Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 188 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



"СВЯТЫЕ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ" НА РОССИЙСКОЙ ЗЕМЛЕ

Печать

Сергей АНТОНЕНКО

 

///Автору этой статьи не раз доводилось беседовать с представителями различных бытующих в России конфессий. В ходе их часто возникал вопрос: как им лучше всего выстраивать взаимопонимание с иноверцами? Наиболее распространенный ответ – по принципу доброго соседства. Хороший принцип: приличные соседи не лезут в дела друг друга, не учат жизни, не объясняют навязчиво, как строить отношения в семье или вести хозяйство, но всегда готовы разделить радость или горе, помочь в житейских проблемах. Соседи могут ходить друг к другу в гости, поздравлять с праздниками – будь то Курбан-байрам или Рождество. И, конечно, у тех и у других одни и те же заботы – о порядке и благополучии в их общем доме – России.

Работает сравнение с соседями и в другом направлении: случаются взаимные подозрения, а порой и конфликты – как у живущих в одном подъезде, так и у общин разных вероисповеданий. Нередко от взаимной отчуждённости возникает недоверие. Почва для этого – недостаток знаний друг о друге, и чтобы жизнь в нашей многоконфессиональной и многонациональной стране была мирной и обустроенной, просто необходимо побольше узнать о соседях, вступить с ними в контакт. Хорошая возможность для такой встречи – праздник, памятная дата…


В 2015 году одна из российских конфессий – Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, последователи которой широко известны как мормоны, отмечает два юбилея: 120‑летие первого проведённого на территории России крещения своих единоверцев и 25‑летие возобновления деятельности Церкви в нашей стране. Как живут сегодня и при каких обстоятельствах появились в России люди, которые верят в «восстановленное Евангелие» и в то, что Божественное откровение продолжается?

 

  • В гости к соседям

Члены этой Церкви весьма ревностно относятся к точности наименования своей конфессии. Согласно вере мормонов, название «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (англ. The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints) дано самим Богом: оно было сообщено в откровении пророку и основателю Церкви Джозефу Смиту (1805–1844) в 1838 году. Именно это полное название является каноническим и официальным.

Мормоны именуют себя «святыми последних дней» в том смысле, который вкладывали в понятие «святой» и первые христиане: принявший Евангелие призван к святости («Будьте святы, потому что Я свят». – 1 Петр 1: 16). Гордон Хинкли (1910–2008), 15‑й Президент Церкви, разъясняет: «Что же касается определения «Святые последних дней», то раньше святыми называли членов христианских Церквей (см. Деяния 9: 32, к Ефесянам 2: 19, к Филиппийцам 1: 1). Они были святыми первых дней. Мы – святые последних дней. Вот так всё просто».

Что же касается термина «мормон», то он отражает один из краеугольных камней учения Церкви – веру в святость Книги Мормона, «новых свидетельств об Иисусе Христе», ставших известными миру благодаря Джозефу Смиту. Мормоны убеждены, что ангел открыл Смиту место хранения исторической и религиозной летописи израильтян, переселившихся в Америку около 600 года до нашей эры. Эти записи о судьбах нефийцев и ламанийцев – двух народов, произошедших от переселенцев из Иерусалима, – были выгравированы на золотых пластинах и спрятаны до назначенного времени Мормоном, пророком IV века. Смит чудесным образом перевёл Книгу Мормона, которую его последователи чтут наравне с Библией. По словам сегодняшних мормонов, имя древнего пророка «стало неофициальным, но безобидным прозвищем членов Церкви».

Откровение Джозефа Смита и его последующая миссия – повесть, в которой немалое место занимают чудо и приключение. Перед тем, кто станет подробно знакомиться с историей зарождения и становления Церкви, пройдут впечатляющие картины. Юноша из бедной семьи встречает в роще двух светозарных мужей – Бога-Отца и Иисуса Христа; ему является ангел, который руководит его дальнейшими действиями; молодой человек открывает спрятанный в недрах горы клад – золотые листы, на которых «изменённым египетским письмом» начертана история исчезнувшего народа; он проводит вдохновенную расшифровку книги при помощи двух загадочных камней-истолкователей, упоминавшихся ещё в Ветхом Завете – урим и туммим)… И вот «голос народа, говорящего из праха», рассказывает на страницах нового писания о древнейших обитателях американского континента и о посещении их Иисусом Христом в I веке нашей эры.

Временами канонический рассказ о том, как обретена была Книга Мормона, да и само повествование этой книги, напоминают древний миф, приключенческий роман или современное «фэнтези» в жанре «альтернативной истории». Сами мормоны на это отвечают: необходимо искренне вопросить Святого Духа, истинно ли это откровение об Иисусе Христе? И ответ обязательно последует…

Мне же в этой связи вспоминается, что британские христианские авторы XX столетия считали: миф и даже иная сказка – это язык, на котором Бог говорит с человечеством. Г. К. Честертон писал о Евангелии: «…Душа человеческая может спастись благодаря тому, что удовлетворены два желания, прежде спорившие друг с другом. Мифология жаждала приключений – и вот эта повесть; философия жаждала истины – и вот эта повесть истинна». Его мысль подхватывает младший современник Дж.Р. Толкин: «…Я давно уже чувствую (и чувствую с радостью): Господь искупил грехи недостойных людей именно таким путём, который наилучшим образом соответствовал их странной природе, их склонности к вымыслу. В Евангелиях содержится волшебная сказка или, скорее, всеобъемлющий рассказ, вмещающий в себя суть всех волшебных сказок». Что ж, мормоны вполне могли бы применить эти слова к почитаемому ими откровению…

Но всё же для большинства тех, кому приходится встречаться и общаться с мормонами, определяющее значение имеют не философские аспекты откровения, а то, как влияет вера на повседневную жизнь её последователей. И здесь «внешние» наблюдатели не устают удивляться. Вот цитата из рассказа нашего современника, побывавшего в историческом центре мормонов – американском штате Юта (она почти буквально повторяет впечатления путешественников XIX века): «Религия мормонов могла бы побить рекорды по неправдоподобию своих основ, но она не просто жизнеспособна – эта религия более чем успешна».

Надо сказать, что в нашей стране мормонам «везёт»: здесь наблюдается поразительная живучесть мифов об их «злокозненной секте». Для религиоведа это просто находка! Можно исследовать заповедник поселившихся в массовом сознании зловещих фантомов, в большинстве своём восходящих к середине и второй половине XIX века – действительно непростому времени адаптации новой Церкви к американской среде. Но, конечно, как сами мормоны, так и общество в целом заинтересованы в адекватном представлении об истории и современной жизни Святых последних дней.

Кстати, о «соседской» теме. Один российский блогер, подытоживая очередную дискуссию о мормонах – вязкую и неконструктивную, как и большинство интернет-обсуждений, – написал примерно следующее: мне нет особого дела до мормонской доктрины, но я хотел бы, чтобы моими соседями были мормоны. И это признание дорогого стоит: последователи Церкви Иисуса Христа Святых последних дней действительно вносят в человеческое общежитие тональность социального оптимизма и такие начала, как трудолюбие, трезвость, бережливость, семейная верность, чадолюбие, ответственная помощь бедным, забота о чистоте и здоровье. Всё это способно улучшить наш общий «домашний» микроклимат.

  • Одна из «малых» Церквей?

Почти четверть века назад журнал «Наука и религия» стал одним из первых печатных изданий, обратившихся к мормонской теме после окончания всевластия научного атеизма (подготовленная Галиной Дрёмовой публикация «Тайна золотых листов» увидела свет в августе 1991 года).

Информационным поводом для этого материала была регистрация в Ленинграде первой общины Церкви; текст был помещён под рубрикой «“Малые” Церкви в СССР». Тогда по всей стране численность мормонов была не более нескольких десятков. Сегодня, согласно официальным данным самой Церкви, в России 22 039 её членов; действуют семь миссий, 98 приходов и небольших приходов, 55 центров семейно-исторической работы.

Всего же в мире, согласно всё той же церковной статистике (мормоны скрупулёзно ведут учётные записи, аудит этих сведений проводит особый орган – председательствующее епископство), насчитывается 15 082 028 членов Церкви, посещающих богослужебные собрания в 29 253 приходах и небольших приходах. Но вот мормонских храмов в мире не так много – всего 144, а если считать и строящиеся и запланированные к постройке, то 166.

Дело в том, что, согласно мормонской доктрине, существует большое различие между приходским домом собраний и храмом. Отношение к храму у мормонов сродни тому, которое существовало в древнем Израиле. Дом Божий воспринимается как особое пространство, куда открыт вход лишь достойным членам общины (не младше 12 лет, не менее одного года членства в Церкви) по специальной рекомендации. Впрочем, мормоны гостеприимно устраивают «дни открытых дверей»: после завершения строительства и внутренней отделки и до проведения церемонии посвящения каждый желающий может переступить порог святыни – члены Церкви расскажут гостям обо всём, что их заинтересует.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней совершает в храмах священнодействия, которые составляют её своеобразное достояние – в точности таких ритуалов нет ни у одной христианской конфессии. Некоторые авторы соотносят их с древнеегипетскими мистериями или с традициями масонов. Сами же мормоны подчёркивают библейское и христианское звучание своих обрядов. В храме проводятся облечение – инициатическое дарование знаний о плане Небесного Отца; запечатывание – храмовый брак, который, как верят мормоны, позволит сохранить семейные отношения в вечности.

Здесь также совершаются таинства для умерших: члены Церкви убеждены, что, проведя крещение и запечатывание за ушедших родственников, они открывают для них возможность приобщиться – даже за гробом! – к полноте Евангелия и обрести вечные семьи. Представителями покинувших этот мир могут быть их живущие потомки, даже сколь угодно далёкие. Храмовые таинства – это как бы миссионерство и служение для мёртвых: ведь «у Бога все живы» (Лк 20: 38). Ответственность перед теряющимися в дымке веков поколениями предков побуждает мормонов проводить семейно-исторические исследования. В мире действуют 4 789 центров семейно-исторической работы; вклад мормонов в развитие генеалогической науки невозможно переоценить.

Долгое время у российских мормонов не было храма «поблизости» – надо сказать, что в Европе, где позиции религии вообще сильно поколеблены, действуют всего 11 мест совершения мормонских таинств. Первоначально наши соотечественники посещали храм в Стокгольме (построен в 1985 году). После открытия в 2006 году храма в Хельсинки мормоны европейской части России были «приписаны» к нему.

В 1998 году Церковь объявила о планах строительства храма в Киеве. 23 июня 2007 года прошла церемония закладки фундамента, а 29 августа 2010 года состоялось посвящение мормонской святыни. Дом Божий расположен фактически за пределами украинской столицы, возле окружной автодороги. За несколько лет строительства мормоны окультурили и преобразовали окружающую местность, прежде бывшую неприглядным пустырём. Сегодня члены Церкви из европейской части России ездят в Киев для совершения «храмовой работы» (тем, кто хоть немного знаком с культовой практикой Святых последних дней, понятно, что речь идёт именно о «работе», а не о приятной экскурсии в сопредельную страну). В условиях непростых взаимоотношений двух славянских стран деятельность храма остаётся одной из немногих площадок, не затронутых взаимным ожесточением.

Мормонизм призывает своих последователей к социально-культурной активности. Они воплощают свои гуманитарные программы вместе со всеми людьми доброй воли: в делах милосердия и филантропии Церковь не стремится «перетянуть одеяло на себя». Отличительная черта этой благотворительности – её адресный характер, ориентированность на облегчение нужд и страданий конкретных людей. При этом миссионерство (в котором члены Церкви также весьма активны) и социальное служение всегда чётко разведены.

Вот лишь несколько инициатив, реализуемых, в частности, в России и постсоветских государствах: помощь детским домам, обеспечение нуждающихся, в том числе воинов‑интернационалистов, инвалидными креслами-колясками, обучение врачей и медсестёр приёмам реанимации новорождённых, проекты по обеспечению доступа к чистой воде (сооружение колодцев и водохранилищ, налаживание систем поставки и очистки воды).

Свидетельством зрелости российской мормонской общины стало учреждение в 2011 году Московского российского кола Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Согласно обычной практике, на территориях, где мало мормонов, действуют миссии (в их ведении находятся небольшие приходы). По мере количественного и качественного роста той или иной географической ветви Церкви, может быть организован кол – единица, примерно соответствующая епархии и обладающая значительной степенью автономии.

Термин «кол» (англ. stake) отражает веру мормонов в то, что их Церковь – преемница Израиля. В Ветхом Завете Бог даёт пророку Исайе повеление для Своего народа (Ис 54: 2): «Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои». Мормоны считают, что каждая новая полноценная территориальная община – это опорный шест для шатра-скинии Нового Израиля. Московский кол на момент своего основания стал 2964‑м аналогичным подразделением, первым в России и вторым в СНГ (после Киевского украинского кола).

  • Русско-мормонская взаимность

российские мормоны поддерживают чистоту в районеКонечно, духовная зрелость российской мормонской общины – не только плод трудов наших современников, но и следствие долгого пути «натурализации» учения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в России. При изучении свидетельств, донесённых до нас историей и литературой, приходит мысль о некой особой сопричастности и взаимодополняемости русской культуры и мормонизма.

Общаясь с профессорами-русистами из Университета Бригама Янга (крупнейший частный вуз в США, поддерживаемый Церковью), я убеждался, что их проникновение в русскую культуру – причём здесь ценятся и Достоевский, и шедевры народного декоративно-прикладного искусства, и православные духовные песнопения – было не просто глубоким и искренним. Русская традиция, с её напряжённым поиском истины и мучительными размышлениями над «вечными» вопросами бытия, оказывается созвучной всякому духовному исканию. В мормонизме же проявился целый ряд черт, привлекательных для русского религиозного сознания.

Так, в доктрине мормонизма, возникшего в «научном» XIX веке, есть замечательное сочетание чудесного и рационального; а в истории общины – романтики и прагматики. Не этим ли соединением вроде бы несоединимых начал, особым пристрастием к антиномии отмечен и многовековой путь русской духовной культуры? А почти библейская история переселения мормонов на «ничейные земли» Юты, на берега Солёного Озера, где в суровой пустыне они возводят Новый Иерусалим – Солт-Лейк-Сити – и стремятся построить жизнь на библейских началах – разве всё это не близко русской «воле к утопии», столь ярко проявившейся в судьбах некоторых групп старообрядцев и духоборов?

Удивительное сочетание в общине мормонов начал теократии и демократии, полный испытаний путь мормонских пионеров за Скалистые горы и, конечно, экзотика уклада жизни и многожёнство – всё это в ХIХ веке привлекало внимание русской читающей публики. Начиная с зари эпохи «великих реформ» Александра II в русской прессе периодически появляются публикации о мормонах. Лучшие издания того времени – «Отечественные записки», «Московский вестник», «Время», а позднее «Вестник Европы» – считали своим долгом сообщить читателям новости из Юты, где в течение нескольких десятилетий существовало фактически самостоятельное мормонское государство. Уже тогда в России появляются попытки беспристрастного исследования нового религиозного движения.

Так, автор статьи, опубликованной в «Отечественных записках» в 1857 году, хотя и полагал, что в основе веры мормонов лежит фальсификация, но с явным осуждением писал об их преследователях. По мнению русского журналиста, негативное отношение американского общества к Церкви объясняется англо-саксонской нетерпимостью: «Образовав особое политическое устройство, мормоны доказали тем, что они недовольны американскими учреждениями: этого не забудет республиканец свободных штатов; южный владетель рабов не может простить мормонам, что они презирают свойственное тому краю учреждение рабства и что они осмелились даже противодействовать этому. Англосаксонец питает отвращение даже к обычаям ежедневной жизни, различным от его обычаев, и он не может допустить их в своей собственной стране».

Многие русские «властители дум» XIX – начала XX столетия уделяли внимание мормонизму. О нём писали социалист-романтик А. Бенни и философ Вл. Соловьёв, упоминали Н. Лесков, Н. Фёдоров, Л. Толстой.

Ф. М. Достоевский в «Зимних заметках о летних впечатлениях» отмечает в «мормоновщине» некий духовный «эскиепизм», побег из бездушного капиталистического царства Ваала.

Л. Н. Толстой имел в домашней библиотеке Книгу Мормона и биографию Джозефа Смита и внимательно изучал материалы о мормонизме (об этом говорят, в частности, его дневниковые записи от января 1889 года). Любопытный факт: дочь писателя Александру Львовну (она единственная из родных, с кем был духовно близок Толстой в последние годы жизни) тепло и дружелюбно встретили в Юте после того, как в 1929 году она была вынуждена покинуть СССР и двумя годами позднее обосновалась в США.

В своих мемуарах Александра Львовна посвятила целую главу пребыванию «в царстве мормонов» – потомков пионеров, «сильных, но страшных людей».

Интересно, как принимала Толстую публика в Солт-Лейк-Сити. Здесь имела место бесхитростная попытка ободрить выступавшую: «Лекцию я читала в мормонском храме, – вспоминала Александра Львовна, – в котором помещалось 2–3 тысячи людей… Я посмотрела вниз, увидела эту огромную толпу и… испугалась. Заиграл орган… «Боже, Царя храни!». И мне вдруг стало весело. «Для меня, русской, национальный гимн играют, – думала я. – Как мило с их стороны». Вот прошло ещё несколько минут, и страх мой совсем рассеялся… орган весело играл «Очи чёрные!». «Очи чёрные, очи страстные, очи жгучие и прекрасные», – пела я внутри себя. Знает ли мормонский пастор слова этого романса, знает ли он, что это цыганский романс, исполнявшийся во всех русских кабаках?»

  • От первого крещения до первой общины

Первые «настоящие» мормоны появились в России лишь в самом конце XIX века. Хотя известно, что за год до своей гибели, в 1843 году, Джозеф Смит благословил двух своих сподвижников – О. Хайда и Дж.Дж. Адамса – на служение в Санкт-Петербурге. Однако очередная волна преследований не позволила Церкви начать миссионерскую работу в России. В 1859 году апостол (официальное церковное звание) Орсон Пратт, выдающийся мормонский теолог, предсказал, что «даже в России, где религия установлена законом, будет проповедано Евангелие Иисуса Христа. Да, Церковь Святых будет организована там…». Мормонские миссионеры в 1880‑х годах сообщали о проживавших в Турецкой империи (в г. Яффа) русских, принявших «восстановленное Евангелие».

В 1895 году Церковь обрела, наконец, первых своих членов в России. Золотых дел мастер Йохан Линдлоф услышал проповедь о пророческой миссии Джозефа Смита в своей родной Финляндии. Переехав в Петербург, он регулярно переписывался с главой Скандинавской миссии Церкви. Лишь через 16 лет в столицу России был послан мормонский старейшина Август Джоэл Хоглунд. 11 июня он крестил в Неве Йохана и его супругу Алму Августу. Исторические подтверждения тому, что были и другие российские семьи, приобщившиеся к мормонизму, пока не получены. Поиск документальных данных продолжается…

В относительно спокойные дореволюционные годы члены Церкви старались навещать мор­мо­нов‑петер­буржцев. В 1903 году апостол Церкви Фрэнсис М. Лайман в сопровождении двух старейшин прочитал молитвы освящения Российской земли – вначале в Летнем саду в Санкт-Петербурге, а спустя три дня – у Кремлёвской стены в Москве. М. Лайман рассказывал: «Я вознёс молитву за Россию, за царя, правительство и народ, чтобы они были готовы принять Евангелие… Мы молились о том, чтобы двери жизни и спасения открылись для всех народов огромной империи. С этой целью мы повернули эти ключи молитвой веры…».

В мормонской историософии символическому визиту Лаймана и его посвятительной молитве – «повороту ключа» – придаётся пророческое значение. Однако формирование полноценной российской национальной общины Церкви произошло лишь в самом конце XX века. В советскую эпоху по понятным причинам контакты мормонов с Россией не могли развиваться, хотя именно в этот период был осуществлён перевод Книги Мормона на русский язык. Его выполнил Андре (Андрей) Анастасьон – выходец из Одессы, эмигрант первой волны, принявший крещение в Церкви в 1918 году. Перевод был в целом закончен в 1966 году, но его доработка продолжалась до 1981 года. При всех достоинствах, подготовленный Анастасьоном текст составлялся в отрыве от живой русской языковой среды и в сильной зависимости от синодального перевода Библии. Именно поэтому потребовалась его модернизация. С 2012 года издаётся обновлённая русская версия перевода Книги Мормона.

С конца 1989‑го – начала 1990 года шло активное проповедническое служение Церкви в Москве, Ленинграде, Выборге, Таллине. 3 февраля 1990 года состоялось первое крещение в обновлённой России. 13 сентября того же года ленинградский приход был зарегистрирован на муниципальном уровне, а 28 мая 1991 года Российская Федерация официально признала Церковь Иисуса Христа Святых последних дней законно действующей конфессией на своей территории.

Таковы основные вехи истории мормонизма в России. Кто-то, конечно, волен увидеть здесь блестяще реализованный проект по проникновению заморской секты в страну. Однако у веры свои законы. Один из самых известных среди них таков: «по плодам их узнаете их» (Мф 7: 20). Размышляя о феномене Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, доверять всё же в первую очередь надо не «страшилкам», а свидетельствам дел, которые предоставляют нам история и современность. И тогда, возможно, мы поймём, что Господь нам послал не худших соседей.

 

Источник: Наука и религия

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100