Регистрация / Вход



"ЕЛЕНА ГРОЗНАЯ"

Печать

Глеб СТАШКОВ

 

реконструкция прижизненного облика Елены ГлинскойВеликую княгиню Елену Глинскую, жизнь которой уместилась в короткие 30 лет (1508-1538), в основном помнят как мать Ивана Грозного. Между тем она была и без того женщиной неординарной — так, Михаил Ломоносов отмечал, что Елена Глинская показала себя умелой и мудрой правительницей…

 

«Неправильная» жена

Великий князь Московский Василий III первым браком был женат на Соломонии Сабуровой. К выбору жены отнеслись серьёзно — объявили перепись невест. Доставили ко двору 500 девушек.

Их осматривают. Причём, по словам осведомлённого иностранца, «с такой тщательностью, что дозволяется ощупать и исследовать даже более сокровенное». Правда, щупает не жених, а его доверенные лица.

Сколько ни щупали, всё равно просчитались. Брак оказался бездетным. 20 лет прожили вместе, а детей нет.

Как уверяет летописец, Василий III начал плакать. На кого, говорит, я похож? На птиц не похож, ибо они плодовиты. И на зверей не похож, ибо они плодовиты. И на землю не похож, ибо она плодовита.

Бояре поняли, что так князь может сто лет перечислять, на кого он не похож, и изрекли: «Неплодную смоковницу посекают и измещут из винограда».

Духовенство, естественно, выступало против развода. Тогда Василий завёл на жену уголовное дело. По обвинению в колдовстве. Она, дескать, прыскала заговоренной водой на его «порты».

Соломонии велели постричься в монахини. Она не хотела. Некий Иван Шигона хлопнул ей по физиономии. Соломония поинтересовалась, по чьему приказу он её бьёт. «По приказу государя», — ответил Шигона. Через неделю её постригли, а Шигона сделал головокружительную карьеру.

Василий III взял себе в жены Елену Глинскую. Довольно странный выбор. Глинские — князья из Литвы, хотя происходили они из татар. Дядя Елены — Михаил Глинский — выдающийся авантюрист. Он долго жил в Европе и служил там всем подряд. Потом рассорился с королём Сигизмундом и поднял мятеж. Бежал в Москву.

Здесь ему обещали отдать в вотчину Смоленск, да не отдали. Глинский переметнулся на сторону Сигизмунда. Его поймали и посадили в тюрьму. Из 20 лет пребывания в России 13 он провёл в тюрьме.

Когда Глинский бежал в Москву, то захватил с собой племянницу Елену. На ней-то и остановил свой выбор Василий III. С одной стороны, она была чужеземка. К тому же из семьи «врага народа». С другой стороны, девушка была мила и необычна, поскольку воспитывалась по-европейски.

 

Борода ради любви

Василий III полюбил жену. На момент свадьбы Василию было 47 лет, а красавице Елене — 18. Недаром летописец прямо говорит, что государь прельстился красотой её лица и фигуры (женился «лепоты ради ея лица и благообразия возраста»). И ради неё совершил неслыханное — сбрил бороду. Таких жертв московские князья до сих пор ещё не приносили. Недаром белозерские монахи называли этот брак блудодеянием. Через 4 года после свадьбы у Елены и Василия родился наследник, будущий царь всея Руси Иван IV. Теперь Василий III разом стал похож и на птицу, и на зверя, и на землю — ибо они плодовиты.

Но до государственных дел он жену не допускал. А потом и вовсе помер. А перед смертью назначил опекунов над малолетним сыном Иваном, будущим Грозным. Среди опекунов главную роль играли Михаил Глинский и Андрей Старицкий, младший брат Василия III.

У опекунов дел хватало. У Василия III был ещё один брат — Юрий. Все думали, что он поднимет мятеж, чтобы, как говорится, самому царствовать и всем вла-дети. Поэтому его схватили и посадили в тюрьму. Где он через 2 года умер «страдальческою смертью, гладною нужею».

