Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 111 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



НЕИЗВЕСТНАЯ РЕЛИГИЯ

Печать

Игорь КАНТЕРОВ

Продолжение - ч.1, ч 2, ч.3, ч.4, ч.5, ч.6 

 

Дэниел Б. Хольман Дэниел Б. Хольман "Ангел сердца", религиозная живопись "Нью эйдж"

 

Нью Эйдж

"Нью эйдж" (англ)- "Нова эра", "Новый век" - термин, обозначающий религиозно-мистические группы, получившие широкое распространение в1970-1980-е годы в странах Запада и в 1990-е годы в России. В узком значении термин "Нью эйдж" обычно относят к объединениям, ставящим в центр своих учений веру в наступление на рубеже ХХ и ХХI в.в. астрологической эры Водолея, сменяющей эру Рыб. В широком значении - ньюэйджерами называют и последователей течений, не связывающих приход Новой эры с эрой Водолея. В отличие от исторических религий, а также "классических" типов новых религий, в объединениях приверженцев "Нью эйдж" отсутствуют жесткие организационные структуры. Чаще всего- это аморфные группы практикующих, предпочитающих "мыслить глобально, а практиковать локально". Многие из последователей "Нью эйдж" одновременно входят в несколько движений, некоторые при этом остаются в традиционных церквах, в то же время высказывая недовольство их авторитарным духом, отсутствием свободного самовыражения собственных воззрений. Социологи религии квалифицируют подобные движения скорее как "религии аудитории", нежели устойчивые группы единоверцев. Многочисленные группы приверженцев "Нью эйдж" не связаны четко сформулированной вероучительной доктриной. Их воззрения образует сплав различных верований, оккультизма, теософии, пантеизма, язычества и шаманизма. Космос рассматривается как органическое целое, живое существо, наделенное симпатиями и антипатиями, тайным огнем и светом, которыми человек стремится овладеть. С помощью воображения или через посредников (ангелов, духов, контактеров) люди могут устанавливать связь с высшими и низшими мирами. Пройдя процесс духовной трансформации, они будут способны проникнуть в тайны космоса и самого себя. Конечный пункт маршрута – гнозис - высшая форма знания, эквивалент спасения. Гнозис включает в себя не только философскую, но и тайную (эзотерическую) доктрину, передаваемую от учителя к ученику через посвящения. Хотя космической энергии и отводится решающая роль в наступлении Новой эры, для ее прихода и торжества необходима особая порода людей - деятельных, объединенных единой целью. Они должны будут создать принципиально новые социально-духовные основания общества. И когда в индивидах раскроются имманентно присущие им мудрость и любовь, тогда и вся планета трансформируется в новую эру человечества.

В 1990-е годы появляются группы последователей "Нью эйдж", делающие акцент не на наступление Новой эры, а на формирование новой духовности, которая, в свою очередь, приведет к наступлению нового типа культуры. Ньюэйджеры убеждены в способности человека творить свою собственную реальность. "Божественное" существует не вовне, а внутри нас, а потому все проблемы заключаются в неспособности постичь нашу собственную "божественность". Такая неспособность может быть преодолена при помощи набора техник, выявляющих скрытые "божественные" возможности. В практиках и ритуалах используются традиционные приемы оккультизма, зачастую выдаваемые за "научно" проверенные средства телесного и духовного исцеления. Большое значение придается экологии, вегетарианству, музыкальной терапии, проповеди возращения "назад к земле", которые служат основой для создания целостного мировоззрения. В 1980-е годы в оккультной практике стали широко применяться "магические кристаллы", наделяемые способностями аккумулировать и высвобождать духовные энергии. Прикрепляя во время медитации кристаллы к одежде, наиболее ревностные поборники "Нью эйдж" верят в благоприятное воздействие энергетической силы кристаллов на их духовную эволюцию.

Сегодня движение "Нью эйдж", ставшее во многих странах мира частью масскультуры, приобрело популярность в различных слоях общества. За рубежом и в современной России группы ньюэйджеров предпочитают действовать под вывеской оздоровительных, экологических, воспитательных и культурно-досуговых центров. На многочисленных выставках и презентациях демонстрируются книги, кассеты, "магические кристаллы", устраиваются шоу-программы целителей, астрологов, ясновидцев. Социально-психологическими причинами востребованности идеалов "Нью эйдж" являются неуверенность, страх перед настоящим и будущим, боязнь экономических потрясений и природных катастроф, разочарование в институтах власти и традиционных верованиях.

Поскольку в ньюэйджеровских теориях божество помещается внутрь человека, то открывается возможности конструирования всевозможных способов информирования божества о своем присутствии внутри каждого. Претендуя на роль духовных наставников и просветителей человечества, теоретики Нью Эйдж постоянно заявляют о реабилитации " самобытной природы человека", искаженной как светскими, так и многими религиозными учениями. Ключевая идея, характерная практически для всех ньюэйджеровских учений, сводится к утверждению о безграничной способности личности к самосовершенствованию, которая в случае ее реализации приведет к раскрытию подлинной природы человека. Люди, поглощенные повседневными заботами и хлопотами, не способны к самореализации своего внутреннего "Я", поскольку они осмысливают мир и свое место в нем, основываясь на ложных представлениях о сущности человеческой природы Они порабощены искусственно сконструированной ( в основном социологами ) верой в способность стать совершенными лишь по мере усвоения внешних сторон жизни. И только посредством усвоения и реализации ньюэйджеровских методик появляется возможность освобождения людей от тирании механистических трактовок индивидуума, убивающих заложенные в нем духовные и физические потенции. Методики эти невероятно многообразны - от сложных математических формул Гурджиева - до упрощенных шаманистских практик.

В социальных ориентациях ньюэйджеровских образований прослеживаются различные тенденции. Оценивая их в русле веберовского разграничения мироотвергающей и мироутверждающей функций религии, следует отметить преобладание на ранних этапах существования Нью Эйдж стремление к максимальному размежеванию со всеми проявлениями господствующих стилей жизни и поведения. С порога отвергалось все, носившее следы "экономического материализма", убивающего духовные начала человеческого бытия и лишающего людей возможности постичь свою подлинную природу и истинное назначение. На последующем этапе спиритуальность рассматривается главным образом как средство достижения гармонии, существующей за пределами мира, нежели как внутреннее состояние наличного существования. Приоритет отдается достижению состояния просветления, в то время как тезис об отречение от мира звучит приглушенно или вовсе не проявляется.72

Наряду с эти противоположными тенденциями профессор религиоведения университета Ланкастера Поль Хилес упоминает множество промежуточных вариантов развития ньюэйджеровской мысли. Некоторые их них считают "возможным постижение наилучшего в обоих мирах". Для обозначения такой позиции используется термин "гармонизирующая религия". Под ней понимается разновидность религиозности, включающая такие формы набожности, в которых духовность уравнивается с физическим здоровьем и даже экономическим благополучием. Достижение всего этого нередко связывается с установлением персональных отношений с Космосом. Подобные версии Нью Эйдж заметно отличаются от бескомпромиссного отречения "истинных ньюэйджеров" от всего, порожденного " этим миром".

 

1.6. Тоталитарные культы (секты)

 

Наделение последователей "неправильных" (неистинных, еретических, сектантских и т. п.) религиозных направлений бесчисленным множеством уничижительных и оскорбительных характеристик уходит вглубь веков. Такого рода характеристики можно найти в священных писаниях почти всех традиционных верований. Но дело отнюдь не ограничивалось только лишь словесным или письменным выражением нетерпимого отношения к приверженцам других религий. "И кто лучше историка, занимающегося изучением христианских учений, знает, что догмы, ради которых люди убивали друг друга, вытекали одна из другой согласно механизму, у которого не было никакой "реальной почвы" вне человеческого сознания, механизму, чье функционирование, судя по всему, заключается в том, чтобы перемалывать до бесконечности мысли, возникающие из определенных предпосылок, в первую очередь, проистекающих из условий, формирование которых включает элемент случайности?".73

В начале 1990-х годов россияне стали свидетелями грандиозного "методологического прорыва" в классификации религий, Но свет появился новый термин, никогда ранее не применявшийся к обозначению религиозных объединений. Речь идет о прилагательном "тоталитарный", которое, в сочетании со словом "секта", замышлялось как наименование десятков религиозных образований, имеющих совершенно не похожие вероучения, обряды, социальные программы, численность и состав последователей. 

Творцом термина "тоталитарная секта" считает себя А. Л. Дворкин, тогда только что вернувшийся из эмиграции и решивший спасать Россию от самого страшного типа сект — "сект тоталитарных". Правда, сам он весьма скромно оценивает собственный вклад в классификацию религий. Вводя впервые термин "тоталитарная секта", он (Дворкин) и "не думал, что вводит новое понятие, — настолько само собой разумеющимся он казался".74

По нашему мнению, истоки возникновения этого понятия следует искать вовсе не в очевидности термина "тоталитарная секта". Просто практиковавшийся для противодействия распространению религиозных новообразоваваний термин "деструктивный культ" обнаружил свою малоэффективность. Большинство россиян с ним никогда ранее не встречались, и прежде чем довести смысл этого термина до ума и чувств, необходимо было перевести его на русский язык и разъяснить смысл. И совсем другое дело — термин "тоталитарный". Заимствованный из политологического и пропагандистского обихода времен "холодной войны", этот термин тут же вызывает ассоциации с несвободой, лагерями, охраной, колючей проволокой, принудительным трудом, скудной пищей и т.д. Перенося зловещий, пугающий смысл термина "тоталитарный" на область религии, создатели конструкции "тоталитарная секта" рассчитывают таким способом существенно усилить обличительный заряд имеющихся определений, предваряющих слова "секта" и "культ". Именно по причине "узнаваемости" термина "тоталитарный", активном его использовании в российском массмедийном лексиконе, и закрепилось употребление этого очень "нехорошего" термина при именовании новых религиозных образований.

В пользу данного предположения говорит и такое немаловажное обстоятельство: в зарубежных антисектантских изданиях, в том числе предназначенных и для массового читателя, термин "тоталитарная секта" не встречается. Таким образом, открытие данного термина и "вбрасывание" его в широкое обращение можно с большой долей уверенности считать отечественным "ноу-хау". Но также следует иметь в виду, что значительная часть представителей отечественного научного религиоведения в своих исследованиях и преподавательской работе не пользуются терминами "тоталитарная секта" и "деструктивный культ".  Во всяком случае, это относится к московским, санкт-петербургским и уральским светским религиоведческим центрам и школам. И за это они удостаиваются звания "сектозащитников". Потому весьма странновато звучит утверждение А. Дворкина о том, будто изобретенный им термин "тоталитарная секта" "прочно вошел в наш язык и употребляется буквально всеми...".

 В зарубежной социологической и философской мысли большую известность получили исследования природы тоталитаризма известным французским ученым Раймоном Ароном. Этой проблеме он посвятил девятнадцать лекций, прочитанных в Сорбонне в 1957-1958 учебном году и опубликованных затем отдельной книгой, озаглавленной "Демократия и тоталитаризм". В русском переводе эта книга была издана лишь в 1993 году, правда с несколько измененным названием -  "Демократия или тоталитаризм". Содержание и пафос лекций Р. Арона отражают впечатление их автора от знакомства с получившим хождение на Западе содержанием доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде коммунистической партии Советского Союза 

 Тоталитаризм (от лат. totalitas –цельность, полнота, totalis-весь, полный) - определяется Политологическим энциклопедическим словарем как " государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни".75  

На уровне методологическом, сущность тоталитаристких представлений о социуме, в котором живут люди, состоит в произвольном определение общества через какой-то один аспект его жизни. Подобный подход, опять-таки согласно Арону, неверен социологически, ибо один - единственный аспект не может непременно определять функционирование такого сложного организма, каким является общество, и невозможно, основываясь на значении только какого-то одного аспекта, предвидеть, какой окажется общественная система через сколько-нибудь значительный период времени.

На уровне историческом ложность философии тоталитаризма проявляется в провозглашении главнейшей причины свершения того или иного события лишь одной детерминанты.

Конкретизация признаков "тоталитарности", их наполнение доходчивыми примерами обычно заканчивается выводом о криминальной патологии, имманентно присущей данной категории религиозных групп. Религиозная же терминология выступает всего лишь ширмой, маскирующей изначальную нацеленность тоталитарной секты или культа на нанесение вреда личности и обществу. Таким образом, оценочная терминология, первоначально рожденная в недрах теологии, трансформируется в понятийный аппарат политологии, уголовного и гражданского права. В подробных описаниях функционирования религиозных образований тоталитарного типа ценностные суждения, анализ вероучительных доктрин и обрядовой практики отходит на второй план, уступая место красочным описаниям способов подавления личности, разрушения семей, совершения членами таких образований уголовных преступлений.

Появляются и широко используются специальные "словники", включающие в себя набор понятий, предназначенных для описания природы "тоталитарных сект" и "деструктивных культов", их деятельности и особенно последствий такой деятельности. Подобные "словники" становятся непременным атрибутам не только публикаций о сектах, но и постановлений некоторых местных органов законодательной власти. Авторы таких "словников" не используют по отношению к приверженцам культов и сект таких понятий, как "последователь", "сторонник" и тем более "верующий". Эти понятия заменяются иностранным словом "адепт", которое, согласно "словникам", обозначает: 1) посвященного в какие-либо учения и тайны культа, 2) ревностного приверженца культа.76 В данном случае мы являемся свидетелями осуществления весьма оригинальной процедуры — наполнения иностранного слова "adept" (кстати, весьма редко встречающегося не только в популярной, но в специальной литературе) новыми смысловыми значениями. В этом можно легко убедиться, заглянув в англо-русские словари, В них английское слово "adept" переводится как: 1) знаток, 2) приверженец, сторонник последователь. Таким же значением наделяется это слово и в академическом "Словаре русского языка"; при этом в нем указывается и на книжное использование данного слова: "адепт, — ревностный приверженец, последователь какого-либо учения".77

Обращает на себя внимание абстрактность и неопределенность характерных признаков религиозных объединений тоталитарного типа. К тому же эти признаки не являются устойчивыми, присущими всем типам религиозных объединений, относимых к тоталитарным. В большинстве своем они носят оценочный характер и могут применяться избирательно. Чаще всего упоминаются такие признаки тоталитаризма, как жесткая авторитарная структура и обожествление лидера. Но ведь жесткие структуры имеются не только у объединений, причисляемых к тоталитарным, но и, например, в католицизме. Да и Папа Римский, глава католиков мира, почитается как наместник Иисуса Христа на земле. В последнее время, правда, и католическую церковь начинают записывать в тоталитарные секты, но пока это делают лишь не в меру ретивые борцы за искоренение любых проявлений "тоталитаризма" в религиозной сфере. В то же время у многих духовно-религиозных объединений, причисляемых к тоталитарным, никогда не существовало жестких структур. Можно не соглашаться с учением семьи Рерихов и даже быть его решительным противником, но в то же время в объединениях последователей этого учения даже при очень большом желании невозможно обнаружить жесткие авторитарные структуры. И, тем не менее, такие объединения почти десятилетие клеймятся как "деструктивные и тоталитарные".

Не лучше обстоят дела и с другими признаками "тоталитарности" — контролированием сознания и жесткой регламентацией всех сторон жизни. Как и предыдущие, эти признаки являются оценочными, "плавающими", и все будет зависеть от заинтересованности манипулирующих такими признаками, их стремления "наградить" ими определенное религиозное образование. При желании к разряду "тоталитарных" могут быть отнесены монастырские обители и религиозные ордена, поскольку их вряд ли можно назвать оазисами безбрежного духовного плюрализма. А какое адекватное определение можно найти мыслям и деяниям тех, кого Патриарх Алексий II назвал "младостарцами"? "Как правило, — пояснял ныне покойный Патриарх, — непременным и единственным условием спасения они объявляют полнейшее подчинение себе тех, кто прибегает к их руководству, превращая их в роботов, не могущих без благословения такого "старца" совершить любое дело, каким бы незначительным оно ни было".

Оценочный характер терминов "тоталитарные секты" и "деструктивные культы" (чаше всего они используются как синонимы), отсутствие в них устойчивых типологизирующих признаков создает простор для "творчества".

Для пущей убедительности названные термины часто иллюстрируются устрашающими цифрами и описаниями жутких злодеяний, И подобным творчеством, как уже отмечалось, увлекаются не только начинающие журналисты. Например, авторы брошюры "Опасные тоталитарные формы религиозных сект" утверждают, что организации такого рода процветают в России,

их насчитывается многие десятки, а "…втянуто в них от трех до пяти миллионов наших сограждан. Они уже стали фанатиками, готовыми на все ради своих хозяев, стремятся к мировому господству". Далее приводится пространный список преступлений, за совершение которых чаще всего привлекаются сектанты. Это и доведение до самоубийства, истязания, похищения людей, вымогательства, сексуальные преступления и даже организация массовых беспорядков, Казалось бы, сообщениями о таких ужасных деяниях, да к тому же совершаемыми столь гигантской "криминогенной массой" — от трех до пяти миллионов человек — постоянно должны были бы заполнены сводки криминальных новостей. Должны. Да вот незадача — по словам полковника внутренней службы и капитана милиции, "совершаемые сектантами преступления отличаются высокой степенью нераскрываемости".

Таким образам, расплывчатость наименований "тоталитарная секта" и "деструктивный культ" позволяет причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение. Было бы желание, а уж понятия "тоталитарной секта" и "деструктивный культ" всегда готовы принять в свои безразмерные объятия всякого, кого нужно ничтоже сумняшеся заклеймить, не утруждая себя задуматься о последствиях бездумного обращения с такими ярлыками - страшилками,

Крайне редко можно встретить попытки как-то развести понятия "тоталитарная секта" и "новые религиозные движения". Попытки эти выглядят робкими и непоследовательными. Об этом свидетельствует содержание "Итогового заявления участников международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты — угроза XXI века" (Нижний Новгород, 23-25 апреля 2001 г,). В заключительной части документа проводится различие между тоталитарными сектами (деструктивными культами), чьи идеология и практика опасны для личности и общества, и новыми религиозными движениями, вероучения и деятельности которых, по-видимому, опасаться не следует. Однако такой констатацией авторы "Итогового заявления" и ограничились, не поделившись с российским обществом сведениями о том, какие же религиозные объединения следует относить к "новым".

Но многое становится понятным после прочтения содержания "Приложения" к "Итоговому заявлению", помещенного вслед за призывом не отождествлять тоталитарные секты с новыми религиозными движениями и группами. В "Приложении" перечисляются "наиболее известные и опасные современные деструктивные культы". Всего их названо свыше 60, при этом в список вошли преимущественно религиозные и религиозно-философские объединения, уже достаточно активно функционирующие в России. И все они по времени возникновения или появления в нашей стране, особенностям вероучений и обрядов могут быть отнесены к новым религиозным движениям и группам. И поскольку "Итоговое заявление" вместе с "Приложением" к нему адресованы широкому кругу лиц и организаций и даже помещено в Интернете, то в том же самом "Приложении", для большей ясности и во избежание ненужных недоразумений, можно было бы поместить и список новых религиозных объединений, не относимых участниками конференции ни к тоталитарным, ни к деструктивным.

Творцы и приверженцы терминов "тоталитарная секта" и "деструктивный культ" не довольствуются признанием подобных наименований лишь как приема классификации религиозных образований. Участники уже упоминавшейся нижегородской конференции выступили с инициативой "...о внесении в законодательство Российской Федерации изменений или дополнений, либо о принятии новых законодательных актов прямого действия с целью поставить под жесткий контроль или вовсе запретить деятельность тоталитарных сект (деструктивных культов) и групп, подпадающих под определение таковых".

С учетом высказанных оценок качества понятий "тоталитарная секта" ("деструктивный культ") представляется крайне опасным их включение в федеральные или местные законодательные акты и тем более прямого действия. Применение таких понятий неизбежно приведет к произволу, причины которого, повторим еще раз, изначально заложены в размытости, неустойчивости признаков, образующих содержание предикатов "тоталитарный" и "деструктивный".

Выдвигаемые против культов обвинения в манипулировании сознанием, обмане доверившихся им людей, как уже упоминалось о том, вовсе не присущи одним лишь религиозным группам. Гораздо более циничны и грандиозны финансовые и коммерческие махинации организаций, которые нередко осуществляются с благословения высших государственных инстанций. (…)

"Сексуальные насилия", как отмечается во многих зарубежных исследованиях НР - это отнюдь не только проблема данного типа религиозных образований. Не менее часто они совершаются и последователями конфессий ,относящихся к разряду традиционных. В этой связи упомянем не утихающие скандалы вокруг ставших известных фактов педофилии и гомосексуальных связей среди католического и англиканского духовенства. И в отечественной литературе довольно регулярно появляются публикации на эту тему, где в качестве "героев " также фигурируют духовные лица крупных церквей.

Таким образом, злоупотребления и даже преступные деяния, о которых идет речь, имеют место в бизнесе, государственной службе (принуждение к вступлению в сексуальную связь как условие продвижения или угроза увольнения), кино и теле индустрии ( получение роли ), шоу бизнесе и т.п. Тем не менее, на основании многочисленных случаев перечисленных и иных поступков пока никто не заявлял о причислении Римско-католической церкви, шоу-бизнеса к разряду деструктивных. В то же время подобное суждение было бы неверно истолковывать как своего рода одобрение, прямое или косвенное соглашательство с проявлениями безнравственности, обмана, неприкрытых или замаскированных уголовных преступлений, происходящих в различных ответвлениях новых религиозных движений. Их лидерами и рядовым и членами действительно совершаются правонарушения и неблаговидные поступки. Их мотивы могут быть самыми различными, и они обстоятельно, на большом фактическом материале исследованы в монографии "Культы, религия и насилие", написанной зарубежными знатоками новых религиозных движений.78 По нашему мнению, все организации, независимо от их типа  (государственной, частнопредпринимательской, общественно-политической, религиозной), совершающие  или поощряющие аморальные и уголовно наказуемые деяния в одинаковой мере заслуживают порицания и осуждения. Но в то же время недопустимо скопом фактически все неорелигиозные образования (за редким исключением) выделять из ряда многочисленных светских и религиозных объединений, квалифицировать их преступными, изначально преследующими цель обмана, духовного порабощения и материального обогащения за счет обобранных последователей. Подобное утверждение основывается на незамысловатом, но порочном по сути умозаключении: поскольку культы - в силу своей природы - непременно прибегают к злоупотреблениям и насилиям, а большинство новых религиозных движений (если не все) принадлежат к культам, то они de factо являются культами с имманентно присущим им набором пугающих характеристик. 

Что касается противоправных деяний, совершаемых религиозными объединениями, то ст. 14 действующего федерального Закона "О свободе совести о религиозных объединениях" содержит подробный перечень оснований, в соответствии с которыми деятельность религиозных объединений может быть ликвидирована или запрещена. Это могут быть принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью, в том числе и с использованием в связи с религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза. Цитируемый перечень можно продолжить. Но и содержание уже приведенных пунктов ст.14 включает в себя почти все обвинения, выдвигаемые против религиозных объединений, чаще всего причисляемых к "тоталитарным" или "деструктивным". Поэтому каждый раз, когда становится известно о нарушении религиозной организацией или группой ст.14, следует незамедлительно обращаться в правоохранительные органы и в установленном порядке добиваться ликвидации или запрета деятельности такого объединения.

 

Продолжение следует…

 

72. Heelas Paul. Prosperity and the New Age Movements. // Wilson Bryan and Janie Cresswell (ed. New religious Movements. Challenge and response. London and New York. P. 53.

73. Там же. Р.83

74. Там же P. 84.

75. Элиаде Мирча. Словарь религий, обрядов и верований. М - СПб. 1997. С. 11.

76. Дворкин А. Л. Сектоведение. Нижний Новгород. 2000. C. 35.

77. Дворкин А. Л. Сектоведение. Нижний Новгород. 2002. C. 57-59.
78. Bromley David. G., Melton Gordon. J. Cults, Religions and Violence. Cambridge University press. 2002.

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100