Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 318 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ONLINE-МИФОЛОГИЯ В РУНЕТЕ

Печать

Ольга ДОБРОДУМ

 

Мой компьютер любит меня!

(слоган компьютерной рекламы)

Если над городом летают мужики в черных плащах, это значит, что ты попал в «Матрицу»

(народная примета)

 

...

На наш взгляд, одной из основных характеристик человека во все времена является то, что он – существо мифологическое (Homo Mythologicus). Человек может стараться жить сознательно, не подчиняя свою жизнь законам мифа, однако некоторые стадии его мифологической социализации по необходимости присутствуют в его становлении как существа национального (Homo Nationalis) и глобального (Homo Globalis).

Существуют устойчивые представления о мистической самостоятельности электронного разума техники, которая обладает собственными эмоциями, привычками и характером. Для рядового пользователя компьютер представляет собой некую непонятную сущность, живущую своей непостижимой жизнью (сущность, могущую хотеть или не хотеть опознать собственный CD-ROM, инсталлировать или нет программу или игру). Впору вспомнить братьев Стругацких с их одушевленной вычислительной машиной «Алданом», время от времени печатавшим на выходе: «Думаю. Прошу не мешать» [1]. Восприятие компьютера и самой Сети многими пользователями остается магическим, иррациональным, смешанным с удивлением и тщательно вытесняемым страхом. Это также подтверждает и сетевой фольклор в виде магической компьютерной терминологии, включающей в себя термины:

Колдун, маг - сисадмин, программист, или просто компьютерщик.

Заклинание - программа или консольная команда.

Языки, на которых пишут заклинания - языки программирования.

Тайный язык магов - компьютерный слэнг.

Заряженный амулет - компьютер с установленной операционной системой и программами.

Черти, нечистая сила - вирусы и черви.

Иконки - простые картинки.

Демон - робот электронной почты.

 

Чтобы последовательно рассмотреть Интернет-пространство как мифологический феномен, рассмотрим представленность в мифе этого пространства некоторых элементов мифа: электронная святость, сетевые молитвы, магическая формула-вызывание Windows, сетевая космогония, оккультный язык посвященных, мифы о компьютерах и Интернете, посвященные Сети (Хакеры), сетевая нечистая сила, мифы об инфернальном Интернете, сетевая смерть, сетевое бессмертие.

 

Электронная святость. Святым электронной культуры журнал Wired назвал канадского философа и культуролога Маршалла Маклюэна («пророка из Торонто»). В 1960-х, начале 1970-х годов имя Маклюэна в сознании среднего американского обывателя стояло едва ли не в одном ряду с Христом, Фрейдом и Марксом. Его книги переведены на все европейские языки и изданы огромными тиражами. Мифологический характер электронной культуры обозначен ученым в следующем: «Вначале мы формируем технологии, а потом они формируют нас», знаменуя собой выход в большую жизнь «поколений, с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира через рекламу». В середине ХХ века он предсказал Большое слияние руки с кнопкой, телевизора с глазом, компьютера с телом, человека с Сетью. Он возвестил приход Новой реальности, где есть web-серфинг, кликанье, мгновенная ответная реакция, ощущение себя доступной и досягаемой частью трудноуловимого целого. Ведь «мир, «обвязанный» электричеством, не больше деревни».

Его афоризм - «Средство коммуникации - это сообщение» (the Мedium is the Мessage) все еще произносится всем миром как мантра. Маклюэн позже придумал и иной вариант фразы - «средство коммуникации - это массаж» и назвал так одну из своих книг (The Medium is the Massage). По его мнению, средства коммуникации «оглаживают, массируют человека, исподволь, незаметно меняя законы восприятия» [2].

Масс-медиа являются Посланием, ниспосланным человеку свыше и поддающимся разгадке лишь по мере их развития. Технологии вообще, а технологии коммуникации в первую очередь являются средством «продолжения» и одновременно «расширения» человеческих органов. Но если в случае колеса и телескопа речь идет о «расширении» возможностей движения и зрения, т.е. отдельных способностей человека, то в случае электронных (или «электрических» как называл их М.Маклюэн) средств коммуникации, ведущих свое происхождение от проволочного телеграфа, речь идет уже о «продолжении» и «расширении» самой нервной системы человека [3]. Сегодня Маклюэн живет и даже посмертно выпускает книги как бессмертный святой электронной культуры [4].

Сетевые молитвы. В настоящий момент мы обнаружили пять вариаций молитв, связанных с данной проблематикой («Компьютерная молитва», «Internet молитва», «Офисная молитва», «Молитва админа», «Молитва компьютерного игрока») [5-7]. Данные молитвы носят парадоксальный и пародийный характер, являясь примером сетевого творчества.

Магическая формула-вызывание Windows. Данная формула также, во всяком случае, пока, имеет пародийное начало, представляя собой сетевой фольклор творения «верных» Сети «сетевых граждан» [8].

Сетевая космогония представляет собой аллюзию на «Евангелие от Иоанна» [9].

Оккультный язык посвященных. Существуют предположения о том, что выработка оккультного языка посвященных - не просто предмет поэтического творчества сетевых поэтов-литераторов или безобидный лингвистический эксперимент-самовыражение-катарсис, но вполне революционный, хотя и тихий переворот, начавшийся в Сети, имеющий безусловно мифологическое значение. Примером профанации - этого специфического онлайнового вида творчества - является «ЩИТАЛАЧГА» [10]. Десакрализации языкового пространства способствует развитие sms- и im-диалект, построенный на активном использовании сокращений, аббревиатур, звуковых аббревиатур вроде icq (I Seek You). На этих диалектах даже выпускают Священное писание, уже не говоря об использовании интернет-сленга в рекламе многих компаний. Функцию суггестии и автосуггестии выполняют рунические символы Интернета (смайлики), а также периодически повтоpяемые слова-заклинания (распространённые сокращения в Интернете).

Мифы о компьютерах и Интернете. Среди мифов данной категории представим следующие:

- миф о компьютере как магическом предмете. «Он похож на глаз - ты смотришь в него, а он смотрит в тебя».

- миф о пришествии «божественного Разума Сети», который покорит человечество.

- миф о глобальной революции Сети Интернет, решившей взять в свои руки управление жизнью планеты.

- миф о том, что компьютеры наделены разумом и эмоциями, так же, как и мы, способны на преданность, любовь и самопожертвование. Они тоже страдают, но проявляют силу духа и собирают волю в маленький железный кулак, отстаивая свое право на свободу.

- миф о возможности создания самоосознающей и саморазвивающей программы, которая бы развивалась в Сверхразум, в доброго Бога, благодарного людям за свое рождение, взаимовыгодно сотрудничающего с человечеством и каждым индивидуумом отдельно. Миф о возможности достичь с помощью этого Бога индивидуального бессмертия личности. Интересно в этой связи, что Далай-лама высказал нетипичную для религиозных деятелей точку зрения на загрузку сознания в компьютер, не став с ходу отрицать возможность подобного существования сознания, ведь идея компьютерного «аплоадинга» (перезагрузки) сознания весьма близка буддистской концепции реинкарнации [11].

- миф о появлении Компьютерного Маугли как технологии оцифровки человеческого мозга [12].

- миф о возможности подвергнуться виртуальной анафеме. Так, 6 октября 2003 на форуме священник из Донецка за противодействие проповеди Евангелия впервые в истории Интернета предал анафеме модератора форума [13].

- миф о компьютерах, выводимых из строя по телефонному звонку.

- миф о мальчике, на которого наслали порчу через Интернет. У ребенка от малейшего движения болели все суставы и мышцы, и все как один врачи от него уже отказались, так и не объяснив, чем он болен. Родители этого ребенка вышли на «Интернет-целителей», которые впоследствии провели процедуру экзорцизма - изгнания дьявола из домашнего компьютера. После всех этих «магических» действий ребенок мгновенно излечился, тут же сел за компьютер и начал хорошо учиться [14].

Электронный экзорцизм проиллюстрирован также диак.А.Кураевым «Московский священник Олег Стеняев написал книжку о кришнаитах... И вот, когда книжка уже была написана, один из кришнаитских браминов пришел к нему в гости. Они посидели, часа два поговорили. И когда затем священник попытался включить компьютер, на котором он набирал книжку, тот не заработал. Он включил запасной компьютер, где была копия, — тот же эффект, а на дискетах копий не было. Компьютеры "грохнулись", и в течение двух недель никто не мог с ними ничего сделать. По истечении двух недель приходит к нему в гости Белгородский архиепископ Иоанн, и отец Олег жалуется: "Вот, Вы меня благословили написать книгу о кришнаитах, но после того, как один из них побывал у меня в гостях, то ли в результате совпадения, то ли еще почему-то, но компьютеры, на которых хранится эта книга, не включаются". Архиепископ просто произнес: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", перекрестил компьютер один, другой — и они заработали…» [15].

- миф о том, что если в домашней директории сохранить копию талисмана, то сайт будет защищен от сглаза

- миф о существовании виртуального магического талисмана, который был создан европейским астрологом, известным под псевдонимом Axel Vezomenbink, 22 августа 2003 года. Специально для этого талисмана был создан сайт Luck-in-Games, где представлен сам талисман и размещен ряд ссылок на сайты с онлайн-играми, где можно сразу испытать его действие

- миф о бунте компьютеров в Конце Света.

- миф о проблеме 2000 года.

 

Посвященные Сети (Хакеры). Народный эпос щедро одаряет Хакеров такими цветистыми характеристиками: Легенды Андеграунда, Чародеи-Романтики, Компьютерные Виртуозы, Владыки и Санитары Сети, Инопланетные Монстры, Легендарные Рыцари Мышки и Клавиатуры, Шаманы и Робин Гуды виртуального пространства, Трудолюбивые Гномы Сетевых Недр, Чертовы Технические Гении, Народные Умельцы и Любимцы и т.п. В хакере сидит и маленький Герострат, и маленькая Мерилин Монро. Поэтому в условия игры входит запрограммированная поимка очередного «самого страшного злодея сети». Как Герострат хакер хочет славы разрушителя, как Мерилин Монро он жаждет признания технического совершенства и красоты своего хакерского оружия [16].

Приведем некоторые мифы о хакерах:

- миф о перманентной войне в Сети сил Добра и Зла в образе мужественных киберпанков, воюющих на электронной передовой с всесильными электронными корпорациями

- миф о магическом характере искусства программирования - в обоих случаях (магия и программирование) с помощью одного слова можно активизировать целую «стихию». До эпохи персональных компьютеров общением с «цифровыми богами» занимались лишь подготовленные жрецы-программисты. Распространение IBM PC еще не создало политеизма: практически везде пользователь сталкивался с единобожием в лице Microsoft Windows. Правда, уже тогда от общего потока стали отделяться первые культы - например, культ «Макинтошей». Появление карманных компьютеров и игровых приставок увеличило число культов [17].

- миф о Великом Хакере - повелителе компьютерного мира, с помощью устройств виртуальной реальности одним движением пальца проникающего в самые защищенные системы и ведущего битву не на жизнь, а на смерть с другими такими же «богочеловеками из машины» или могучими спецслужбами,

- миф о Всесильном и Злобном Хакере - электронном волшебнике, чародее клавиатуры, который запускает одну из своих «волшебных» программ, указывает имя сервера, который надо взломать, и уже через несколько секунд его защита оказывается взломанной.

- миф о феномене самозарождения Хакеров: «Соедините два компьютера и на одном из них заведется хакер».

- миф о «невидимках» и «призраках» сетей, похищающих важнейшую информацию и не оставляющих никаких следов.

- миф о Хакерах – таинственных бойцах киберпространства, способных обокрасть банк из телефонной будки.

- миф о том, что настоящей причины Чернобыльской катастрофы было то, что немецкий хакер влез в систему управления АЭС и «удаленно» поднял графитовые стержни, и реакция вышла из-под контроля.

- миф о пришествии кибертоталитаризма - он не обязательно придет со стороны марксистов или исламистов - «Микрософт» или «Интел», налившись дьявольской гордыней, захочет взять все души под контроль. Рано или поздно хозяева сетей, Отцы-Операторы, или же сами сети, обретя собственный интеллект, начнут решать собственные задачи и постараются избавиться от всех помех и от всех паразитов - то есть, от нас.

- миф о том, что Иисус Христос - самый гениальный хакер за последние две с лишним тысячи лет. Хотя компьютеров тогда ещё не было, человеческий мозг можно уподобить компьютеру. Иисус вне мира сего, и законы бытия для него не писаны, отсюда и чудеса. Библия - это наигениальнейшее творение Иисуса, запечатлённое на бумаге его последователями. Библия - это произведение искусства, программа взлома мира сего, «hack». Псалтирь - это «кряки», дополнения.

 

Сетевая нечистая сила. То, что Сетевая нечистая сила присутствует в сети, косвенно подтверждает наличие понятия «Вечернего, то есть Инфернального, Осеннего, Сумеречного, Западного, Смертного Интернета» [18]. Использование технологических средств для тех или иных магических действий называется техномантией. Парадоксально, но заявляется о том, что, даже если сам человек не пользуется Интернетом и даже не работает с компьютером, даже в глаза компьютер никогда не видел, это не защищает его от нечистой силы, которая работает с информационными системами, потому что люди, которые разбираются в магии информационных систем и в техномантии, будто бы могут наводить на его реальную жизнь нечистую силу через Интернет. Вообще рекомендуется всем, кто даже не связан с Интернетом, не имеет адреса электронной почты, проверить, присутствует ли их имя в Интернете, домашний адрес и номер телефона - особенно на страницах телефонных компаний и справочников, потому что это будто бы лучшая наводка для нечистой силы [19].

Трепетно-мистическое отношение к компьютеру становится для пользователей все более характерным. Все больше людей, купив компьютер, норовят позвать священников, утверждая, что после освящения и машина работает лучше, и «глюков» в программах меньше. Обращаясь за помощью к церкви, пользователи используют и оккультные методы: кладут возле монитора талисман – деревянное нэцкэ, металлическую побрякушку-трилистник, причудливый брелок.

Для обычного человека Интернет – своего рода отображение непостижимого Божьего промысла: контролировать это пространство рядовой пользователь не способен (да и в глубине души он вообще сомневается, что его можно контролировать). Поэтому буквально с момента своего появления великая и ужасная Сеть начала обрастать разнообразными приметами, большинство из которых банальны и касаются житейских аспектов. В свое время среди интернет-пользователей была популярна баннеромания – гадание по баннерам (иллюстрированным рекламным ссылкам). Считается, что случайный характер показа баннеров в системах баннерного обмена позволяет получать ответы на сформулированные вопросы аналогично тому, как это происходит при гадании по «Книге Перемен» («И-цзин»), а также в целом ряде других гаданий. В Интернете тогда появилось сайты, серьезно рассматривающих и анализирующих баннеромантию [20]. Создавались целые сетевые ресурсы по толкованию самых разнообразных баннеров: так, увидеть порнобаннер – к разлуке, лотерейный или баннер виртуального казино – к неожиданной перемене обстоятельств и т.д. [1].

Приведем мифы об инфернальном Интернете:

- миф о Билле Гейтсе - человеке, будто бы оказавшем наряду с Лениным, Гитлером и Иисусом Христом самое большое влияние на ход истории человечества, как исчадии ада: если записать имя Гейтса в ASCII кодах и сложить эти цифры, то получается печально известное библейское число - знак антихриста: B I L L G A T E S 3 = 66 + 73 + 76 + 76 + 71 + 65 + 84 + 69 + 83 + 3 = 666 [21].

- миф об Интернете как современном проклятии

- миф о том, что в Интернет-пространстве идет перманентная война. Силы Добра представлены фирмой Microsoft  и ее основателем Б.Гейтсом, являющимся благодетелем всего Интернет-человечества, Верховным демиургом, Верховным Иерофантом, осуществившим собственную теогонию (сакральный мир Интернета в отличие от профанного оффлайнового мира) и космогонию (космос Интернета в отличие от хаоса оффлайнового мира). Силами зла позиционируют себя черви, вирусы как представители сетевой нечистой силы. В качестве средства спасения страждущего Интернет-человечества выступают заплаты вебсайта Microsoft, с помощью которой пользователи операционной системы Windows могут залатать прорехи в защите своих машин сетевой нечистой силы. Как и в оффлайновом пространстве, в Интернете актуализируются вопросы теодицеи, ведь возможность подвергнуться «кровавой акции» вирусов велика [22]. Война хакеров с Microsoft уже приобретает черты религиозного противостояния, на хакерских форумах не стихают призывы уничтожить Microsoft и ее бизнес.

Чтобы оптимизировать Сеть, была идея создать второй Интернет (эзотерический и оккультный) – полузакрытую VIP-сеть с дорогим доступом и дорогими высококачественными услугами, без детского порно, спама, вирусов и прочей, с точки зрения «белых» корпораций, сетевой нечистой силы. Но тогда взяли верх соображения экономии и теперь корпорациям приходится платить дважды. Компьютер из эзотерического идола превратился в инструмент для рядового пользователя, и старые времена, времена богов, уходят в прошлое, а графическая оболочка Windows проложила лестницу в электронные небеса для «обычных людей», тем самым низведя на нет само понятие элитарности приобщения к компьютерным технологиям.

- миф о зловредности вирусов как посланников «мира хаоса» в противовес полезным программам и, прежде всего, операционным системам, представляющим «мир порядка». Но если в начале развития компьютерной индустрии компьютеры еще напоминали однозначно запрограммированные ло­гические автоматы, то сейчас поведение отдельных компьютеров и компьютерных сетей все в большей степени напоминает независимое поведение живых существ. И Билл Гейтс предстает перед постоянно растущим компьютерным сообществом в роли своего рода постоянно и незримо присутствующего «бога из машины», всегда готового карать и миловать по собственному усмотрению [23].

- миф об инфернальном характере Windows 95:

В файле krnl386.exe по смещению 00000666h находится последовательность в 131313 байт, пpи инвеpтиpовании котоpой, поxorиванию с 02h (2 - основное число дьявола) и pаспаковке аpхиватоpом PkLite 1.3, заpегистpиpованном на имя «Gates is Satan» полyчаем jpeg с изобpажением, пpи повоpоте котоpого на 13 гpадyсов и пpеобpазованию в поляpные кооpдинаты мы видим отчетливyю гpавюpy шайтана.

Windows 95 pаботает намного лyчше, если на линейный вход звyковой каpты подавать композицию «Gates To Hell» гpyппы Carcass.

в файле win.com пpи инвеpтиpовании отчетливо видны pgp-шифpованные (ключ: «666[b][e][a][s][t][w][i][l][l][r][u][l][e]») отpывки из откpовения Иоанна Богослова, более известного как Апокалипсис, пpичем вместо четыpех всадников Апокалипсиса - Революции, Войны, Голода и Смеpти yпоминаются соответственно Windows 95, Windows 98, Windows NT 4.0 и Windows 2000.

Windows 95 виснет с веpоятностью 95% в Хеллоyин в 13 часов 13 минyт по Гpинвичy [24].

- миф о саморазмножающихся программах, являющихся примитивными моделями живых существ, их создатели по ана­логии с миром живой природы постарались наделить их такими свойствами, как:

способность к мутациям (в форме заранее запрограммированного изменения собственного кода),

мимикрии (маскировке под что-либо безобидное и даже полезное),

самоконсервации (до наступления какого-то события вирусная программа находится «в латентной фазе» и никак себя не проявляет),

существование в различных формах, способность содержать в своем теле другие вирусы и их активизировать.

- миф об одушевленности компьютерных вирусов. Согласно этому мифу, вирус - это маленькое живое существо, выполняющее волю коварного создателя, а вовсе не самая обычная программа (в одном из фильмов, например, светящийся вирус сам просит создателя убить его, не в силах уже вынести свою зловредность). Существуют вирус Папа и вирус Мама, которые объединяются, порождая вирусов Детей, популярны идеи мутирующих, эволюционирующих и самозарождающихся вирусов.

Вирус зловреден - типичное качество, приписываемое неупорядоченной части мира, и в массовом сознании вирус предстаёт посланником хаоса. Упорядоченной же частью мира в данном случае считаются хорошие, честные программы, приносящие пользу людям - ОС от Microsoft. Ведь если ОС от Microsoft просто сотрёт ваши диски в случайный момент, то вирус сделает это в пятницу 13-го или выдаст на экран некое осмысленное сообщение (например: «Ничего личного!»).

Все вирусы управляются из единого центра, проникая в ряды противника, но, оставаясь незамеченными, вдруг, по секретному сигналу со всех сторон бросаются на врага [25].

- миф о возможности заражения юзеров компьютерными вирусами от экрана монитора.

- миф о возможности «компьютерного киллерства». В качестве примера приводится убийство с помощью Интернета в США [26].

- миф о смертоносности и инфернальном характере компьютерного вируса, получившего в программистских кругах зловещее название «666». Специалистами будто бы найден способ борьбы с вирусом. Если, сидя у монитора, вы вдруг почувствуете себя плохо, отвернитесь от монитора и сплюньте три раза через левое плечо, стараясь попасть на клавишу ESC в левом верхнем углу. Если это не помогает, прочтите трижды «Отче наш». Самым же безотказным способом признано кропление монитора святой водой [27].

- миф о вирусах как происках нечистой силы, поскольку вирус «I Love You» подтачивает один из наиболее сакральных социальных институтов – институт семьи и брака. Таким же способом, предупреждают специалисты, компьютер может заразиться другими опасными вирусами – worm-blebla.B и vbs-iloveyou [28].

- миф о фатальном значении роковой пятницы 13-го числа («параскавидекатриафобия»): с точки зрения вирусной угрозы «черная пятница» может считаться наиболее опасным днем. Так, одним из первых вирусов, нацеленных на пятницу, 13-е был Jerusalem. Впоследствии печально «прославились» сотни других «пятничных» вирусов - Friday13, Eliza, Vesna, Crash, BlackDeath, Codr, Fries, Search, VirDem, Omega, PZ, Raubkopie, Teapa, SLH, DataFire и т.д. [29].

- миф о безнадежно загубленных жестких дисках и «взрывчатых» почтовых вложениях. Один из самых заметных случаев ложной паники по поводу вируса - когда информационные агентства разнесли по всему свету весть о том, что 22 августа и 22 сентября активизируется смертельно опасный новый вирус «Харе Кришна». Он, как утверждалось, выдаст загадочное сообщение HDEuthanasia by Demon Emperor: Hare Krishna, hare, hare... (безболезненное умерщвление жесткого диска Повелителем Демонов: Харе, Кришна, харе, харе...), а затем уничтожит всю информацию на диске [30].

- миф о страшных вирусах-монстрах, сжигающих аппаратное обеспечение.

- миф о вирусе, который может проделать дырку в жестком диске путем невероятного перепрограммирования контролера винчестера, вирусе, способном выжечь люминофор на мониторе (сделать пятно), а также о страшном чудовище, которое могло войти в резонанс с головкой жесткого диска и тем самым привести в полную негодность жесткий диск.

- миф о вирусе, который может переориентировать головку CD-ROM'a так, чтобы лазерный луч мог при открытии полочки для диска попасть юзеру в глаз.

Сетевая смерть. Руководители «Лаборатории Касперского» стабильно делают мрачные прогнозы относительно перспектив Интернета. «Сейчас Интернет сидит на таблетках, вскоре капельница и морг», - пообещал г-н Касперский [31]. Компьютерный игрок при жизни может оказаться в загробном царстве «фэнтази» и стать в нем если не богом, то «бэтменом» - спасителем мира. Испытываемые человеком ощущения совпадут с образом рая, хранящимся в тайниках нашей бессознательной памяти. Извлечение человека из компьютерного клуба становится для него актом изгнания из рая, «отлучением» в прямом смысле этого слова. А ведь так хочется обрести рай хотя бы в компьютере [32].

Сетевое бессмертие. В эпоху медиакратического постмодерна (Алексей Пензин), возможно, станут реальностью слова Нео из финала кинофильма «Матрица» о том, что отныне будет «мир без диктата и запретов, мир без границ, мир, где возможно все. Что будет дальше - решать нам». Выходящих в Сеть (пока) с каждым днем становится все больше. Как отмечает Вадим Штепа, если рассматривать эту перспективу социологически - это путь к сетевому обществу, этнологически - к новому народу (упомянутый в «Матрице» подземный «Сион» известен в русских мифах как сокрытый град Китеж), антропологически - возникновение совершенно нового (хотя может быть - просто давно забытого) типа «универсальных людей», которые вмещают весь кругозор человеческой цивилизации.

Интернет - ступень перехода человечества от хаоса к космосу, сакральное пространство зарождающегося, становящегося бытия, волшебная и сказочная  (заколдованная) сетевая реальность. Интернет (или киберпространство - Уильям Гибсон) предстает как трехмерная картинка, проецируемая в мозг, чья нервная система напрямую подсоединена к компьютерной сети. Философия киберпанка предстает как новое развитие идей транс- и постгуманизма, желания человека выйти за рамки своих возможностей: при трансгуманизме это достигается путем добавления новых органов чувств, увеличения продолжительности жизни и освоения новых сред обитания; постгуманизм исследует возможности переноса индивидуального сознания на иные носители, слияния в суперорганизм. Система проникает внутрь и делает людей частью Машины, она имплантирует чипы в мозг, клонирует органы и заменяет их хромированными протезами, пронизывает тело зияющими дырами гнезд для выхода в виртуальную реальность. Интернет предстает как сакральное начало бытия, Герой-освободитель человеческого мира в целом (оффлайнового и онлайнового), фактором, революционизирующим, расколдовывающим наш мир - Константин Сельчёнок определяет его понятиями Сверхсистема, Метачеловеческое Существо, Постчеловеческая Форма Жизни, Гиперчеловеческая Культура, Целостное Общепланетарное Симфоническое МЫ Отдельных Человеческих Разумов, Мегасущество,  Сверхсущество, Геокосм и Метакосм, Информационный Социум, Сверхчеловек,  Гиперсущество, Мегакоммуникационная Сеть, Планетарная Сеть Разума, и наконец Ноосфера, или анаксагоровский Нус - Единый Разум Реальности [33].

В заключение можно обозначить следующее. В ХХІ веке мы живем в ситуации головокружительной скорости развития сетевых технологий. Компьютеры стремительно вторгаются в человеческую жизнь, и мы зачастую даже не осознаем, что начинаем во многом зависеть от машин, а также того, насколько онлайновая реальность модифицирует среду обитания человека. Интернет рассматривают как своего рода Ноосферу, Зазеркалье, Матрицу, где человек может почувствовать себя демиургом, творцом мира и его нарративов. В настоящее время технологии, связанные с применением Интернета, играют существенную роль и в создании мифологических конструктов.

Можно констатировать появление качественно нового онлайнового пространства, содержащего в себе многие имманентные характеристики глобальной мифологии. В общей мифологии человечества появилось новое измерение, которое присутствует в Интернете. Вслед за Мартынюком Э.И., предложившим термин online-религии, я называю это явление online-мифологией.

Конечно, пространство Сети представляет собой лишь формирующуюся мифологическую реальность, однако проблематика online-мифологии начинает активно исследоваться представителями различных наук.Мифологические тенденции формирования онлайновой реальности и мифологический потенциал воздействия информационных технологий на человека являются недостаточно исследованной областью гуманитарных наук, их полноценная, достаточная теория еще впереди.

Список литературы:

  1. Садовская Н. Сетевые демоны и духи
  2. Гилёва А. Медиум и его мессадж
  3. Кузнецов М. Философия Маршалла Маклюэна и коммуникативные стратегии Интернета
  4. Вулф Г. Мудрость Св. Маршалла, Священного Глупца
  5. Молитвы
  6. Молитва системного администратора
  7. Юмор
  8. Нестеренко Ю. Вызывание Windows
  9. Нестеренко Ю. Компьютерная Библия
  10. Умераед зайчег мой. Русский интернет прощается с русским языком
  11. Сайберов В. Поголовное цифровое бессмертие
  12. Журавлева Е. Цифровое бессмертие.
  13. Впервые в истории Интернета предан анафеме модератор форума
  14. Тайная жизнь Линор Горалик - как ублажить хомового
  15. Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. Человек и его компьютер или компьютер и его человек?
  16. Вирусы виртуальные, реальные и политические
  17. Бог из стиральной машины
  18. Инфернальный Интернет как агентурное ведомство и инструмент влияния Демиурга
  19. Блинов К. Жизнь Червя в киберпространстве
  20. Демидов В. Интернет и суеверия – II
  21. Владынцев В. Билл Гейтс: воплощение американской мечты
  22. Решительная битва червя и Microsoft
  23. Цап М. Компьютерные мистификации
  24. Темерев А. Windows - порождение шайтана
  25. Чернов А. Компьютерные мифы в массовом сознании
  26. Если хотите ограбить банк - готовьте $10000 для уборщицы
  27. Компьютеры-убийцы
  28. Дорофеева А. Заболевание, передающееся информационным путем
  29. Перова В. Сегодня пятница 13-е: берегите компьютеры и говорите "тьфу-тьфу-тьфу" для "отвода" лукавого
  30. Макдональд Г. Вирусы и массовый психоз
  31. Грядет цифровой апокалипсис
  32. Данилин А. Киномания, или «Наркотик» массовой культуры. Размышления психиатра
  33. Сельчёнок К. Метафилософия информационного гиперпространства

 

ReligioPolis

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100