Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



К ДЕЛУ О КЛЕРИКАЛЬНОМ НАХРАПЕ

Печать

Олег ЛЮБЕЗНИКОВ

 

Исаакиевский соборК вопросу о недопустимости передачи Исаакиевского собора Санкт-Петербургской епархии

Обозначенное в обращении к губернатору Г.С. Полтавченко стремление митрополита Варсонофия получить в ведение Петербургской епархии Русской православной церкви Московского патриархата Исаакиевский собор, вызвав широкое общественное обсуждение, до сих пор, однако, не нашло какого бы то ни было отклика в музейной среде города и всей страны. Многие средства массовой информации, рассказывая о сложившейся ситуации, представляют дело как спор двух хозяйствующих субъектов за здание храма, в то время как на самом деле реализация идеи главы епархии станет означать ликвидацию одного из субъектов – уничтожение музея. Самая постановка такого вопроса в XXI веке и отсутствие внятной и однозначной реакции со стороны отечественного и международного музейного сообщества не только удивительны сами по себе, но свидетельствуют о необходимости дать ясное представление об истории управления Исаакиевским собором в XIX – начале XX вв., тем самым показав необоснованность претензий митрополита, и рассказать о причинах и путях музеефикации памятника в 1920–1930-е годы, подчеркнув значение музея для всего культурного пространства Ленинграда-Петербурга. Это попытка прорвать странную тишину, сковавшую музейный мир сегодня.

После освящения Исаакия в 1858 году управление им продолжала осуществлять ведавшая возведением храма Комиссия о построении Исаакиевского собора, которая получала средства на поддержание здания из Государственного казначейства. С 1864 года заведование собором перешло Главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями, а с 1878 года – Министерству внутренних дел. Образованное для управления храмом техническо-художественное совещание под председательством специального инспектора получало финансирование за счет средств министерства, и лишь причт собора содержался из ассигнований по смете Синода. Таким образом, содержание и надзор за состоянием храма в имперской России входили в круг обязанностей государственных гражданских, а не религиозных институтов, здание рассматривалось как общенародное достояние, как памятник, требующий государственной опеки, а не только как церковь.

Революционные события привнесли изменения и в жизнь Исаакиевского собора. На рубеже 1917–1918 гг. управление храмом формально перешло к Народному комиссариату государственных имуществ РСФСР (с июля 1918 года – к Наркомпросу), в реальности здание оказалось в ведении приходской общины, не имевшей достаточных денежных средств для его поддержания.

В то же время охватившая страну после публикации Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви череда мероприятий по национализации церковного имущества поставила перед научной общественностью вопрос о необходимости скорейшей музеефикации церковных памятников. В 1919 – начале 1920-х гг. создаются первые музеи-монастыри (в Троице-Сергиевой лавре, в Тихвинском и Симоновом монастырях) и музеи-храмы (Петропавловский собор-музей в Петрограде). Члены Общества «Старый Петербург», стремясь сохранить выдающиеся памятники прошлого, в 1923-1924 гг. в переписке с руководителями городских ведомств сформулировали основной принцип музеефикации культовой архитектуры – музеефицировать «не отдельные, случайно сохранившиеся части памятника, но сохранять его целиком, как полноценный ансамбль, каким он был задуман и осуществлен, и каким только и сохраняет свое художественное и историческое значение…». Необходимость сберечь церковные памятники в их целостности ясно осознавал начальник Ленинградского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских А.П. Удаленков. Именно он в 1925 году, обратив внимание на аварийное состояние, в которое пришёл Исаакиевский собор (протечки, плесень на стенах и т.п.) под руководством сменявших друг друга настоятелей из числа так называемых «обновленцев» (представителей православной церкви, горячо приветствовавших советскую власть и активно сотрудничавших с её органами), выступил идеологом музеефикации храма. Подчёркивая, что церковная община «не способствует сохранению здания собора», ровно 90 лет назад А.П. Удаленков писал: «Ремонт и поддержание таких художественно-исторических архитектурных памятников мирового значения как Исаакиевский и Смольный соборы посильны только государству».

В соответствии с постановлением ВЦИК от 18 июня 1928 года, здание Исаакиевского собора было передано в исключительное пользование Главного управления научными, научно-художественными и музейными учреждениями (Главнауки) Народного комиссариата просвещения «в качестве музейного памятника». Подготовить экспозицию для открытия будущего музея в здании должны были сотрудники Ленинградских государственных реставрационных мастерских во главе с А.П. Удаленковым. Из нескольких ленинградских музеев в Исаакий были переданы экспонаты, связанные с историей строительства храма и именами его создателей. Они и сегодня составляют фонды музея-памятника (одних только чертежей – 96, а ещё скульптурные портреты, макеты, мозаики). Начались и неотложные реставрационные работы, руководство которыми взял на себя архитектор Н.П. Никитин, в 1939 году опубликовавший блестящее исследование по истории проектирования и строительства храма. В 1931 году в здании стал действовать «Государственный антирелигиозный музей (бывший Исаакиевский собор)», «гвоздём» экспозиции которого являлась демонстрация маятника Фуко, что, без сомнения, способствовало росту общего уровня культуры населения. Но основная заслуга созданного музея в сохранении самого здания собора, в проведении научно-исследовательских и реставрационных работ. Так, в 1934 году директор музея Н.Н. Глебов привлёк к реставрации малахитовых колонн главного иконостаса собора брата своей жены, выдающегося русского художника-авангардиста П.Н. Филонова, остро нуждавшегося в тот период. Художник делал гипсовые вставки в местах утрат малахитовых пластин и закрашивал их зелёной краской. П.Н. Филонов умрёт в блокадном Ленинграде, Н.Н. Глебова арестуют в 1938-м, через десять лет он погибнет в лагере – судьба музейщиков, пытавшихся хоть как-то сохранить величественный памятник архитектуры в то непростое время.

Поистине героические усилия для того, чтобы сберечь убранство Исаакия, пришлось приложить сотрудникам разместившегося в здании в июле 1941 года Объединённого хозяйства музеев, созданного для сохранения во время начавшейся Великой Отечественной войны произведений искусства из пригородных дворцов-музеев. В зале собора в дощатых и фанерных ящиках были сложены вывезенные из-под Ленинграда музейные ценности, а в подвалах жили научные сотрудники и хранители – из Петергофа, Павловска, Гатчины – Е.И. Лединкина, М.И. Тихомирова, А.И. Зеленова, С.Н. Балаева. «Громадное неотапливаемое здание собора зимой промерзало насквозь, а к весне отпотевало так, что вода каплями выступала на внутренних стенах и колоннах, струйками сбегала вниз, образуя на каменном полу непросыхающие лужи. В этой сырости должны были пережить войну ткани, мебель, ковры, живопись и многое другое, не переносящее влаги. Так мощные стены Исаакия, оберегавшие произведения искусства, одновременно несли в себе и угрозу их гибели. С этой угрозой обязаны были бороться музейные сотрудники». Они вскрывали ящики, распаковывали и проветривали, просушивали экспонаты, упаковывали обратно, сверяя содержание каждого ящика с имевшимися описями. Это был тяжёлый труд, обеспечивший в конечном итоге само существование пригородных музеев-заповедников. И тем страннее сегодня, когда угроза уничтожения нависла над музеем «Исаакиевский собор», молчание представителей пригородных дворцов-музеев.

В послевоенный период профиль и статус музея в Исаакиевском соборе, потребовавшем почти 20 лет на кропотливую реставрацию, были пересмотрены. С 1970 года в здании действует как самостоятельная единица государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Этот статус позволяет проводить дорогостоящие реставрационные работы на основе архивных документов с привлечением максимально широкого круга специалистов; вести научно-исследовательскую и, главное, просветительскую работу, подчёркивая в ходе обзорных и тематических экскурсий значение собора для развития архитектуры Петербурга и русского искусства в целом; обеспечивать свободный доступ для всех категорий посетителей, вне зависимости от их религиозной принадлежности, для ознакомления с подлинной жемчужиной отечественного искусства XIX столетия. Предметы и коллекции музея «Исаакиевский собор» включены в состав Музейного фонда Российской Федерации, действие федерального закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения на такого рода имущество не распространяется.

Роль музея «Исаакиевский собор», спасшего величественное здание от гибели после краткого периода церковного («обновленческого») управления и сохраняющего его сегодня, трудно переоценить. Ликвидация музея недопустима, нечто подобное произошло прежде только в 1948 году, когда был уничтожен Государственный музей нового западного искусства, это было мрачное время сталинщины. Повторения пройденного допускать нельзя.

 

Автор:  Олег Анатольевич ЛЮБЕЗНИКОВ - кандидат исторических наук, ГБУК ГМП «Исаакиевский собор»

 

Источник: Час пик

 

Ссылка по теме:  ЦЕРКОВЬ ОТКАЗАЛАСЬ ОТ ИДЕИ ПРИВАТИЗАЦИИ СОБОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100