Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 259 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



АНТИКУЛЬТИСТСКОЕ "ИССЛЕДОВАНИЕ"

Печать

Валерий ШИРОКОВ

 

мероприятие антикультистовКое-что о современных раскольниках.

 

Очень трудно мне сегодня будет рассказать вам что-то внятное. Представьте себе телесериал «Игра престолов», в котором количество героев увеличилось раз в пять и между ними установились отношения, сложные как в «Санта- Барбаре». А еще при этом они постоянно переходят из одного клана в другой, меняют имена и друг друга периодически анафематствуют. Вот так приблизительно выглядят отношения между разными провозглашенными «православными» церквями в России.

Сама по себе идея смастерить собственную «церковь» - весьма соблазнительна: у каждого из людей, в Церкви достаточно долго служащих или работающих, есть свой собственный список мнений насчет того, как надо было сделать лучше. Это вообще-то нормальное свойство нашего мышления: сомневаться и прикидывать варианты. Не будь его, мы бы так и пахали землю деревянной сохой. Да и то навряд ли. Но у некоторых эта способность не сдерживается никакой внутренней критикой, и тогда человек пускается в безудержное фантазирование по поводу того, как было бы здорово, живи человечество по его рецептам. Все хорошо у него в этих фантазиях, все разумно и духовно, и видится ему, как вследствие правильной духовной жизни наступит всеобщее процветание в делах земных и даже трава там, в его надуманном мире, зеленее и надои коров растут неуемно. И ладно бы человек жил этими фантазиями, если бы не тянул он в свой измышленный мир окружающих.

С большинством раскольничьих «православных» церквей получилось именно так. Не умея убедить окружающих в своей правоте, не имея терпения, а еще и мучаясь от нереализованных амбиций, основатели этих организаций пускались во все тяжкие, доказывая себе и миру, что именно они являются носителями истины в последней инстанции, которая содержится в учении и таинствах учрежденной ими «церкви».

Даже перечислить эти «православные церкви» трудно, упомяну только некоторые — Русская Православня Автономная Церковь, Российская Православная Церковь, Русская Истинно-Православная Церковь, Российская Православная Свободная Церковь, и это еще не все. Усложняется ситуация тем, что некоторые из этих «церквей» расколоты внутри себя на разные архиерейские советы, объединения и так далее.

Я вообще думаю, что человек, однажды решивший покинуть свою Церковь, уже будет не способен остановиться — всегда ему будет мерещиться что-то более «чистое», «духовное» и «правильное», чем то, что он обрел. Но каждый раз переходя в очередную Дальше Некуда Истинную и Небесную Преправославную Церковь, он будет убеждаться в том, что и там те же люди, и грехи у них те же и проблемы. Но тут на горизонте замаячит новая Теперь Уже Точно Истинная Церковь, и — новый переход, а за ним еще один и так далее, далее, далее... Ну а недовольство нынешним окружением будет приводить к постоянным склокам.

Думаете, я что-то преувеличиваю? Ничуть! Вот цитата с сайта «Российской Православной Церкви» (не путать с Русской Православной Церковью): «Назначенный представителем Синода в Москве епископ Каннский Варнава (Прокофьев) демонстративно прибег к покровительству фашистской организации «Память», наивно полагая, что она объединяет всех истинных патриотов России и является влиятельной политической организацией, которая способна «восстановить православную монархию». Епископ Валентин, видя, что деятельность епископа Варнавы ведет к компрометации и дискредитации РПЦЗ, отказался от сотрудничества с ним. В результате «Память», стремившаяся к полному контролю над РПЦЗ в России (в чем многие верующие небезосновательно видели определенный «политический заказ»), начала свою борьбу против Суздальского епископа, оклеветав его перед Синодом РПЦЗ. Ее поддержали некоторые архиереи РПЦЗ, с некоторых пор стремящиеся к соединению с МП и, по мере отхода от дел престарелого митрополита Виталия, захватившие власть в Зарубежном Синоде». И такого текста там на хорошую большую статью. Причем раскольники сами не понимают, что, рассказывая о своей непримиримой «борьбе за чистоту», они рассказывают главным образом о том, что их духовная жизнь состоит из склок, интриг, конфликтов и распрей.

К слову сказать, а причем тут Русская Православная Церковь За Рубежом? Дело в том, что многие раскольничьи псевдоправославные организации не просто тесно сотрудничали с «зарубежниками», но поддерживались ими — раскольничьи «епископы» рукополагались в Европе, раскольничья литература печаталась там же, оттуда же шло и финансирование. Понятно, что во многом вся эта помощь являлась частью борьбы против Советского Союза.

Но эта работа не прекратилась в наши дни. Еще раз взглянем на Украину и обратим внимание на то, какую роль сыграли там раскольники и униаты. Собственно, они были чуть ли не основными пропагандистами нацистских идей, упакованных в православную лексику.

То же самое может случиться в любой момент и в России. И трудность в данном случае заключается в том, что мы не имеем права ни по светским, ни по духовным законам запрещать людям верить, как они считают нужным, и единственный совет можно дать вам для того, чтобы уберечь от губительных ошибок: прежде чем поверить рассказам проповедников о том, что именно их «церковь» является Той Самой Что Бог Велел, присмотритесь к прошлому этих «церквей». Скорее всего, вы не увидите там подвига смирения. Зато в избытке найдете самовосхваление и интриги.

Две, и обе - «истинные»

Всего разнообразных «православных церквей», которые декларируют свою «истинность», свыше сорока. А тех, которые еще и  используют в своем наименовании слово «истинная», насчитывается 11. И это только в России, без ближнего зарубежья и постсоветского пространства.

Не миновала чаша сия и Калужскую область.

Первая из двух калужских «истинных» - так называемая «Православная Церковь России» («Истинно-Православная Церковь»), возглавляемая Рафаилом (Прокопьевым-Мотовиловым), «Митрополитом Московским и Всероссийским». Биография его весьма богата, приведем только некоторые эпизоды.

Рафаил (Леонид Семенович Прокопьев) родился в Челябинской области. Окончил Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище и Военную академию им. Фрунзе. Служил в Северной группе войск, в Польше, Забайкалье и Закавказье, где командовал развернутым полком Закавказского военного округа. Впоследствии был направлен на службу в Главное разведывательное управление. В начале 1980-х годов в качестве военного советника был командирован в Ливан, где подорвался на мине и получил тяжелые ранения ног, повлекших за собой инвалидность. Некоторое время преподавал разведывательную тактику в Военном университете в Москве. В 1991 г. в звании полковника вышел в отставку и вскоре открыл центр нетрадиционной медицины.

В 1997 г. Рафаил присоединился  к «Российской Истинно-Православной Церкви» (РосИПЦ), возводящей линию своего преемства к «Украинской Автокефальной Православной Церкви». В том же 1997 г. «епископ» Рафаил основал в Москве центр нетрадиционной медицины «ПРОИС», целью которого было оказание услуг в области  общей коррекции ауры и биополя, личностной и психической астрологии, снятии сглаза, порчи, венца безбрачия, проклятия, нейтрализации полтергейста, а также практическое обучение приемам и методикам целительства. Приблизительно в это же время «епископ» Рафаил возглавил «Мальтийский Орден», зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ под названием «Православная Миссия св. Иоанна Иерусалимского».

Рафаил  именует себя потомком Николая Александровича Мотовилова, являвшегося свидетелем жизни преподобного Серафима Саровского. В середине 2009 г. «митрополит» Рафаил сменил свою фамилию, став именоваться Мотовиловым.

Местный ставленник Рафаила - Александр К. Рассказывают, что он, обрядившись в священническую одежду, посещает калужские храмы во время богослужений и собирает у прихожан «пожертвования», принимает от них записки о молитвенном поминовении, тщательно избегая столкновений с настоящими священниками.

А вот «Архиерейское Совещание Российской Православной Автономной Церкви», которое, впрочем, не особо отличаясь от остальных, так же именует себя «истинно-православной церковью». Два наиболее ярких представителя этой группы в Калужской области – так называемый «Епископ Калужский и Обнинский» Игнатий Душеин и «богослов» Алексей Зайцев.

«Епископ» Игнатий в 1992 г. поступил в Калужское духовное училище, которое так и не окончил. В январе 1994 г. был пострижен в монашество, а в феврале того же года был рукоположен во иеромонаха и направлен на приходское служение.

