Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 392 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ НА СТРАНИЦАХ "РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ"

Печать


Презентация журнала В рамках научной конференции Российского сообщества преподавателей религиоведения "Религия в меняющемся мире", состоявшейся в Санкт-Петербургском государственном университете доктор философских наук, профессор Андрей ЗАБИЯКО провел презентацию профильного научного журнала в связи с 10-летием со дня его основания.


JR0Научно-теоретический журнал «Религиоведение» издается с 2001 года. За десятилетие вышло 40 номеров журнала. Журнал выходит ежеквартально, за исключением 2001 года, когда вышло два номера. Периодичность выхода: 4 номера в год, один номер в квартал. Тираж 500 экз. Среднее количество статей в номере – около 20, в год около 75 в год. Средний объем номера 14-17 п.л. или 170 – 210 страниц. Формат – А4.

Главными целями создания журнала являлись: интеграция отечественного религиоведческого сообщества, объединение исследователей религии на базе академического издания и развитие религиоведения как науки. Российское религиоведение объективно нуждалось в подобной институционализации и как наука и как университетская специальность. К началу 2000 годов около десятка университетов осуществляли подготовку религиоведов, действовали исследовательские центры в академических институтах. К тому же, как известно большинство гуманитарных направлений имели к тому времени свои издания, религиоведение в этом отношении оставалось на периферийных позициях. 

Наше издание имеет строго академическую направленность, при формировании его содержания редколлегия руководствуются исключительно критерием научности и объективности. Журнал «Религиоведение» является светским изданием, дистанцированным от обличительных и апологетических целей и материалов. Не публикуются статьи мистического, оккультного, псевдоисторического или паранаучного содержания.

Благодаря журналу «Религиоведение», научная общественность получила доступ к мировому и отечественному религиоведению, как теоретическому, так и прикладному. Издание объединило научные исследования философов, историков, лингвистов, психологов, социологов, этнографов, археологов, культурологов, искусствоведов и других представителей научных гуманитарных отраслей на едином фронте - религиоведения.

Учредителями журнала стали МГУ им. Ломоносова и Амурский государственный университет (АмГУ). На сегодняшний день, как уже отмечалось журнал выходит тиражом в 500 экз., из них около 300 распространяются по подписке. Несколько лет назад журнал получил развитие в сети Интернет, разработан и совершенствуется сайт[i], где представлена редколлегия издания, содержание вышедших в свет номеров, цветные фотографии из статей, страница для подписчика. Ведется работа по переводу всей суммы материалов журнала в электронный формат доступный на сайте. Журнал имеет приложение в рамках которого выходят монографические исследования, на данный момент их вышло три[ii].

Так же как мы уже отмечали, журнал имеет солидный объем, около 14-17 п.л. каждый номер. Сегодня нет проблем с набором материалов. Портфель статей представленных в журнал статей достигает 50 – 70 п.л. В 2003 году журнал «Религиоведение» был включен  в «Перечень периодических научных и научно – технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук»[iii].

Анализируя рассматриваемое издание с 2001 по 2011 гг. можно с уверенностью сказать, что на базе журнала сформировалась определенное  религиоведческое сообщество, но до абсолютной или оптимальной интеграции еще далеко. Отметим здесь один лишь факт. Как было отмечено около 300 экз. распространяется по подписке, журнал получают многие центральные, региональные, вузовские и академические библиотеки, научные, исследовательские и образовательные центры, но в их числе нет ряда вузов ведущих подготовку специалистов религиоведов, некоторых известных религиоведческих центров.

Очевидно, что издание журнала позитивно влияет на развитие отечественного религиоведения. Журнал задает определенный стандарт нашей науки, формирует исследовательские императивы, векторы и уровни развития, определенные направления и стандарты религиоведческого образования. С уверенностью можно говорить, что журнал представляет достаточно точный слепок отечественного религиоведения, его портрет или даже зеркальное отражение. Его основных действующих лиц и ведущие научные школы. По его состоянию можно судить о тех или иных направлениях, актуальных и развитых на сегодня темах в отечественном  религиоведении. Именно поэтому представляется оправданным оценить сравнительное религиоведение сквозь призму рассматриваемого научно-теоретического журнала.


Структура научно-теоретического журнала «Религиоведение» представлена двадцатью рубриками
:


В среднем в одном журнале публикуются научные статьи не менее чем в 10 рубриках. В рублике может быть представлено до четырех статей в одном номере. Всего в журнале с 2001 по 2010 гг. в 38 номерах было опубликовано 717 статей (таблица 1).

JR01




























Количество опубликованных статей в журнале 
 «Религиоведение» (2001– 2010гг.) по рубрикам

Рубрики

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Общ. кол-во

История религии

2

6

10

3

5

8

10

9

15

9

77 (10,7 %)

Религии России

5

9

5

4

6

11

14

12

11

14

91 (12,7 %)

Религии Востока

2

23

5

10

6

5

9

9

5

7

81 (11.3%)

НРД

2


2

2

2

3

2

3


1

17 (2,4%)

Философия религии

3

6

3

5

7

6

11

4

7

5

57 (8%)

Социология религии

2

2

2

3

4

4

5

5

9

5

41 (5,7%)

Религия и культура

2

2

2

3

5

6

10


10

13

6

59 (8,2%)

Форум

3

2

4

5

1

3

1

1

3

1

24 (3,3%)

Переводы

3

1

3

1



1


1


10 (1,4%)

Кафедра

2

4

3

2

2

2

1

1

1


18 (2,5%)

Кругозор

6

17

12

6

7

5

7

5

6

6

77 (10,7 %)

История религиоведения

2


1

1

4

3

1

3


1

16 (2,2%)

Сравнительное религиоведение

1


2

2

2

2

1

4

3


5

22 (3%)

Феноменология религии

1

5

2


1


1

6

2


5

23 (3,2%)

Психология религии


2

4


3

5

3


3



20 (2,8%)

Религиозная философия


3

2

2

3

4

8

4

7


10

43 (6 %)

Классики мирового религиоведения


5

3

4

2

1





15 (2%)

Религия и право


1


1


2

3


4

2

13 (1,8%)

Архив



1

1

4






6 (0,8%)

Специальный раздел










7

7 (1 %)

Всего

36

88

66

55

64

70

88

76

90

84

717



Как отбираются статьи ту или иную рубрику? Прежде всего, сами авторы указывают тематику материала или научные редакторы журнала определяют, что тот или иной материал пойдет в том или ином разделе.

Данные о количестве статей в рубриках журнала за 2001 – 2010 гг. были проранжированы и представлены в абсолютных и относительных числах (таблица 2 и слайды ).


Объем материалов журнала «Религиоведение» по рубрикам     

JR02

Рубрики

Статьи

Религии России

91 (12,7 %)

Религии Востока

81 (11.3%)

История религии

77 (10,7 %)

Кругозор

77 (10,7 %)

Религия и культура

59 (8,2%)

Философия религии

57 (8%)

Религиозная философия

43 (6 %)

Социология религии

41 (5,7%)

Форум

24 (3,3%)

Феноменология религии

23 (3,2%)

Сравнительное религиоведение

22 (3%)

Психология религии

20 (2,8%)

Кафедра

18 (2,5%)

НРД

17 (2,4%)

История религиоведения

16 (2,2%)

Классики мирового религиоведения

15 (2%)

Религия и право

13 (1,8%)

Переводы

10 (1,4%)

Специальный раздел

7 (1 %)

Архив

6 (0,8%)

Всего

717

Как видно из таблицы и диаграмм, наибольшую популярность в журнале получили такие направления как «Религии России», «Религии Востока», «История религии», «Религия и культура» и ряд других. Это на наш взгляд закономерное следствие востребованности данных направлений у широкого круга научных исследователей. В эти рублики помимо религиоведов направляют материалы археологи, историки, востоковеды, филологи, культурологи и другие гуманитарии.

В отличии от этих популярных рублик, проблематика таких как «Сравнительное религиоведение», «НРД», «Феноменология религии» предполагает знание определенных религиоведческих теорий, методик, специальной религиоведческой подготовки, которая естественным образом сужает круг авторов.

Необходимо отметить, что представленный рейтинг рублик носит в известной мере условный характер. Многие статьи журнала характеризуются многообразием направлений, методик и теорий. Грань между рубликами порой очень условна. Например, ряд статей из «Феноменологии религии» бесспорно, стали бы в один ряд с лучшими компаративистскими исследованиями представленными в издании. Очевидно, что эта условность во многом в традиции религиоведения, где феноменология и компаративистика развивались в тесной интеграции.

 

Научная квалификация авторов журнала представлена в следующих параметрах.

JR03

Как мы видим, более 70 % авторов журнала являются квалифицированными научными работниками. Примечательно, что доля не остепененных авторов стала возрастать, как мы знаем из-за требований ВАК к защите кандидатской диссертации, но, тем не менее, этот процесс остался в рамках 1/3 авторов.

















Структура званий и должностей авторов журнала за эти годы приобрела следующую конфигурацию:


JR04

Как видно из диаграммы, лица с ученым званием занимают почти половину авторского состава. Это еще раз подтверждает высокий научный уровень авторского коллектива.  Отрадно отметить и наличие студенческих статей.


















Авторский коллектив имеет очень широкую географию.

JP5Лидерами по опубликованным материалам являются: Москва – 34,8%, Санкт – Петербург – 16,4%, Благовещенск – 9,76%.

Лидирующее положение провинциального Благовещенска, конечно же объясняется местоположением редакции журнала – Амурский государственный университет. Однако одной редакцией здесь не обойтись. Более 10 лет действует кафедра. Ведется подготовка специалистов и бакалавров. С 2005 года функционирует диссертационный совет. Все это в купе вывело Благовещенск в один из лидеров по географическому представительству. Кроме АмГУ, АГМА, БГПУ, МАП.

Солидное представительство Москвы и Санк-Петербурга – закономерно.  Это крупные религиоведческие и научные центры, с фундаментальной философской подготовкой.

Среди авторов журнала представители различных университетов, научных институтов, академий и исследовательских центров. Это и Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова (МГУ), Амурского Государственного Университета (АмГУ), Санкт – Петербургского Государственного Университета (СПбГУ), Институт востоковедения РАН, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Российская государственная академия государственной службы при президенте РФ (РАГС), Институт археологии и этнографии СО РАН, Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо–Маклая, Нижегородский государственный педагогический университет, Уссурийский государственный педагогический институт итд.

Комментируя выше написанное, стоит обратить внимание на то, что вузовская принадлежность того или иного автора сама по себе не является критерием принятия или отклонения какого – либо исследовательского материала, выступая его вторичной характеристикой. Поэтому редколлегия журнала «Религиоведение», полностью исключает возможность наибольшего или наименьшего благоприятствования определенным авторам и ВУЗам. Частоту выхода публикаций с того или иного ВУЗа определяют возможности членов редколлегии, особенно редакторов журнала, а также степени информированности религиозного вузовского сообщества. Главным же критерием опубликования в журнале «Религиоведение» научного материала остается качество предоставляемого материала, независимо от его авторства и ведомственной принадлежности.

Стоит также отметить и зарубежные высшие учебные заведения, чьи научные материалы публиковались на страницах журнала «Религиоведение». Это Университет Бристоля (Англия), Институт исследования проблем времени Болгарской академии наук (Болгария), Институт механики Болгарской академии наук (Болгария), Тбилисский государственный университет (Грузия, Тбилиси), Университет Потсдама (Германия), Университет Абу–Нур (Дамаск, Сирия), Еврейский университет (Иерусалим), Университет Калгари (Канада), Университет Трента (Канада), Лондонская школа экономики (Лондон), Университет г. Утрехта и Института восточного христианства Католического университета г. Наймегена (Нидерланды), Ченстоховский университет (Польша), Рочестерский университет (США), Парижский университет (Сорбонна), Университет Кэйо (Япония), Институт гуманитарных наук (Таджикистан), Институт философии им. Г.С. Сковороды (Украина), Академия им. Яна Длугоша (Польша), Южно – Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауезова (Казахстан). Эти зарубежные учебные заведения Европы, Востока, стран СНГ, а так же стран Северной Америки составляют  3 % от общего количества ВУЗов, институтов и исследовательских центров представивших в журнал материалы. Это естественно говорит о выходе журнала «Религиоведение» и на международную арену научно-образовательных изданий.

С журналом «Религиоведение» сотрудничают работники музеев, архивов, религиозных и военных центров, государственные служащие различных ведомств и рангов, представители духовенства, переводчики и научные редакторы других издательств. Их публикации с большим удовольствием публикуются в журнале, и имеют очень высокое научное содержание.

Появление и деятельность журнала «Религиоведение», является одним из путей формирования и расширения единого научно-исследовательского и научно-образовательного пространства отечественного религиоведения.


[i] Сайт журнала «Религиоведение» www.amursu.ru/religio

[ii] Красников А.Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск: АмГУ, 2004. – 148 с.; Давыдов И.П. Православный акафист русским святым. Благовещенск: АмГУ, 2004. – 215 с.; Куляскина И.Ю. Философская интерпретация идеи Царства Божия. Благовещенск: АмГУ, 2006. – 152 с.

[iii] Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. М., 2003. № 2. С.12.


ReligioPolis

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100