Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 313 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



НАШЕ МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Печать

М.Г.ПисманикДоктор философских наук, профессор Матвей ПИСМАНИК

 

В Пермском крае за последние годы осуществлен ряд ценных проектов, вводящих наш регион в число наиболее активных культурных центров Российской Федерации. Здесь планомерно реализуется замысел по включению Перми в число «культурных столиц Европы». Очередной, прошедший 17-18 сентября с.г. Шестой Пермский экономический форум под девизом «Новая экономика и культурная политика», по нашему глубокому убеждению, стал особенно интересным, тщательно подготовленным и весьма креативным мероприятием по осуществлению социально-экономической и культурной модернизации края.

Пермский экономический форум-2010Основная тема этого мероприятия - органическая взаимосвязь процессов модернизации с культурной политикой и развитием человеческого потенциала. Доклады, выступления и оживленную дискуссию здесь пронизывала исходная парадигма о ведущей роли культуры на современном этапе социально-экономической модернизации.В форуме приняли участие десятки ведущих отечественных и зарубежных экономистов, политологов и культурологов, а также целый ряд авторитетных политических деятелей, предпринимателей, бизнесменов, экспертов и журналистов. Так, среди наиболее известных участников этого мероприятия упомянем выдающегося американского экономиста и культуролога Лоуренса Харрисона, академика С.П. Капицу, известного предпринимателя Анатолия Чубайса, губернатора Кировской области Никиты Белых, руководителей Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, Евгения Ясина и Льва Якобсона, редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея.Одним из аспектов развернувшейся на форуме дискуссии стала проблема места и роли религии в современной модернизации. Более всего эту проблему актуализировали фундаментальные исследования профессора Л. Харрисона. 17 сентября с.г. он выступил на форуме с пленарным докладом «Место России в современном мире». Мастистый ученый, в частности, продемонстрировал аудитории следующую знаковую таблицу:

  

Сравнение основных показателей по России и некоторым другим странам

 

Показатель

Россия

Финляндия

США

Израиль

Эстония

Совокупное население на 2010

141 930 000

5 360 000

309 309 000

7 580 000

1 340 000

ИНДЕКС ООН: от 1 до 182 (здоровье, образование, доход)

71

12

13

27

40

СВОБОДА: 1- лучший, 7 - худший (Источник: Freedom House)

5,5

1

1

1,5

1

ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (Источник: МВД 2009)

$14 920

$33 556

$46 381

$28 393

$17 908

КОРРУПЦИЯ: 10 – лучший, 1 – худший (Источник: Transparency International 2010)

2,2

8,9

7,5

6,1

6,6

ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (Источник: Мировой Экономический Форум, 2009-2010)

63

10

2

31

39

 

Очевидно, если проранжировать страны по каждому из показателей, Россия займет во всех случаях последнее место. 26 мая с.г. во время встречи эта сводка была представлена профессором Л. Харрисоном Д. Медведеву. С ее помощью профессор старался продемонстрировать российскому президенту важность культуры и необходимость культурных изменений, потому что за каждым из представленных индикаторов скрывается культурная подоплека.

Религия, по справедливому суждению Л.Харрисона, является одной из важнейших составляющих в системе культуры. По этой причине программа форума включала работу секции «Религиозные течения в современной России и модернизация». Деятельностью секции взялся руководить сам профессор Л. Харрисон. Свой вступительный доклад на секции он озаглавил «Религия и прогресс». Здесь также были заслушаны следующие выступления:

«Ислам в современной России» (профессор А. Малашенко, Московский центр Карнеги);

«Социо-экономические предпочтения различных религиозных групп: православные христиане и католики на Украине» (аспирант М. Снеговая, Высшая школа экономики);

«Русская православная церковь, российское государство и проблемы модернизации» (И.Карацуба, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова);

«Взаимосвязь религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями россиян на примере представителей ислама и православного христианства» (М. Ефремова, научный сотрудник Высшей школы экономики);

«Конфуцианство и китайский опыт модернизации» (Б. Виноградский, Фонд разработки игровых способов творческого образования).

 

Темой моего выступления была «Религиозные движения России и ценности модернизации».

Во вступительном докладе на секции Л.Харрисон ознакомил присутствующих с частными результатами своего многолетнего исследования социального и культурного развития около ста двадцати стран современного мира. Здесь он обратил особое внимание на несомненную роль наиболее влиятельных в этих странах религий в ускорении развития либо же в стагнации этих стран. По данным Л.Харрисона, наибольшей креативной «пассионарностью» обладают протестантские конфессии. В тех странах, где доминирует православие, сложился сравнительно низкий уровень как демократических свобод, так и успешных предпринимательских инициатив. Здесь особенно высок уровень бедности, снисходительного отношения к нарушителям морали и закона, коррумпированности и иных препятствий модернизационным процессам.

Участники секции с большим интересом восприняли многие ценные констатации выдающегося ученого. Но, вместе с тем, они сочли, что Л. Харрисон преувеличивает роль религии в социальных переменах. Перемены в экономике и общественной жизни в значительно большей мере влияют на религию, нежели она на них. К тому же, выдающийся исследователь недостаточно знаком с современной религиозной ситуацией в России. Так, в отношении православной религии он, несомненно, опирался на устаревшую модель ее дореволюционного и советского бытия.

В выступлении на секции мною были приведены данные о динамике религиозных процессов по стране и в Прикамьи, подтверждающие тезис об определяющей роли противоречивых социальных факторов в религиозных переменах последних десятилетий. Утверждение свободы совести и свободы вероисповеданий в постсоветском обществе позволило религии выйти из обочины социальной жизни страны в ее стремнину и правомерно восстановить в массовом сознании россиян понимание действительной роли религии в качестве одного из важнейших устоев этнической и мировой культуры.

Беспрецедентный взлет религиозности, в первую очередь, обусловлен глубоким социально-экономическим и духовным кризисом российского общества. Так, наивысший уровень религиозности наблюдается в тех населенных пунктах, где приостановилась деятельность промышленных предприятий и учреждений культуры (прежде всего, это рабочие поселки и леспромхозы). Более всего верующих насчитывается в составе безработных, а вслед за ними - в составе предпринимателей, чьи занятия связаны с особым риском в формирующейся рыночной экономике. Кардинальные перемены в экономической и политической сферах постсоветского государства во многом обусловили становление в религиозной жизни страны ранее неведомых тенденций коммерциализации и политизации.

Обострившиеся социально-политические противостояния в российском обществе наносят ущерб его стабильности и вторично воспроизводятся в религиозной сфере. В «резонанс» консервативным эксцессам со стороны политических ретроградов, в религиозной сфере возникают особенно тревожные проявления религиозного фундаментализма. В свою очередь, эти проявления обратным образом негативно воздействуют на социум. Фундаменталисты навязывают обществу модель всеобщего воцерковления россиян, - противостоящий задачам модернизации общества клерикальный вариант «возвращения к истокам». Идеи фундаментализма созвучны ксенофобии. Они вносят дополнительные напряжения в духовную жизнь России, питая националистические и иные экстремистские тенденции, распаляя проявления нетерпимости, фанатизма, вызывая серьезные деструкции в массовом сознании.

Как вышеупомянутые внутренние социально-экономические перемены, так и внешняя, провоцированная падением «железного занавеса», миссионерская экспансия привели к глубоким изменениям в конфессиональной структуре страны. Номенклатура религиозных конфессий в России за минувшие два десятилетия выросла втрое и теперь включает в себя около 70 наименований. Так, если к концу 80-х гг. в Пермском крае насчитывалось лишь около 10 конфессий, то к настоящему времени здесь юридически зарегистрировано 20 конфессий, а с учетом их деноминаций - около 30. По нашей приблизительной оценке, общая численность приверженцев новых конфессий в Пермском крае включает в себя около 15 тысяч человек.

Появление «новых религий» в России заметно обогатило духовное многообразие в жизни страны и Пермского края. Как и в других регионах Отечества, с их приходом у нас заметно возросло влияние неопротестантизма (пятидесятничества, в первую очередь). В то же время, феномен «новых религий» породил трудные проблемы их социальной адаптации в постсоветском пространстве. Этот феномен обострил напряжения и конкуренцию между различными исповеданиями, резко усилил проявления прозелитизма, заметно усложнил проблемы государственно-конфессиональных отношений.