С 1999 г. являлся настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в пос. Мятлево Износковского района. Нес послушания казначея Пафнутиев-Боровского монастыря, благочинного округа, председателя миссионерской комиссии епархии, члена епархиального совета. Автор и издатель нескольких книг, член Союза журналистов России.

В 2012 г. вышел за штат Калужской епархии по собственному желанию, после чего уклонился в раскол и вместе с прихожанами присоединился к Петроградской епархии «Архиерейского совещания РПАЦ», возглавляемой «епископом Петроградским и Гдовским» Григорием (Лурье).

На заседании «Архиерейского совещания РПАЦ», проходившем 2 ноября

2014 г., было принято решение о рукоположении игумена Игнатия во «епископа Калужского и Обнинского». Одновременно с этим из состава Петроградской епархии «Архиерейского совещания РПАЦ» была выделена Калужско-Обнинская епархия.

«Богослов» Зайцев также прошел довольно длинный тернистый путь от журналиста до «богослова истинно-православной церкви». На этом пути была учеба в семинарии, попытка монашества, не увенчавшаяся успехом, не состоявшееся рукоположение в священники, попытки преподавательской деятельности в Московской духовной академии и Калужской духовной семинарии, закончившиеся опять-таки ничем.

При всей кажущейся несхожести пути обоих можно увидеть одну общую тенденцию: попытка подняться по карьерной лестнице, неудача и последующий уход в «истинно-православные».

 

Источник: «Весть» News

 

Комментарий RP: саркастичный материал СМИ, учрежденного ЗАКСом Калужской области, независимо от производимого им впечатления на стороннего обывателя или представителей упомянутых сообществ православных верующих, выглядит любопытным и полезным для ознакомления. В первую очередь, конечно, как пример долга, выполняемого государственной прессой перед своим работодателем, который содержит их на народные средства.

Такое заключение имеет право на существование сразу по нескольким причинам: во-первых, попутное доведение до сведения россиян, что в России существует не одна, а несколько религиозных структур, которые позиционируют себя православными церквями, нелишне для расширения кругозора. Во-вторых, материал на столь специфичную тему, как описание ряда религиозных организаций и анализа их сосуществования в светском пространстве областной бюджетной газетой – сам по себе явление нестандартное. Подобное обязано предполагать либо особую важность освещаемой темы для местной власти, либо ее глобальную актуальность при условии квалифицированного подхода к освещаемому явлению.

Правда, в случае отсутствия квалифицированного – то есть, объективного религиоведческого подхода, для появления публикации могла существовать и третья причина, а именно, «заказ».

Интересно, что в относительно появления данной статьи одинаково допустимы все три названные причины.

Существование в стране нескольких православных церквей, а не единственной «культурообразующей конфессии» не укладывается в тот стереотип, что все 3-4% российских православных входят в Московский патриархат, что серьезно раздражает и «титульную» церковь, и власти. Игнорирование того, что образование новых церквей (как и любых иных религий, религиозных направлений и организаций) в современной России полностью укладывается в непрекращающийся общемировой процесс религиогенеза, выдает недостаточность объективных представлений о религии, как общекультурном феномене. Публикация, посвященная новообразованным православным религиозным организациям в стране с фрагментарным описанием происходящих в них процессов, представляется нарочито избирательной, так как в ней даже не упоминается крупнейшая из таких православных религиозных структур – Русская православная церковь Московского патриархата, возникшая в СССР в 1943 году.Кроме того, что по мнению ряда богословов данную конфессию следует относить к "новым религиозным организациям", внутриконфессиональные проблемы гораздо более пикантного свойства присутствуют в ней в несравнимо больших масштабах.

 

Данная попытка освещения калужской газетой вопросов религиозной тематики не является первой. Ранее публикация того же автора, посвященная порочению другого религиозного направления – Свидетелей Иеговы, появлялась буквально на днях. В частности, ссылка в ней на вырванную из совершенно не имеющего отношения к данной религии цитату такого «авторитета», как глава ОВЦО, позволяет разглядеть и «уши заказчика»

На фоне «право-патриотической» идеологической кампании в современной России, совокупность трех возможных объяснений причины появления нынешнего материала в СМИ позволяет воспринимать его логичным в ряду других антикультистских (антирелигиозных) публикаций, направленных на формирование неприязни к представленным в России религиозным направлениям.

В данном случае, к православному христианству.

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100