Михаил СИТНИКОВ
Решение Синода РПЦ МП об установлении регламента для распространения через систему церковной торговли СМИ можно считать вполне оправданной мерой для религиозной организации, с помощью которой в обществе распространяется немало крайне сомнительной информации. До сих пор в церковных ларьках (ящиках) в самих храмах и на прилегающей территории, порой, обращают на себя внимание черносотенные издания и псевдохристианская пресса с неизменных грифом "По благословению…". Кроме того, по мнению главы Московской патриархии, в церковных лавках легко наткнуться и на другую литературу, "которая опасна для духовной жизни человека, в которой много различного рода предрассудков и суеверий".
Поэтому, с 1 сентября, как сообщает об этом официальный сайт Московской патриархии, "в церковной системе распространения должна присутствовать лишь та продукция СМИ (печатная, кино-, видео-, аудио- и другая), которой присвоен гриф синодального Информационного отдела". Это предполагает, что отныне вся литература и иная информация на всевозможных ее носителях, которой торгуют в храмах и монастырях, на улицах и принадлежащих РПЦ МП магазинах, будет отображать исключительно позицию этой религиозной организации по разным вопросам.
Эта продукция, в соответствии с сформулированным по решению Синода регламентом будет иметь специальный, утвержденный патриархом гриф "Одобрено синодальным Информационным отделом Русской православной церкви". Порядок получения такого грифа изданиями прописан в информационном письме руководителя Синодального информационного отдела РПЦ МП В.Легойды, адресованном к руководству других синодальных учреждений.
Тем не менее, уже после выпуска Синодального регламента в отношении некоторых его формулировок могут возникать и некоторые вопросы. Например, среди условий в тексте значится пункт "Гриф присваивается лишь в том случае, если продукция СМИ не искажает православное вероучение, не противоречит официальной позиции Русской Православной Церкви…" (п1.3), который трудно считать соответствующим по существу элементарной логике. Христианское "православное вероучение" и "официальная позиция РПЦ МП" достаточно часто не совпадают. Это подтверждается, например, осуждением Архиерейским собором и Синодом РПЦ МП архипастырской деятельности и изданий епископа Чукотского Диомида (Дзюбана), где канонически оправданная позиция епископа противоречила официальной позиции и практике религиозной организации Московской патриархии. Таким образом, соединение в одно условие для получения грифа соответствие "православному вероучению" и "официальной позиции РПЦ МП" обнаруживает свою двусмысленность, идущую вразрез с нормами общепринятой и церковной этики. Тождество между этими двумя условиями может означать как утверждение того, что "официальная позиция РПЦ МП" – это и есть "православное вероучение", абсурдность чего очевидна, так и присвоение отдельной религиозной организацией права определять критерии вероучения Вселенской церкви христиан.
Еще один казус, причиной которого мог бы стать пункт регламента, возникает при условии, когда неудовлетворение издания условиям для получения грифа РПЦ МП объясняется если не одним несоответствием (вероучению), то непременно другим (официальной позиции…). То есть, в отношении одного и того же материала, синодальные чиновники могут иметь два взаимоисключающих пункта, один из которых всегда может стать обоснованием для одобрения или отказа, данного соискателю.
Конечно, религиозная организация обладает моральным и юридическим правом установления в пределах своего пространства внутренней цензуры. Здесь уместно вспомнить о неоднократном высказывании главы РПЦ МП на предмет необходимости создания перечня книг, распространение которых по тем или иным причинам невозможно в храмах и других церковных учреждениях. Однако, возможность моды на получение грифа "Одобрено синодальным Информационным отделом Русской православной церкви" среди светских изданий и различных СМИ, что вполне вероятно при низком уровне религиозной и правовой грамотности соотечественников, открывает перед РПЦ МП перспективы для внедрения клерикальной цензуры светского информационного пространства.
Тем более, что "приманка" в виде п.2.1 регламента недвусмысленна и гласит, что "гриф может быть присвоен периодическим печатным изданиям, радио-, теле-видеопрограммам, кинохроникальным программам, иным формам периодического распространения массовой информации, зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством РФ либо законодательством страны регистрации…".
Источник: CIVITAS