Регистрация / Вход



ЦЕРКОВНЫЕ "БЕРКУТЯТА"

Печать

 

...«Портал-CREDO.Ru»: Одним из успешных медиапроектов последних лет, связанных как с Кремлем, так и с РПЦ МП, стали так называемые байкеры из клуба «Ночные волки», точнее – их лидер Залдостанов. Он сыграли определенную роль в пиар-сопровождении «русского мира», аннексии Крыма, в борьбе за пропатриархийный памятник-гигант на Воробьевых горах (здесь, правда, безуспешно). Пока их не привлекают к «Программе 200», но и такая опасность есть. Как Вы как религиовед оцениваете феномен Залдостанова?

Борис КНОРРЕ:Мне кажется, что Залдостанов — это удачный политтехнологический проект, потому что Залдостанов объединил в себе черты разных субкультур. С одной стороны, это байкеры — символ чего-то свободного и неофициального, при том что это культура не российская, а западная, американская, там есть какие-то элементы ковбойской стилистики. С другой стороны, это образ русского бунтаря. Это хороший ответ, а, может быть, даже плевок, в сторону разговоров о правах человека, в образ разных революций, и тем «хомячкам», которые совершенно далеки от этого образа, а, наоборот, представляют собой образ компьютерных червей. Залдостанов же - человек, который воплощает собой мощь, могущество, русское богатырство.

- Вызывает вопросы его стремительная «духовная» эволюция: еще пару лет назад они гоняли с полуголыми бабами на мотоциклах, а теперь — с хоругвями.

- Это были 2009-2010 годы, когда была обнаженная женщина на их мотоцикле, - тогда и на Залдостанове была другая одежда. Да, они эволюционируют — теперь он одет в одежду с изображением креста. 

- Вот я и говорю, что какая-то странная эволюция.

- Я думаю, это можно объяснить. Вы хорошо знаете, кто такие хоругвеносцы, например?

- Конечно.

- Это немного черносотенные, фундаменталистские православные организации, которые взяли себе такую стилистику и, в том числе, лозунг «Православие или смерть», показывающий непримиримость православия с современным миром. И они даже брали какую-то стилистику мироотречения, пытаясь срисовать что-то с одежды схимонаха. Так вот у Задостанова эта стилистика тоже есть — кресты нарисованы. То есть эта идея непримиримости православия с современным миром в его стилистику имплицирована.

Создателям проекта Залдостанова нужно было отнять эту инициативу у субкультур, потому что хоругвеносцы и все эти непримиримые православные — они, конечно, тоже прирученные, но представляют собой какую-то опасность, неудобные. Нужно было создать некую силу, которая бы, с одной стороны, соединяла привлекательные для людей стилистические черты, а, с другой стороны, была бы абсолютно лояльна, подконтрольна государству. А известно, что Залдостанов абсолютно лоялен, так же как Охлобыстин или Затулин.

Я напомню, что Затулин давно знаком и общался с Путиным, но новый этап его институализации — это организация фонда «Мы все - Беркут» в конце февраля 2014 года, после того как в Украине началась война. Он организовал этот фонд, чтобы помогать правоохранительным силам, которые боролись против Майдана. И этот лозунг потом подхватили Залдостанов, Сергей Князев, Александр Проханов и Охлобыстин. Лозунг про «Беркут» принимается не только прокремлевскими силами, но и некоторые вполне образованные, разбирающиеся в истории священники Московского патриархата надевают майку с символикой «Беркута» и гордятся тем, что она у них есть, и что они могут солидаризоваться с «Беркутом».

В РПЦ МП есть так называемая «партия войны», которая все время солидаризуется с этим антимайдановским — беркутовским направлением. И на эту аудиторию этим мотоциклисты тоже работают.

- В РПЦ МП вообще велика боязнь того, что случилось в Украине?

- Да, боязнь ощущается. Это проявление более глобальной тенденции к изоляционизму и постепенному «окукливанию», это желание замкнуться наконец в самих себе. И, честно говоря, мне трудно представить, во что это все выльется, потому что, мне кажется, что с религиозными организациями сложнее всего — вряд ли их удастся изолировать в той мере, в которой это удается в экономическом плане с НКО — там проще. А религиозные организации могут вообще не регистрироваться, уходить в подполье. То есть у религиозных общин гораздо больше возможностей для взаимодействия с иностранными организациями. И это просто создает какую-то такую теневую ситуацию, которая для самого государства будет порождать различные новые взрывоопасные моменты.

Беседовал Владимир Ойвин.

Источник: «Портал-Credo.Ru»

 

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал