Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 302 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



В ТРАДИЦИИ ЛИ ДЕСЯТИНА?

Печать

Андрей КУРАЕВ

 

Питер Брейгель-мл., Взымание десятины, 1640В традиции ли десятина?

 

Когда-то князь Владимир принял мудрое решение - не злить свой народ денежными взиманиями в честь новой предложенной ему и пока еще не полюбившейся веры.

И Десятинную церковь в Киеве он строил и содержал за счет десятой части своих, княжеских, доходов.

В докладе патриарха Кирилла на всемирном русском соборе мы читаем:

«Эта церковь названа так в честь десятой доли доходов, которую святой князь начал вносить сначала на строительство этого храма, а потом на другие богоугодные дела. Его примеру последовали иные православные христиане, и вскоре внесение десятины превратилось в нашу национальную традицию. Десятина отдавалась не только на строительство храмов. Она стала средством добровольного подчинения личных интересов общим целям, стала одной из форм проявления солидарности, поддержки тех, кто нуждался».
http://www.patriarchia.ru/db/text/4267398.html

Проблема в том, что следов этой традиции не удалось обнаружить даже экспертам того самого всемирного русского собора.
http://vrns.ru/analytics/1167/#.VkynqsnHmBY

Не было на Руси десятины, взимаемой с прихожан.

Но текст экспертов интересен еще вот чем:

«Однако есть как минимум два пути, на которых может произойти частичное возрождение церковной десятины. Во-первых, десятину может платить актив приходских общин — в обмен на право получать полный отчет о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы».

Володихин хороший историк. Но представление о современной церковной жизни у него романтические.

Он, похоже, не знает, что приходы и сейчас отчисляют епархии много больше, чем десятину.

Не может он и предположить, что ждет настоятеля, если он заикнется перед епископом об отчете в том, на что владыка направил перечисленную сумму.

«Во-вторых, полезно и правильно добиваться от государства передачи нового и нового имущества во владение или хотя оперативное пользование Церкви».

Какого имущества? Ранее принадлежавшего церкви или вновь созданного? Когда зайдет речь о возвращении земель? По какому кадастру? Досоветскому или доекатеринскому?

Но первый вариант мне очень нравится. Не нравится он епископам, что видно еще из 2 правила св. Кирилла Александрийского.

А еще из уст этих чаплинского эксперта мы узнали новое определение секты: Секта это организация, существующая исключительно на добровольные пожертвования своих членов.

"На одни пожертвования Церковь могла существовать разве только в раннехристианские времена, когда ее загоняли в подполье. Что ж теперь — разойтись по пещерам? Спрятаться в канализацию, в катакомбы? Молиться в квартирах и сараях? И — ни семинарий, ни академий, ни православных изданий, ни сколько-нибудь массовых богослужений... Выйдет секта, а не Церковь! Голос ее будет едва слышен в обществе".

 

Илл.: Питер Брейгель-младший, Взымание десятины, 1640

 

Источник: блог Андрея Кураева

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100