Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 267 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



НЕИЗВЕСТНАЯ РЕЛИГИЯ

Печать

Игорь КАНТЕРОВ

Продолжение - ч.1, ч 2, ч.3, ч.4, ч.5

Эко-культ, сеанс, фототека УandexeuКульт

 

Американские исследователи НРД Р. Старк и У. Бэйнбридж относят к культам религиозные объединения, находящиеся в напряженных отношениях с окружающим миром, импортирующим свое вероучение из другой культуры. Подобные объединения не связаны с господствующими религиями данного общества. Старк и Бэйнбридж причисляют эти "инновационные" институты к "культам". Но ведь на самом раннем этапе своей истории христианство также рассматривалось как культ. Более того, фактически, все крупные религии начинали в качестве "культов". 

Старк и Бэйнбридж классифицируют культы в зависимости от прочности их организации.

Культ- "Аудитория" – фактически не имеет формально фиксируемой организации. Его последователи выступают в роли потребителей вероучения культа через радио или книги и газеты. В культах типа "Клиент" – уже религиозный лидер предлагает последовавшим за ним набор специфических услуг. Таким образом, лидер оказывается более "организованным", чем его клиенты. В качестве примера культа рассматриваемого типа Старк и Бэйнбридж приводят Церковь саентологии, использующую широкую сеть организационных структур для распространения вероучительной доктрины среди клиентов. Когда некоторые культы типа "клиент" становятся крупными и организационно более прочными, они могут, как считают Старк и Бэйнбридж эволюционировать в "Культовые движения". Так произошло с "Трансцедентальной медитацией" и "Церковью объединения" преподобного Муна.

Рост численности последователей и создание достаточно прочных организационных структур часто ставит "культовые движения" в оппозицию к социальному окружению. При этом культы, позволяющие своим членам вести обычный образ жизни, обычно оказываются менее оппозиционными, чем культы, члены которых порывают со своей прежней деятельностью, и становятся обращенными, отдающими практически все свое время служению культу. Отвечая на вопрос, почему  самые крупные религиозные сообщества более враждебны к культам и затрачивают много энергии на борьбу с ними, Старк и Бэйнбридж полагают, что частично это можно объяснить происходящим разрывом вступивших в культ с господствующими религиями и семьями.54

Заметным явлением в развернувшихся дискуссиях и спорах вокруг "культов" стали публикации Гордона Мелтона -, пожалуй, сегодня самого известного и авторитетного исследователя новых религиозных движений. В нескольких работах, специально посвященных "культам", он не только формулирует свое понимание существующих смысловых значений этого термина и способов его применения, но и публикует "Энциклопедический словарь культов в Америке" В нем можно найти детальный анализ наиболее структурированных и наиболее многочисленных культовых организаций современных Соединенных Штатов Америки.

"Термин «культ», согласно Г. Мелтону, - это бранный ярлык, использующийся для описания некоторых религиозных групп, находящихся вне основных направлений западной религии".55 По поводу того, какие группы причислять к культам, среди исследователями данного феномена единство отсутствует, а в применении термина "культ" наблюдается немалая путаница. И все же, считает Г. Мелтон, можно выделить три наиболее распространенных сегодня определения "культа", соответственно принадлежащих - обществоведам, христианским священнослужителям, выступающим против культов и секулярным антикультистам.55

Используя термин "культ", обществоведы вместе с тем стремятся максимально минимизировать негативный оттенок этого термина. Они подразделяют религиозные группы на три категории: церкви, секты и культы

К церквам относятся крупные деноминации,характеризующиеся включенностью в существующую доминирующую культуру.В Соединенных Штатах Америки "оцерковленные деноминации" включают такие группы, как Римско-католическая церковь, Объединенная методистская церковь, Американская баптистская церковь, Объдиненная церковь Христа и Епископальная церковь.56

