Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 307 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



СПАСЕНИЕ ДЕЛОМ

Печать

Николай КОТОМКИН

 

церковь методистов, Екатеринбург, РоссияДля большинства наших соотечественников последователи методизма — это попросту непонятные сектанты. Между тем эта ветвь протестантизма не несёт в себе ничего опасного. В основном методисты заняты не проповедями и обрядами, а социальными проектами и благотворительностью. Ведь именно в этом они видят путь к спасению души.

 

В нашей стране методизм появился только к концу 19-го века, а методистские храмы открылись лишь после Первой русской революции. В основном это религиозное течение было распространено в Эстонии, Литве и Санкт-Петербурге. Пасторами были финны или американцы. После 1917 года общины методистов из-за гонений практически сошли на нет. Лишь в 1993 году методизм стал заново осваивать просторы нашей страны. Но кто такие методисты? Чем они отличаются от других христианских конфессий?

 

«Святой клуб»

Методизм появился в Англии в 18-м веке, в эпоху, когда общество перестала удовлетворять протестантская англиканская церковь. Некоторым верующим англиканство казалось слишком уж официозным и перегруженным «излишними», как они думали, обрядами и ритуалами. В своё время точно с такими же претензиями выступали сами англикане против католицизма. А в 16-17 веках англиканских священников обвиняли во всех смертных грехах пуритане — радикально настроенные протестанты.

Методизм возник в академической богословской среде.

Уэсли выступает перед беднякамиЕго основатели Джон Уэсли и Джордж Уайтфилд учились одновременно в Оксфорде. Им не нравились ни англикане, ни пуритане. Зато они с большей симпатией относились к кальвинизму, из которого выросла по сути английская пуританская церковь.

Уэсли происходил из семьи священника и после окончания университетского курса сам был рукоположен. Он был своеобразным человеком: очень невысокий (152 сантиметра ростом), с суховатым лицом, несколько невзрачный, но очень упорный и предприимчивый. С самого детства он точно знал, что Бог дал ему жизнь ради великого служения. Об этом ему постоянно напоминала мать, вымолившая спасение его жизни у Творца и собственноручно вытащившая своего Джона из горящего дома. Как она утверждала. Бог отметил пятилетнего сынишку особым вниманием, иначе бы дал ему сгореть.

Уэсли верил, что ему дано особое предназначение. Он был старательным учеником, успешным студентом. Науки давались ему легко — он постоянно что-то читал, знал семь языков. Но главной его страстью было толкование Библии. Получив в Оксфорде должность преподавателя, он собрал вокруг себя кружок студентов, которые тоже пребывали в религиозных исканиях Пока другие школяры посещали местные пабы и предавались веселью, члены этого богословского клуба изучали священные тексты и молились.

Само собой, весельчаки тут же окрестили кружок Уэсли «Святым клубом». Под таким названием он и вошёл в историю. И хотя позже Уэсли уверял, что имя «методисты» его последователи получили потому, что в основу их веры был положен «метод», позволявший очистить душу и приблизиться к Богу, но на самом деле название будущему религиозному течению тоже дали оксфордские острословы: уж очень методично занимались возвышающим душу чтением и молитвами члены «Святого клуба». Через 7 лет после основания клуба, в него вступил Джордж Уайтфилд. Он был младше Джона на десять лет и сначала пребывал в тени старшего товарища.

 

Вера для бедных

Уэсли много размышлял, чего хочет от него Бог. Потом он понял: Бог хочет, чтобы вера стала более искренней и чистой, а люди — лучше. Идеал служения богу Джон видел в раннехристианских общинах, то есть во временах, когда люди ещё помнили своего Учителя. Вера тогда была ещё неиспорченной, неискаженной. Люди относились друг к другу с теплотой и сочувствием. На первых порах члены «Святого клуба» и не думали покидать лоно англиканской церкви. Они попросту хотели усовершенствовать церковь. А в большей степени — самих себя.

Основополагающей идеей Уэсли было именно самосовершенствование. Люди по своей природе греховны, считал Джон. И с этим ничего не поделаешь. Дурные страсти и дурные чувства вложены в человека с рождения. Но от людей зависит, захотят ли они изжить их, избавиться от греховности и максимально приблизиться к образцам прошлого. Такие образцы он видел в христианских святых, в древних патриархах, во всех тех, кто старался приблизиться к Богу, по чьему образу и подобию люди созданы. «Спасти человека от греховности может только чистая и искренняя вера. Только силой веры человек может очиститься», — убеждал своих последователей профессор.

Уэсли болезненно воспринимал тогдашнюю английскую реальность. Его трогали судьбы бедняков, жестокие законы против нищих и бродяг, каторжный детский труд, который широко применялся на английских мануфактурах. Неудивительно, что служение Богу он видел в облегчении участи этих несчастных. Вместе с товарищами он посещал сиротские приюты, работные дома, тюрьмы. Потом отправился в миссионерскую поездку за океан, в Америку. Вместе с ним отправились и его братья (семья, в которой родился Уэсли, была огромной — 19 детей). Но поездка оказалась не столь радужной, как Джон задумывал. В Америке он увидел рабов и рабовладельцев. Само собой, он горячо выступил против рабовладения. После этого ему пришлось покинуть негостеприимную Джорджию.

Однако во время этих странствий Джон подружился с тамошними моравскими братьями, которые задали ему странный на первый взгляд вопрос: знает ли он Иисуса Христа? Поскольку Уэсли был священником, то вопрос показался ему едва ли не оскорбительным. Однако последующий вопрос расставил для него все по своим местам: а известно ли господину священнику, что Иисус Христос спас также и его самого? Так Уэсли понял: мы все уже спасены, если верим в Иисуса Христа, он уже спас каждого из нас! Эту благую весть нужно было донести до всех верующих!

Вернувшись в Англию, Уэсли стал проповедовать, как древние христиане: не в церквях, а везде, где придётся. Так же поступал и его товарищ Уайтфилд. Как подсчитали последователи, кочуя по стране, Уэсли проехал 400000 км и произнёс 42000 проповедей! Он днями не сходил с коня! Он проповедовал шахтёрам, проповедовал полевым работникам, проповедовал беднякам. И конечно же, вокруг него собирались толпы слушателей. И это очень не нравилось официальной церкви. Так что церковное начальство в конце концов отлучило и Уэсли и Уайтфилда от англиканской церкви. Сторонники тут же сгруппировались вокруг исключенных. Так, собственно, и родился методизм.

 

Добрые дела во спасение

В отличие от англиканской церкви, в общинах методистов приветствуется активное участие во всех делах женщин. Женщины могут занимать такие же должности, как и мужчины, становиться проповедниками. Служение у методистов безвозмездно, то есть ни денег, ни привилегий за это никто не получает. Все методистские общины организовывались на принципах взаимопомощи как в чисто духовных, так и в материальных вопросах. Среди них было принято приходить на помощь, выручать членов общины из беды, а главным принципом считалась полная открытость друг перед другом. Они даже исповедовались друг другу, а не только своему пастору.

Всё их учение основано на первостепенности Священного Писания, а не догматов и канонов церкви, изречений святых отцов, церковных обрядов. Из всех церковных таинств методисты оставили только два — причастие и крещение. Они считают, что доверять можно только одному Богу, который наставит человека на путь истинный и укрепит его силы Святым Духом. Поначалу человек слаб и его нужно наставлять в вере, поддерживать. И сам он должен поддерживать других, тех, кто слабее, чем он. Потому очень полезно для духовного роста делать добрые дела. Именно поэтому методисты проводили и проводят большую социальную работу, помогая обездоленным или оступившимся людям. Особенно активно действуют методисты за 13 недель до начала Рождественского поста: готовясь к важному событию они устраивают множество благотворительных акций.

Уэсли дожил до глубокой старости и практически сформировал учение методизма в Англии. К моменту его смерти в стране насчитывалось уже около 200000 методистов. Уайтфилд уехал в Америку и имел там огромный успех. В Америке тоже стали возникать методистские общины. Скоро американских методистов стало гораздо больше, чем английских. На сегодняшний день в мире исповедуют методизм более 75 миллионов человек.

 

Источник: Загадки истории

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100