Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 332 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



АКТИВИЗАЦИЯ РПЦ МП В ТАТАРСТАНЕ

Печать

Глеб ПОСТНОВ

 

Феофан Ашурков - митрополит РПЦ МП 2015Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) объявил о ревизии всего церковного имущества в республике, вызвав у православной общественности бурную радость. До сих пор о возвращении церкви десятков православных монастырей и храмов, отданных под музеи или приюты для организаций с названиями вроде «Татниисх», в регионе никто не говорил. А тут митрополит, не просидев в архиерейском кресле и полугода, говорит о «безоговорочном возвращении», да еще ссылаясь при этом на «закон и государство».

Решительность митрополита многих поразила. Ведь гарантией неприкосновенности его предшественника, митрополита Анастасия (Меткина), который просидел в Казани до перевода в Симбирскую епархию (см. «НГ» от 14.07.15) 26 лет, была лояльность татарстанской власти, в том числе в вопросах распоряжения церковным имуществом. Православные храмы в самом центре Казани при Анастасии уходили с молотка, например Спасо-Преображенская церковь на Университетской или Никольская на Правобулачной. При нем татарские националисты одерживали победу над якорными крестами на куполах Благовещенского собора в Казанском кремле, считая, что полумесяц у подножия креста вредит религиозным чувствам мусульман. А власти, к возмущению православной общественности, венчали купол соседствующей с Благовещенским собором Дворцовой Духосошенственской церкви логотипом ЮНЕСКО в честь включения Кремля в список объектов всемирного наследия. В самой церкви, освященной еще в 1854 году, сейчас располагается Музей татарской государственности. Два этажа экспозиции, часть которой отдана под коллекцию наград первого президента Татарстана, а ныне госсоветника республики Минтимера Шаймиева, возможно, станут главным объектом претензий митрополита Феофана. Только вряд ли нынешние обитатели Казанского кремля станут выселять символы татарской государственности из здания православного храма.

Принципиальность здешних властителей гнездится в основании Дворцовой церкви, где, по заверениям татарских историков, лежит фундамент ханской мечети Нур Али, уничтоженной при завоевании Казани Иваном IV. И вряд ли Казанский кремль станет уступать этот фундамент вместе со всей церковью новому владыке. По той же причине власти едва ли станут возвращать РПЦ здание Успенской церкви в древнем городе Болгаре, возведенной в 1722 году по распоряжению Петра I, где сейчас располагается археологический музей. И тут дело даже не в святынях. Храм собран из могильных камней, взятых с мусульманского кладбища. Тронешь – националисты поднимут крик. И вообще в Болгаре (райцентр, расположенный рядом. – «НГ») под протекцией Минтимера Шаймиева строится казачья станица с часовней в честь чудотворной Донской иконы Божией матери, и без того спровоцировавшая истерику в Сети (см «НГ» от 16.09.15). Так что основной принцип, на котором строится модель татарстанской толерантности, здесь формально будет соблюден. Пусть даже скромная часовня и будет выглядеть тщедушно в сравнении с блистательной Белой мечетью, возведенной в Болгаре также стараниями Минтимера Шаймиева.

В лучшем случае митрополиту Феофану удастся выторговать взамен этих церквей несколько пустующих казанских храмов вроде церкви Василия Анкирского, построенной в 1904 году на Левобулачной улице в центре Казани, или основанного в 1698 году Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, где сейчас располагается Татарский НИИ сельского хозяйства. В худшем – могут ограничиться безоговорочным возвращением одного только монастыря. Республиканские власти не так давно привели в порядок и планируют вернуть два казанских храма – в честь Сошествия Святого Духа в Суконной слободе (исторический центр города. – «НГ»), где раньше располагался Театр юного зрителя, и Сергия Радонежского при Ложкинской академии, в стенах которого помещался городской комитет Госкомстата. С учетом идеи возрождения Казанского собора в Богородицком монастыре, где хранится образ Казанской иконы Божией матери, епархия будет загружена работой на долгие годы. Тем более что в Татарстане стоят десятки разоренных еще советской властью храмов, которыми тоже неплохо бы заняться.

 

 

 

Источник: Независимая газета

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100