Регистрация / Вход



ЧЬЯ ВОЙНА СВЯЩЕННЕЕ?

Печать

Валерий ОВЧИННИКОВ

 

...Считается, что ислам в период своего зарождения провозгласил насилия как неизбежное явление в священной войне мусульман (джихад) против неверных. Арабские завоевания с VIII века постоянно ослабляли распадавшуюся Римскую (Византийскую) империю. Войны велись во имя веры, хотя это и не исключало проявления терпимости в отношении последователей «религий Писания» (христианства и иудаизма) на завоеванных территориях. Арабо-мусульманский империализм в условиях своего военного, политического и экономического господства пестовал комплекс собственного превосходства над христианским миром.

В христианстве отношение к насилию и доктрине священной войны претерпело настоящую доктринальную революцию. От полного неприятия насилия и войны - до их сакрализации. Процессы сакрализации вооруженного насилия в феодальный период развивались скачкообразно, в зависимости от потребностей духовной и светской власти. От молчания и закрывания глаз на участие христиан в войне и военных действиях папство переходило к сакрализации вооруженного насилия для защиты Церкви, ее владений, духовенства и верующих от язычников и, позднее, от мусульман.

Появились святые воины, прославившиеся в защите интересов христианской Церкви. Вооруженное насилие сначала стало «правым делом», затем переросло в доктрину «справедливой войны», которая уже обладала всеми основными чертами «войны священной». К XI веку вызрела идея крестовых походов, то есть практической священной войны против мусульман.

Римский Папа Урбан II на Клермонском соборе в 1095 году призвал христианских рыцарей к участию в крестовом походе для спасения угнетаемых сарацинами христиан Востока и освобождения Святой Земли. Папа называет мусульман «выродившейся расой неверных, служанкой дьявола», противостоящей «народу Бога всемогущего, озаренного верой Христа». На соборе впервые прозвучала и поныне универсальная формула «Так хочет Бог».

Таким образом уже в ХI веке начали противоборствовать друг другу две равнозначных монотеистических доктрины «священной войны», опирающиеся на использование вооруженного насилия. Монотеистические религии стали идеологическим оружием, обслуживающим вооруженное насилие и войны «избранных Богом» стран или общностей. 

Конечно, насилие является неотъемлемой частью человеческого бытия. Однако «священные войны», ведущиеся «от имени Бога» и «во имя достижения мира», так и не ушли в прошлое. Вооруженные столкновения в Сирии и Украине, синайская трагедия с российским самолетом снова всколыхнули средневековую риторику. Церковные иерархи заговорили о необходимости военной защиты “во имя мира”, а протоиерей Всеволод Чаплин назвал российскую операцию в Сирии «священной».

Не остаются в стороне и информационные подразделения ИГИЛ. После катастрофы А-321 джихадисты Исламского государства взяли на себя ответственность за случившееся, заявив, что сделали это «в ответ на воздушные российские бомбардировки, уничтожившие сотни мусульман на сирийской земле». «Бойцы Исламского государства смогли уничтожить над Синаем российский самолет, в котором находилось более 200 российских крестоносцев. Благодаря Господу все они были убиты», - отмечается в сообщении исламистов.

Это - дикость. В такой «священной войне» обязательно торжествует Зло, скрывающееся в неограниченной свободе вооруженного насилия.

 

Источник: Портал-Credo.ru

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал