Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ЭТО ЭКСТРЕМИЗМ?

Печать

Павел КОСТЫЛЕВ

П.Н.КостылевРелигиозная тематика в Федеральном списке экстремистских материалов: анализ и классификация[i]

 

Федеральный список экстремистских материалов – впервые опубликованный 14 июля 2007 года список, содержащий наименования материалов, признанных экстремистскими в результате судебных решений. По состоянию на 20 ноября 2010 года в списке на сайте Министерства юстиции[ii] наличествует 727 материалов. Дополнения к списку, представляемые Министерством, регулярно публикуются в «Российской газете» – официальном печатном органе Правительства Российской Федерации. Юридическое обоснование необходимости такого списка – ст. 13 («Ответственность за распространение экстремистских материалов») Федерального Закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в которой сказано: «Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети "Интернет" на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации».

 

Из 727 материалов списка 313 (43%) могут быть с уверенностью определены как тематически религиозные. Тематически они распределяются следующим образом:

 

1. Исламские (196 материалов) – №№3 («Книга единобожия» Мухаммада ибн Сулеймана ат-Тамими[iii]), 15 («Сквозь призму ислама» Абд-аль Хади ибн Али[iv]), 33 (DVD-диск «Зов к исламской умме. Как долго еще?»), 34–37 и 423 (книги Такиуддина ан-Набохони[v]), 38–44 и 208–218, а также 283–286 и 419–422, а также 434–435 (ряд номеров журнала «Аль-Ваъй»[vi]), 45–58 (книги из собраний сочинений Саида Нурси[vii] «Рисале-и Нур»), 64–79[viii], 84–96[ix], 115–127[x], 130–132[xi], 137–138[xii], 143 («Завещание» Имама Хомейни), 151 (Книга Абдуррахмана Раафата аль-Баши «Картинки из жизни сподвижников посланника Аллаха»), 170–171[xiii]; 178–207 и 281–282, а также 383 (брошюры и листовки «Хизб-ут-Тахрир»), 252 (книга Ахмада Дидата); 270–272, 309–310 и 331–340[xiv]; 351–361 и 366, а также 371 (информационные материалы сайтов Kavkazcenter.com, Chechenpress.org, Daymohk.ru и Camagat.com), 378–380, 424, 436–438 и 445 (материалы «Хизб-ут-Тахрир»), 430–431, 462 (материалы ресурса Chechentimes.net), 464 и 478, а также 491, 470 (статья Доку Умарова), 550 (книга «Аль-альмания (секуляризм) и ее отвратительные последствия»), 590 (брошюра Шейха Ясина Расулова «Джихад на Северном Кавказе: сторонники и противники»), 619–621 (материалы ресурса Islamdin.com), 631 (часть исламской книги, признанная экстремистской), 661–666 (материалы ресурсов Hunafa.com и Ingushetia.org), 694, 702–705 и 709.

 

2. Неоязыческие (22 материала) – №№6–10 и 29–30 (брошюры А.А. Добровольского), 148–150 (Славянское языческое обозрение «Хорс»), 249–250 (листовки Русской Языческой Общины «Наследие Предков»), 268 и 578 (брошюра «Славянские Веды»), 289–290 (материалы В.А. Истархова[xv]), 302 (номера печатного издания «Гнев Перуна»), 390 (брошюра В.Д. Танакова «Онаен ойла» – «Жрец говорит»[xvi]), 391 (инглиистический материал), 576 (брошюра Доброслава «Волхвы») и 595–596 (статьи журнала «Ведическая культура»).

 

3. Использующие христианскую терминологию (11 материалов)– №№172–177 (книги и брошюры Петра Кузнецова, вдохновителя «пензенских затворников»), 321 (брошюра монаха Афанасия «Отдайте нам Родину или Вокзал-Баку (без чемоданов)»), 469 (брошюра «Российская Православная церковь и современная предантихристова эпоха. Вероисповедная концепция Российской Православной Церкви»), 501 (Региональная информационно-просветительская газета «За православие и самодержавие»), 708 (печатное издание «Русский партизан. Церковно-повстанческий вестник №27») и 718 (радикальный старообрядческий материал под названием «Контрафактная церковь»).

 

4. Материалы новых религиозных движений (84 материала) – №№296–298 (материалы движения «Фалунь Дафа»), 510–543 и 556–573 (материалы Свидетелей Иеговы), а также 632–660 (саентологические материалы авторства Л.Р. Хаббарда).

 

Классификация материалов религиозной тематики в списке

 

.... 

 Представляют определенную сложность стратегии различения между неоязыческими и националистическими материалами с одной стороны – и националистическими же материалами, лишенными какой-либо четкой конфессиональной ориентации (например, материалы авторства Владимира Вострягова, №№20–28 согласно списку). В целом, анализ и классификация материалов списка – необходимое условие их академического изучения, – серьезно затруднены тем, что исследование экстремистских материалов, которое по формальным основания может само оказаться распространением экстремистских материалов.

Интересно, что в процессе эволюции списка можно выделить два периода: сначала запрету – из числа конфессионально окрашенных материалов, – подлежали прежде всего материалы исламской тематики, затем основной акцент был поставлен на материалах новых религиозных движений. Другой показатель эволюции списка – постепенно увеличивающееся число подвергаемых запрету интернет-ресурсов: сайты (начиная с решения Советского районного суда г. Самары от 16.04.2008, №256 списка), блоги (livejournal.com, начиная с постановления Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 27.08.2008, №291 списка), социальные сервисы (vkontakte.ru, начиная с решения Ленинского районного суда города Кемерово Кемеровской области от 25.05.2010, №686 списка).

К сожалению, в настоящее время, при проведении религиоведческих экспертиз, результаты которых имеют серьезное значение в том числе для размещения того или иного материала в Федеральном списке экстремистских материалов, мнение самих религиоведов учитывается в недостаточной мере. Тем не менее, ни для кого из специалистов не секрет, что сам принцип составления списка – прецедентный, а не нормативный, – серьезным образом снижает его регулятивно-нормирующую роль.

Так, с одной стороны для снятия материала из списка иной раз оказывается достаточным его простое переименовывание, в случае материала, расположенного в интернет – его перенос на другой адрес, не указанный в запретительной формулировке того или иного решения или постановления судебного органа.

С другой стороны, расширение списка могло бы стать более простым и прозрачным после обсуждения и принятия более четких критериев экстремизма, чем указанные в действующем Федеральном законе: либо за счет переформулировки определяющей части Закона, либо за счет внесения уточняющих поправок в положения, регламентирующие саму религиоведческую экспертизу.

 

Автор: Павел Николаевич КОСТЫЛЕВ, с.н.с. каф. философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, главный редактор журнала "Религиоведческие исследования"

 

 



[i] Доклад был прочитан на Круглом столе «Социально-философское обоснование методов противодействия религиозному экстремизму», прошедшем 12.11.2010 на философском факультете МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках Шестой международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Для публикации статистические данные, приведенные в докладе, уточнены по состоянию на 20.11.2010. Автор также благодарит доктора философских наук, профессора И.Я. Кантерова за ценные замечания к докладу, поспособствовавшие его содержательному улучшению.

[ii] http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/fedspisok/

[iii] Известный также как Мухаммад Ибн Абд ал-Ваххаб (1703–1792), основатель ваххабитского (салафитского) движения в исламе.

[iv] Псевдоним жителя Нальчика Заура Пшиготыжева, в конце 2002 года изготовившего не менее 220 экземпляров 134-страничной книги «Сквозь призму ислама».

[v] Такиуддин Набхани (1909–1977) – основатель организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»)

[vi] Журнал «Аль-Ваъй» («Сознание») издается с сентября 1987 года мусульманской ассоциацией в Ливане. На русский язык журнал начал переводится с 153 номера в 2000 году. Стабильно перевод начал осуществляться с 195 номера в 2003 году. Часто журнал связывают с деятельностью партии «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами».

[vii] Саид Нурси (1876–1960) – турецкий исламский богослов, идеи которого часто используются в пантюркистской и панисламистской литературе.

[viii] Книги и брошюры исламской тематики, признанные экстремистскими по решению Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 06.08.2007 и определению того же суда 19.10.2007.

[ix] Брошюры исламской тематики, признанные экстремистскими по решению Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 16.11.2007.

[x] Газеты, листовки и брошюры исламской тематики, признанные экстремистскими по решению Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 05.09.2007 и определению того же суда от 18.02.2008.

[xi] Книги исламской тематики, признанные экстремистскими по решению Городищенского районного суда Пензенской области от 22.02.2008.

[xii] Материалы исламской тематики, признанные экстремистскими по решению Ленинского районного суда г. Уфы от 28.03.2008.

[xiii] Книги исламской тематики, признанные экстремистскими по решению Городищенского районного суда Пензенской области от 22.02.2008.

[xiv] Здесь и далее – брошюры и информационные материалы исламской тематики, признанные экстремистскими.

[xv] Известного, прежде всего, по произведению «Удар русских богов».

[xvi] Согласно решению Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17.03.2009. Интересно, что, строго говоря, данная брошюра является не неоязыческим, а чисто языческим произведением, буду относима к марийскому язычеству – уникальному этноконфессиональному явлению, за годы советской власти не утерявшему своего своеобразия. Поскольку отсутствует реконструкция традиции, постольку отсутствует префекс «нео-».

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100