Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



В ПРЕДДВЕРИИ РОЖДЕСТВА

Печать

 

rozhd rim1Рождество Христово является одним из двух основных праздников различных церквей и направлений христианства наряду с Воскресением Христовым (Пасхой), что делает его особым событием в жизни всего христианского мира. Некоторые разночтения в иерархии этих двух праздников наблюдаются лишь между католицизмом и рядом восточных церквей, где в первом случае первостепенным празднованием считается Рождество, а во втором – Пасха.

В определенной мере это можно объяснить разным смыслом, который вкладывается в понятие Рождества. Если в восточном мистицизме более важным воспринимается факт воскресения Иисуса, то в западной традиции главным фактом считается само его воплощение – рождение в образе человека, без чего ни о какой перспективе спасения христианам не пришлось бы говорить.

История праздника до сих пор вызывает разночтения, так как в Священном писании (Новом Завете) точная дата рождения Иисуса не указывается. Однако, отталкиваясь от существующей сегодня даты – 25 декабря, - нетрудно заметить, что она совпадает с днем окончания зимнего солнцестояния (солнцеворота), после чего световой день начинает увеличиваться. Это позволяет в большой долей уверенности предполагать, что дата Рождества в значительной степени связана с закономерностями космических циклов и, следовательно, может быть непосредственно связана с религиозными календарями дохристианских и предшествовавших религии древних евреев верованиям.

Так, например, рождение бога Митры (бога Солнца в митраизме) праздновался в как раз 25 декабря, в момент солнцеворота. Заметим, что Митра, который творил чудеса, воскрешал мертвых, исцелял страждущих, изгонял бесов, перед своим возвращением на небо, имел прощальную трапезу с 12 учениками (знаками Зодиака), в память чего последователи митраизма вкушали священный хлеб, помеченный солярным знаком - крестом. Его называли мицд, по-латыни – мисса, по-гречески – маца. Месса.

ah mazd nariman mitraПосле установления христианства официальной религией Римской империи в 4 веке, политическая формализация этого акта потребовала и установления официальных празднеств в государственной религии. По существу, в том числе и это приняло форму «борьбы с язычеством», то есть, придания языческим празднованиям нового христианского подтекста.

В тот же период были установлены основные правила для празднования вместо рождения Митры, Рождества Иисуса с определением порядка церковных богослужений. Например, если навечерие (канун) Рождества оказывался восресным днем, то при богослужении использовалось так называемое первое правило Феофилакта Александрийского, при котором читались Царские часы с воспоминаниями о пророчествах Ветхого Завета и событиях, имеющих отношение к рождению Иисуса в Вифлееме.

В 5 веке патриарх Константинопольский, в 7 - Софоний и Андрей Иерусалимские, а затем в 8 - Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский и патриарх Константинопольский Герман создавали для Рождественской службы специальные песнопения. А известная сегодня традиция устанавливать на Рождество «вертеп» - то есть, ясли с фигуркой младенца, волхвами и Богоматерью возникла согласно церковным хроникам в 13 веке, когда начало ей положил основатель ордена францисканцев  Франциск Ассизский.

Большинство христиан современности, то есть последователи Римско-католической церкви и практически всех протестантских церквей и направлений празднуют Рождество 25 декабря по григорианскому календарю. Он был введенн в конце 16 века ради исправления погрешностей, накопившихся за тысячелетия в юлианском календаре. Решение этой проблемы представлялось важным, так как за каждое из столетий юлианский календарь отставал от своей привязки к космическим циклам приблизительно на сутки.

Та же дата – 25 декабря, - принята для празднования Рождества в православных церквях - во Вселенском патриархате (Константинопольская церковь кроме Афона), в  Антиохийской, Александрийской, Кипрской, Болгарской, Румынской, Элладской и других конфессиях. Они используют для этого так называемый ново-юлианский календарь, который будет совпадать с григорианским вплоть до 1 марта 2800 года.

Тем не менее, отдельные восточно-христианские церкви - такие, как Иерусалимская, Грузинская, Русская, Сербская, а также малочисленные восточно-католические церкви, - празднуют Рождество по так называемому «старому стилю» (т.е юлианскому календарю), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

 

 Илл. : Рождество. фрагмент мозаики римской церкви Санта Мария Маджоре. IV в.

Триада пантеона персидских богов - Ахура Мазда, Нариман и Митра , античная резьба по камню, Иран

 

RP

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100