Резкий взлет религиозности внес в массовое сознание (в первую очередь, в составе неофитов, преобладающих в большинстве конфессий) хаотичные перемены. Остаточные стереотипы советского прошлого в нем перемешаны с архаичными культовыми представлениями и даже с наивными суевериями. Так, состоятельные новые верующие особенно часто просят духовенство об освящение своих построек, киосков, вновь приобретенных автомашин, об окропление имущества и даже любимых собачек… В самый разгар финансового кризиса (2009 г.) по инициативе близких к власти неофитов в целом ряде регионов страны прошла волна антикризисных молитв. Именно таким образом инициаторы отозвались на призыв президента Медведева к общественности о противостоянии «социальному пессимизму»…

Разумеется, у подавляющего большинства новых верующих специфично религиозные заповеди и ценности еще не стали основными и ведущими мотивами их поведения. В то же время, традиционно свойственные религии позитивные нравственные установки, несомненно, воздействуют и на сознание неофитов. Наши исследования свидетельствуют: хотя в совокупном массиве религиозных граждан фиксируется ниже среднего уровень их материальной обеспеченности, но верующие в целом более терпеливо переносят испытания нашего трудного межвременья. Что особенно разительно: верующие более оптимистично смотрят в завтрашний день.

Исследования М.П. Мчедлова показали: у отечественных верующих заметно выше уровень принятия моральных норм. По нашим наблюдениям, по сравнению с остальной частью населения, верующие более чутки к нравственным коллизиям, им более свойственна эмпатия. Они более лояльны к власти, их характеризует самый низкий уровень протестной готовности. Верующие более позитивно относятся к осуществляемым в стране реформам. Можно ожидать, что также позитивно они отнесутся и к программе отечественной модернизации.

Негативно характеризуя модернизационный потенциал русского православия, профессор Л.Харрисон не учел важных новаций в современной деятельности церкви. Однако именно она быстрее и острее всех конфессий почувствовала и отозвалась на вызовы модернизации. Уже в девяностых годах минувшего столетия со стороны особенно дальновидных православных иерархов были озвучена идея о необходимости формировании собственной современной социальной концепции. Над осуществлением этого замысла напряженно трудились иерархи, ведущие богословы и другие особенно авторитетные отечественные гуманитарии. К августу 2000 г. русская православная церковь впервые обрела собственное социально-теоретическое самосознание. На юбилейном архиерейском соборе были приняты «Основы социальной концепции Русской православной церкви», где она обосновала стратегию своей деятельности в реформируемой России. Это событие дало энергичный импульс иным влиятельным конфессиям страны. Уже на основе этого документа были приняты: «Основные положения социальной программы российских мусульман», «Основы социальной концепции иудаизма в России», «Социальная позиция протестантских церквей России» (совместно евангельские христиане- баптисты, адвентисты и пятидесятники). В минувшем году адвентисты уже отдельно издали обстоятельно углубленные и детализированные собственные «Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого дня России».

В последнее десятилетие Московская патриархия провела множество конференций и иных мероприятий, посвященных острым проблемам реформирования нашего общества и формированию объединений православных предпринимателей. В 2004 г. на проводимом Церковью очередном Русском народном Соборе был принят ею разработанный «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Обращаясь к российским предпринимателям, Церковь призывает:

 «I. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.

II. Богатство – не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.

III. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.

 IV. Человек – не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.

V. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование – это социально ответственный вид деятельности.

VI. Работа не должна убивать и калечить человека.

VII. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым. В экономике нет места коррупционерам и другим преступникам.

VIII. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.

IX. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

X. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность».

Призыв к предпринимателям завершает примечательная фраза: «Со-стояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный, – сможет обеспечить себя, принося пользу своим ближним и своему народу. Пусть так будет в России, вступившей в XXI век». Сходные призывы содержатся в социальных документах и других ведущих конфессий страны. На наш взгляд, при надлежащем светском переосмыслении эти религиозные призывы неплохо согласуются с нравственными ориентирами, необходимыми для осуществления модернизации не только экономики, но всей социо-культурной сферы нашего общества.

В 2007 году на основе православных принципов и правил хозяйствования Московская патриархия представила общественности пространный «Этический кодекс православного предпринимателя». По инициативе митрополита Кирилла в начале 2008 года при Отделе внешних церковных связей Московской патриархии был образован особый Экспертный совет «Экономика и этика». С приходом на патриарший престол Кирилл осуществил глубокую организационную перестройку высшего аппарата Церкви с целью усиления ее воздействия на различные сферы общественной жизни. Был создан Синодальный отдел по взаимодействию Церкви с общественностью во главе с известным деятелем Церкви протоиереем Всеволодом Чаплиным. В 2010 году Экспертный совет «Экономика и этика» был передан в непосредственное подчинение Святейшего.

Основной задачей новой патриаршей структуры стало «нравственное осмысление экономических процессов в российском обществе и на международной арене, поиск эффективных путей решения проблем отечественной экономики с опорой на базовые духовные ценности Православия». Церковный статус Экспертного совета был расширен включением в его состав видных представителей общественности. Так, сюда вошли заместители председателя Государственной Думы России Олег Морозов и Александр Бабаков. По сообщениям прессы, к работе Экспертного совета даже присоединились Президент Украины Виктор Янукович и премьер-министр Украины Николай Азаров.

Как видим, используемая Л. Харрисоном дореволюционная и советская модель православия (да и других отечественных исповеданий) уже не применима для понимания роли религии в постсоветских реалиях. К сожалению, жесткий регламент работы «Пермского форума» не позволил секции «Религиозные течения в современной России и модернизация» рассмотреть иные важные теоретические и прагматичные аспекты проблемы «Религия и модернизация». Так, весьма проблематична практическая реализация этических ориентиров модернизации, которая наталкивается на резко доминирующую в сознании российских предпринимателей эгоистическую мотивацию. Сегодня эти персоны пока составляют разноликий социальный слой с неопределившимися гражданскими и нравственными позициями. Исследования показывают, что на словах предприниматели тяготеют-де к цивилизованному бизнесу, на деле же они руководствуются стремлением к прибыли и самореализации. Христианские ценности не занимают доминирующего положения в их сознании. Утеряна ранее нередко свойственная предпринимателю в дореволюционной России позиция патриота.

Благотворительная деятельность является важнейшим показателем этики предпринимательства. Но ныне ее направленность в основном ориентирована лишь на спонсирование религиозных конфессий. При этом складывается впечатление, что такая благотворительность зачастую замещает спонсору покаяние за грехи «первоначального накопления», одновременно является своеобразной «страховкой» от рисков» рыночной стихии и, главное, обеспечивает ему саморекламу. Характерный штрих: по рассказу настоятеля весьма известного пермского монастыря, один из благотворителей вырезал свое имя на лицевой стороне подаренной обители иконы, другой же обратился с просьбой на манер визитки закрепить на входе в обитель его именную позолоченную табличку.

На прошедшем форуме многие участники обратили внимание на связанный с религией тревожный сбой в осуществлении социо-культурной политики. Речь шла о том, что с трудом налаживаемое в стране конструктивное сотрудничество государства с религиозными объединениями по преодолению духовного кризиса и разрешению ряда гуманитарных проблем модернизации наталкивается на недавно возникшую, препятствующую прогрессу и все усиливающуюся тенденцию. Религия, вошедшая в самое стремнину социальных процессов постсоветского общества, к сожалению, стала выходить за свои пределы и начала вторгаться в систему светского образования, музейного дела, просветительной деятельности да и в другие прерогативно-светские сферы государственной жизни. Некоторые недальновидные и некомпетентные советники властей призывают содействовать этой тенденции и лукаво уверяют, что тем самым религия способствует-де процессам модернизации. Власти же начали следовать их советам.

Как известно, данная ситуация в последнее время вызвала особенно острые дискуссии общественности. И на Пермском форуме (особенно, в работе секции «Культурные инновации») эта актуальная тема привлекла напряженное внимание аудитории. С тревогой обсуждая сложившуюся ситуацию, участники дискуссии констатировали, что экспансия религии в прерогативно-светские сферы напрямую противоречит замыслу модернизации и является демонстративным вызовом как социо-культурной стратегии государства, так и его светскому статусу. Экспансия религии к тому же чревата рисками этно-конфессиональных конфликтов, экстремистских эксцессов и иных негативными последствий для нашего общества, и без того перегруженного кризисными проблемами. Особенно больший удар этот религиозный вызов нанесет по социальной стабильности в стране, поскольку он обременен угрозой раскола общества из-за неминуемых противостояний между верующими и неверующими согражданами.

Все эти очевидности, к сожалению, пока игнорируются теми, кто должен приостановить эту опасную экспансию. По мнению многих участников прошедшей в Перми дискуссии о проблемах модернизации, принятие такого явно необходимого решения снимет одну из этих проблем. Для этого нет нужды в новых форумах, конференциях и продолжения бесконечных диспутов. Необходима политическая мудрость и властная воля.          

 

Автор: Матвей Григорьевич ПИСМАНИК, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии Пермского государственного института искусства и культуры.

 

ReligioPolis

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100