Группы, отколовшиеся от "оцерковившихся деноминаций", называются "сектами". По большинству признаков они стремятся следовать за церквами, однако придерживаются более строгих требований к соблюдению вероучения и к поведению членов, а также подчеркивают свою обособленность и отличие от культурной среды (чаще всего говорится о  "неприятии мирского"). "Типичными сектами" Г. Мелтон считает квакеров и меннонитов, дискредитировавших себя своим поведением во время военных действий. К сектам причисляются пятидесятники, отстаивающие религиозную практику, вызывающую споры, а также религиозные группы, требующие от последователей тщательного соблюдения предписаний, касающихся ношения особого одеяния, личной набожности и нравственного поведения.57 

В отличие от сект, функционирующих в русле основных характеристик существующей в обществе культурной среды, культы возникают на основе религиозных структур, чуждых господствующим религиозным сообществам Культы представляют собой религиозную инновацию, действующую внутри культуры.

В наиболее широко распространенном смысловом значение данного термина "культ" отождествляется с "промыванием мозгов", манипуляцией сознанием с применением самых разнообразных способов и средств - от скудного питания – до использования психотропных препаратов. И хотя исследователи, свободные от конфессиональных и иных пристрастий, предпочитают использовать такие понятия, как "новые религиозные движения", "альтернативные", "неконфессиональные", " нетрадиционные" религии.тем не менее, и в научной среде довольно часто значение термина "культ" наполняется исключительно негативным содержанием и смыслом.

 В современной России продолжают издаваться работы зарубежных теологов (в русском переводе)  - книги и статьи, авторы которых обсуждают проблемы типологизации новых религиозных образований. В 2004 г. чикагский Библейский институт опубликовал "Пособие по изучению культов", написанное профессором этого института Ирвином Робертсоном.58

Во введении сообщается о том, что "пышный расцвет культов можно считать характерным признаком современного этапа мировой истории. Только в США и Канаде насчитывается около 3 тысяч культов. В России нет такой статистики, но можно предполагать, что их около двух сотен. Новообращенные христиане нередко становятся добычей так называемых "новых религий..." 59 Робертсон считает, что задача теологии – дать определение "культа", и основные трудности порождаются нашим отношением к этому явлению. Поэтому, прежде чем приступить к определению культа следует иметь четкое и ясное отношение к четырем понятиям, тесно связанным с феноменом культов. Это - "ортодоксальность", "символ веры", "религия", "секта". Понятие "ортодоксальность" приложимо к "вполне сложившейся религии", а "символ веры" (существенные для христианской веры положения, догматы, не подлежащие изменению) содержатся в Библии, а в сжатой форме - в постановлении Никейского и Константинопольского Вселенских соборов. Что же касается религии, то наиболее распространенное содержание этого термина сегодня включает мирские трактовки, в том числе и марксистские. " Религия - (1) одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы (богов, духов), являющихся объектом поклонения. (2) одно из направлений такого общественного сознания".60 Таким образом, отмечает Робертсон, под религией понимается организованная система верований. Это - не бессистемный набор представлений о Боге или поклонение божеству,  не мнение отдельного человека, а согласованное и обобщенное собрание взаимосвязанных представлений о Всевышнем и формах поклонения ему.

По мнению Робертсона, перечисленным критериям религии соответствуют ислам, индуизм и буддизм. " А вот христианство - является более, чем религия..., " ибо это откровение, данное людям единственно истинным Богом".61

К сектам Робертсон относит "... более мелкие, обособленные группы верующих внутри какой-либо религии. Это - религиозное объединение, отделившееся от какого-либо вероучения и ему противостоящее".

Специально для российских читателей редактор издания рассматриваемой книги дает такое пояснение: в России слово "секта" приобрело явно негативный оттенок, "часто в религиозной и светской литературе понятия секты, культы и новые религиозные течения становятся синонимичными и взаимозаменяемыми".62 Как считает Робертсон, аутентичное понимание терминов "ортодоксальность" и "символ веры" позволяет составить правильное представление о природе культов. " Культ- это искусственная, неортодоксальная система религиозных верований и обрядов"

И хотя, по  существу, такое определение провозглашает вероучительную неполноценность культовых образований, его автор дистанцируется от оскорбительных характеристик, которыми нередко наделяются подобные образования. Робертсон даже сожалеет о том, что ему приходиться называть группы верующих культами. "Это слово употребляется здесь только в связи с тем, что лучшего слова найти не представляется, а также потому, что современная религиозная терминология именно так определяет большинство подобных течений".63

"Щадящее" и сдержанное отношение к культам Робертсон проявляет и в предлагаемых им рекомендациях, относящихся к формам взаимоотношений с последователями культов. Он советует не втягиваться в затяжные дискуссии с миссионерами. Следует иметь в виду, что "обманщик" (миссионер) обычно хорошо подготовлен, но его знания не выходят за рамки того, чему его научили. Пользуясь узостью взглядов собеседника целесообразно отвечать на вопрос вопросом, при этом максимально используя Библию.

Из десяти рекомендаций обращает на себя внимание совет не высмеивать убеждения собеседника, поскольку он предельно искренен в своих верованиях. Их очернение может вызвать только чувство обиды и тем самым воздвигнуть еще один барьер между вами и собеседником, которому вы свидетельствуете.64 И если основатель культа заслуживает порицания за создание ложного вероучения, его приверженцы "...должны ощутить вашу любовь к обманутым, и это нередко имеет больший эффект, чем любые слова".65 Залогом успеха в противодействии культам должна стать, по мнению Робертсона, компетентность христианских миссионеров, знание ими вероучения конкретного культа. Успешная реализация этой рекомендации не только заставит "культиста прекратить свою проповедь, но также приобщит его к личному спасительному познанию Господа Иисуса Христа".66 

Термин "культ" используется отнюдь не только в уничижительно- пренебрежительном, а нередко и бранным смысловым значением. Более столетия он  широко и активно употребляется социологами и историками религии, религиоведения. С учетом несущественных различий, большинство представителей перечисленных дисциплин хотя и прибегают при классификации религиозных образований к понятиям "секта" и "культ", однако при этом не наполняют их негативным содержанием.

Широкое хождение получила, а в последнее время обрела большую аудиторию, светская версия термина "культ". После ХХ партийного съезда в СССР словосочетание "культ личности" прочно вошел в обиход не только партийных пропагандистов, но и школьных и университетских учебников. При этом культ личности Сталина квалифицировался не только как неоправданное превознесение заслуг главы партии и государства, но и как отступление от норм партийной этики, призывающей прежде всего отдавать почести людям труда и защитникам отечества.

Возросшее в гигантских масштабах влияние электронных СМИ, породило новые виды культа - звезд кино и эстрады, выдающихся спортсменов. По своему размаху, вовлеченности многих миллионов людей исступленное поклонение фанов своей команде или кумиру мало, чем отличается от эмоционального подъема, характерного, например, для богослужений некоторых групп неопятидесятников. Да и слово "фан" - сокращение от "фанатик"- включает в себя немалое количество людей, прежде всего молодежи, которые наделяют как команду, так и ее наиболее успешных игроков набором сверхъестественных качеств. А речевки, исполняемые фанами во время соревнований, своим содержанием и тональностью схожи с молитвенным обращением к объекту поклонения.

Выдвигаемые против культов обвинения в манипулировании сознанием, обманом доверившихся им людей также вовсе не присущи одним лишь культовым группам. Гораздо более циничны и грандиозны финансовые и коммерческие организации, существующие нередко с благословения высших государственных инстанций, к которым, кстати говоря, апеллируют противники сект и культов, требуя их немедленного запрещения. Достаточно здесь назвать крупномасштабные махинации, совершенные "МММ", "Властелиной" и обманным путем разорившие многие миллионы россиян. И основные барыши от жульнических операции пошли в карман основателей финансовых пирамид. Правда, в последнее время обличители злодеяний тоталитарных культов включают в список таковых и "коммерческие культы". Наряду с "МММ" в него чаще других попадает и "Гербалайф" - дистрибьюторская компания, занимающаяся предоставлением услуг по улучшению жизни (преимущественно путем продажи пищевых добавок).67

"Сексуальные насилия", как отмечается во многих зарубежных исследованиях НРД, - это отнюдь не только проблема данного типа религиозных образований. Не менее часто они совершаются и последователями конфессий, относящихся к разряду традиционных. В этой связи упомянем о не утихающих скандалах вокруг ставших известными фактов педофилии и гомосексуальных связей среди католического и англиканского духовенства. И в отечественной литературе довольно регулярно появляются публикации на эту тему, а в качестве их "героев" также фигурируют духовные лица крупных церквей.

