Регистрация / Вход



ИСЛАМ: РИСКИ РАДИКАЛИЗАЦИИ

Печать

Канатбек МУРЗАХАЛИЛОВ

 

ислам в КыргызстанеНа сегодняшний день политизация ислама c превращениеv его в важную составляющую политического и социально-экономического процессов в странах с преимущественно мусульманским населением наблюдается, как общемировая тенденция. При этом отчетливо заметна активизация радикальных течений в исламе, что довольно часто проявляется и в Кыргызстане.
Крайне серьезная без всякого преувеличения озабоченность критическим состоянием в религиозной сфере страны в 2014-15 годах заставила Совет обороны Кыргызской Республики провести ряд заседаний специально посвященных проблемам религиозной ситуации.

Например, на первом заседании, 3 февраля 2014 года, члены Совета обороны признали ошибочной сложившуюся в последние годы практику дистанцирования государственных органов от регулирования процессов в религиозной сфере. Они также сошлись во мнении, что недостаточное внимание к религиозной ситуации в стране может привести к негативным последствиям в виде конфликтов, межрелигиозных столкновений, что угрожает расколом в государстве [1].

Благодаря принятым на совещаниях решениям, была заложена реальная основа для проведения кардинальных реформ в плане коренных преобразований в религиозной сфере. Промежуточным итогом проводимой политики, как нам кажется, является не только систематизация хаотичных, а порой и бифуркационных – раздвоенных и непредсказуемых процессов, происходящих в государственно-конфессиональных взаимоотношениях в одно целое, но и стремление комплексно и системно вести работу по решению обуславливающих их текущих и предполагаемых в перспективе вопросов.

Вполне закономерно, что в большей степени они касаются реформирования Духовного управления мусульман Кыргызстана (Муфтията), от стабильности которого в верьезной степени зависит устойчивость религиозной ситуации в стране.
Недостаточное финансирование мероприятий заложенных в Плане по реализации «Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014 -2020 годы», а порой и инертность в действиях государственных органов, на которых возложена реализация решений Совета обороны в сфере религии, замедляют ход проводимых реформ в целом. Несмотря на все усилия по упорядочиванию системы взаимоотношения государства и религии, отмечаются негативные тенденции в отношениях государства и мусульманской общины. При этом чувствуется некий дисбаланс в перспективах развития государственно-исламских взаимоотношений в современном Кыргызстане.

В настоящее время в Кыргызстанской умме наблюдается влияние различных жааматов (в т.ч. запрещенной религиозной партии «Хизб ут - Тахрир», радикальных салафитских группировок), отрицательно относящихся к идее сотрудничества со светской властью. Кроме того, в исламском сообществе республики существует целый комплекс вызывающих опасения у государственных органов проблем, связанных с деятельностью различных запрещенных религиозных политических партий и движений экстремистского и радикального направления. Результатом активности названных организаций стали раскол и внутриобщинное противостояние в мусульманской общине республики, радикализация молодежи с вовлечением ее в военные и террористические авантюры.
Как известно, граждане Кыргызстана в подавляющем большинстве (около 90%) позиционируют себя в качестве мусульман. Тем не менее, в республике устойчиво поддерживается светский характер всех институтов власти. Муфтият, чью деятельность зачастую оправданно критикуют по разным поводам, существенно удерживает в качестве основной формы исповедания ислама наиболее лояльной государству и народным традициям ханафитский мазхаб – традиционный для Центральной Азии и ряда регионов России.
Однако, не смотря на снижение сегодня зарубежного влияния на характер исповедания ислама, следует отметить, что в предыдущие годы оно было настолько мощным, что иностранные миссионеры сумели заложить основы нетрадиционного исповедания ислама в республике. Сейчас это влияние приносит свои плоды.

На сегодняшний день Муфтият обладает около 2300 мечетей, количество которых с 1991 г. увеличилось почти в 50 раз, девятью казыятами, одним университетом, девятью высшими исламскими духовными учебными заведениями, шестьюдесятью медресе. Ежегодно более 4500 человек совершают хадж. Число духовных служителей (имамы, мударисы) структурно подчиняющих Муфтияту составляет более 10 тыс. человек. За каждым имамом стоит жаамат от 200 до 10 000 человек. То есть, реальные ресурсы Муфтията огромны, и никакая политическая партия не смогла бы собрать такое количество народа, какое собирает Муфтият на пятничную молитву или праздничные намазы.

Но в тысячи построенных мечетей не пришли образованные имамы. Исламское образование в Кыргызстане, как и 2- лет тому назад, пребывает печальном состоянии. Из семидесяти семи исламских учебных заведений к ВУЗовским стандартам близок только Исламский университет Кыргызстана. Поколение образованных имамов в республике пока не выросло, и его нишу сейчас постепенно занимают выпускники зарубежных религиозных учебных заведений различных толков и взглядов.
Вне всякого сомнения, процесс «возрождения» ислама в Кыргызстане с укреплением его позиций и с учетом политики государства по отношению к ислама, происходил непропорционально. Это было признано и Президентом страны А. Атамбаевым в ходе интервью российскому журналисту Сергею Брилеву для телепередачи «Вести в субботу». В частности он сказал, что «религиозной политикой в Кыргызстане десятилетиями никто не занимался. Все предпочитали прятать голову как страус, не видеть этого. Буквально два года назад мы приняли концепцию религиозной политики. Сейчас мы пытаемся всю эту ситуацию подправить. Бог даст, подправим. Конечно, момент был упущен, потому что вакуума не бывает и за эти 24 года выросло немало молодых ребят, которым вбивали в мозги совсем другое. К сожалению, такой результат мы получили»[2].

