Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 175 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



НЕИЗВЕСТНАЯ РЕЛИГИЯ

Печать

Игорь КАНТЕРОВ

...Продолжение - ч.1, ч 2, ч.3, ч.4, ч.5, ч.6, ч. 7, ч.8, ч.9, ч.10, ч.11, ч.12

 

Формы обращения

 

Несмотря на рассмотренные и иные издержки термина "обращение", он был принят большинством исследователей НРД как наиболее точно передающий особенности процесса приобщения к этому типу религиозных образований.

По большей части, интенсивное изучение особенностей процесса обращения происходило в НРД в острой полемике с получившими широкое распространение идеями антикультового движения. Основываясь на изучении процедур обращения, практикуемых многими наиболее многочисленными разновидностями НРД, зарубежные социологи религии и религиоведы приходили к выводам, в корне противоположным взглядам теоретиков антикультового движения. Изучая практику обращения в Церковь Объединения, группы приверженцев Сознания Кришны, движение " Дети Бога" (в наши дни "Семья") американские социологи религии А. Шьюп и Д. Бромли в своих работах (1979 и 1986 г.г.) отмечали, что процессы присоединения к новым религиозным движениям, равно как и выход, по своей сути, из них мало чем отличается от последствий, сопровождающих изменение социальных ролей. По их мнению, такие процессы являются результатом самых разнообразных контактов между обращаемым или разрывающим связь с прежней группой и новым религиозным движением. 

 

А) Бесконтактное обращение. Изучение применяемых неорелигиозными группами способов вовлечения людей в ряды своих последователей позволило вычленить наиболее типичные, чаще других встречающиеся в практике обращения. Были выявлены каналы пополнения верующих, ранее или вовсе не имевших распространения, или встречавшихся крайне редко. Один из таких каналов получил самые различные названия: " самообращение", "безличное" обращение. Особенность данного типа обращения состоит в том, что знакомство с вероучением и компонентами того или иного НРД и их принятие происходит не в результате встреч и бесед с последователями данного объединения и даже не посещений собраний или богослужений. Усвоение учения и практик, реальное следование им как истинным жизненным идеалам и программам могут стать и следствием интенсивного чтения литературы конкретного типа НРД, прослушивания видеo- или аудиокассет с выступлением основателей или лидеров НРД, рассказами об истории, учении и обрядах группы или организации.

В странах Запада эта форма обращения оказала существенное влияние на рост численности приверженцев НРД, поскольку многие из них имели возможность широко и беспрепятственно пользоваться возможностями современных средств распространения информации. В красочно оформленных буклетах, публикациях в многотиражной периодике, теле- и радиопередачах регулярно и подробно рекламировались вероучительные доктрины, обрядовая практика, жизненные идеалы возникших и получивших распространение новых религиозных движений. Под влиянием такой информации отпрыски весьма благополучных семей бросали учебу и отправлялись из США, а затем и других западных государств в Индию, Непал, другие далекие страны. Там они надеялись найти гуру, способного научить их мыслить и жить по- новому, о чем они узнали из прочитанных книг, телетрансляций выступлений мудрецов, пророков, учителей, наводнивших почти все крупные державы мира.

Особенно широко распространена бесконтактная форма обращения в объединениях ньэйджеров, куда нередко попадают на основании сведений, полученных без непосредственных бесед с лидерами или активистами таких объединений. В этом состоит и одна из причин недолговечности ньюэйджевских групп, их достаточно быстрый распад, поскольку изначальная мотивация вступления в группу нередко бывает "ситуационной", набором преходящих обстоятельств.

Иногда бесконтактную форму обращения называют интеллектуальной, имея в виду отсутствие в ней связей индивида с группой последователей. Однако термину "интеллектуальный" может придаваться и иное смысловое значение, создающее впечатление об участии в процессе обращения одного лишь интеллекта обращаемого. Между тем, глубокое погружение в изучение литературы того или иного нового религиозного движения, вероучения и тщательно разработанных методик может сопровождаться и достаточно интенсивными изменениями в эмоционально-психологическом состоянии личности. По этим же соображениям вряд ли правильно именовать бесконтактную форму обращения "пассивной", понимая под активной формой исключительно те или иные действия нового религиозного движения и обращаемого. Разумеется, по своей динамике, степени вовлеченности бесконтактная форма обращения существенно уступает взаимодействию двух или более участников процесса присоединения индивида к НРД. Но при этих очевидных минусах бесконтактную форму обращения неверно называть пассивной. И даже если неорелигиозная группа или ее миссионеры внешне себя никак не проявляют, то в действительности они вполне зримо участвуют в процессе обращения в виде распространяемой ими продукции, которая и способна оказывать влияние на взгляды и чувства ее потребителей.  

Выделяя бесконтактную форму обращения как специфический способ образования неорелигиозных объединений, следует сразу отметить ее невысокую эффективность. Она не способна обеспечить создание организации, состоящей из убежденных приверженцев ее учения, соблюдающих предписания основателя, лидера, руководства объединения. По этой причине ее правильнее называть способом "пре-обращения", то есть своего рода начальным этапом процесса пополнения рядов нового религиозного движения. Ни одно из наиболее "продвинутых" и действующих за рубежом и в России новых религиозных объединений не намерено ждать, что когда-то и кто-то, начитавшись их вероучительных книг, рекламных буклетом, прослушав выступление проповедника, станет последователем этих объединений. Они сами занимаются поиском приверженцев своих организаций. И это отнюдь не образует "ноу хау" данного типа религиозных организаций. Всякая возникающая религиозная группа, не укорененная в социально-исторических, культурных, этно-национальных традициях, вынуждена утверждаться на "чужом поле", уповая на таланты и упорство своих миссионеров. На протяжении тысячелетий самой распространенной и эффективной форой первых шагов возникающего религиозного объединения было и продолжает оставаться вовлечение последователей путем установления непосредственных контактов с потенциальными неофитами.  

 

Б) Контактное (организованное) обращение. Исследователи современных способов решения религиозными объединениями "проблемы паствы" нередко в качестве классического примера (во всех отношениях удачного) процесса обращения приводят деятельность апостола Павла по созданию христианских общин на территориях, неблагоприятно, а чаще всего и враждебно относившихся к христианству. Опыт апостола Павла называется прототипом практики обращения, унаследованной западной культурой.147 В то же время выявляются характерные особенности обращения самого Павла из гонителя христиан в апостола учения Иисуса Христа. Эти особенности, по мнению современных исследователей проблематики обращения, встречаются и в наши дни. Обращение может быть : (1) внезапным, порой драматическим; (2) эмоциональным и даже иррациональным; (3) быть исключительным явлением; (4 ) приводить к полному изменению образа жизни, который продолжает сохраняется и в дальнейшем ; (5) представлять собой индивидуальный опыт, а не коллективный феномен; (6) наконец, происходить в результате внешнего воздействия (пассивное обращение). На протяжении столетий под внешним воздействием понималось сверхъестественное, например, Бог. Светские исследователи склонные истолковывать такого рода внешнее влияние на обращение как следствие неосознаваемого воздействия (давления) на разум и чувства человека социальных, культурных и иных ожиданий.148

Как уже отмечалось, способы и приемы воздействия нового религиозного движения на личность с целью превращения ее в члена движения могут быть самые различные. Они обусловлены множеством факторов и ситуаций, имеющих разную природу. Вполне понятно, что на разных этапах существования конкретной разновидности НРД методы обращения существенно различаются. Только что появившееся религиозное объединение чаще всего вынуждено тратить значительные усилия не только на увеличение численности своих последователей, но и на выживание перед лицом негативных факторов. И такие факторы не всегда выступают в виде враждебного окружения. Они могут корениться и в самом неорелигиозном образовании: избранная предельно жесткая и бескомпромиссная модель отношения с миром, создающая огромные проблемы самому факту существования этого образования. Это может быть и низкий имидж основателя группы, отсутствие у него харизмы, необходимой для сплочения вокруг себя ядра преданных и энергичных сторонников.    

Проводимое зарубежными исследователями углубленное изучение процесса обращения в НРД и его последствий для личности выявило гораздо более значительную роль рационального фактора в этом процессе, чем ожидалось. Выяснилось, например, что обращаемые проявляли озабоченность своим положением вне религиозной группы, взвешивали преимущества и негативы своего вступления в НРД. Фактически такая озабоченность в скрытых формах длительное время проявлялась в их поступках и после обращения. "В некоторых случаях они даже начинали планировать свою послекультовую жизнь, несмотря на то, что они были еще активно вовлечены в организации и даже являлись них лидерами".149  Стало ясно и то, что в процессе обращения личности приходиться менять или обретать вновь гораздо больше социальных ролей, чем просто изменение своих прежних взглядов и образа жизни. Перед вступлением в группу обращенный знакомится с процедурой присоединения к ней и особенностями членства в такой группе. Иными словами, разумеется, с неодинаковой интенсивностью и продолжительностью происходит процесс усвоения "роли обращаемого". Таким образом, фундаментальные труды многих весьма авторитетных исследователей показали, что обращение в НРД является скорее активным, чем пассивным процессом. И, что весьма существенно, эти выводы подтверждались внушительным эмпирическим материалом и осмысливались при помощи методологии и процедур, принятых в научном познании. Именно этим, что необходимо еще раз отметить, подход исследователей, придерживающихся парадигм научного понимания объекта изучения, к осмыслению процедуры обращения в НРД отличается от трактовок представителями процесса вовлечения в ряды последователей неорелигий. И не только их одних упрощенские объяснения обращения в НРД можно встретить в религиоведческой литературе, в том числе и в учебных пособиях по основам религиоведения. Такие трактовки a priori постулируют утверждения об иррациональной природе процесса обращения, происходящего помимо воли человека, под влиянием обмана, с использованием гипноза, применения психотропных средств, изнурительной диеты, резким ограничением продолжительности сна и т. д. Исходные посылы, лежащие в основе таких трактовок, обнаруживают свою непродуктивность при изучении многообразия приемов и способов обращения, применяемых различными типами НРД на разных этапах своего существования и под влиянием самых разных факторов и обстоятельств. Догматизация раз и навсегда сформулированных "правил вербовки" в НРД, утверждение о действии этих правил во всех странах и на всех континентах многократно и наглядно опровергались множеством фактов из жизни новых религиозных движений. Ставшие штампами, непременными "зарисовками", будто бы бытующих в способах обращения чаще всего упоминаемых разновидностях неорелигий ("вербовки"), если и практиковались на ранних этапах деятельности некоторых организаций, то в наши дни они уже не характерны для них. Уже почти десятилетие Белое Братство отказалось от ограничений в еде и продолжительности сна, объяснив эту практику, навязанной Юрием Кривоноговым, являвшимся скрытым кришнаитом и заимствовавшим такие ограничения из кришнаизма. И столько же времени основательница Белого Братства и последователи ее учения не носят белые одеяния. Тем не менее, до сих пор во многих публикациях по-прежнему рассказывается о том, как с помощью скудной еды, c предельно низким содержанием белка, 3-4-х часовым сном людей подчиняют влиянию  основателя (лидера) НРД, а затем превращают в "зомби". На телеэкране Мария Дэви Христос и ее приверженцы постоянно появляются в прежних одеяниях, а некоторые приглашенные эксперты "обнаруживают" в цвете и покрое этих одеяний один из приемов вербовки новичков. Многолетнее изучение автором функционирования в России неорелигиозных объединений дает основание сделать вывод о том, что жесткие ограничения и запреты, вызывающие оправданные и во многом справедливые возмущения российской общественности, сегодня претерпели эволюцию. От некоторых из них, как уже отмечалось, религиозные организации отказались, другие пошли на послабления первоначально установленных предписаний. Ко второй категории можно отнести Церковь Последнего Завета. Если сравнить издаваемые этой организацией ранние и современные установки (они распространяются в виде сообщения о том, как питаются и лечатся в семье Учителя Виссариона), то можно увидеть в их содержании заметные различия. В рекомендациях, относящихся к 1992-1998 гг., сразу же бросались в глаза скудность дневного рациона и разнообразия питания. Фактически налагались запреты на большинство продуктов, обычно употребляемых в пищу населением России. Сегодня на ряд из них, правда, лишь для отдельных категорий верующих, такие запреты сняты. В последние годы последователи учения Виссариона стали разводить коз.  Строгим стал и контроль за соблюдением установленных правил, относящихся к употребляемой пище. Члены Церкви Последнего Завета рассказывали о том, что в праздничные дни (при этом далеко не только установленные их организацией) они выпивают бокал-другой шампанского, едят конфеты и т. д.

Жесткие "стартовые" установки НРД во многом были обусловлены необходимостью заявить о себе, утвердиться, продемонстрировать свою новизну, оригинальность, непохожесть, тем самым привлекая к себе внимание. Поэтому было бы упрощенчеством истолковывать отход от начальных конфронтаций с миром в контексте понятий "плохое - хорошее", "вредное - полезное". Разумеется, в отступлении от начального формата подчас агрессивного неприятия "царства силы" Виссарионом и его ближайшим окружением принималось во внимание резко негативное отношение СМИ и особенно родственников последователей Церкви Последнего Завета, оставивших родительский дом и уехавших жить в таежные поселки юга Красноярского края, к практиковавшейся в этой организации жизни. Однако "либерализация" начальных жестких установок, не ограничивающихся исключительно условиями быта, диктовалась и внутренней логикой большинства возникающих религиозных объединений. Сумев вовлечь в свои ряды достаточно значительное число последователей, принадлежавших к самым различным слоям населения, организация сталкивается с проблемой поддержания неукоснительного и постоянного соблюдения значительной массой людей правил и предписаний, появление которых обусловливалось начальным этапом существования этой организации. Чаще всего отход от первоначальных установок происходит незаметно, без специальных заявлений или объяснений. В других случаях, как, например, в Белом Братстве, отказ от прежних ограничений в еде и сне истолковывался как восстановление истинного отношения к быту последователей, в свое время вероломно искаженного Ю. Кривоноговым. В Церкви Последнего Завета Виссарион объясняет свои прежние обещания превратить своих последователей в существ, избавившихся от "диктата плоти", в том числе и от потребности в пище, как своего рода "пожарную тревогу" - пробуждение людей от спячки, лени. Но и теперь, когда все же произошло пробуждение, и люди стали принимать его учение, полностью жить без пищи люди (прежде всего это относится к его последователям) все еще не могут, так как духовно не готовы к переходу в такое состояние. Поэтому, хотя Виссарион и мог бы превратить своих последователей в "эфирные существа", не нуждающиеся в пище, но они, в своем нынешнем состоянии, стали бы бездельничать, транжирить время, освободившись от добывания "хлеба насущного".                                                       

В то же время в зарубежных странах и в современной России действуют религиозные движения, у которых ограничения в пище и продолжительности сна являются существенными элементами их вероучения. Прежде всего, это относится к Обществу Cознания Кришны. За время деятельности организации названные особенности не претерпели существенных трансформаций  Автор не исключает возможности истолкования данных замечаний как апологию новых религиозных движений со стороны тех, кто склонен даже заносить в список  культо-сектозащитников всякого, не соглашающегося с их концепцией о раз и навсегда данных способах пополнения новыми религиозными движениям рядов своих сторонников. Допуская возможность появления таких обвинений, автор отмечает свою приверженность принципам, принятым в научной методологии. Они обязывают рассматривать объект исследования в динамике, непременно учитывать особенности его возникновения, становления, влияния на эти этапы самых различных факторов. Представление о том, что новые религиозные образованиях всегда и во всех обстоятельствах используют способы и приемы обращения, характерные для их начального периода существования может быть отнесено лишь к небольшому числу НРД. Но и в этих случаях (Свидетели Иеговы, мормоны и некоторые другие) вынуждены вносить коррективы в формы и особенно активность своих "миссионерских мероприятий". Игнорирование неизбежных модификаций, эволюций в способах функционирования НРД может иметь разные причины. К ним относится элементарное пренебрежение тем, что в методологии познания называется конкретно - историческом подходом. Куда проще оперировать когда-то утвердившимися штампами, чем исследовать конкретную, реально функционирующую разновидность НРД, принимая во внимание модификации ее вероучения, способов миссионерства и т.д. Такие модификации отнюдь не всегда могут быть направлены на смягчение прежних жестких способов пополнения рядов своих сторонников. Возможно движение и в противоположном направлении, переход к агрессивно-наступательным приемам обращения, порождающим конфликты с общественным мнением и рядом конфессий России.

Игнорирование изменений в деятельности новых религиозных образований может объясняться и соображениями пропагандистского свойства. Нагляднее и убедительнее поместить в газете, показать на телеэкране фотографии, а чаще всего коллажи или видеоклипы, изображающие типичных "адептов тоталитарных культов". Находящиеся под жестким прессом тиражей изданий, рейтинга программ и отдельных передач авторы материалов не проявляют и малейшего интереса к переменам, происходящим в деятельности неорелигиозных организаций.

Не проявляют особого интереса к переменам, происходящим в различных аспектах деятельности НРД и некоторые отечественные сектоведы. В своих публикациях они отстаивают тезис о неизменной (по большей части, криминальной) природе подавляющего большинства зарубежных и отечественных неорелигий. Чаще всего об отказе той или иной разновидности НРД от установок, правил, предписаний, создававших для религиозной организации серьезные проблемы, либо совсем ничего не говориться, либо трактуется как очередная уловка

Объектом обстоятельного изучения зарубежными исследователями НРД стало состояние личности, решившей (самостоятельно или под влиянием каких-то внешних факторов) стать последователем неорелигиозного объединения. В своих выводах Джеймс Ричардсон, Роджер Стаус, Л. Досон и др. западные ученые опирались на свидетельства лиц, обращенных в самые разные группы - Миссию Божественного Света, Трансцендентальную Медитацию, неохаризматические объединения, Саентологию и др. Один из таких выводов заключался в том, что до вступления в ту или иную неорелигизную группу, многие находились в состоянии духовного поиска, вызванного разными причинами, основной из которых является острая неудовлетворенность личности ее нынешним состоянием. Одним из способов устранения такой неудовлетворенности и становится вступление в новое религиозное движение. На основе изучения конкретных примеров превращения людей в члены НРД было показано, что нередко задолго до того, как "религиозно ищущие" становятся объектами манипуляций со стороны культов, часто они сами "творчески" используют религиозные организации для достижения желаемой самотрансформации путем исполнения новых ролей в своей жизни. 

Многообразие способов и форм обращения индивида в НРД сложно классифицировать, поскольку в каждом случае мы имеем делом не только с общими, характерными чертами, но и с обусловленностью вступления в конкретный тип неорелигий индивидуальными особенностями личности. С не меньшими трудностями сталкиваются исследователи и в оценках перемен, происходящих с людьми после их обращения в НРД. Этим объясняются продолжающиеся дискуссии среди представителей научного сообщества по обозначенному кругу проблем. В своем большинстве, они признают невозможность передать жесткими, завершенными дефинициями все своеобразие, разнообразие и в то же время сущностные характеристики феноменов, имеющих отношение к состоянию личности до ее вовлеченности в неорелигиозное образование, а также к процессу обращения в НРД и его последствиям.                                                           

Изучение процессов присоединения к новым религиозным движениям самых разнообразных его вариаций показывает, что внезапное обращение в них случается крайне редко. Гораздо чаще обращение в НРД, даже если оно внешне выглядит внезапным, резким, повлекшим за собой быстрые (во временном измерении) перемены взглядов и образа жизни, в действительности имеют более глубокие корни; частично оно протекает гораздо дольше в скрытых формах, выступая в виде внутренней духовной борьбы между разными тенденциями. При этом возрастающее недовольство своим прежним состоянием (в сочетании с преждевременной социализацией) могут привести к духовному истощению и самокапитуляции, что, во многом, благоприятствует быстрому обращению в новые религиозные движения. До своего вступления в новые религиозные движения большинство их будущих членов находятся в состоянии духовно (религиозно) ищущих. Исследование социологами и психологами религии особенностей этого состояния показывает сложность, остроту и драматизм внутреннего мира личности, принимающей решение стать последователем нового религиозного движения. "Состояние поиска" отнюдь не предшествует только лишь приобщению в неорелигиям. Принятию решений, совершению поступков, радикально меняющих прежние жизненные установки, обычно предшествует глубокие и нередко продолжительные раздумья, драматическое духовное борение, сомнения, поиск разных вариантов выхода из создавшегося положения. Сходства и различия между таким состоянием личности, с одной стороны, и состоянием, приводящим к вступлению в НРД, получили освещение в работах психологов и социологов религии.150 Находясь в предельно напряженных отношениях с окружающей средой, переживая поиск иных духовных ценностей и ориентиров, индивид в то же время чаще всего ищет и не находит ответы на мучающие его вопросы в программах неорелигиозных образований. Он оказывается способным самостоятельно найти баланс между реалиями мира и его неудовлетворенностью этими реалиями. Многовековой опыт преодоления кризисных состояний личности и даже больших групп накоплен традиционными конфессиями, к которым в таких ситуациях обращаются многие миллионы людей. Другие обращаются к помощи психиатров или психологов. Довольно распространено в подобных случаях и обращение к алкоголю, наркотикам. Иные ищут способы разрешения вставших перед ними проблем в светских идеологиях и учениях, тем самым выпадая из числа "потенциальных кандидатов" в обращенные в НРД. И подобные способы разрешения глубоких и масштабных кризисов, охватывающих в наше неспокойное время огромные массы людей, не идут ни в какие сравнения с практикой разрешения проблемных ситуаций путем вступления в то или иное направление НРД.                                          

Продолжительность и интенсивность состояния духовного поиска отличается большим разнообразием. Внешне оно может выглядеть как активный сбор информации о новом религиозном образовании. Однако куда чаще встречаются случаи проявления интереса индивида сразу к нескольким новым религиозным группам, посещение их собраний в течение довольно продолжительного времени. Такую категорию находящихся в духовном поиске социологи религии причисляют к "профессиональным новообращенным". В зарубежных странах и в современной России нередки случаи, когда в период вступления в одну неорелигиозную группу, человек уже состоял членом другой. Автору известны и более оригинальные ситуации: находящийся в процессе духовного поиска может проявлять готовность вступить в новые религиозные движения и даже заявлять о принятом решении, но затем, переосмыслив свои планы, вовсе отказаться от приобщения к какому бы то ни было НРД. Социологические исследования обстоятельств вступления в новые религиозные группы показали, что, находясь в состоянии духовно-религиозного поиска, молодежь, получив образование в колледже или даже университете, критически оценивала приобретенные знания. Чаще всего такие знания квалифицировались как ложные, не истинные. При этом в такой критике указывалось и на предкризисное и кризисное состояние различных уровней и форм образования. Столь же негативные отзывы преобладали и в отношении работы, которой молодежь занималась до вступления в НРД.

Существенная особенность суждений и выводов сторонников теории обмана, вербовки и т.д. – скудость или вовсе отсутствие серьезного, убедительного, достоверного фактологического подтверждения правильности основных посылов своих теорий. К тому же, не может не обратить на себя внимания использование терминов, имеющих различные смысловые оттенки и значения. Например, слово "вербовка" может нести и вполне "позитивную" смысловую нагрузку - вербовка рабочих на Север, на строительство новых городов, лесоразработки и т. д. На протяжении многих лет такие призывы и объявления имели широкое распространение в СССР и были синонимом термина "набор". Но термин " вербовка" применяется и для обозначения вполне конкретных приемов оперативной работы правоохранительных органов всех стран мира, причем с незапамятных времен и независимо от социально-политического строя. Разумеется, в процессе вербовочных мероприятий (сегодня об этом красочно рассказывают и показывают десятки телесериалов) применяются и методы, которые в "обычной жизни" можно встретить достаточно редко. Однако, при всем этом вербовка в ее "детективном контексте", во-первых, носит правомерный характер (основывается на соответствующих решениях и инструкциях различных инстанций), и , во-вторых, в конечном счете служит "благому делу"- искоренению преступности и выявлению агентов вражеских разведок. Применение в изучении природы новых религиозных образований "терминологического коктейля", преследуют цель - не объективное изучение сложного и предельно противоречивого объекта, а на его максимально доходчивое поношение в СМИ, в том числе и в конфессионально ориентированных изданиях.

 

Продолжение следует…

 

147. Dawson Lorn. L. Copmprehending cults. The sociology of new religious movements. Oxford University press. Canada. 1988. P.125.

148. Hexham Irving and Poewe Karla. New religions as Global Cultures. P. 136- 137.

149. Там же. P. 133.

150. Там же.

 

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100