Таким образом, злоупотребления и даже преступные деяния, о которых идет речь, имеют место в бизнесе, государственной службе (принуждение к вступлению в сексуальную связь как условие продвижения или угроза увольнения), кино- и телеиндустрии (получение роли), шоу бизнесе и т.п. Тем не менее, на основании многочисленных случаев перечисленных и иных поступков пока никто заявлял причислении Римско-католической церкви, шоу-бизнеса к разряду деструктивных. В то же время подобное суждение было бы неверно истолковывать как своего рода одобрение, прямое или косвенное соглашательство с проявлениями безнравственности, обмана, неприкрытых или замаскированных уголовных преступлений, происходящих в различных ответвлениях новых религиозных движений. Их лидерами и рядовым и членами действительно совершаются правонарушения и неблаговидные поступки. Их мотивы могут быть самыми различными, и они обстоятельно, на большом фактическом материале исследованы в монографии "Культы, религия и насилие", написанной зарубежными знатоками новых религиозных движений.68 По нашему мнению, все организации, независимо от их типа (государственная, частнопредпринимательская, общественно- политическая, религиозная), содержащие призывы или поощряющие аморальные и уголовно наказуемые деяния, в одинаковой мере заслуживают порицания и осуждения. Но в то же время недопустимо скопом фактически все неорелигиозные образования (за редким исключением) выделять из ряда многочисленных светских и религиозных объединений, квалифицировать их преступными, изначально преследующими цель обмана, духовного порабощения и материального обогащения за счет обобранных последователей. Подобное утверждение основывается на незамысловатом, но порочном по сути умозаключении: поскольку культы - в силу своей природы непременно прибегают к злоупотреблениям и насилиям, а большинство новых религиозных движений (если не все) принадлежат к культам, то они de factо являются организациями, с имманентно присущим им набором пугающих характеристик. 

Американский социолог Брюс Кэмпбелл отличительную черту культов видит в их сконцентрированности на поиске Бога внутри личности. Исходя их этого критерия, культы классифицируются в зависимости от их отношения к напряжению, возникающему между сакральной природой духовного потенциала личности и профанным миром, в котором укоренена эмпирическая индивидуальность. Кэмпбелл выделяет две основные разновидности культов: "озаряющий" и "инструменталистский", а также дополняющую их (третью), отличающуюся от первых двух аморфностью структур. Для первой разновидности свойственны абстрагированность от конкретного индивидуума и поиск божественного непосредственно внутри личного религиозного опыта. К ней относятся теософские и спиритуалистические образования. В "инструменталистских культах" внутренний религиозный опыт достигается посредством умения изменить наличное состояние личности с тем, чтобы она могла лучше удовлетворить свои подлинные потребности (например, саентология). Третья разновидность мало чем отличается от предыдущих, кроме подчеркнутой нацеленности на "обслуживание клиентов".69 

Довольно широко распространена классификация культов в зависимости от реакции присущей тому или иному культу "метафизической составляющей" на "нравственную неопределенность" современных массовых обществ. По этому признаку культы подразделяются на " дуалистические", проповедующие абсолютную дихотомию действующих в мире добрых и злых сил, и "монистические", заявляющие о том, что в конечном счете все сущее едино.

Заметное влияние на восприятие религиозных новообразований, причисляемых к культам, оказала их дифференциация по признаку отношения к социальным порядкам, в которых они возникали. Культы, как, впрочем, и новые религиозные движения в целом, могут принимать наличное социальное бытие, санкционируя и оправдывая его цели и ценности, или, напротив, отвергать этот мир, дискредитируя все его общественно-политические и нравственные основы. Но культы могут оставаться и максимально индифферентным к существующему миру, фиксируя такую позиция в своем вероучении и практике, так или иначе приспосабливаясь к миру, а также только демонстрируя к нему мягкую уступчивость или не одобряя пути этого мира. И каждая из приведенных ориентаций порождает различные формы внутреннего устройства и общественно-политическую ориентацию культов, а, соответственно, отношение к ним общества и государственных учреждений.

Некоторые социологи религии склонны относить к культам религиозные объединения, родственные сектам и в то же время отличающиеся от церквей. Но при всей своей близости к сектам культы более сконцентрированы на удовлетворении потребностей и желаний отдельных индивидов, а не целых групп. "Они (культы) обычно заявляют о претензиях на обладание неким эзотерическим знанием, которое было утрачено, подавлено, а теперь вновь открыто, и они предлагают своим верующим в некотором роде более прямую разновидность экстатической и преобразовывающей практики, чем традиционные формы религиозной жизни". В отличие от укоренившихся верований культы обещают более надежный, короткий, быстрый или более понятный путь спасения. "Более скорое спасение", предлагаемое культами, позволяет им приобретать довольно многих приверженцев, отдающих предпочтение упрощенным версиям обретения спасения.70  

В публикациях, посвященных тематике НРД, встречаются и предельно широкие трактовки термина "культ". Содержание данного термина вмещает в себя не только религиозные образования, чаще всего отождествляемые с новыми религиозными движениями, но и группы, разделяющие религиозно- философские учения Нью Эйдж. При этом в описании культов нередко предпочтение отдается характеристикам, свойственным, прежде всего ньюэйджеровским течениям: организационная аморфность, эклектика вероучений и обрядовой практики, немногочисленные группы последователей, непродолжительное время существования. Тщательное изучение функционирования религиозных новообразований выявило существенные изъяны в расширительной трактовке термина "культ". Некоторые религиозные движения, считавшиеся "классическими культами", оказались "долгожителями", к тому же имеющими устойчивые организационные структуры и насчитывающими немало последователей. В подтверждение подобных суждений обычно ссылаются на судьбу Церкви саентологии, Международного общества Сознания Кришны и Церкви объединения. Возникшие более двух десятков лет тому назад, они не только не распались, но и сумели вписаться в реалии современного, общества, обрести многие тысячи приверженцев, стать хотя и маргинальной, но все же заметной частью религиозного пространства многих стран мира.71  

В начале 1990-х годов в России начинает входить в моду методология восприятия новых религиозных образований, главным образом заимствованная из трудов протестантских теологов, спешно и большими тиражами, издающихся на русском языке самыми различными издательствами. Из этих же публикаций активно перенимался и терминологический аппарат, использующийся при описании неорелигиозных групп. В основном подхватываются и запускаются в широкий оборот термины, наполненные негативным содержанием. Прежде всего, это относится к термину "культ", означающему те религиозные объединения, которые отклоняются от догматики исторического христианства. В образовавшейся затем конструкции — "деструктивный культ" — акцент переносится на вред, наносящийся культами личности, семье, обществу в целом. И поскольку термин "культ" и его усиленная версия — "деструктивный культ" — не имеет четких и устойчивых признаков, то к культам с прилагательным "деструктивные" начали относить десятки самых различных религиозных образований.

 

Продолжение следует…

  

54. Melton Gordon J. Encyclopedic handbook of cults in America. New and London. P.3 Там же.

55. Там же.

56. Там же.

57. Робертсон Ирвин. Пособие по изучению культов. М. 2004.

58. Там же. С. 3.

59. Там же. C. 10.

60. Там же.

61. Там же.

62. Там же. С. 11.

63. Там же. C. 18.

64. Там же.

65. Там же. C. 19.

66. Дворкин А. Л. Сектоведение. Нижний Новгород. 2002. С.57-59.

67. Bromley David. G., Melton Gordon. J. Cults, Religions and Violence. Cambridge University press. 2002.

68. Dauson Lorn L. Comrehending cults. Oxford University press. Canada. 1998. P.32-33.

69. Там же. P. 31.

70. Там же.

71. Там же

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100