Продолжаю знакомиться с жизнью Русской Православной Церкви.
Ранее неизвестная мне сфера ее деятельности - судебная - приоткроется 16 ноября.
В этот день дисциплинарная комиссия Московской городской епархии приезжает ко мне в храм и вызывает меня.
Секретарь комиссии отказался сообщить мне тему разбирательства.
Науке мало что известно о "дисциплинарных комиссиях". Положение об их деятельности если и есть, то оно не опубликовано.
"- Сейчас дисциплинарная комиссия сохраняется? Как разделяются полномочия суда и этой комиссии?
- Да, комиссия сохраняется. Полномочия разделяются просто. Судебные решения по отношению к священникам - это, например, извержение из сана, пожизненное или временное запрещение в служении. Но ведь бывают и меньшие прещения, которые, собственно, не являются судебными наказаниями, а дисциплинарными санкциями: выговор, замечание, перемещение по должности, связанное с заключением, что на прежней должности человек оказался не на месте, неадекватен, - то есть понижение по должности в порядке наказания, - это за пределами компетенции Епархиального суда, потому что, по существу дела, это не судебные дела.
Хотя не всякое административное перемещение, кажущееся понижением, может и должно рассматриваться как наказание. Например, если священника из богатого прихода перемещают в бедный, это не значит, что его наказывают. Это может быть проявлением особенного к нему доверия, основанного на убеждении, что он может этот захудалый приход поднять".
Коли так, то я заранее на всё согласен: и на выговор, и на понижение в должности и даже на урезание зарплаты. Только не бросайте меня в терновый куст!
Так что, может, и не тратить время уважаемым батюшкам -
Дисциплинарная комиссия
• протоиерей Николай Иноземцев — председатель
• протоиерей Александр Фарковец
• протоиерей Анатолий Алефиров
• протоиерей Георгий Гуторов
• протоиерей Андрей Овчинников
Ох, помоги им, Господи!
***
Мои инсайдеры из Новосибирска полагают, что это пробивает себе путь Страстная слёзка их митрополита.
Хотя, конечно, предметом рассмотрения может быть и жалоба в профком брошенной жены...
Если первое, то повторю сказанное ранее:
По воле митрополита Тихона нас ждет интереснейшая интрига: судебный спор о том, можно ли наказывать за высказанное негативное мнение о качестве образования и культуры архиерея.
Причем, поскольку сам этот архиерей на суд не придет, содержательного разговора на тему его богословской и культурной эрудиции заведомо не получится. То есть не удастся выяснить то, что описано в "Алфавитной Синтагме" (буква И, гл. 7):
"84-е правило святых Апостол говорит: кто досаждает царю или князю не по правде, - если клирик, да будет извержен. Прибавкою: не по правде правило запрещает незаслуженный упрек, а не обличение в правом деле, когда кто-нибудь касается их в том случае, когда делают неподобающее, хотя обличительные слова и считаются ими за обиду".
***
Кстати, к одному из членов комиссии - прот. Андрею Овчиннкиову у меня уже есть просьба.
Я прошу его послать "истцу" в Новосибирск его замечательную книгу "Как узнать волю Божию". Ведь там есть такие слова:
"Терпеть обиды, не воздавая злом за зло, могут только настоящие христиане. В мире безбожном, бездуховном действуют совершенно другие правила. Древний закон говорил: око за око, зуб за зуб. По закону языческому за нанесенную обиду надо возвратить обидчику сторицей, чтобы ему неповадно было и впредь. Но закон Христов выше иудейского закона ветхого человека и уж тем более выше закона язычников. Добровольное перенесение обид является тем лекарством, которым врачуются человеческие грехи. А мы нередко из-за незначительных колкостей, отпущенных в наш адрес, готовы взорваться, как пороховая бочка, а ведь даже за малый подвиг терпения обидного слова Господь прощает нам многие беззакония".
Источник: блог Андрея Кураева
Комментарий RP: прогнозировать о намерениях столь разношерстной в личностном плане комиссии, намеревающейся то ли транслировать одному из всего нескольких действительно христианских миссионеров «высочайшую волю», то ли склонять его расстаться с этой непростой стезей, особого смысла нет. Однако, посочувствовать им в ожидающем их эффекте «контрастного душа», вероятно, допустимо. Хотя, представление о том, насколько травмируют душу подобные мероприятия, дают кадры из знаменитого фильма «Собачье сердце», снятого по одноименному произведению Михаила Булгакова.