиозной Перспективы» о религии и общественной жизни,  проведенного Пью Форумом в США в 2010 г., Святые последних дней являются  группой «самых набожных и консервативных религиозных людей в стране». Они являются «хорошо образованными людьми с разносторонними интересами: мормоны чаще, чем граждане США  иного вероисповедания   имеют высшее образование. Шесть из десяти мормонов имеют высшее образование »[16].

Образование для женщин: с начала основания Церкви, образование настоятельно рекомендовалось женщинам. Согласно данным  социологического исследования, проведенного в 1985 году[17], женщины-Святые последних дней чаще, чем женщины других подобных групп заканчивают колледж и поступают в аспирантуру. Статистика за последние два десятилетия показывает, что примерно 50% степеней бакалавра[18] и 33% ученых степеней  в университете Бригама Янга  присваиваются женщинам[19].

Помимо образовательных, Церковь также поддерживает и научно-исследовательские программы – от медицинских до социологических и историко-теологических[20].


Религиозное образование

Система религиозного образования в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней состоит из следующих программ:

1. религиозное образование (семинарии и институты религии);

2. университеты и колледжи Церкви (о них речь шла выше);

3. начальное и среднее образование (в некоторых районах за пределами Соединенных Штатов Америки). Церковь обеспечивает начальным и средним образованием несколько отдаленных мест в Мексике и на Островах Тихого Океана (Фиджи, Кирибати, Самоа и Тонга). В этих школах, студенты получают как светское,  так и религиозное образование.


Цель семинарии и института религии - помочь молодежи использовать принципы Евангелия в повседневной жизни, готовить себя к созданию крепкой семьи, получению достойного образования.

Семинария - четырехлетняя  программа обучения религии, которая проводится каждый будний день для молодежи (как правило, от 14 до18 лет) в течение всего учебного года. Следующие четыре курса  изучения Писаний чередуются из года в год:

• Ветхий Завет •    Книга Мормона

• Новый Завет  •     Учения и Заветы и История Церкви


Программы института религии обеспечивают повседневные  занятия для одиноких и состоящих в браке студентов высших учебных заведений и просто молодежи  (обычно от 18 до 30 лет).


Институты религии обеспечивают и вечерние занятия для студентов высших учебных заведений на такие темы, как:


Ветхий Завет                               •Миссионерская подготовка

Новый Завет                                  •Семейная история

Книга Мормона                                •Период ухаживаний и брак

Учение и Заветы                          •Учения Евангелия

Драгоценная Жемчужина                  •Учения живущих пророков

История Церкви                                       •Евангелие и полноценная жизнь


В дополнение к религиозному образованию, институт религии также предоставляет помещения, где студенты могут учиться общению, умению руководить и нести служение другим. Совместные социальные мероприятия и программы утверждаются местными руководителями священства,  планируются и осуществляются студенческими лидерами.

В России в настоящее время функционирует лишь программа семинарии и института. При этом данное образование не является профессиональным. По окончании программы семинарии и института дипломы и сертификаты не выдаются, обучение проводят волонтеры из местных церковных подразделений. Занятия проводятся  два  раза в неделю, продолжительностью по 50 минут, обычно в утреннее время с 6:30 до 7:20.  Занятия, как правило, проходят в домах собраний. В настоящее время программой института и семинарии в России  охвачено около 1 500 членов Церкви в возрасте от 14 до 30 лет. Из бывших стран СНГ центры обучения религии  организованы в Украине (Киев) и Армении (Ереван).

Сегодня Правление церковного образования, который состоит из Первого Президентства и других представителей высшей власти и должностных лиц Церкви, продолжает руководить системой церковного образования, понимая важность этого процесса.

  • Роль и место семьи в религиозном воспитании

Семья играет важную роль в жизни членов Церкви. Святые последних дней верят, что брак мужчины и женщины предначертан Богом. Теологическое обоснование семьи как ценности содержится в документе Церкви: «Семья. Воззвание к миру», опубликованном в 1995 году. Там говорится: «Семья предначертана Богом. Брак мужчины и женщины имеет фундаментальное значение в Его вечном плане. Дети имеют право быть рожденными в рамках супружества и воспитываться отцом и матерью, строго соблюдающими свои брачные обеты. Счастья в семейной жизни можно достичь, прежде всего, следуя учениям Господа Иисуса Христа. Счастливые браки и семьи основаны и укрепляются верой, молитвой, покаянием, прощением, уважением, любовью, состраданием, трудолюбием, а также полноценным отдыхом». Согласно тому же документу, первая заповедь Бога Адаму и Еве, как мужу и жене, относилась к их способности стать родителями. Мормоны исходят из того, что заповедь, данная Богом своим детям, — «размножайтесь и наполняйте Землю» — остается в силе. Мы также заявляем: Бог повелел, чтобы священ­ные силы деторождения могли использовать только мужчина и женщина, состоящие в законном браке как муж и жена». Церковь, руководствуясь общехристианскими ценностями, поддерживая брак между мужчиной и женщиной и выступает против однополых союзов и любых иных половых отношений вне брака.

Резко негативное отношение мормонов к абортам также обосновывается в их доктрине, исходящей из святости человеческой жизни. Поэтому Церковь выступает против абортов по собственному решению - ради личного или социального удобства - и наставляет своих членов не соглашаться на такие аборты, не совершать их, не склонять к ним других, не оплачивать и не организовывать их проведение. Исключения  возможны лишь в тех случаях, когда  беременность наступает в результате изнасилования или кровосмешения, либо, когда компетентный врач решает, что жизнь или здоровье матери находятся в серьезной опасности, либо, когда врач решает, что плод имеет серьезные дефекты, которые не позволят младенцу выжить после рождения.

Следствием того, что семье в вероучении отводится одно из центральных мест, является практическая реализация семейных ценностей в  повседневной жизни как отдельных семей, так социальных групп.

Демографические исследования и социальные опросы в США показывают, что учение мормонов способствует формированию крепких, многодетных семей, счастью в  домах и развитию гармоничного общества.

Показатель браков среди мормонов высок. Более 71% взрослых Святых последних дней состоят в браке, по сравнению с 54% остального населения США. Среди других религиозных конфессий только Хинди имеет выше процент - 74%[21].

Показатель разводов среди активных членов Церкви Иисуса Христа Святых Последних дней, особенно тех, которые заключили свой брак в  храмах Церкви, ниже, чем средний национальный показатель в США[22].

К сожалению, отсутствие социологических исследований  относительно института семьи в России не позволяют нам привести конкретные цифры по данной проблематике. Вместе с тем следует отметить, что все вышеуказанные подходы и принципы  создания семьи, воспитания детей в равной мере присущи  и Святым последних дней  в России.


Религиозное воспитание  в семье осуществляется через:

- посещение богослужений;

- изучение священных писаний всей семьей;

- организацию семейных домашних вечеров;

- проведение семейных домашних советов;

- участие в различных церковных мероприятиях;

- участие в церковных программах.


Богослужения проводятся каждое воскресенье. Продолжительность воскресного собрания три часа. Воскресное богослужение состоит из:

- причастного собрания, которое длится 70 минут. Это то время, когда члены Церкви собираются вместе и получают  причастие в виде хлеба и воды, символизирующих тело и кровь Христово, а затем слушают выступления на религиозные темы, подготовленные прихожанами.

- занятий воскресной школы для детей от 12 лет продолжительностью 50 минут;

- собраний священства для всех мужчин и юношей от 12 лет  и старше (также в течение 50 минут);

- собраний  общества милосердия для всех женщин и девушек от 18 лет  и старше;

- общество молодых женщин  от 12 до 18 лет;

- первоначальное общество для детей от 2 до 12 лет в течение 110 минут.


Церковь отмечает важность изучения Священных писаний как индивидуально, так и всей семьей. Как правило, это происходит в утреннее или вечернее время суток. Подход в изучении Священных писаний может быть различным. Это может быть чтение  всей семьей нескольких глав из Библии, Книги Мормона, «Учения и Заветы. Драгоценная Жемчужина» с их последующим обсуждением, либо тематическое изучение важнейших нравственных ценностей, изложенных в Евангелии.

Начиная с 1915 года, каждый понедельник по вечерам мормоны проводят семейный домашний вечер.   В это специально отведенное время вся семья собирается вместе для общения. Здесь  обсуждаются духовные темы, дела семьи, проводятся игры, планируются различные виды деятельности. Семейный домашний вечер требует тщательной подготовки. Как правило, взрослые члены семьи по очереди планируют его проведение. Дети также принимают  активное участие в этом процессе, что способствует пониманию с раннего возраста важности семейных ценностей.  Семейный домашний вечер включает вступительную молитву и вступительный гимн, небольшой урок на духовную тему(10-15 минут), обсуждение семейных дел, игры или совместное служение, обязательно ужин в кругу семьи, заключительные молитвы и гимн. Продолжительность семейного домашнего вечера  от 40 минут до 2 часов. Рамки и формат семейного домашнего вечера меняются в зависимости от состава семьи, количества детей и их возраста.

Семейный совет рекомендуется проводить по мере необходимости. Он служит эффективным инструментом общения между родителями и детьми, способствует улучшению семейного климата и взаимопонимания. Любой член семьи может инициировать его проведение. Председательствует на семейном совете отец, в  его отсутствии  мать или старший член семьи. Темы для обсуждения могут быть самыми разнообразными: проведение семейного отпуска, планирование семейного бюджета, образование детей, оказание помощи детям, оказавшимся в сложной ситуации, планирование и распределение обязанностей в семье и т.д.  На совете, как правило, принимается решение. Все члены семьи поддерживают и выполняют его.

Один раз в неделю проводится так называемый молодежный вечер (для юношей и девушек от 12 до 18 лет), включающий общественно полезный труд, оказание помощи нуждающимся, спортивные игры, уроки, танцы и т.п. Ежемесячно проводится вечер общества милосердия, а также визиты домашних учителей (мужчин) или навещающих сестер (женщин).

Все эти мероприятия призваны укреплять традиционные семейные ценности мормонов, осознание которых прививается у них с  раннего детства, из поколения в поколение. Семьи мормонов, как правило, многодетны и имеют от четырех и более детей. Кроме того, мормонские семьи считаются и самыми стабильными, так как разводы у мормонов практически отсутствуют.

Связь между родителями и детьми, братьями и сестрами остается очень тесной в течение всей жизни, независимо от места жительства и наличия у детей, братьев и сестер собственных семей. «В каждой семье есть … ценные реликвии. Это родословные, семейные истории, исторические повествования, фотографии и традиции. Эти вечные реликвии … образуют мосты между прошлым и будущим и связывают поколения воедино так, как никакая другая реликвия», - старейшина Деннис Б. Нойнчвандер[23].

Думается, что современной молодежи, часто не склонной оформлять брачные отношения, меняющей партнеров и не стремящейся нести ответственность за жизнь близкого человека, есть  чему поучиться  у мормонов, для которых семья является важнейшей ценностью, неразрывно связывающей между собой разные поколения.

Участие в церковных программах родителей и детей является одной из интересных и весьма эффективных форм религиозного образования и воспитания в семье. Рассмотрим это на примере  программ для девушек  (12-18 лет)  «Совершенствование личности» и юношей (12-18 лет), носителей священства Ааронова «Выполнить мой долг перед Богом», которые соответственно выполняются с матерью или  отцом.

Программа для девушек имеет своей целью укрепить  веру в Иисуса Христа, подготовиться к будущей роли достойной женщины, жены и матери. Программа содержит  разделы, являющиеся идеалами Общества молодых женщин: вера, божественная природа, ценность личности, знания, выбор и ответственность, добрые дела, непорочность, добродетель. Работа над каждым разделом включает в себя выполнение трех обязательных и трех дополнительных заданий, предусматривающих изучение Священных писаний, дополнительной церковной литературы и статей, а также видение личного дневника. По завершении каждого раздела выполняется определенный проект служения продолжительностью  не менее 10 часов. Завершив работу над всеми восьмью идеалами, девушка получает  награду звание «Молодая женщина совершенства».

Программа для юношей помогает развивать  высоконравственные принципы, способствует формированию личности,  вырабатывает стремление к  образованию,  учит роли  праведного мужа и отца.  Программа предусматривает изучение Священных писаний и брошюры «Во имя нравственной силы молодежи», ведение личного дневника и выполнение проектов служения по каждому  из направлений.

Важно еще раз отметить, что родители  вместе с   детьми принимают самое активное участие в выполнении  этих программ. Это не только укрепляет семью, но  делает родителей и детей друзьями.

Итак, в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, практически с момента ее зарождения в первой половине 19 в., огромное и неустанное внимание уделялось систематическому образованию и развитию способностей, талантов, навыков членов Церкви с целью их дальнейшей реализации в различных сферах профессиональной деятельности на благо общества. Разделение образования на светское и религиозное, в соответствии с Конституцией США, отнюдь не противопоставило эти  два вида образования. Напротив, во многих случаях, дополняют  друг друга, давая более полную картину мира и помогая как в сугубо профессиональной сфере, так и в понимании и решении общемировоззренческих проблем.

Особая роль семьи в вопросах воспитания и образования, в том числе и религиозного, наличие разнообразных церковных программ  способствуют формированию прочных семей со своими традициями, историей и ценностями.


Автор: Елена Васильевна НЕЧИПОРОВА, кандидат философских наук.

 

Литература

  1. See News Release, “Academic Interest in Mormonism Rises,” 28 February 2008, available at http://beta-newsroom.lds.org/article/academic-interest-in-mormonism-rises, hereinafter “Academic Interest Rises.”; Кантеров И.Я. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней  (мормоны) // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. С.1173-11174; Кантеров И.Я. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) // Религиоведение. Учебный словарь. М., 2007. С.586-588; Элбакян Е.С. Церковь Иисуса Христа святых последних дней: прошлое и настоящее//Религиоведение. 2003. № 4 (10). С.23-40; Элбакян Е.С. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней: история и современность // Вестник Московского университета. Серия VII. Философия. 2004. № 3. С. 44-69; Элбакян Е.С. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, мормоны // Энциклопедия религий. М., 2008. С.1397-1401; Антоненко С.Г «Мормоны в России: путь длиною в столетие».
  2. Several such studies are referenced later in this report, including studies by Professors James Enstrom and Lester Breslow at the University of California Los Angeles, the Faith Matters Surveys of 2006 and 2007, and various studies completed by the Pew Forum on Religion and Public Life.
  3. См. http://en.wikipedia.org/wiki/Mormon studies
  4. Among notable seminars were those at Princeton University, at the Library of Congress in Washington, D.C., and internationally at the University of Durham in Great Britain, New South Wales Parliament in Australia, and National Taiwan University in Taipei. See “Academic Interest Rises.
  5. Philip Barlow, quoted in “Academic Interest Rises.”
  6. Elise Soukup, “The Mormon Odyssey,” Newsweek, 17 October 2005, accessed 10 November 2010, http://www.msnbc.msn.com/id/9630255/site/newsweek/
  7. Элбакян Е.С. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, мормоны // Энциклопедия религий. М.: « Академический проект», 2008. С. 1398.
  8. Подробнее см.: Элбакян Е.С. Церковь Иисуса Христа святых последних дней: прошлое и настоящее//Религиоведение. 2003. № 4 (10). С.30-31
  9. Подробнее см.: Элбакян Е.С. Церковь Иисуса Христа святых последних дней: прошлое и настоящее//Религиоведение. 2003. № 4 (10). С.33.
  10. См.: Статистический отчет за 2009 г.//Лиахона. 2010 г. № 5. С.28.
  11. См.: Статистический отчет за 2009 г.//Лиахона. 2010 г. № 5. С.28.
  12. Подробнее о миссионерской работе Церкви см.: Баллард М.Р. Важная роль миссионерской работы прихожан//Лиахона. 2003. № 5. С.37-40; Гарн Д.Х. Подготовка к миссионерской службе//Там же. С. 46-48.
  13. Антоненко С.Г. Мормоны в России: путь длиною в столетие. М., 2007. С.251
  14. Leon V.H. Roots of Modern Mormonism. Cambridge,1979. P. 161.
  15. Антоненко С.Г «Мормоны в России: путь длиною в столетие». М.,2007. С.253
  16. Pew Forum on Religion and Public Life, «A Portrait of Mormons in the U.S». 24 July 2009, accessed 12 November 2010 // http://pewforum.org/Christian/Mormon/A-Portrait-of-Mormons-in-the-US.aspx
  17. Brinkerhoff M. B., MacKie М. Religion and Gender: A Comparison of Canadian and American Student Attitudes // Journal of Marriage and the Family 1985. № 47. P. 415-429.
  18. Facts Y. Graduates by Gender // http://yfacts.byu.edu/viewarticle.aspx?id=218
  19. Facts Y. Quick Facts 2010 // http://yfacts.byu.edu/viewarticle.aspx?id=143
  20. Подробнее об этом см.: Джарвис Д.К. Образование, академические исследования и Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференции. Москва: Всероссийская библиотека иностранной литературы им. Рудомино, 2002. С.146-156.
  21. Pew Forum on Religion and Public Life, “A Portrait of Mormons in the U.S.,” 24 July 2009,  accessed 12 November 2010,  http://pewforum.org/Christian/Mormon/A-Portrait-of-Mormons-in-the-US.aspx
  22. William Lobdell, “Holy Matrimony,” in Era of Divorce, Mormon Temple Weddings Are Built to Last,” Los Angeles Times, 8 April 2000. Find at http://www.adherents.com/largecom/lds_marriage.html.
  23. См.: Личный дневник Денниса Б. Нойнчвандера, 14 августа 1975 г

 

Источник: журнал "Вопросы воспитания"№2(7) апрель-июнь 2011г. Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт, сс. 149-162

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100