Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 240 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ВЫБОР ЛОЯЛЬНОСТИ: ВЕРА ИЛИ РЕЖИМ?

Печать

Галина ШИРОКАЛОВА

 

...

Религиозным лидерам придется делать выбор

 

Со стороны правозащитников звучат призывы к отмене закона «О противодействии экстремистской деятельности», поскольку он стал инструментом для преследования верующих, не принадлежащих к конфессиям, названным в законе о свободе совести. На мой взгляд, такие пожелания утопичны. Закон принимался для борьбы не столько с религиозными оппонентами, сколько с политическими. И в ближайшее время надо ожидать активизации его применения ко всем «инакомыслящим». Для этого есть объективные причины: экономические, политические, идеологические. На первый взгляд, анализ их далек от заявленной темы, но  «предупрежден – значит, вооружен».

Принятие отложенных из-за выборов законопроектов (ювенальная юстиция, увеличение пенсионного возраста, изменение трудового кодекса в сторону сокращения прав наемных работников, реформа образования, банкротства предприятий в связи со вступлением в ВТО и т.д.) создадут ситуацию, в которой руководителям всех религиозных конфессий придется выбирать между солидарностью с настроениями своей паствы (а, значит, тем, что будет квалифицироваться как экстремизм) и лояльностью к политике власти.

Не принадлежащие к православной церкви верующие окажутся в наиболее сложном положении, поскольку ярлык экстремизма будет чаще прикрепляться именно к ним: РПЦ сделает все возможное, используя ситуацию для расчистки идеологического пространства. Государство поможет ей в этом, поскольку считает, и не без основания, РПЦ самым надежным партнером для воспитания политической лояльности и социальной пассивности, дополнительно выполняющим функцию психотерапевта, столь необходимую в эпохи кризисов. Поэтому «мозговой штурм» на тему политического выбора необходим всем конфессиям до, как сейчас модно говорить, «развилки».

В последние месяцы, как и положено во времена предвыборной кампании, идет, с одной стороны, приукрашивание сложившейся в стране ситуации, а с другой - раздача обещаний всем слоям населения. Некоторые из них будут выполнены, например повышение зарплаты силовым ведомствам, что естественно накануне роста социальной напряженности. Но изменений в лучшую сторону для большинства не произойдет, кто бы ни был выбран президентом, поскольку Федеральное собрание представляет интересы рентной олигархии. Несмотря на предвыборные времена, даже В.Путин признал, что 2012 г. будет сложнее, чем 2011 г.[1] Присущее национальному характеру «авось да как-нибудь», помноженное на патернализм и упование на волю Бога, становятся дополнительным фактором социальной и политической пассивности, за которую большинство верующих заплатят снижением уровня жизни.

У сегодняшней власти нет программы развития страны, о чем ярко свидетельствуют выступления министров на Гайдаровском форуме-2012. До сих пор не сделан выбор между «второй индустриализацией» и «модернизацией». Это две разные стратегии, но для любой из них у страны нет ресурсов финансовых, экономических, кадровых, политических, социально-психологических. Поясню через конкретные примеры.

 

Финансы. По данным Центробанка РФ за 2011г. превышение вывоза капитала над ввозом составило в частном секторе 84 млрд. долл. США, банковском – 26,2, в прочих секторах – 57,9. Всего за 2000-2011 гг. частный сектор вывез больше чем ввёз на 427,1 млрд., банки – 125,9 млрд., прочие сектора – 348,3 млрд., в общей сложности – 901,3 млрд.[2] Специалисты профильного управления МВД подсчитали, что за полтора года (2010-2011) из России в оффшоры ушло 5 трлн. руб. Как утверждает бывший председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Е.А.Федоров, под иностранной юрисдикцией (в оффшорах) находится 95% крупной российской собственности[3]. Иностранные инвесторы уходят, «сняв с России сливки», чтобы поддержать свою экономику, а именно на них у российского правительства основная надежда, т.к. рычагов воздействия на отечественных олигархов нет. Для иностранного капитала не секрет, что «прикованные цепью» коррупции российские предприниматели предпочитают не только вывозить доходы из России, но и вкладывать их в предприятия, находящиеся за ее пределами. Это ли не показатель риска для иностранных инвесторов? Поэтому «заманить» их можно только налоговыми и другими льготами плюс дешевизной рабочей силы.

Среди стран БРИК РФ единственная страна, где оценка экономических перспектив (соотношение между пессимистами и оптимистами среди управляющих средних и крупных компаний с численностью сотрудников от 100 до 499 человек.) в 1У квартале 2011г. стала отрицательной: - 4%, снизившись с +15% в 1 квартале. Причем, пессимистов больше среди столичных предпринимателей, т.е. более информированных… Для сравнения в других странах: Бразилия + 74%, Индия + 58%, Китай +22%., а в среднем + 34%[4].

 

Экономика. Некую социально-политическую стабильность в предыдущее десятилетие обеспечило значительное повышение цен на нефть и газ, дающее большую часть поступлений в бюджет. На этот же источник рассчитывают авторы, разработанной под руководством Высшей школы экономики программы «Стратегия 2020», озвученной на Гайдаровском форуме -2012. За 10 лет прогнозируется уже не удвоение ВВП, а всего лишь рост на 37%, да и то при цене нефти к 2020 г. 117 долл. за баррель. В промышленности рост в среднем на 4% в год (оптимистичный сценарий - 7,2%, пессимистичный – 0% - стагнация. Однако геополитическая ситуация такова, что подобного «подарка судьбы» в ближайшие годы не предвидится.

Показателем обеспокоенности правительства поиском источников для выполнения предвыборных обещаний является обсуждение вопроса о налоге на дорогую недвижимость, роскошь и отмене предельной величины годового дохода (463 тыс. руб.), выше которой не берут социальные взносы. Но это в условиях олигархической власти не более чем предвыборная риторика. Поэтому обещание роста заработной платы к 2020 г. до 1560 долл. в месяц (почти в 3 раза больше, чем в 2011 г.) выглядит средней температурой по больнице… Кроме того, прогнозируется девальвация рубля[5].

Второй источник предпринимательского дохода - дешевая рабочая сила. Но и он исчерпал себя: рост цен на продукты и услуги настолько обгоняет рост заработной платы, стипендий и пенсий, что значительная часть населения предпочитает «серую» экономику, жертвуя будущим ради выживания здесь и сейчас. Удобна она и для предпринимателей. Многие, личностно разрушаясь, опускаются на социальное дно.

Нельзя не согласиться с Президентом ЭАЦ «Модернизация» А.В. Чуевым, в прошлом депутатом ГосДумы, известном своей проправославной позицией: «Сегодня в России при всем множестве разнонаправленных тенденций в экономике и социальной политике набрали силу три разрушительных процесса, способных поставить под угрозу само ее существование. Первый опасный процесс заключается в разрушении российских производительных сил. Второй процесс – в разрушении российской нации в самом широком смысле этого слова. Третий процесс представляет собой ползучее, внешне малозаметное разрушение государства, как единого целостного действующего механизма на фоне повальной коррупции, пронизывающей всю систему управления сверху донизу»… Размеры коррупции достигают размеров федерального бюджета 2011 года[6].

 

Кадры. Показатели разрушения производительных сил – это не только закрытие промышленных предприятий, научных, образовательных и иных организаций. Это изменение качественного состава трудоспособного населения. И дело не столько в его постарении, сколько в понижении значимости труда в системе ценностных ориентаций личности. Государство через множество каналов формирует субъекта с потребностями – «ниже пояса», интересами – меркантильно-эгоистическими. Параллельно идет процесс разрушения системы профессиональной подготовки кадров без которой разговоры о развитии страны – политическая трескотня. Даже среди имеющих дипломы о высшем образовании растет доля функционально неграмотных: смотрим – но не видим, слушаем - но не слышим, читаем – но не понимаем, утверждаем – но не анализируем и т.д. Вузы сегодня доучивают тому, чему не научила школа, по мере сил. А сил не много. Техническое оснащение вузов хуже, чем школ. Профессор, доктор наук, зав.кафедрой согласно тарифной сетке получает 20 тысяч, доцент – 12 тысяч, при том, что ректор, например, ННГУ за год по основному месту работы получил 13 447 091,25 руб., что эквивалентно зарплате крупного факультета. Поскольку оклады проректоров, главбуха составляют 90%, а президента вуза – 100% от оклада ректора, становится понятно, куда идут средства Минобразования и науки РФ и как это сказывается на уровне подготовки студентов[7].

 

Политика. В стране утрачена социальная солидарность. Социальное неравенство населения, которое начинается с установленных государством тарифных ставок (они могут быть меньше минимального размера оплаты труда[8]), прожиточного минимума, не обеспечивают даже физиологического выживания одного человека (к вопросу о демографической политике!). И тем не менее, значительной части работников по-прежнему задерживают заработную плату. Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства!), собственных средств на 1 января 2012 года составила 1758 млн. рублей, или 99,5% общей суммы просроченной задолженности[9]. Следовательно, эти организации кандидаты в банкроты. По малым предприятиям статистики нет, но судя по темпам их разорения, дела там обстоят хуже.

В последнее время стало модным говорить о росте в РФ доли среднего класса. Из этого утверждения правительство делает весьма опасные для большинства населения выводы: если 30% называют себя представителями среднего класса, следовательно, треть россиян способна платить за образовательные, медицинские, культурные услуги. При этом происходит подмена понятий: сначала гражданам сообщили, что средний класс – это учителя, медики, офисные работники, представители силовых структур… Потом их спросили: кто вы? При этом проигнорировали известную социально-психологическую особенность: человек склонен приукрасить своё положение перед другими.

Но есть объективные показатели принадлежности к среднему классу – уровень дохода на члена семьи. По самым заниженным критериям это должно быть не менее 30 тысяч рублей на человека в месяц. Сколько процентов населения имеют такой доход, если зарплата 47% работающих на апрель 2010 г. была не более 13,8 тыс. рублей? Ежегодные доходы более 30 млн. рублей в год у 0,4% российских семей, а 0,2% владеют 70% национального богатства[10]. Наш «средний класс» сегодня как персонаж картины П.А.Федотова «Завтрак аристократа» - прячет свою бедность от чужих глаз за внешней атрибутикой статуса – книжкой, болонкой, турецким халатом…


Социально-психологическая атмосфера. В обществе налицо социокультурный раскол – глубинные различия, непримиримые противоречия в ценностях, идеалах, коллективных предпочтениях, образах желаемого будущего… Любые результаты голосования ни в одной буржуазной стране не являются показателем политического, морально-психологического единства общества, тем более в состоянии перманентного кризиса. Укоренившийся за 20 лет эгоцентризм учит россиян выживать поодиночке, а генетически заложенное «лишь только б не было войны» мириться со многим. О степени отчуждения от общества и самого себя свидетельствуют следующие факты: 1-е место в мире по заболеваниям психики, количеству самоубийств среди пожилых людей, детей и подростков, по числу детей, брошенных родителями, по числу разводов и рожденных вне брака детей, по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции[11]. Около 90% россиян уверены, что у них нет возможности и ресурсов повлиять на власть, 80% не несут ответственности за происходящее в стране, 75% не доверяют друг другу[12].

Нельзя не согласиться, что Россия находится в состоянии раскола «в виде глубоких социально-экономических различий регионов, а потому и различий жизненных шансов их жителей; огромной и продолжающей расти имущественной поляризации; аномально высокого уровня взаимного недоверия россиян; межэтнической напряженности; тлеющих межконфессиональных противоречий; острого отчуждения населения от власти; глубоких различий в уровне политической культуры урбанизированной части общества и его провинциальной, аграрной периферии; очевидных различий в неформальных, культурных нормах коренного населения и мигрантов; поощряемой властями православной клерикализации в многоконфессиональном обществе… Воспроизводство социокультурного раскола сохраняет предпосылки для нового старта механизмов национального самоистребления»[13].

Наконец-то наличие раскола отметили и авторы, готовившие предвыборную статью премьера «Россия: национальный вопрос»: «Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности»[14]. Но как показывает «Гайдаровский форум -2012» каждый министр говорит «о своём, девичьем», не видя проблем России в их системности и целостности, а следовательно предлагает программы решения сиюминутных проблем, но стратегически неверные. Среди них - увеличение миграции, введение в школах предмета православной, исламской, буддистской культуры, которые порождают межэтническую и межконфессиональную напряженность.

Список российских проблем может продолжить каждый из руководителей конфессий, поскольку именно к ним идут за помощью прихожане. И именно этот факт ставит их в ситуацию труднейшего личностного выбора. Ситуацию, которая во многом аналогична сложившейся к началу ХХ века, когда произошел внутренний раскол в Российской православной церкви между епископатом и рядовыми священниками, которые были в гуще бедных слоев населения.

Как и тогда руководство ряда конфессий «вплетено» множеством нитей во властные структуры на правах членов общественных организаций. Будем справедливы: этот статус помогает им отстаивать и защищать религиозные потребности верующих. Но у семей верующих есть и другие потребности: в пище, жилище, одежде, взаимоуважении, общении, продолжении рода, безопасности, образовании, здоровье. И как свидетельствует история, не возможность их удовлетворения является главной причиной порождающей социальные протесты. Защита прав верующих на человеческие условия существования требует от руководителей конфессий личного мужества, а в ряде случаев и жертвенности, т.к. несёт угрозу «выпадения из гнезда», то есть утрату социального статуса, социальных связей, внутреннего спокойствия, здоровья, лишения материальных благ и т.д. не только для себя, но и своей семьи.