Порядка в связи с этим не прибавилось. «Бояре там едва не режут друг друга ножами», — сообщали польские наблюдатели. Против опекунов выступил князь Иван Овчина-Телепнёв-Оболенский. Он был талантливым полководцем и фаворитом Елены Глинской. Поговаривали, будто именно Овчина является настоящим отцом Ивана Грозного, но это навряд ли.

Елене пришлось выбирать между фаворитом и дядей — Михаилом Глинским. Она, конечно, выбрала фаворита. А дядю посадили в тюрьму и уморили.

Но оставался ещё Андрей Старицкий, любимый брат покойного государя. Он удалился в Старицу и ждал опалы. При этом всячески демонстрируя лояльность. Все свои войска он отправил на государеву службу в Москву.

— Ну и дурак, — рассудили Елена с Овчиной. И двинули войска на Старицу.

Андрей бежал в Новгород. По дороге он мог бы сбежать в Литву, но решил взбунтовать новгородцев против узурпаторов — Елены и Овчины. Разумеется, без успеха.

Андрею обещали прощение. Он поверил и заявился в Москву, где его «посадили в заточенье на смерть». На него надели какую-то «шляпу железную». Наверное, нечто вроде французской «железной маски». В общем, за полгода его уморили.

 

Единоличный трон

Елена Глинская стала единоличной правительницей. Естественно, вместе с Овчиной. За 4 года она даже сделала кое-что полезное. Скажем, ввела единую для всей страны монету — копейку.

За образец взяли новгородскую деньгу, на которой был изображён всадник с копьём. На московской монете — «саблянице» — всадник был с саблей. Заметим, что остановились на новгородской деньге. Потому что московское всегда некачественное. Но Москва почему-то всегда побеждает.

И вообще, у Елены был сильный характер, она умела побеждать. Так, король польский и великий князь литовский Сигизмунд I обманулся в расчётах на внутренние смуты и бессилие государства, руководимого женщиной: он начал в 1534 году войну против России и проиграл её. Елена добилась от Сигизмунда выгодного для Московского государства мира (по перемирию 1536-1537 годов в составе Московии остались Черниговская и Стародубская земли, а Гомель и Любеч остались за исторической Литвой). В свою очередь, Елена обязала Швецию не помогать Ливонскому ордену и Литве.

В 1538 году 30-летняя Елена умерла. Возможно, её отравили. Овчине, понятное дело, не поздоровилось: «…умориша его гладом и тягостию железною, а сестру его Аграфену сослаша в Каргополь и тамо её постригоша в черници».

Бояре радовались. Но не очень долго. Пока не подрос Иван Грозный. Который, конечно, был великим реформатором. До него политический процесс носил какой-то вялый характер — посадили да уморили. Грозный придал процессу динамизм. Сразу казнил, без ненужных формальностей.

 

Гастарбайтеры Московской Руси

Внутренняя политика Елены Глинской была довольно активной. Подобно княгине Ольге, основавшей в 10-м веке множество новых поселений, Елена Васильевна отдала приказ о построении городов на литовских границах. Она восстановила Устюг и Ярославль, а в Москве в 1535 году строителем Петром Фрязиным была заложена каменная Китайгородская стена. В годы правления Глинской была сделана попытка изменить и систему местного управления, что предвосхитило будущие реформы Ивана IV. В результате в Московию, прельщенные возможностью заработать, поехали эмигранты из других стран. Например, только из Литвы выехало 300 семей. Однако наиболее крупным мероприятием внутренней политики Глинской была монетная реформа 1535 года, приведшая к унификации денежного обращения в стране и преодолению последствий раздробленности.

Ислледования останков княгини указывают в качестве причины её смерти отравление ядом — ртутью. Однако большинство российских историков считают, что Елена не была отравлена, потому что её сын Иван Грозный никогда нигде не писал о том, что мать умерла насильственной смертью. А если бы у Грозного были хоть малейшие подозрения в этом, можете не сомневаться — он бы обязательно докопался до истины.

Глинская упокоилась в Вознесенском женском монастыре в Московском Кремле. В 1990-х была проведена реконструкция её внешности. Лицо княгини имело мягкие черты. Она была довольно высокой для женщин того времени — около 165 сантиметров. Одним словом — настоящая царица!

 

Источник: Загадки истории

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал