Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 417 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



О СОДЕРЖАНИИ БЛАГИХ ФОРМ

Печать

Сергей ИВАНЕЕВ

 

...Гуманистически ценностном содержании принципа свободы мысли, совести, религиозных и атеистических убеждений *

 

Духовный лидер российских мусульман муфтий Гайнутдин, выступая на Х Международном мусульманском форуме «Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности», прошедшем 10–12 декабря 2014 года в российской столице, заявил «Тот процесс, который мы наблюдаем в российской внешней политике сегодня, журналисты уже окрестили как «Разворот на Восток»… это дает шанс российским мусульманам сыграть одну из ключевых ролей в новой внешнеполитической стратегии Российской Федерации. Что, автоматически, будет означать повышение статуса российской мусульманской общины и на политическом ландшафте внутри Российской Федерации» [1] . При этом муфтий Гайнутдин пояснил, что «именно мусульмане могут сегодня выступать в качестве консолидирующего общество элемента. Отчасти это связано с тем обстоятельством, что когда ведущая религиозная организация России — Русская православная церковь выступает с консервативной и традиционалистской повесткой, многими в обществе такая стратегия трактуется как попытка клерикализации общества. Артикуляция практически тех же тезисов со стороны мусульман воспринимается несколько мягче».

Рассуждая о «Развороте на Восток», зададимся тремя резонными вопросами:

- Что принесет гуманистам, свободомыслящим, антиклерикалам, рационалистам, секуляристам, атеистам, просветителям глобальное наступление ислама на светское пространство?
- Имеют ли право светские гуманисты на критику религии?
- Так ли уж «миролюбива» любая религия, как ее трактуют представители всех религиозных конфессий?

Ответим на поставленные вопросы прямо: мусульманский экстремизм разжигает чувства религиозного фанатизма, исключительности ислама и необходимости утверждения его господства во всем мире. При этом на все лады превозносится Коран как «книга книг», пропагандируется система обучения молодежи на его мировоззренческих основаниях, внушаются идеи о превосходстве «мусульманской цивилизации» и отделения ее от остального мира.
Антиобщественная деятельность мусульманского экстремизма многообразна, но едина: превознести ислам как высшую модель духовной культуры, соответствующей интересам человека и мирового человечества в целом. И для достижения этих целей, считают мусульманские экстремисты, все средства хороши. В том числе и терроризм.

Конечно, мы имеем права на анализ и критическую оценку любой религии, так как для человеческого разума нет запретных тем. Человек велик своими знаниями, и чем быстрее развивается прогресс, тем больше подтверждается необходимость овладения людьми достоверными, научными знаниями о мире и его законах, в том числе и социальных. При этом представления о религии никак не могут ограничиваться уровнями прошлых веков или убеждениями богословов. История научного религиоведения свидетельствует о том, что эта область исследований дала и дает достоверные знания о религии.
Всякая религия не толерантна по своей доктринальной и эмоциональной сути. Религия признает истинной веру только в «своего бога», а саму систему его культа единственно «правильной», выводя критерии истинности веры за пределы естественного порядка вещей. Религия с неумолимой для нее неизбежностью признает остальные в лучшем случае ошибочными, неполноценными, а то и прямо враждебными вплоть, что в ряде случаев ведет к открытым призывам уничтожать иноверцев, как, например, это следует из принципа джихада. Открытая или скрытая за богословскими спорами межрелигиозная вражда является существенным негативным фактором, разрушающим этнонациональные, а нередко и межгосударственные отношения.

Просвещение, основанное на научных принципах, общечеловеческих ценностях и здравом смысле имеет очевидное преимущество по сравнению с тем или иным религиозным, неизбежно частным и ограниченным подходом к решению вопросов человеческого общежития.

Социальное бытие исключительно сложно и динамично, его отличает как многообразие, так и единство. Вместить эту истину никакое религиозное учение неспособно. Светские гуманисты убеждены в том, что общие интересы человечества: мир, социальная справедливость, сохранение и защита окружающей среды и т.д., – консолидируют мировое сообщество и стимулируют выработку общемировых стандартов цивилизованного развития и жизни народов. Безусловно, это трудная и долгая дорога к укреплению и установлению надежных основ безопасной и благополучной жизни людей. Жизнь человека и общества некогда не будет идеальной, поскольку экономические социальные и личные интересы людей различны. Но их можно и необходимо согласовывать, и вводить в рамки общих гуманных и разумных норм человеческих отношений. Среди ценностей современного гуманизма большое значение имеют ценности диалога, сотрудничества и партнерства.
Они тем выше, чем контрастнее и противоречивее палитра мировой культуры. Умение вести диалог, искать разумный компромисс и добиваться мирного решения проблем безальтернативно, потому, что в мире никогда не было и едва ли установится мировоззренческое единство и единомыслие. Единство и многообразие культуры и образов жизни подталкивает человечество к выработке общемировых гуманных кодексов поведения, как для общества, так и для индивида. Эти кодексы не имеют ничего общего с догматическими религиями и каким-либо насилием. Они основаны на разуме, доброй воле и стремлению к миру и благополучию людей.

Объективные процессы интеграции человечества в общепланетарное сообщество обнаруживают уязвимость, и в ряде случаев неработоспособность регионально-этнической и религиозно-конфессиональную замкнутости. Поэтому сегодняшняя «мусульманская», «христианская», «буддийская» и прочая мораль все больше уступают место общепланетарной морали, основанной на принципах светского, просвещенного наукой миропонимания, светского права и светской гуманистической морали.

Как справедливо подчеркивает основатель и почетный президент Российского гуманистического общества В.А. Кувакин, основой гражданского мира и согласия, условием прогресса в России может и должен быть гуманизм. По его словам, гуманизм «способен внести существенный вклад в смягчение нравов и оздоровление общественной атмосферы. Особенно эффективно современный гуманизм как концепция и общественная практика снимает остроту социальной напряженности, нормализует и гармонизирует психологический климат, способствует социальному обеспечению и защите граждан, локализует очаги национальной, религиозной и идеологической нетерпимости. Гуманизм повышает качество жизни и противодействует фанатизму, моральной и правовой распущенности и безответственности» [2]

В условиях тотального наступления религии на светское пространство общественной жизни мы, российские гуманисты, можем и должны предложить обществу систему ценностей, облагородить борьбу за свободомыслие, за разум, научное демократическое мировоззрение, за просвещение и человеческое достоинство.

Не допуская рецидивов вульгарного и воинствующего атеизма, необходимо объединение и создание адекватной институциональной структуры свободомыслящих, их единение с научно-просветительскими и гуманистическими обществами, в том числе с Российским гуманистическим обществом.
Необходимо не ослаблять внимания к попыткам реакционных кругов и экстремистских организаций расшатать наш общественный строй, подорвать волю российского народа строить свое настоящее и будущее на принципах разума, светских демократических идеалов, на принципах справедливости, диалога, согласия и мира.

Это – во-первых.

Во-вторых, не обольщаться богословской исламистской пропагандой, скрывающей за слащавой упаковкой и спекулирующей на реальных бедствиях людей отжившие, неприемлемые, а подчас и человеконенавистнические с точки зрения современных морально-правовых норм призывы к насильственным действиям и нарушению мирных отношений между различными культурными и религиозными общностями. Важно видеть и тот политико-идеологический подтекст, который заключает в себе религиозная пропаганда. За ней всегда скрывается желание навязать себя государству и вместе с тем нажить себе определенный экономический и социальный капитал.

Sapienti sat! (лат.) – Для понимающего достаточно!

______________________________

1 Ислам Минбаре № 13(231) /2015/ Новая миссия российских мусульман.
http://www.idmedina.ru/medina/?6230

2 Кувакин В.А. Гуманизм – основа гражданского согласия и прогресса России // Здравый смысл, № 2 (23), 2002, с. 2.

 

* Выступление на конференции «Гуманистическое содержание принципа свободы мысли, совести, религии и убеждений» в МГУ им.М.В.Ломоносова 15 октября 2015


Автор: Сергей Васильевич ИВАНЕЕВ - кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук, президент некоммерческой организации "Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма".

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100