Поэтому вполне понятно стремление лидеров конфессий отложить, «не потеряв лица», этот выбор на возможно длительное время. Но РПЦ в силу её большей близости к власти уже пришлось подтвердить свой давний выбор. Ярким свидетельством этого стало Рождественское интервью Патриарха Кирилла телеканалу «Россия-1». Напомнив об ответственности верующего правителя перед Богом, он сделал упор на грешность каждого, тем самым выведя правительство за поле критики по формуле: не судите и не судимы будете[15].

Еще откровеннее был его призыв на встрече со студентами МГУ брать пример с христианских мучеников, которые, как известно, страдали за веру, а не за земные потребности и интересы: «Мученичество — это максимальное ограничение самого себя, напряжение всех сил ради одной цели». И наоборот: «Вовлечение людей в борьбу ради достижения своих целей под лозунгами высоких идей — все это противно Божией правде». Выступление "против течения Божественной воли" "оборачивается войнами, революциями, морем человеческой крови и несправедливости". Поэтому не надо повторять ошибки 1917 года[16].

Между тем, публичное «отстранение» первого лица от вмешательства в политику не означает отказа от варианта активного участия в ней под «зонтиком» какой-либо партии, либо создания собственной. Используя ситуацию падения авторитета всех политических партий, РПЦ начала дискуссию в Интернете по предложению В.Чаплина, роль которого - «обкатка» инициатив Патриарха[17]. Кроме Монархической Партии (Д. Меркулова), которая вышла из-под контроля Кремля и РПЦ, Партии "Святая Русь", есть проект Православной Социалистической партии России[18], который также будет не жизнеспособен.

Как все это скажется на религиозной жизни России в целом? Прежде всего, активное партийное строительство РПЦ, в котором её без сомнения поддержит власть, станет вызовом для других религиозных организаций. Вынужденные откликаться на земные нужды своих прихожан, они должны будут сделать выбор между ними и лояльностью к власти. Придется реагировать и на выбор самих верующих, которые будут искать лидеров, разделяющих их запросы и нужды. Встанет вопрос и о материальном благополучии руководителей религиозных организаций. Напомню, призывы Патриарха к самоограничению потребностей прихожан, спровоцировали не только массу обвинений его и клира в двойной морали (часы Патриарха стоимостью в десятки тысяч евро, дорогие машины, дома священников и т.д.), но и способствовали росту антиклерикализма.

Насколько руководители конфессий готовы пройти по этому «лезвию бритвы» покажет ближайшее время.


Автор: Галина Сергеевна ШИРОКАЛОВА - доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой философии, социологии и политологии ФГОУ "Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия»



[1]Путин прогнозирует, что 2012 год будет сложнее 2011-го. http:// independent-news.ru/?p=20960. 12.01.2012.

[2] Вывоз капитала – дело частное//Экономика и жизнь. 2012. № 1. С.2..

[4] Кузнецов И. Российский бизнес печален по-швейцарски// Экономика и жизнь. 2012. № 1. С. 1.

[5] Российский бизнес не теряет оптимизма //Экономика и жизнь. 2012. № 1. С. 1, 4.

[6] Материалы Общероссийского форума «Разумная экономическая программа» 9 ноября 2011. http://www.kbabkin.ru/upload/ proceedings.pdf.

[8] См.: Определение ВС РФ от 23.07. 2010 г. № 75-В10-2.

[10] Программа модернизации России. Труды, вып. 6. Издание Автономной некоммерческой организации «Экспертно-аналитический центр по модернизации и технологическому развитию экономики». – М., 2011. С. 5.

[12] Материалы Общероссийского форума «Разумная экономическая программа» 9 ноября 2011. http://www.kbabkin.ru/upload/proceedings.pdf.

[13] Магарил С. Способны ли мы извлекать уроки истории? http://www .ryzkov. ru/pg.php?id=8763.

[16] Патриарх Кирилл напутствовал студентов. http://grani.ru/Society/Religion/m.195138.html . 25.01. 2012.

[17] http://www.pravmir.ru/nuzhna-li-vozmozhna-li-pravoslavnaya-xristianskaya-partiya/, Александр Воронов. Нужна ли православная политическая партия? http://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=20022. 12.01.2012.

[18http://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=20012. 12.01.2012.

 

ReligioPolis

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100