Следует признать, что серьезное противодействие религиозному экстремизму в республике началось только за последние два года. Эпизодические задержания членов партии «Хизбут-Тахрир», других радикальных групп особого влияния на ситуацию не оказывают, тем более, что эти люди осуждаются на небольшие, часто условные сроки.

На сегодняшний день члены всех без исключения религиозно-экстремистских организаций изменили формы и методы своих агитационно-пропагандистских акций среди населения. Если раньше они в основном занимались распространением листовок и брошюр, то теперь широко используют Интернет и систему мобильной связи для рассылки sms экстремистского содержания. Помимо этого внедряется новая тактика дистанционной вербовки и создания террористических групп (так называемых виртуальных джааматов) через собственные web-ресурсы. Во Всемирной паутине появилис и «интернет-имамы», которые проводят лекции крайне радикального содержания[3] . Различные жамааты структурно не подчиняющиеся Муфтияту, действуют автономно друг от друга и невелики по размеру, за исключением группы «Таблиги Джаамат». Наличие общих целей построения исламского государства «Халифат» и отсутствие единого руководства делают их работу эффективной.
Аналитическое исследование такой ситуации показывает, что если доля последователей экстремистских, радикальных групп среди мусульман Кыргызстана достигнет определенной критической отметки (по всей видимости, это 7-10%), то они могут захватить власть в ДУМК, предварительно подставив под удар умеренных мусульман. Если существующие тенденции сохранятся в течение 6-7 лет, то шансов избежать внутриконфессионального конфликта практически не будет. Тогда большая часть ответственности будет лежать на власти, которая не сумела вовремя выстроить грамотную и эффективную политику в отношении ислама[4] .

К сожалению, рост влияния различных радикальных групп на фоне бездействия Муфтията и нехватка образованных кадров перечеркивают все положительные достижения мусульманской общины.

Думается, что в свете переноса активности радикальных групп из Афганистана, а также последователей «Исламского государства» в страны Центральной Азии наиболее серьезной может оказаться ситуация в южных регионах Кыргызстана, граничащих с Узбекистаном. Опорной базой радикалов, которые станут активно взаимодействовать с криминальными группами в попытках создать плацдарм для транзита афганских наркотиков, скорее всего окажется Ферганская долина. Наблюдаемое сращивание религии и криминалитета не только в пенитенциарных учреждениях, но и на уровне различных жааматов позволяет говорить о реальности таких рисков. Результатом этого может стать обострение конкуренции между наиболее влиятельными группами политиков и политических кланов, что будет дестабилизировать обстановку. На этом фоне возрастала бы вероятность и новых этнических конфликтов, способных перерасти в локальный пограничный конфликт.
Безусловно, все эти проблемы лишь осложняют и без того, мягко говоря, непростую религиозную ситуацию – особенно на фоне обострения глобального суннитско-шиитского противостояния, эпицентр которого сейчас находится на Ближнем Востоке (Сирия, Ирак, Ливан).

Хотим мы того или не хотим, но сегодня мы вплотную стоим перед особой опасностью смыкания интересов деструктивных политических сил и организованных преступных группировок с фанатическими и религиозно-экстремистскими организациями. В результате этого могут возобладать интересы сторонников радикализма в ущерб интересам светского общества и существующего конституционного строя. Ведь в истории религии сохранилось немало примеров, что если общество не могло реалистично оценить положение и справиться с проблемами сложившейся опасной ситуации, это приводило в итоге к тяжелым и трагическим последствиям для населения государств.

 

Автор: Канатбек МУРЗАХАЛИЛОВ - эксперт, экс - заместитель главы Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики.

__________________________

[1] Совет обороны решил… //Общенациональная газета «Слово Кыргызстана». - 2014. - 5 фев.:
[2] А.Атамбаев о религиозной политике: Надо, чтобы у нас знали хотя бы знаковые суры и аяты Корана, чтобы их преподавали. URL: http://kg.akipress.org/news:625560 //(дата обращения:19. 10. 2015).
[3] К.Мурзахалилов. Кыргызстан: религиозный фанатизм - уже реальность. URL:http://arch.24.kg/community/173713-kyrgyzstan-religioznyj-fanatizm-uzhe-realnost.html//(дата обращения:05 03. 2014).
[4] К.Мурзахалилов. Проблемы становления мусульманской общины в Кыргызстане. //Центральная Азия и Кавказ, Швеция. 2014, №2 (17), с. 113-126

 

RP

 

Комментарии  

#1 RE: ИСЛАМ: РИСКИ РАДИКАЛИЗАЦИИМусафир 21.10.2015 20:45
Не знаю всех подробностей обстоятельств в Кыргызстане, но по Татарстану уверен, что с сегодняшними религиями в их склонности к спекуляциям, контроль над их шевелениями со стороны был бы нелишним. Правда, с условием, что контролировали бы действительно какие-то конструктивные силы, а не просто каждый, у кого власть
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал