Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 290 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



НЕИЗВЕСТНАЯ РЕЛИГИЯ

Печать

Игорь КАНТЕРОВ

Продолжение - ч.1, ч 2, ч.3, ч.4, ч.5, ч.6, ч.7 

Бертель Торвальдсен.  

 

Новые религиозные движения (НРД)

 

При анализе вероучений и деятельности неорелигиозных образований, возникших в 1960-е годы  религиоведы, социологи и историки религии обычно применяют термин "новые религиозные движения". В этот тип религиозных объединений, как правило, включают и движения, возникшие значительно раньше (мормоны, иеговисты, Армия спасения, Христианская наука. Авторитетные исследователи, использующие данный термин, многократно объясняли его плюсы и минуты, делая основной упор на его "этическую корректность", отсутствие в нем смысловых оттенков, оскорбляющих чувства верующих.

Заметное место в изучении природы феномена новых религиозных движений и его конкретных проявлений занимают статьи и книги Айлин Баркер - профессора социологии религии Лондонской школы экономики и политических наук. Профессор Баркер является основателем и руководителем центра по сбору и анализу информации о новых религиозных движениях (ИНФОРМ, INFORM, Information Network Focus on Religious Movements) - "Информационная сеть по религиозным движениям", созданного в 1989 г. при прямой, в том числе финансовой, поддержке Министерства внутренних дел Великобритании, а также традиционных церквей. В отличие от многих зарубежных социологов религии, Айлин Баркер значительное внимание уделяла исследованию возникших и распространившихся в Великобритании разновидностей НРД. На основании внушительного массива социологических данных ею была детально изучена деятельность Церкви Объединения, выявлены реальные мотивы вступления молодежи в это религиозное объединение. Результаты исследования были изложены в монографии "Как становятся мунитом: промывание мозгов или выбор?" (1984)

Наибольшую известность получила книга А. Баркер "Новые религиозные движения. Практическое введение". Лондон 1989; в русском переводе - СПб., 1997. По признанию автора, "книга писалась как настольное руководство для родителей, родственников и друзей членов новых религиозных движений, а также тех, кто чувствует потребность духовно или просто советом помочь близким человека, уже присоединившегося к НРД или только собирающегося это сделать".80 Профессор Баркер подробно рассматривает, непременно подкрепляя выводы обширным и оригинальным фактическим материалом, фактически все наиболее существенные аспекты вероучения, организации и деятельности НРД В разделе "Что предлагают новые религиозные движения своим адептам?" раскрываются причины, по которым люди примыкают к движениям и причины, по которым они остаются их членами. Они бывают разными и "... зависят от того, что ищет данный индивид или на что он готов отозваться, и от того, что данное движение может ему предложить".81

 Последовательно придерживаясь объективной и предельно взвешенной оценки новых религиозных движений, Айлин Баркер исследует причины серьезного беспокойства, вызываемого в обществе деятельностью неорелигиозных групп. Приводятся случаи преступлений и других непривлекательных деяний, совершаемых рядом движений.82

 В то же время Айлин Баркер не соглашается с огульной квалификацией новых религиозных движений как изначально преступных сообществ, опасных для общества, семьи и личности. Репортерами "...действие НРД описывается так, словно к нему заранее приклеен ярлык "плохо", хотя, расскажи о нем другими словами, его можно было бы оценить как весьма похвальное. Например, один и тот же процесс можно описать словами: "обращение", "вербовка", "переобучение", "социальная переориентация", "контроль над сознанием", "лишение возможности мыслить самостоятельно", "промывка мозгов" - и каждый из этих терминов привнесет в значение свой оттенок".83 Более тонкие методы состоят в том, что при освещении правонарушений, имевших место в какой-либо неорелигиозной группе, дело представляют таким образом, будто подобные ситуации более типичны для НРД, чем для остального общества. Если, например, последователь НРД совершит самоубийство, то внимание, скорее всего, будет сконцентрировано на членстве этого человека в движении, причем с таким подтекстом, что ответственность за самоубийство лежит именно на движении. "С другой стороны, если самоубийство совершит прихожанин Методистской или Англиканской Церкви, его религиозная принадлежность вряд ли будет упомянута".84

Каждый интересующийся проблематикой НРД и особенно имеющий к этому феномену прямое или отдаленное отношение найдет немало полезных и поучительных рекомендаций в части второй книги, озаглавленной "Что можно предпринять?". Айлин Баркер анализирует самые различные способы реагирования на деятельность новых религиозных движений, начиная от принудительного депрограммирования, до "среднего пути". Последний включает советы родителям сохранять самообладание и постараться вызвать новообращенного в НРД сына или дочь на открытый разговор, без какой бы то ни было враждебности. "Если же они все-таки не в силах сдержаться, то следует помнить, что открытая ссора тоже может разрядить атмосферу. Во всяком случае, она гораздо предпочтительнее подавленного, затаенного возмущения. Разумеется, после ссоры желательно постараться побыстрее наладить отношения".85

Хотя А. Баркер сознательно избегает в своей книге излишнего академизма, тем не менее, в специальном Приложении II она формулирует собственную позицию по ряду методологических проблемам, относящимся к НРД и до сих пор остающихся дискуссионными. Первая из них - проблема определения новых религиозных движений. "Большинство НРД современной волны мы называем новыми, учитывая, что в своей теперешней форме они проявились уже после Второй Мировой войны, религиозными, поскольку они предлагают религиозное или философское мировоззрение или средства, c помощью которых может быть достигнута какая-либо высшая цель, например, трансцендентное знание, духовное просветление, самореализация или "истинное" развитие".86 Профессор Баркер не согласна с теми, кто, рассматривая религию "благом", отказываются признавать НРД "настоящими религиями". "С другой стороны, некоторые НРД относятся к религии негативно: либо как к источнику розней, либо как к учреждению, лишенному жизни, поэтому они сами не хотят, чтобы этот термин с ними связывали, даже если в движении присутствуют все основные признаки религии".87   например, Брахма Кумарис не относит себя к религии и предпочитает выступать как духовное и образовательное движение, а Ананда Марга считает религию искусственным барьером, разделяющим человечество, и поэтому называет себя общественно-духовной организацией. Некоторые движения отказываются признавать себя "новыми", утверждая, что они наследуют древнюю традицию, либо продолжают традицию, когда-то прерванную и теперь ими восстановленную.

В последующих публикациях, интервью и выступлениях на многочисленных международных конференциях по проблемам НРД Айлин Баркер уточняла свои прежние суждения о природе этого феномена, его месте в современном духовно- религиозном пространстве. Основное внимание при этом обращалось на применение к религиозным образованиям, относящимся к НРД, категориального аппарата, адекватно передающего ключевые признаки этого феномена. В статье "Почему культы? Новые религиозные движения" отмечается произвольность конструирования дефиниций, используемых затем в обозначении тех или иных объектов или явлений. Поэтому дефиниции являются не более или менее истинными, а более или менее полезными, и их границы более или менее оказываются открытыми для манипуляции.

Исходя из этого тезиса, выделяются две разновидности дефиниций: согласованные (договорные) и возникающие стихийно (общераспространенные). Для научных исследований и законодательства явно необходимы дефиниции согласованные. Они создаются таким образом, что, по крайней мере, в теории можно сравнительно легко решить, находится ли конкретный феномен за пределами данной дефиниции, либо умещается в нее.87 Общераспространенная же дефиниция - более флюидная и более открытая изощренным манипуляциям, а чаще грубым мошенничествам - приводит к тому, что феномен осознанно наделяется характеристиками, необходимыми для включения его в категорию, к которой сам феномен себя не причисляет. Несомненно, полагает А. Баркер, что современной демократии более соответствуют согласованные дефиниции, основанные на признанных, безоценочных критериях. Общераспространенные дефиниции могут включать позитивные или негативные оценки, однако только в процессе их применения можно установить, содержат ли они объективные критерии. "Таким образом, хотя имеет место в религиоведческой литературе и общественных науках техническое использование таких понятий, как церковь, деноминация, культ, секта, термины культ и секта широко используется в массмедиа и повседневном языке как термины неодобрительные с прямыми или скрытыми утверждениями об их изначальной вредности и опасности, без указания каких бы то ни было эмпирически выявленных характеристик. По этой причине ученые предпочитают пользоваться более нейтральным термином "НРД", когда заходит речь о таких группах, которые обычно принято называть культами или сектами".88 Разумеется, считает Айлин Баркер, этот термин не решает всех проблем, поскольку не все НРД признаются религиями, по крайней мере, согласно общепринятым определениям религии. И, тем не менее, совершенно ясно, что когда ученые описывают или объясняют различные религиозные группы, то это не будет иметь никаких последствий для прав человека именно потому, что они пользуются скорее согласованной дефиницией, нежели другой. По мнению профессора Айлин Баркер, болезненные последствия порождает неверное применение дефиниций в правоприменительной практике. Почти все юридические учреждения сталкиваются с трудностями в нахождении удовлетворительного критерия (или критериев), с помощью которых они могли бы определять НРД или "культы". Под удовлетворительным тут следует понимать критерии, распространяющиеся на религиозные движения, которые они хотели бы включить как соответствующие их конституционным и правовым целям, в то же время, исключая другие, которые они не хотели включать. Многие правительственные учреждения и организации, наблюдающие за культами, пытаются обойти решение проблемы дефиниции НРД путем определения (или составления списка) религиозных движений как культов или сект на основании того, что они кем-то воспринимались как опасные. Это делается до получения результатов исследования действительных характеристик какого-либо движения. Таким образом, если нечто определено как опасное, то не нужно доказывать или сомневаться, так это или нет. "Это должно быть так по определению или потому, что включено в список".89 Поэтому существует шанс хотя бы ослабить необоснованные дискриминации, если правительства и другие официальные учреждения не станут создавать такие списки, если они еще определенно не установили опасность или нежелательность религий, духовных сообществ или групп, фигурирующих в списке, таким же способом, как и в других религиях, духовных сообществах или группах устанавливается отсутствие таких признаков. И если виды или категории религий будут вырабатываться, то это должно делаться на основе эмпирически верифицируемых признаков. Тогда упоминания о криминальном характере организации, заключение о том, является или нет конкретная организация преступной, будет зависеть не от лейбла или внесения ее в список, а от того, были движения или их члены осуждены судом за преступные деяния. В то же время должно быть признано, что и другие, возможно и господствующие религии понесут такую ответственность, если им или их членам будут предъявлены такие же обвинения.

В своих последних публикациях Айлин Баркер постоянно артикулирует мысль о невозможности выработки безупречной дефиниции НРД. Раздел одной ее статьи звучит еще более категорично: "Невозможность обобщения". И начинается он с такой констатации: "Самое главное обобщение, которое можно сделать о НРД - это невозможность обобщения о них. Они различаются своими традициями и внутри этих традиций. В то время как большинство ранних волн западных новых религий насчитывают столетия и принадлежат к иудео-христианской традиции, современная волна проявилась в конце ХХ столетия и происходит почти от всех традиций мира, а также от нескольких идеологий и философий ".90 Среди новых религиозных движений можно встретить язычников и неоязычников, Нью Эйдж, всевозможные группы развития человеческих способностей, которые даже они сами не всегда называют религиозными; в НРД входят и кружки уфологов, эзотерические и оккультные группы

 Различаются новые религиозные движения и по образу жизни последователей, способам миссионерства, материальному положению, отношению к обществу, законам страны. "Каталог различий можно увеличивать до бесконечности, однако я полагаю и сказанного достаточно для того, чтобы еще раз подчеркнуть, что чревата опасностью практика смешивать в одну кучу НРД или " культы" и затем приклеивать им ярлык..." Только одно присуще НРД - это то, что они новые и религиозные (используя широкое определение термина) и что они в некоторых случаях называются НРД, а в других культами или сектами".91

Считая поиск универсальной дефиниции НРД, способной передать сущностные характеристики данного феномена, занятием малопродуктивным, Айлин Баркер в то же время сосредоточила свои усилия на выявлении признаков, присущих большинству новых религиозных образований. Такие признаки рассматриваются в ее книге "Новые религиозные движения. Практическое введение", а также в других публикациях. Помимо теоретического интереса, установление отличительных черт НРД помогает лучше понять причины существующей озабоченности деятельностью неорелигий, представлений о них как реально или потенциально опасных.

 

Профессор Баркер называет и анализирует семь признаков, наиболее характерных  для религиозных групп, относимых к НРД.

1. Первое поколение верующих. Многократно замечено, что новообращенные в любую религию стремятся быть более убежденными, чем верующие в свою религию с момента рождения. Новообращенные убеждены, что они открыли Истину. Только один этот факт может объяснить большой энтузиазм, и даже фанатизм, который часто можно встретить внутри НРД и который может нервировать принявших свои верования как само собой разумеющиеся и как часть почти незамечаемого фона их повседневной жизни". Более того, новообращенные отчаянно стремятся убедить своих друзей и родственников (и всех тех, кого они сумеют убедить выслушать их) о важности их новой веры. И они же приходят в бешенство, если те, кого они жаждали спасти или просветить, отвергали их миссионерские усилия.92

2.Нетипичное членство. НРД стремятся привлечь в свои ряды нетипичный сегмент населения, а не обращаться наугад к населению в целом. Нынешняя волна НРД апеллировала преимущественно к молодежи старшего возраста (двадцати или тридцатилетним), выходцам из среднего возраста и имеющих образование выше среднего. Среди них редко встречаются люди, финансово зависимые, например, имеющие ипотечные кредиты.

3.Разрыв с прошлым. Вероучения и практики НРД стремятся к большей ясности, определенности и абсолютности, нежели "старые религии", которые обыкновенно приспосабливались к воззрениям и влиянию предшествующих поколений верующих. В их вероучениях и членстве прослеживается тенденция к относительной гомогенности, хотя некоторые НРД более фундаменталистские и буквалистские, а другие более либеральные. НРД могут различаться по уровням постижения учения различными группами последователей.93

4.Харизматическая власть. НРД чаще всего создаются харизматическими лидерами или объявляющими себя таковыми. Их последователи верят в обладание ими даром благодати, в существование между ними и божеством "горячей линии" или даже в то, что он/ она сами являются богами. Харизматическая власть, по определению, реализуется в соответствии с диктатом харизматической личности и, стало быть, не связана никакими правилами или традициями. Такая власть может распространяться на стороны жизни последователей - одежду, место проживания, сон, работу.

5. Дихотомии. Поскольку НРД предлагают верования и практики, альтернативные верованиям и практикам большей части общества, они будут постоянно охранять свои вероучения и обряды, отгораживая их от остального общества иногда физически, однако гораздо чаще социально. И это вполне объяснимо, поскольку защищают и оберегают свой взгляд на мир от других членов семей и тех, кто выступает против их новых способов организации. Однако это в никоей мере не свойственно только современной волне новых религий. "Как известно, Иисус провозгласил, что он пришел, чтобы разрушить семьи (Мф., 10:35-37, и говори л потенциальным последователям, что если они не станут ненавидеть своих родителей (и даже их собственную жизнь), они могут не рассчитывать стать его последователями". (Лк., 14: 25-26).

6. Перемены. Хотя эта особенность функционирования НРД достаточно очевидна, о ней, к удивлению, часто забывают. Новые религии не остаются бесконечно новыми, и, следовательно, их признаки, наиболее бросающиеся в глаза и дающие основания для их обличения, будут уменьшаться. Некоторые самые значительные изменения, происходящие в НРД, обусловлены демографическим фактором. Появление второго поколения последователей означает, что у первого поколения появились новые заботы; дефицит таких ресурсов, как время и энергия, должен привести к переключению внимания на воспитание и социализацию детей. Затем, когда дети подрастут, они, вполне вероятно, будут ставить под сомнение веру своих родителей, и, возможно, будут восставать против обрядов, рассматривая их как навязываемые им. Однако, несмотря на непослушание обращенных, они не будут изгоняться. Чаще всего, НРД будут отвечать на бунты непослушных детей смягчением некоторых наиболее экстремистских вероучений и практик; и постепенно, по мере того, как вторые и последующие поколения будут занимать руководящие позиции, станут вводиться более "ординарные" и менее фанатичные вероучения, практики и образ жизни.

7. Подозрения и дискриминации. Подозрительное отношение к возникающим религиям и их дискриминация вряд ли могут быть отнесены к особенностям настоящего времени. До нас дошли многочисленные свидетельства, повествующие о жестоких гонениях на инаковерующих. Ранних христиан бросали на растерзание львам, катары приговаривались инквизицией к сожжению на столбе; бесчисленное количество других были убиты считавшими или хотя находящими оправдание в том, что все принадлежащие к другой вере, поносят Бога, опасны для личности и общества.

 

Сегодня преследования менее драматичные, чем во времена ранних христиан и Средневековье, но они, тем не менее, продолжаются. Наиболее распространенными формами дискриминации НРД являются ограничение гражданских прав их последователей, создание препятствий на пути их функционирования как религиозных организаций. Дискриминация может проявляться и в отказе на строительства здания или аренду помещения для совершения богослужений.94

Как уже отмечалось, одним из основных мотивов обращения исследователей религиозных новообразований к термину " новые религиозные движения" было отсутствие в нем смысловых оттенков, которые последователями таких групп и движений могли быть сочтены оскорбляющими их религиозные взгляды и чувства. Такая мотивация не встретила серьезных возражений среди социологов, изучающих природу рассматриваемого типа религиозных объединений. Основные изъяны и недостатки термина "НРД" усматривались главным образом в неадекватности слова "новые", его несоответствии некоторым группам и организациям, относимых к "новым религиозным движениям". Перечислялись организации, которых, по времени их существования, трудно отнести к "новым" (например, мормоны). В связи с этим ставилась под сомнение и правомерность типологизации религиозных организаций по критерию продолжительности их существования. Основной довод - сложность установления границ, хронологически разделяющих "новые" религиозные объединения и "старые", "традиционные", т. е. с какого времени организация перестает быть "новой". Обосновывая достоинства термина "новые религиозные движения" и в то же время учитывая его критику, социологи религии предлагали считать "новыми" религиозные группы, возникшие после Второй мировой войны. (А. Баркер). К этому же периоду следует отнести возникновение и оформление феномена "новых религиозных движений".

Большинство светских отечественных религиоведов, социологов и историков религии позитивно относятся к термину "новые религиозные движения". Он широко используется в публикациях, на конференциях и "круглых столах". Иногда термин "НРД" фигурирует в сочетании с понятием "культ", однако без уничижительных смысловых оттенков последнего. Так, в середине 1990-х гг. кафедра религиоведения Российской академии государственной службы издала "Словарь- справочник" - "Новые религиозные культы, движения и организации в России". В нем содержатся наиболее общие представления о новых религиозных движениях в России, рассмотрены особенности их вероучений и обрядов. В этот же период в рамках преподавания религиоведения Учебно- методическим отделом Министерства образования РФ утверждается программа дисциплины "Новые религиозные движения и культы". Темы курса включают обширный перечень проблем, начиная от изучения студентами понятийного аппарата, отличительных признаков и причин возникновения НРД и кончая получением ими знаний о вероучении и деятельности наиболее распространенных в России разновидностей неорелигиозных объединений.95

В то же время существует скептическое отношение некоторых светских исследователей к возможности при помощи термина "НРД" выявить сущностные характеристики большого многообразия духовно-религиозных феноменов, c которыми обычно ассоциируется этот термин. По мнению историка и социолога религии С. Б. Филатова, "новые религиозные движения" (НРД)- термин, который относится к различным проявлениям религиозной жизни, не вписывающимся в устоявшуюся с начала ХХ в. классификации религий".96 Некоторые религиозные движения (мормоны, иеговисты), не нашли своего определенного места в религиоведческих справочниках и, иногда включаются в НРД. Исходя из этих и некоторых иных соображений Филатов приходит к такому выводу: "Сам термин "НРД" не имеет никаких содержательных характеристик, кроме того, что под ним подразумевается нечто "новое". 97

Существующие разновидности новых религиозных движений по- разному относятся как к имеющимся дефинициям феномена новых религиозных движений в целом, так и к наименованиям этих образований различными конфессиями, властными структурами, правоохранительными учреждениями, средствами массовой информации. Диапазон такого отношения весьма широк - от безразличия- до агрессивного неприятия причисления к псевдрелигиозным или тоталитарным объединениям. Некоторые религиозные новообразования, ( главным образом, радикальной направленности и преимущественно на ранних стадиях существования) даже записывают в свой актив крайне негативные оценки их природы, вероучения и деятельности. Подобное отношение истолковывается как подтверждение истинности исходных установок религиозного новообразования, как и прежде отвергаемых институализированными религиями и миром. В брошюре "Провозглашаю себя Христом" Секо Асахара (основатель японской религиозной организации АУМ Синрике) утверждает, что… "община АУМ подверглась незаконной и несправедливой атаке со стороны государства и общества из-за ложного имиджа, созданного статьями и репортажами, сфабрикованными средствами массовой информации".98

 

Мормоны хотя и не обосновывают укорененность своей веры в духовно-культурных традициях народов России, но в то же время заявляют о том, что еще в конце Х1Х века население нескольких русских городов имело возможность познакомиться с мормонами и получить от них сведения о необычном вероучении. В пресс - релизе церкви российского объединения мормонов сообщается о посещении в 1896 году Санкт-Петербурга старейшины мормонской церкви Августа Д. Хоглунда В 1903 году столицу Российской империи Фрэнсис М. Лэйман - состоявший в Совете двенадцати апостолов  высшем органе управления церкви мормонов и бывший в то время президентом европейской мормонской миссии. Он приехал, чтобы освятить Россию для проповеди на е. территории учения мормонов.Он также побывал в Москве, где там молился о том, чтобы в России мормонские миссионеры как можно скорее развернули свою работу.

Заявляя о неприемлемости применения к ним существующих способов типологизации религиозных образований, основатели некоторых духовно-религиозных образований говорят об особой, уникальной, никогда ранее не существовавшей природе этих образований. Так, в последних изданиях Великого Белого Братства подчеркивается надконфессиональный, синкретический характер учения Матери Мира Марии Дэви Христос. Оно включает в себя все древние науки и религии, философию, тантру, теософию, ведический оккультизм, агни-йогу, астрологию, каббалу, алхимию, квантовую механику, метафизику,биоэнергетику, космогонию и т. д. В то же время это учение "…не является модернизацией, или альтернативой каких- либо существующих религий. Синтезируя в себе опыт прошлого и настоящего, Учение выводит человеческое знание о Боге и Мироздании на новый Космическо - планетарный уровень".99

В некоторых неорелигиозных объединениях наблюдается актуализация гердерной проблематики, подчеркивание роли женщины не только в семейной и общественной жизни, и в судьбах планеты. Так, согласно выводу основательницы Великого Белого Братства, основной причиной деградации планеты Земля была веками "… была, веками установившаяся, дисгармония между Мужским и Женским Началами… Униженное положение женщин стало основной причиной нарушения Божественных принципов на планет. В то время как великие гении человечества воспевали любовь, в реальности царил патриархальный уклад".100

Считая подобный взгляд на предназначение женщины глубоко ошибочным и пагубным, Мария Дэви Христос провозглашает тезис прямо противоположного содержания: "… несомненно- первородная и основополагающая роль в эволюции и человечества принадлежит Женскому началу. Ибо, все изначально произошло из Божественной Матери".101 Далее говорится том, что о воплощении Верховной Божественной Личности в женском образе на Земле предсказано во многих святых писаниях: в древнегреческих свитках, в Ветхом и Новом Завете, в работах философа Вл. Соловьева, трудах Е. И. Рерих, книге Д. Андреева " Роза Мира" и многих других. Из всех перечисленных источников цитируются лишь предсказание Е. И. Рерих о наступлении великой эпохи женщины и о том, что именно женщине предстоит совершить великий подвиг - поднять себя и поднять своего вечного спутника- мужчину. Все силы Света ждут этого подвига".102

Существуют неорелигиозные образования, которым приходится не только в России, но и в других странах доказывать свою принадлежность к религиозному сообществу. В качестве иллюстрации сошлемся на массированный выпуск публикаций на эту тему российским объединением саентологов. В 1997 году оно издает брошюру "Уважение к вере или почему глупо воевать с Саентологией? Ее автор - В.А. Богданов – признает... "у Саентологической церкви наличие системы верований и доктрин об отношении к конечным и бесконечным целям жизни, наличие религиозной практики, консолидирующей и нормирующей проявление воли и чувств членов общества". По мнению того же автора, "отличия Саентологии от традиционных конфессий либо укладывается в типичные признаки реформаторских религиозных конфессий либо объясняется общим для всех новых религиозных движений синкретизмом".103                     

 В 1998 году в России Церковь Саентологии распространяет изданную Копенгагене (Дания) справочную работу: " Теология и практика современной религии". Данное издание содержит публикации специалистов в области сравнительной религии, теологов и социологов религии. Все они едины в выводе о том, что Саентология полностью религиозная по своему существу, в то же время, являясь религией без догмы, не принимая ничего такого, что следовало бы принимать на веру или на основании автократичных указаний. Причины сомнений относительно религиозной природы Саентологической церкви усматриваются в господстве подхода иудейско-христианской традиции к пониманию религии. "Этот подход вращался вокруг двух основополагающих и связанных между собой догм: веры в то, что существует личность Бога-творца, отдельная и отличная от человека, а также в то, что высшей формой человеческой деятельности является молитва, поклонение тому Богу и благоговение к нему".104 Такой упрощенный критерий определения религии закрывал двери для многих религий и порождал их дискриминацию. Сегодня, в условиях плюралистического общества, основанное на иудейско-христианской традиции понимание природы религии обнаруживает свою непригодность. Оно не может с прежней легкостью применим к небывалому ранее разнообразию форм религиозного самовыражения.105

Некоторые действующие в России религиозные новообразования считают настолько очевидной свою принадлежность к традиционным религиям, что не видят необходимости вступать в дискуссии с сомневающимися в этом и тем более с теми, кто называет данную религию "культом", "сектой", "нетрадиционной верой". Получившая в последнее десятилетие в России "Вера

Бахаи" провозглашается последователями этого объединения самой поздней из мировых религий, получивших независимое существование. "Она не является культовым ответвлением, реформистским течением или сектой в рамках какой-либо другой религии, нельзя е. назвать и просто философской системой".106

Последователи получившего в России Международного общества Сознания Кришны рассматривают себя продолжателями "древней духовной и культурной традиции, обычно называемой ведической – по наименованию главного письменного памятника "Веды". Эта традиция, утверждается в специально изданной брошюре, " существовала практически на всей планете, в том числе на территории России".107  Небольшие неорелигиозные группы, тем более "комнатные", (по численности последователей), как правило, не имеют ни достаточно подготовленных членов, способных квалифицированно вести полемику с критиками, ни финансовых возможностей, позволяющих довести до широкой аудитории свое отношение к причислению их к " псевдорелигиям", " культам" "сектам", деструктивным или тоталитарным организациям. И если такое отношение формулируется, то чаще всего оно не выходит за пределы группы.107

По причине аморфности организационных структур объединений ньюэйджеров большинство последователей Нью Эйдж не проявляют интереса к проблеме типологизации религиозных организаций и своего места в такой типологизации.

 

Продолжение следует…

 

__________________

80. Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб.1997. С. .ХХLIХ.

81. Там же. C. 21.

81. Там же. C. 39-47.

83. Там же. C. 36.

84. Там же. С. 37.

85. Там же. C. 129- 130.

86. Там же. C. 166.

87. Barker Eilen. The Cults? New Religious Movements// Facilitating Freedom of Religion or Belief: A Desk Book. Leiden. 2004. P.572.

88. Ibid.

89. Ibid. P. 573.

90. Ibid.

91. Ibid. P. 575.

92. Ibid. P. 576.

93. Ibid.

94. Ibid. 578-579.

95. Кантеров И.Я. Программа дисциплины "Новые религиозные движения и культы".// Религиоведение.№.1.2001. С.164- 172.

96. Филатов С.Б. Новые религиозные движения. Общая характеристика.// Современная религиозная жизнь России. Т.IУ . М., 2006. С. 213.

97. Там же.

98. Асахара Секо. Провозглашаю себя Христом. М., 1993. С. 25.

99.  История и некоторые аспекты учения Матери Мира Марии ДЭВИ Христос. Киев. 2002. С. 9.

100.Там же. С. 3-4.

101.Там же. С. 4.

102.Там же.

103.Богданов В. А. Уважение к вере или почему глупо воевать с саентологией? М., 1997. С. 9.

104.Саентология: Теология и практика современной религии. Копенгаген. 1998. С. 1-2.

105.Там же.

106. Хэтчер Уильям С., Мартин Дж. Дуглас. Вера Бахаи: новая мировая религия. СПб. 1995. С. 5.

107. Матвеева В., Сидорова И., Яковлев В. Ведическая традиция в России. М.,С.4

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100